электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Актуальная проблема:

Тема номера

   

Архив статей 2013 г.

 

Методология программы курса повышения квалификации педагогов Республики Казахстан в контексте развития функциональной грамотности школьников

№ 2 (123) февраль 2013г.


С.Д. МУКАНОВА, директор Карагандинского областного Института повышения квалификации педагогических работников АО «Национальный центр повышения квалификации Өрлеу», д.п.н., профессор

 

Развитие казахстанского школьного образования осуществляется в соответствии с Государственной программой развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы.

Государственная программа, являясь организационной основой государственной политики в сфере отечественного образования, определяет изменения в целях, содержании и технологиях образования и воспитания, структуре школы, системе управления, организационно-правовых формах субъектов образовательной деятельности, в финансовых механизмах развития уровней начального, основного среднего и общего среднего образования [1].

Модернизация школьного образования Казахстана на предстоящее десятилетие ориентирована на следующие приоритеты:

- образование для мира и согласия;
- образование для всех;
- образование для жизни и труда;
- образование в течение всей жизни;
- образование как открытая система.

Одним из инновационных инструментов реализации идей Государственной программы рассматривается институционализация нового содержания повышения квалификации педагогов Казахстана в лице Акционерного общества «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу», его республиканского и 16 региональных филиалов.

Содержательная основа обновленной системы повышения квалификации педагогов представлена Программой курса повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан (далее – Программа курсов), разработку которой обеспечил АОО «Назарбаев интеллектуальные школы» через совместную деятельность в 2012 году Центра педагогического мастерства и Кембриджского университета [2].

Программа курсов только получила старт к реализации в Казахстане. Рано говорить о системных изменениях в образовательной сфере. Вместе с тем, рассмотрим методологию Программы курсов с позиций возможности реализации стратегических целей модернизации отечественного школьного образования, в частности, с учетом задачи формирования и развития функциональной грамотности учащихся.

Под методологией Программы курса мы будем понимать систему принципов и подходов к отбору и внедрению содержания обучения педагогов в ходе повышения их квалификации в рамках трехмесячных курсов, реализуемых АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу».

В Послании Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана от 27 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» отмечено: «Образование должно давать не только знания, но и умения их использовать в процессе социальной адаптации». Главой государства актуализирована необходимость дальнейшего развития функциональной грамотности школьников.

Национальным планом развития функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы (далее – Национальный план) одним из результатов образования рассматривается функциональная грамотность учащихся [3]. Под функциональной грамотностью школьников понимается результат овладения учащимися системой ключевых компетенций, позволяющих эффективно применять усвоенные знания в практической ситуации и успешно использовать в процессе социальной адаптации. А это, в свою очередь, будет способствовать формированию успешной личности.

Как отмечено в выступлении Министра образования и науки Республики Казахстан Жумагулова Б.Т. на заседании Правительства Республики Казахстан 11 сентября 2012 года, «национальный план определяет не только конкретную цель – использование знаний на практике, но и является одной из основ коренной смены парадигмы среднего образования. Это «тройной прыжок» от традиционной модели школы к рациональной и затем к самой современной – феноменальной модели, основанной на роли личности ребенка и являющейся сегодня ведущим мировым трендом» [4].

В Национальном плане указано, что организация школьного образования с точки зрения обеспечения функциональной грамотности в странах, стабильно лидирующих в исследовании учебных достижений учащихся (Австралия, Великобритания, Финляндия, Япония, Новая Зеландия, Италия, Южная Корея, Сингапур и др.), осуществляется с учетом развития ряда аспектов, сторон образовательной среды:

содержание образования (национальные
- стандарты, учебные программы, учебники);
- система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся;
- формы и методы обучения;
- модель управления школой (реализация модели общественно-государственной формы, высокий уровень автономии школ в регулировании учебного плана) и другие.

Национальным планом определена необходимость внедрения эффективных форм и методов обучения с целью формирования «основ логического, критического и конструктивного мышления, обеспечивающего успешность достижения образовательных результатов, умение применять полученные знания в учебной и практической деятельности» [3].

Современный мир , действительность характеризуются интенсивностью, отсутствием однозначности определения и решения проблем, креативностью в решении задач, информационной насыщенностью. Обучение, как процесс введения учащегося в этот мир, чтобы быть успешным, также должно иметь эти характеристики.

Программа курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан, выстроенная на теоретических основах педагогики, психологии и теории управления, согласованная с ключевыми принципами рекомендаций ЮНЕСКО И ОЭСР по развитию у учащихся функциональной грамотности, направлена на развитие казахстанского учителя, подготовку его к работе в классе с учетом изменений образовательных целей и задач.

Подготовка учителя к работе по формированию функциональной грамотности школьников определена целями Программы курса: «Обеспечение учителей знаниями и практической готовностью по организации процесса обучения, способствующего формированию у учащихся навыков самостоятельного обучения, саморегуляции; становлению их активными гражданами и специалистами, компетентными в сфере информационных технологий, способными к конструктивному диалогу в различных аудиториях, успешному функционированию в современном мире».

Одна из задач Программы курса предполагает формирование у учителя навыков рефлексивного мышления, планирования процесса преподавания, вовлечения учащихся в процесс обучения.

Решающим фактором европейской конкурентоспособности – согласно официальным документам Европейской комиссии – является обучение исследовательской деятельности [5]. Программа курса направлена на подготовку учителя к реализации функций проектирования, конструирования, организации исследований, общения и другие.

Ожидаемым результатом внедрения Программы курса через Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» является готовность учителя к активному функционированию в рамках педагогического коллектива школы на основе концептуального понимания и практических навыков, полученных через содержание семи модулей

Программы курса:
- Новые подходы в преподавании и обучении.
- Обучение критическому мышлению.
- Оценивание для обучения и оценивание обучения.
- Использование информационно - коммуникационных технологий в преподавании и обучении.
- Обучение талантливых и одаренных учеников.
- Преподавание и о бучение в соответствии с возрастными особенностями учеников.
- Управление и лидерство в обучении.

Очевидно, этот ожидаемый результат внедрения Программы курса можно рассматривать весьма перспективным, как с точки зрения создания педагогических условий формирования функциональной грамотности школьников, так и с точки зрения профессионального развития педагогов Казахстана в целом.

Научно-теоретической основой содержания Программы курса служат конструктивистские взгляды на содержание и процесс обучения. Конструктивизм исходит из того, что обучение – это активный процесс, в ходе которого ученик активно конструирует знания на основе собственного опыта; не получает идеи, а создает их.

Согласно Программе курса, современный учитель должен «развить… понимание предмета учеником, обеспечив использование и применение им знаний вне класса», должен организовать занятия «в соответствии с задачами развития знаний, идей, навыков, учеников», должен предоставить возможность ученику «продемонстрировать свои знания по изучаемой теме», «подвергнуть сомнению отдельные предположения, скорректировать убеждения и сформировать новое понимание».

Приоритетом Программы курса, а мы назовем это, с учетом задач развития школьного образования, ценностями Программы курса, являются вовлечение учителя в активную исследовательскую и дискуссионную деятельность совместно с коллегами и тренерами.

Структура Программы курса в виде чтения и размышления, профессиональных консультаций, работы в аутентичных классах направлена на продуктивную работу по освоению форм и методов обучения, которые должны способствовать установлению партнерских и дружелюбных отношений между учителем и учениками как субъектами образовательного процесса.

Таким образом, анализ методологии Программы курса повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан позволяет сделать вывод о системности, научности, объективности положений, которые легли в основу содержания Программы курса.

Без сомнения, успешная реализация Программы курса будет способствовать подготовке учителя к изменению самого себя, школы, дальнейшему совершенствованию системы повышения квалификации педагогов республики.

С учетом вышеуказанного Программу курса повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан третьего (базового) уровня, реализация которого осуществлена в 16 областных, городов Астана и Алматы Институтах повышения квалификации педагогических работников АО «НЦПК Өрлеу» в рамках двух сессий (потоков): 9 апреля – 23 июня, 29 октября – 25 ноября 2012 года, можно рассматривать в качестве инновационного инструмента подготовки казахстанских педагогов к обеспечению реализации основных положений Национального плана развития функциональной грамотности школьников на 2012- 2016 годы, а в целом – подготовки критической массы учителей, способных изменить образовательный процесс и окружающую действительность.


Литература:

[1] Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы, утвержденная Указом Президента Республики от 7 декабря 2010 года №1118.

[2] Программа курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан. Третий (базовый) уровень. – Астана: АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012

[3] Национальный план развития функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы, утвержденный постановлением Правительства Республики Казахстан от 25 июня 2012 года №832

[4] http://www.testent.ru/news/nacionalnyj_plan_ dejstvij_po_razvitiju_funkcionalnoj_gramotnosti_ shkolnikov_na_2012_2016/2012-09-11-945 (2.11.2012г.)

[5] Developing Foresight for the Development of Higher Education: Research Relations in the Perspective of the European Research Area (ERA) / by Prof. Etienna Bourgeois // Final Report of Strata-Etan Expert Group. Brussels: European Commission Directorate-General for Research. Unit RTD-K.2 2002/

 

Тема номера









 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
Погодный информер
YoWindow.com yr.no