электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Актуальная проблема:

Тема номера

   

Архив статей 2013 г.

 

Полиэтническая культура подрастающего поколения – основа продуктивной жизнедеятельности в полиэтнической стране

№ 4 (125) апрель 2013г.


М.В. СЛЕСАРЬ, директор Филиала акционерного общества «Национальный центр повышения квалифика- ции «Өрлеу» Институт по- вышения квалификации педагогических работ- ников по Костанайской области

 

«Гражданский мир и межнациональное согласие – наша главная ценность. Мир и согласие, диалог культур и религий в нашей многонациональной стране справедливо признаны мировым эталоном», – сказал Лидер нации, Президент страны Н.А. Назарбаев в Послании «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» [1].

Однако в своих работах Президент страны неустанно подчеркивает необходимость передачи этих ценностей подрастающему поколению, усиления воспитательного компонента образовательного процесса, следовательно, перед педагогическим сообществом стоит задача формирования полиэтнической культуры школьников, которым будет свойственно «спокойное понимание и уважительное восприятие этнических и религиозных отличий» [2].

С середины XX века проблема формирования полиэтнической культуры подрастающего поколения стала актуальной для всего глобального мира, первое десятилетие XXI века было провозглашено ЮНЕСКО «Между- народным десятилетием культуры мира и ненасилия в интересах детей планеты». Международная комиссия ЮНЕСКО в докладе о глобальных стратегиях развития образования в XXI веке обозначила одну из важ- нейших функций школы – научить детей жить в мире, чтобы каждый член мирового сообщества, осознавая свои корни, уважительно отно- сился к другим культурам. И сегодня актуальность решения проблемы формирования полиэтнической культуры школьников не потеряла своей актуальности, так как полиэтническая культура
во-первых, является основой сохранения этнокультурной самобытности;
во-вторых, способствует приобщению учащихся к межнациональным ценностям;
в-третьих, в многонациональной стране является основой продуктивной жизнедеятельности;
в-четвертых, способствует развитию глобального мышления, осознания, что каждый человек должен быть «активной частицей мироздания» [9].

Исходя из актуальности проблемы, мы дали следующее определение: полиэтническая культура – это вид культуры, обеспечивающий межэтническую интеграцию личности с сохранением ее этнокультурной самобытности для продуктивной жизнедеятельности в многонациональной среде.

Не используя термин «полиэтническая культура», о воспитании ее основ у подрастающего поколения на протяжении столетий заботились великие философы, педагоги, поэты Ы. Алтынсарин, А. Дистервег, М. Жумабаев, А. Кунанбаев, Л. Толстой, В. Сухомлинский и др. А. Кунанбаев оставил следующее наставление молодежи:
«К порывам юные сердца зову:
Я человечность ставлю во главу,
Так будь отзывчивым, как друг и брат,
И поделись со всеми, чем богат.
Да будет дружба искренней и честной,
И все другие чувства замолчат» [7].

В обращении к молодежи он пишет о необходимости сохранения лучших человеческих качеств: отзывчивости, искренности, умения дружить. Именно они составляют полиэтническую культуру личности.

О равенстве представителей всех национальностей писал Ы. Алтынсарин:

«Живущие всюду народы для радости сотворены,

Всем ласково греет солнце, всем светят лучи луны.

Особо рожденных не было и нет на этой земле,

Мы друг перед другом с детства во всем быть должны равны» [3].

По-иному эту мысль высказывает Лидер нации Н.А. Назарбаев в Послании «Казахстан-2050»: «Всеказахстанская идентичность должна стать стержнем исторического сознания нации. Сегодня казахстанец любой этнической или религиозной принадлежности – это равноправный гражданин нашей страны» [1].

Основой всеказахстанской идентичности является полиэтническая культура. С целью конструирования модели полиэтнической культуры школьника мы обратились к одному из важнейших в современной педагогике культурологическому подходу, который позволил нам определить следующие компоненты полиэтнической культуры: этническая идентичность личности, знание иных этнических культур, уважительное отношение к представителям различных этносов (симпатия, человеколюбие, доброта), умение использовать знания в коммуникативном общении, действовать в полиэтнической среде, умение прощать, создавать комфортную среду для продуктивной жизнедеятельности, а также обладать эмпатией .

Каковы пути формирования полиэтнической культуры? Во-первых, полиэтнокультурной компетентностью должен обладать педагог. Она включает следующие структурные компоненты: содержательный, мотивационно-технологический, диагностико-коррекционный. Содержание полиэтнокультурной компетентности составляют следующие базовые знания:
- личный пример, опыт жизни великих людей А. Кунанбаева, Н. Рериха, Н.А. Назарбаева и др.;
- знание этнополитики нашей страны, этнологии;
- осознание того факта, что история интернациональна и учит миру и согласию;
- знание истории религий.

На основе этих знаний формируется уважи- тельное отношение к культурным различиям, осознание уникальности культур, терпимость и позитивное отношение к необычному поведению и мышлению, их нужно передать подрастающему поколению.

Кроме этого, профессиональное содержание полиэтнокультурной компетентности педагога включает мотивационно-технологический, диагностико- коррекционный аспекты, которые выражаются
-в осознании полиэтнокультурных особенностей школьников;
-в способности организовать конструктивное межэтнокультурное взаимодействие с воспитанниками;
-в знаниях и учете психологических особенностей восприятия и поведения личности, обу- словленных ее этнокультурной принадлежностью;
-в способности создать мотивационную среду;
-в прогнозировании, предупреждении, коррекции поведения школьников и умении разрешать возможные этнические конфликты;
-способности обеспечить полиэтнокультурную направленность образовательного процесса.

Необходимо создание комфортной полиэтнокультурной образовательной среды, в которой систематически и целенаправленно возможно формирование данного вида культуры, для чего необходимо сконструировать модель, систему или концепцию школы и следовать им. При этом учесть, что успешное формирование полиэтнической культуры, на наш взгляд, возможно на основе общедидактических принципов гуманизма, адаптивности, сознательности, психологической комфортности, а также оптимальном сочетании форм, методов и средств в образовательном про- цессе с его содержанием.

Реализация сконструированной модели полиэтнической культуры школьника, на наш взгляд, требует специальной подготовки педагогического сообщества, к примеру, следующим образом:
во-первых, специально подготовить авангард школьного сообщества, способного обеспечить преобразование содержания учебного и воспитательного процессов, направленное на развитие полиэтнической культуры школьников;
во-вторых, мотивировать агентов изменений – субъектов инновационной деятельности, направленной на воспитание полиэтнической культуры школьников;
в-третьих, отобрать наиболее эффективные методологические принципы и технологии с целью развития полиэтнической культуры школьников.

Администрация школы вместе с авангардом школьного сообщества должны про- вести целенаправленную научно-методическую работу с учителями, объединив их в творческие, проблемные группы, методические объединения, которые изучат и обсудят следующие темы: «Принципы полиэтнокультурного воспитания в новой образовательной парадигме», «Полиэтническая культура – основа функциональной грамотности школьников», «Новые компетенции учителя 12-летней школы – организатора межэтнокультурных коммуникаций», «Полиэтнокультурный и этнопедагогический диалог» и другие.

Следует акцентировать внимание на необходимости расширения у детей этнографических представлений о разных этнических сообществах, разворачивающих картину особенностей материальной, общественной и духовной жизни отдельных этносов, рассматривать обусловленность этих особенностей географическим расположением этноса на земле. Человек, попавший в силу исторического развития в особые условия, вырабатывает те или иные нормы, обычаи, традиции, важные для жизни. Человек крайнего севера и человек жарких стран экватора не могут быть похожими и вести одинаковый образ жизни – такое сходство грозило бы гибелью этноса. По этому поводу Л.Н. Гумилев писал: «Если все люди сольются и ста- нут одинаковыми, то тогда и никакого движения, никакого развития культуры и просто жизни не будет. Будет медленное угасание, и хорошо, если медленное» [6].

Немаловажным является осмысление особенностей характерологических черт этноса. Еще Аль-Фараби отмечал взаимосвязь различий этносов и природной среды. Он писал: «Один народ отличается от другого тремя естественными вещами: естественным нравом, естественными чертами характера и третьей, основанной на характере людей, которая также имеет касательство к естественным вещам. Это язык, то есть речь, являющаяся средством выражения мысли» [4].

Философы Востока обращали внимание на существенный фактор полиэтнической культуры – умение прощать. Оскорбить, унизить можно не только словом, но и жестом, мимикой.

По этому поводу А. Югнаки писал:
«Ни над кем не глумись,
не совершай насилие,
Если потерпишь зло от кого-либо,
то умей прощать.
Кто с тобой поступил скверно,
ты отплати ему добром;
Хорошо запомни:
нравственность начинается с этого!
Прости вину виноватого перед тобой;
Выкопай глубокие корни вражды и выбрось» [5].

Важно содействовать идентификации ребенком себя со своей этнической общностью. Национальная идентичность выступает условием осознания уникальности этносов. Она помогает ребенку чувствовать еще большую привязанность к жизни, к людям, так как с новой стороны открывается его связь на земле. Необходимо правильно расставлять педагогический акценты: принадлежность к какой-либо национальности не дает никаких преимуществ, однако возлагает некоторую ответственность на человека, который в своем поведении представляет национальную группу, а по нему судят об этносе.

Большинству детей присущ интернационализм, в их жизни возникает проблема межнационального общения, спровоцированная взрослыми, не обладающими полиэтнической культурой, но способными рассказывать анекдоты о чукчах, евреях, татарах, немцах и т.д. Так, у детей формируются стереотипы, которые являются основой неприязни, неуважительного отношения к тем или иным этносам. На самом деле все этносы прекрасны, а их этническая культура заслуживает уважения и признания. Так, например, чукчи – очень честный, любящий природу этнос. Первый весенний праздник у них – праздник честного человека. Нам бы всем перенять эту традицию чукчей, а мы смеемся над их наивностью.

Наша задача – научить детей восхищаться лучшими качествами этносов, об этом Ы. Алтынсарин писал:
«В каждом племени и народе
Находить умейте всегда
Лучших качеств его богатство,
Не дающиеся без труда» [3].

Исходная позиция педагога в формировании полиэтнической культуры – это отношение к человеку как феномену мира и культуры, привитие детям уважительного отношения к человеку любо- го этноса любой страны. Обратясь к многообразию социальных ролей, которыми наделен человек и которые ему приходится играть, педагог выделяет ключевую центральную роль – Человека. И формирует у детей образ достойного человека. Идея человека – сплачивающая и консолидирующая [8].

Большое значение в воспитании полиэтнической культуры – основы мира и согласия – имеет семья, ее культура. Родительские собрания должны стать школами решения проблем формирования полиэтнической культуры детей, чтобы планы 2050 года стали явью. Их следующим образом высказал Президент Н.А. Назарбаев: «Я твердо уверен, что казахстанцы 2050 года – граждане мира, они патриоты своей страны. Я убежден, что Казахстан – 2050 – это общество всеобщего труда. Это государство с сильной экономикой, где все делается для человека. Где лучшее образование, лучшее здравоохранение. Где царят мир и спокойствие. Где граждане свободны и равны, а власть справедлива. Там верховенство закона. Я верю в то, что мы движемся правильным курсом, и ничто не сможет сбить нас с верного пути» [1].


Литература
1. Назарбаев Н.А. Послание народу Казахстана «Стратегия «Казахстан – 2050»: новый политический курс состоявшегося государства»// Казахстанская правда, 2012, 15 декабря.
2. Назарбаев Н.А. Казахстан на пути к обществу знаний: выступление Президента Нурсултана Назарбаева перед студентами Назарбаев – Университета // Казахстанская правда, 2012, 6 сентября.
3. Алтынсарин И. Собрание сочинений: В 3-х томах. Том 2 – Алма-Ата, 1976.
4. Аль-Фараби. Социально-этические трактаты. Гражданская политика. – Алма-Ата, 1974, с. 109-110.
5. Антология педагогической мысли Казахстана.- Алматы: Рауан, 1995.- 510 с.
6. Гумилев Л.Н. Никакой мистики // «Юность», 1990.-N2- с.6-12
7. Кунанбаев А. Слова назидания. – Алматы: Издательский дом «Библиотека Олжаса», 2012.-155с.
8. Педагогика: под редакцией П.И. Пидкасистого. – Москва: Педагогическое общество России, 2003.- 604 с.
9. Образование и наука. Энциклопедический словарь. Республиканский научно- практический центр «Учебник», Министерство образования и науки Республики Казахстан. – Астана., 2008.- 447 с.

 

Тема номера









 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10