электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Актуальная проблема:

Тема номера

   

Архив статей 2013 г.

 

Развитие компетенций учащихся как приоритетная задача современного образования

№ 4 (125) апрель 2013г.


М.Ж. ДЖАДРИНА, д. п.н., профессор, ст. менеджер ДОПиП АОО "Назарбаев Интеллектуальные Школы",
А.И. ЧОКУШЕВА, Институт повышения квалификации педагогических работников по Алматинской области. Заместитель директора по научно- методической работе.

 

Новые ориентиры в образовании актуализируют проблему развития компетенций как основы для достижения учащимися более качественных результатов. В связи с этим предъявляются новые требования к качеству результатов обучения в школе, которое должно определяться не количеством усвоенных учащимися знаний, а их способностью использовать усвоенные знания для принятия решений в заданном контексте, для организации своей деятельности в той или иной ситуации (учебной, жизненной). В условиях школы обучение учащихся применению приобретенных предметных знаний, умений и навыков возможно при создании учебных ситуаций, направленных на решение той или иной проблемы. Учащиеся при решении какой-либо проблемы учебного характера приобретают опыт организации своей деятельности в реальных жизненных ситуациях, готовность к активной деятельности. Способность учащегося к интеграции необходимых знаний, умений и навыков любой предметной области с накопленным жизненным опытом (пусть небольшим) является главным механизмом развития компетенций в условия формального образования.

Развитие компетенций учащихся как ключевой проблемы в организации учебного процесса в новом контексте должно осуществляться сред- ствами учебных дисциплин. В связи с этим мы придерживаемся такой научной позиции, согласно которой любая компетенция не существует изолированно и не может быть первоначально сформирована, а затем развиваться без предметного содержания [1, с.96]. Данное утверждение является исходной позицией нашего исследования и служит основой в развитии компетенций учащихся средствами учебных дисциплин. Под средствами учебных дисциплин нами подразумевается состав традиционно сложившейся методической системы обучения каждой учебной дисциплины.

Как известно, обучение каждой учебной дисциплине осуществляется на основе таких компонентов методической системы, как цель, содержание, методы, формы, средства. Иначе говоря, методическая система обучения каждой дисциплины должна быть усилена с точки зрения современных требований к организации образовательного процесса, превращена в средство развития компетенций учащихся и тем самым должна служить инструментом организации учебного процесса в рамке компетентностного подхода.

Под компетентностным подходом в учебном процессе нами подразумевается совокупность условий, обеспечивающих усвоение учащимися не только предметных знаний, умений и навыков, но и компетенций, которые как результаты образования позволят действовать эффективно в ситуациях, связанных с учебой, личной и общественной жизнью.

В свою очередь, компетенция как сложная деятельность состоит из действий, содержательную основу которых составляют те или иные предметные знания, умения и навыки, в совокупности интегрирующиеся учащимися для успешного решения ситуации в заданном контексте.

Теоретической основой развития компетенций учащихся средствами учебных дисциплин нами определена теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина, З.А.Решетова и др.). Ориентировочные основы действия (ООД) в теории поэтапного формирования умственных действий, являясь частью теории деятельности в целом, сохраняют свою значимость и для развития компетенций. В сущности, развитие компетенций является естественным продолжением процесса усвоения предметных ЗУНов и использования их в жизни. Компетенция и процесс развития являются отражением именно той части этого непрерывного процесса усвоения предметных ЗУНов, которая связана с организацией их использования в реальной практике. При этом следует отметить, что традиционно ориентировочные основы действия теории поэтапного формирования умственных действий использовались для организации усвоения учащимися предметных знаний, а также знаний, способов действий, т.е. умений и навыков. Продолжением этого процесса является развитие компетенций.

Аналитический обзор научной литературы по- казал, что существуют различные классификации компетенций и нет однозначного подхода к ним. Одни детализируют, другие укрупняют и формулируют с позиции теоретических положений. В этой связи в нашем исследовании мы руководствуемся классификацией, представленной в основных положениях ГОСО 12-летнего образования, утвержденного МОН РК в декабре 2008 года: 1) информационная компетенция; 2) коммуникативная компетенция; 3) компетенция решения проблем [5, с.12]. Эти компетенции рассматриваются как ключевые, так как они имеют надпредметный характер, являются основой деятельности в любой предметной области. Каждая из этих ключевых компетенций является сложноорганизованной деятельностью, состоящей из многих действий, содержательная основа которых может меняться в зависимости от предметной области, конкретного контекста. Следовательно, ключевые компетенции первоначально формируются и далее развиваются не сами по себе в чистом виде, а на основе предметного содержания образования отдельных учебных дисциплин. Это значит, что вся методическая система обучения отдельных учебных дисциплин должна быть подчинена не только усвоению предметных ЗУНов, но и использованию их для развития ключевых компетенций. Следовательно, каждый компонент методической системы обучения ориентирован на достижение учащимися конечного результата, а именно: владение ключевыми компетенциями. При этом предметные ЗУНы не теряют свою значимость, хотя они не фигурируют как конечные результаты обучения. Однако их роль как средств развития ключевых компетенций позволяет перевести предметные знания от состояния простого запоминания, воспроизведения на репродуктивном уровне к активному использованию в разных контекстах на продуктивном уровне. Такой подход к использованию средств учебных дисциплин для развития компетенций учащихся возможен при усилении потенциала каждого компонента методической системы обучения. В частности, потенциал цели обучения в рамке каждого раздела раскрывается путем осмысления ее через конкретизацию ожидаемых результатов. При этом содержание данного раздела структурируется учителем с ориентацией на достижения уже очерченных ожидаемых результатов с учетом условий конкретного класса и предыдущих достижений учащихся. Методы и формы организации образовательного процесса в рамках данного раздела также подчиняются достижению ожидаемых результатов, но с акцентом на усиление деятельности самих учащихся, что означает создание интерактивного режима взаимоотношения субъектов образования. Усиление потенциала такого компонента методической системы обучения, как «средство», связана с расширением возможностей образовательно-информационного пространства образовательного процесса. Весь этот комплекс усиления потенциала компонентов методической системы учитывает условия поэтапного развития компетенций учащихся возможностями каждого предмета. Опора на ориентировочные основы действия (ООД) теории поэтапного формирования умственных действий позволяет обеспечить не только поэтапное развитие предметных знаний, умений и навыков (от репродуктивного к продуктивному) в рамках конкретного раздела, но и поэтапное усвоение элементов тех или иных компетенций.

Поскольку ключевые компетенции, имея над- предметный характер, могут быть значимыми для любой учебной дисциплины, то в ходе их развития одновременно решаются несколько вопросов:
- осуществляется эффективное усвоение предметного содержания каждой учебной дисциплины;
- создается возможность для целостного видения предметной области и понимания ее значения для своего становления;
- создаются предпосылки для осуществления межпредметных и междисциплинарных связей.

Новизна данного подхода заключается в том, что учебный процесс организован на основе компетентностного подхода, который ориентирован на осуществление принципиальных изменений таких составляющих целостного процесса, как целеполагание, содержание образования, взаимоотношения субъектов, результаты обучения. Использование предлагаемой логики поэтапного развития компетенций средствами учебных дисциплин в организации учебного процесса от раздела к разделу, от класса к классу позволит добиться качественных результатов образования, которые характеризуются не только качеством усвоения предметных ЗУНов, но и качеством компетенций.

Преимущество предлагаемого подхода заключается в том, что создаются более благоприятные условия для развития субъектов образовательного процесса, в особенности ученика и учителя. В данной системе большое значение имеет развитие субъектности, которое, как отмечает психолог И.Г.Никитин, возможно только в деятельности, в которую включен субъект, в которой он сам а) ставит цели; б) концентрирует волевое усилие на достижении цели; в) рефлексирует ход и результаты своей работы [6, с.202]. В такой деятельности ученик должен получить опыт в нескольких аспектах:
- создаются более благоприятные условия для развития субъектов образовательного процесса, в особенности ученика и учителя;
- в ходе обучения активно реализуется целеполагающая деятельность учащихся;
- у учащихся формируются навыки собственной учебной и познавательной деятельности;
- наблюдается неуклонное наращивание в образовательном процессе объемов и уровня продуктивной деятельности и снижение объемов репродуктивной деятельности;
- у учащихся постепенно развиваются способности к конструированию, а также реконструкции алгоритмов, развивается гипотетическое, логическое мышление, происходит накопление способов решения проблем;
- развиваются коммуникативные способности, приобретается совершенно необходимый в дальнейшей жизни опыт коллективного труда;
- формируется рефлексивная культура ученика как его важнейшее приобретение в контексте складывания компетентностей.

В целом современный компетентностный подход направлен на обеспечение максимальной самостоятельности ученика в образовательном процессе, при- чем уровень самостоятельности должен неуклонно повышаться по мере продвижения его по возрастной вертикали [7, с.21].

Условием успеха перестройки обучения на основе нового подхода является перестройка деятельности учителя: он становится, во-первых, организатором преимущественно самостоятельной учебно-пoзнaвaтeльной деятельности ученика. Во-вторых, учитель становится консультантом в двух основных сферах: а) предметно-содержательной деятельности (учитель глубоко знает преподаваемый предмет и в принципе может дать исчерпывающую консультацию по существу содержания, продемонстрировать эталонный образец мышления); б) процессуально-организационных аспектах осуществления познавательной деятельности (грубо говоря, это сводится к ставшему тривиальным штампу "учить учиться" каждого ученика, но компетентно и конкретно) [6, с.203].

В соответствии с данным пониманием модернизации обучения в Республике Казахстан в соответствии с поручением Главы государства Н.А. Назарбаева Правительством Республики Казахстан 24 мая 2011 года одобрены концептуальные подходы по развитию системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, созданию центров педагогического мастерства и распространению опыта «Назарбаев Интеллектуальных школ». В декабре 2011 года в пяти областях Казахстана при АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» созданы Центры педагогического мастерства (далее – Центр). В основу деятельности Центра положена идея непрерывного развития учите- ля в условиях интеграции казахстанского образования в мировое образовательное пространство. Стратегическим партнером АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» и Центра педагогического мастерства является Международный Экзаменационный Совет университета Кембридж. Первые курсы повышения квалификации педагогов республики в рамках казахстанско-британского проекта стартовали в январе 2012 г. В течение трех первых месяцев 2012 года прошла подготовка тренеров из числа казахстанских методистов. С апреля 2012 года подготовленными тренерами ведется обучение большой группы учителей на базе региональных центров при педагогических институтах гг.Актобе, Павлодар, Тараз, Шымкент, АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу». Программа подчинена достижению ожидаемого комптентностного результата: «чтобы ученики научились тому, как учиться, и в результате могли стать независимыми, самомотивированными, увлеченными, уверенными, ответственными учениками с развитым критическим мышлением, умеющими свободно общаться на русском, казахском и английском языках и проявляющими компетентность в цифровых технологиях» [8, с. 119]. Она «направлена на развитие

1. Учителей, которые являются направляющими, влияющими, проявляющими заботу и активно, с энтузиазмом занимающимися преподаванием и изучением.

2. Учителей, которые осознают, что каждый ученик думает и знает, как выстраивать понимание предмета; конструируют знания и практический опыт в контексте этих знаний; имеют профессиональные знания и понимание их содержания для обеспечения обратной связи таким образом, чтобы каждый ученик прогрессировал по уровням образовательной программы.

3. Учителей, которые знают цели обучения и критерии успешности урока, знают, в какой степени они со своими учениками соответствуют этим критериям, и знают, что делать далее для устранения пробела между имеющимися знаниями и осознанными учениками эталонами успешности: «Куда мы идем?», «Как Вы действуете?», «И что делать далее?».

4. Учителей, которые могут развиваться от единственной идеи до многочисленных идей, связывать и затем расширять эти идеи таким образом, чтобы ученики могли выстраивать и восстанавливать эти идеи. Это – не есть готовые знания или идеи, а по- строение учениками этих знаний и идей, что является принципиальным» [8, с. 123].

Программа уделяет большое внимание общепедагогическим условиям развития ключевых компетенций учащихся и проектированию развития компетенций учащихся средствами педагогических технологий. Учителя на курсах практически пересматривают свои подходы к обучению, учатся приемам построения диалогического обучения, исследовательской беседы, приемам развития мышления детей, «формативному» оцениванию (оцениванию для обучения) и «суммативному» оцениванию (оцениванию обучения) [8, с. 92].

Данная работа должна быть подкреплена разработкой научно-педагогической базы по созданию условий для развития базовых, ключевых и предметных компетенций средствами конкретных учебных дисциплин.


Литература
[1] Джадрина М. Ж. Условия развития предметных умений учащихся в процессе обучения химии. – Алматы: НИЦ «Гылым», 2003. – 112 с.
[2] Гальперин П. Я. Метод планомерного формирования в истории советской психологии // Актуальные проблемы возрастной психологии / Под ред. А.Г.Лидерса. – М.: Изд-во МГУ, 1986. – С. 49-58.
[3] Талызина Н.Ф. Пути использования теории планомерного формирования умственных действий в практике образования //Вестник МГУ. Серия 14. Психология. – №4. 1992. – С. 18-26.
[4] Решетова З.А. Формирование системного мышления в обучении. – М.: Юнити-Дана, 2002. – 344 с.
[5] Государственный общеобязательный стандарт образования. Среднее образование. Основные положения. ГОСО РК 2.003. – 2008. – Астана, 2008. – 24 с.
[6] Никитин И.Г., Чарный Б.М. Профессиональное самоопределение учащихся: сущность и пути формирования в образовательных системах: сб. Непрерывное образование в аспекте профессионального самоопределения учащихся. – Пермь, 2003. – С.200-206.
[7] Никитин И.Г. Развитие субъектности ученика как ключевая идея концепции модернизации. // Вест- ник образования. – Пермь, ГКОН. – 1999. – С.19-25.
[8] Программа курсов повышения квалификации педагогов общеобразовательных школ Республики Казахстан. Руководство для учителя. Третий (базовый) уровень. – Астана: АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2011. – 335 с.

 

Тема номера









 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10