электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Актуальная проблема:

Тема номера

   

Архив статей 2013 г.

 

Выступление Министра образования и науки РК Б.Т. Жумагулова на заседании Правительства РК Астана, 26 марта 2013 года

№ 4 (125) апрель 2013г.


 

Уважаемый Серик Ныгметович!

Уважаемые коллеги!

Подробные материалы по выполнению Государственной программы раз- вития образования за 2 года участникам розданы. В данном выступлении остановлюсь на главном. Прежде всего, отмечу, что программа выполняется успешно. Все целевые индикаторы на данный период достигнуты, а ряд из них даже перевыполнен, по ним мы идем с опережением. Соответствующие цифры подробно приведены в раздаточном материале и на слайдах. Для этого проведена масштабная нормотворческая работа. Законодательство в сфере науки и образования практически полностью обновлено. Приняты 257 правовых актов. В их числе 9 законов, 141 постановление Правительства, 107 нормативных приказов Министерства.

Уважаемые коллеги!

Успешное выполнение программы стало возможным в силу двух важнейших факторов.

Во-первых, создана солидная законодательная база. Во-вторых, по всем ключевым направлениям выработаны принципиально новые практические механизмы, проведена серьезная институциональная модернизация. К примеру, в высшем образовании принята новая классификация вузов, и на этой основе идет оптимизация вузовской сети. Полностью изменена система управления техническим и профессиональным образованием.

В среднем образовании мы завершаем подготовку к переходу на 12-летнее обучение, создали принципиально новую систему повышения квалификации педагогов, национальный контроль качества образования. Начато внедрение электронного обучения. С сентября этого года стартует пилотный проект подушевого финансирования в среднем образовании, внедрение полиязычия с изучением английского языка с 1 класса и т.д. Полный запуск всех этих механизмов даст качественные изменения во всей системе образования Казахстана. Начало этим изменениям уже положено.

В системе дошкольного воспитания по охвату детей у нас идет опережение плана. С 2010 года число дошкольных организаций увеличилось почти вдвое, до 8590, их прирост составил более 4000. Здесь хорошо поработали акиматы. Создан довольно эффективный формат межведомственного контроля и взаимодействия МОН с местными государственными органами. Запущены механизмы государственно-частного партнерства. Большую роль сыграло внедрение подушевого финансирования. В результате только за 2012 год число частных детских садов выросло в 1,7 раза – с 449 до 753 и составило 24% от общего числа.

Главная задача предстоящего периода – выполнение поручения Главы государства о достижении 100% охвата. Думаю, вполне реально обеспечить полный охват детей 3-6 лет уже к 2017 году и далее раздвигать его рамки в сторону охвата младших возрастов. Для этого нашим с вами ориентиром должно стать не только строительство новых детских садов, но и еще более интенсивное государственно-частное партнерство, а также совершенствование услуг миницентров. Здесь есть большой резерв – пока полный день пребывания детей обеспечивают менее половины миницентров. Такое положение мы уже выправляем. Это делается в интересах населения и занятости казахстанцев, прежде всего – матерей.

Второй важнейшей задачей является переход на новое качество дошкольного воспитания – а это раннее обучение, успешно используемое в странах ОЭСР с 2000 года. Мы уже приступили к его проработке. Анализируем мировой опыт, вырабатываем механизмы его адаптации к нашим условиям и новую методологию.

В среднем образовании мы активно продвигаемся к 12-летнему обучению, завершаем его апробацию в 104 школах. И с 2015 года начнем полный пере- вод школ на 12-летний цикл. При этом наряду с наработкой методологической базы 12-летнего об- учения коренным образом пересмотрели и приняли новый стандарт 11-летней подготовки. Ведь в переходный период по этому стандарту будет учиться еще значительная часть школьников – вплоть до 2019 года. Они тоже должны получать образование нового качества.

По квалификации учителей индикатор Госпрограммы мы также перевыполняем, уже превысили план 2013 года. Теперь ключевое значение будет иметь повышение квалификации по новой 3-месяч- ной системе, разработанной НИШ совместно с Кембриджским университетом. За 2 года через новую систему прошли около 8 тыс. педагогов, и они уже получают серьезные надбавки к заработной плате.

Следующий принципиальный шаг в этом деле мы связываем с внедрением подушевого финансирования. В разработанной нами модели такой механизм позволит не только выровнять расходы на обучение по регионам, но и дать новый инструмент материального стимулирования педагогов. Он даст реальную заинтересованность школ и учителей в качестве своей работы. Тогда мы сможем рассчитывать и на рост качества обучения наших детей.

В этой связи Министерство готовит принципиально новое предложение по дифференцированному повышению заработной платы педагогов. Потребуются и законодательные изменения в связи с переходом школ на новый режим хозяйственного ведения.

В целом подушевое финансирование откроет совершенно новые возможности. Обеспечит прозрачность и эффективность расходов. Введет элементы конкурентности. Создаст базу для развития в перспективе государственно-частного партнерства. И даст хороший инструмент проведения единой государственной политики в среднем образовании. Запланированными темпами идет реализация проекта электронного обучения.

Первые результаты уже показали 15%-ное повышение успеваемости. Это соответствует мировой практике, значит, мы движемся правильно. И, что немаловажно, в данной сфере уже задействовано порядка 1 млн. человек – ученики, педагоги, родители и т.д.

В свете того, что в мировой практике такое обучение очень быстро развивается и модифицируется, мы внесли предложение существенно ускорить проект.

Завершить его не в 2020, а уже в 2016 году. Данный вопрос недавно рассматривался в Правительстве.

И, безусловно, крайне важной задачей для нас является прямое поручение Главы государства о ликвидации аварийных, трехсменных школ и дефицита мест. Если в 2011 году для этого была введена только 21 школа, то в 2012 – уже 56.

На предстоящий период все планируемые к строительству школы нацелены исключительно на решение данной задачи. И мы готовим предложение в Правительство по дополнительному строительству школ. Нам предстоит существенно укрепить взаимодействие с местными органами, мониторинг и координацию капитального ремонта и других системных мер в этом деле.

В техническом и профессиональном образовании самое главное – это принципиальный прогресс во взаимодействии с работодателями. Теперь они задействованы на всех ключевых участках – в Национальном и региональных советах, управлении организациями ТиПО, разработке профстандартов и т.д. На базе объединений работодателей созданы 3 центра подтверждения квалификации. Начато развитие дуальной системы обучения, в ней уже задействовано более 100 предприятий. Это уже сказывается на росте качества, востребованности и трудоустройстве специалистов.

Одним из важнейших вопросов на предстоящий период является кадровое обеспечение ТиПО квалифицированными мастерами производственного обучения. Сейчас их заработная плата в разы меньше, чем на производстве, и удержать специалистов в ТиПО трудно. Поэтому мы подготовили предложение о выделении дополнительно 1,6 млрд. тенге из РБ для привлечения в ТиПО 1620 специалистов производства. Такое целевое стимулирование поможет нам кардинально решить эту задачу.

Большая работа проведена в сфере высшего образования. Здесь, как и на других уровнях образования, все задания Госпрограммы решаются успешно. Во всех вузах внедрена кредитная технология, рас- ширяется академическая свобода и автономия вузов.

Впервые начата государственная поддержка академической и научной мобильности и т.д.

По поручению Главы государства проводится оптимизация вузов. На сегодня число вузов сокращено с 149 до 136 путем их укрупнения. Практика показывает, что большая часть коммерческих вузов не выдерживает планку по качеству образования. Поэтому в течение ближайших 3-х лет планируется сократить их число с 66 до 30. К этому мы подходим очень ответственно, исходя из новых требований к вузам. Проводим самый детальный анализ по материальной базе, преподавательскому составу, востребованности выпускников и т.д. И единственной целью оптимизации считаем обеспечение необходимого качества подготовки. Поэтому вузы в результате укрупнения существенно повышают свой потенциал и способны обеспечить конкурентоспособность выпускаемых специалистов. Причем все студенты объединяемых вузов должны продолжить свое обучение – это однозначное требование.

Не исключается оптимизация и государственных вузов, особенно в свете поручения Главы государства об их специализации на потребности регионов. В итоге в ближайшие 2 года общее число вузов страны станет около 100. Это позволит нам выйти на принятый в развитых странах показатель числа вузов по отношению к населению.

В итоге в большинстве регионов Казахстана будет по 1 государственному и 1 крупному част- ному вузу.

Особой нашей заботой является востребованность специалистов. Для этого Министерство ежегодно корректирует госзаказ в соответствии с потребностями рынка труда и ФИИР. И, естественно, на востребованность существенно влияет качество об- учения. Здесь у нас теперь подключены еще 2 новых механизма – академическая мобильность в лучших университетах мира и приглашение ежегодно около 1000 лучших зарубежных профессоров. Результатом является рост трудоустройства выпускников – в 2010 году 60%, в 2012 – 65%, а к 2015 году выйдем на уровень 78%.

Выполняется поручение Главы государства об усилении инновационной роли вузов.

Более чем в 2 раза выше плановой стала доля вузов, создавших подразделения научных, проектно- конструкторских организаций. Теперь нужен реальный научно-инновационный выход. А это можно сделать, только наладив эффективное взаимодействие вузов с бизнесом. Оно нужно и для решения других важных задач – востребованности специалистов, обеспечения студентов производственной практикой, которая будет закреплена законодательно, и т.д.

Здесь большой спектр вопросов, и решать их нам надо сообща – с участием МИО, работодателей, новых механизмов ГЧП. Поэтому полагаю полезным МОН совместно с МЭБП и МФ проработать вопрос внедрения дополнительных стимулов для бизнеса, участвующего в ГЧП в сфере образования. И думаю, что к решению вопросов специализации вузов, востребованности выпускников, взаимодействия с бизнесом целесообразно подключить Региональные советы по подготовке кадров.

И несколько слов о науке.

За 2 года здесь внедрены принципиально новые законодательные основы, модель управления, механизмы финансирования и подготовки кадров. Могу отметить, как минимум, два важнейших результата. Во-первых, удалось переломить тенденцию старения и сокращения кадрового потенциала. В науку пошла молодежь.

И если при старой системе защит в науке оста- вались только 4% защищенных кандидатов и док- торов, то теперь – 90% подготовленных по новой системе докторов PhD. В результате начался заметный рост кадров науки. И резко повысился вклад наших ученых в мировую науку. Число публикаций в авторитетных международных журналах возросло более чем в 2 раза. Теперь главная задача, поставленная перед нами Президентом страны, – обеспечить реальный вклад науки в экономику, в развитие Казахстана. И в этом направлении мы концентрируем максимум усилий.

Уважаемый Серик Ныгметович!

Позвольте заверить, что все задачи Государственной программы развития образования будут и дальше выполняться не менее успешно.

Спасибо за внимание.

Источник: http://www.edu.gov.kz/ru/press_sluzhba/vystuplenija_ministra/vystuplenie/?tx_ttnews [tt_news]=4621&cHash=dd3b8 217f5527a97af08e95de8de11b8

 

Тема номера









 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
Погодный информер
YoWindow.com yr.no