электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Актуальная проблема:

Тема номера

   

Архив статей 2013 г.

 

Современные подходы в системе повышения квалификации педагогических кадров в условиях интеграции образования

№ 5 (126) май 2013г.


С.З. БАЙХОНОВА, директор филиала АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по ВКО, к.п.н., г. Усть-Каменогорск

 

Успешная реализация Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы в условиях интеграции в мировое образовательное пространство всецело зависит от уровня профессиональной компетентности педагогических работников. Несомненно, современный учитель обладает ценнейшим опытом, багажом эффективных методик, педагогических приемов. Однако, как показывает практика, формула успеха педагога – это постоянное совершенствование своей компетентности.

Сегодня в условиях новых требований к уровню и качеству образования особенно актуально звучат слова Ахмета Байтурсынова: «Учитель – душа школы. Какой учитель, такова и школа. Качество знаний учащихся непосредственным образом зависит от того, насколько подготовлен сам учитель. Следовательно, всякая школа нуждается в квалифицированных учителях, имеющих солидную педагогическую и методическую подготовку».

Несомненно, профессиональное развитие учителя новой формации в значительной степени зависит от мотивации к непрерывному педагогическому образованию. В XXI веке концепция непрерывного образования приобрела ключевое значение. Она является ответом на вызов, который бросает нам мир, где изменения происходят столь быстро. Необходимость «возобновлять» образование, профессиональную подготовку или переподготовку возникает каждый раз, когда человек сталкивается с новшествами, появляющимися в его профессиональной жизни.

Понятие «непрерывное образование» уже прочно вошло в лексикон современной науки. Для того чтобы понять, насколько полно система педагогического образования реализует сегодня принцип непрерывности, нужно обратиться к существу вопроса: что есть «непрерывное образование»? Отвечая на этот вопрос, приходится констатировать, что, несмотря на обилие работ в этой области, «монолитной» теории непрерывного образования на сегодня все еще нет. Трудно не согласиться с учеными РАО В.В. Арнаутовым и Н.К. Сергеевым, отмечающими, что «вместо теории мы пока еще имеем «симбиоз идей и подходов». Иными словами, теория непрерывного образования формируется как методологический синтез личностно ориентированных педагогических концепций, с одной стороны, и концепций «человеческого капитала» и «экономики знаний» – с другой.

Особый вклад в развитие теории непрерывного образования в Казахстане внес известный ученый, кандидат педагогических наук, доцент Тайбогаров Серик Зайтанович. Талантливый ученый рано ушел из жизни, в этом году ему бы исполнилось 50 лет. Однако смелые идеи модернизации образования он успел реализовать: впервые в области открыт сельский лицей для одаренных детей, внедрен проект непрерывного профессионального образования «школа-колледж- вуз» в системе университетского комплекса. Под его руководством впервые в практике вузов в 1999 году при ВКГУ был открыт колледж, затем Институт непрерывного профессионального образования. Глубокое обоснование своей научной концепции ученый отразил в монографии «Методологические основы и реализация комплексно-интегративного подхода к управлению развитием учреждения профессионального образования».

При изучении и анализе современных отечественных и зарубежных источников можно выделить пять взаимопересекающихся, но все же относительно самостоятельных подходов к трактовке принципа непрерывности в педагогическом образовании.

Первый подход трактует непрерывное педагогическое образование как единство формального (институционального) образования и неформального (самообразования), как создание широких условий для непрерывного саморазвития учителя, его личности и профессионализма.

Второй подход претендует на более глубокое и целостное («парадигмальное») объяснение сущности непрерывного образования. С этой точки зрения непрерывность образования представляет собой целостность образовательного процесса, интегрированность всех его этапов, ступеней, их ориентацию на главный приоритет образования — личность.

Третий подход отождествляет непрерывность педагогического образования с его преемственностью, с отсутствием разрывов в отдельных его ступенях.

Четвертый подход отождествляет непрерывность педагогического образования с его адаптивностью. В данном случае мы говорим о непрерывной подготовке к педагогической деятельности в постоянно изменяющейся социально-экономической среде. Сегодня рынок труда демонстрирует нам, что человека на всю жизнь подготовить нельзя.

Пятый подход отождествляет непрерывное педагогическое образование с единством общего и профессионального компонентов в подготовке учителя, что призвано обеспечить единство целей социализации и профессионализации, развития личностных и профессиональных качеств, ключевых, базовых и функциональных компетентностей учителя.

Следовательно, непрерывность педагогического образования предполагает взаимосвязь этих подходов и требует постоянного развития профессионализма педагога и повышения его квалификации в логике современной модели компетентностного образования. На наш взгляд, в настоящее время возросла потребность в учителе, способном обновлять содержание своей деятельности посредством критического, творческого осмысления педагогического опыта и рефлексии. Эти факторы являются необходимыми составляющими профессиональной квалификации педагога.

Творчески работающие педагоги сегодня реально продвигают модернизацию образования и будут продолжать реализацию ее основных направлений. Помочь им в этом призвана система повышения квалификации, которая в первую очередь ориентирована на соблюдение принципов непрерывности и преемственности в профессиональном развитии педагогов, нацелена на качественное и эффективное выполнение программ повышения квалификации, сочетающих лучший казахстанский опыт и лучшие международные практики.

Действующая в Институте повышения квалификации обновленная система курсовой подготовки направлена на формирование у учителей навыков критического осмысления своей практики, умения анализировать и совершенствовать свою профессиональную деятельность, освоение новых подходов в обучении, новых технологий, на активное участие в профессиональных сообществах учителей области.

Сегодня значительная часть педагогов настроена на глубинное, сущностное обновление собственной педагогической деятельности. Большинство учителей предпочитают перенимать опыт коллег, учителей- новаторов, однако, как установили психологи, только те знания становятся убеждениями человека, которые им самостоятельно обдуманы и пережиты. И если первичное восприятие знаний может быть фронтальным и групповым, то последующая работа должна быть индивидуальной, в том объеме и темпе, который необходим каждой личности.

Вместе с тем широко внедряется проект уровневых программ повышения квалификации, главная идея которого – «научить учителя сомневаться в своей практике», искать новые подходы и стратегии обучения. В данном случае хочется вспомнить слова великого педагога К. Ушинского: «Расширять свои знания можно только тогда, когда смотришь прямо в глаза своему незнанию». Настал тот момент, когда учитель должен сделать шаг и перейти от учителя- практика к учителю-исследователю, тогда он будет интересен своим ученикам, тогда он сможет вести за собой современных учеников.

Этому во многом способствует реализуемый Кембриджский проект повышения квалификации. Семь модулей программы курса взяты из лучших мировых практик и нацелены на предоставление педагогам необходимых навыков для обучения новым методикам в преподавании. В 2012 году 450 педагогов прошли трехмесячные курсы, в 2013 году будут обучены еще 620. Учебные модули представляют собой актуальную, целостную систему обучения, включающую необходимые компоненты рефлексивной педагогической практики, которые рассматриваются во взаимосвязи с действующей практикой учителя и профессионально-педагогическим контекстом. Основная задача программы – помочь казахстанским у чителям оценить и усовершенствовать их педагогическую практику.

Следует отметить, что курсы нового формата не привязаны к преподаванию отдельных школьных дисциплин и предполагают использование активных методов обучения. Специфика данных курсов заключается в фокусировании на изменениях в поведении слушателей. Чаще всего используется групповой тренинг как самостоятельная форма обучения, когда знания, получаемые в группе, слагаются из предшествующего опыта участников и рефлексии групповой работы по достижению поставленных целей.

Следует отметить, что реализация новых подходов в преподавании и обучении, критическое осмысление профессиональной практики позволили понять, что любой ученик может и должен обучаться самостоятельно, а задача учителя – сконструировать урок таким образом, чтобы каждый мог «со своей скоростью двигаться вперед», проявлять себя, чувствовать свою уникальность. Содержание урока должно нести в себе информацию, которая будет иметь личную значимость для ученика, тогда она будет интересна ему, будет мотивировать его на познание, и учителю не нужно будет дополнительно стимулировать его на обучение. И конечно, необходимо обеспечить школьникам больше свободы на уроке – выбор заданий, последовательность их решения, дополнительные ресурсы, партнера для взаимодействия в лице учителя, одноклассника, группы учащихся и др. Необходимо давать возможность каждому ученику индивидуально «проживать» личный процесс обучения, самостоятельно оценивать свои достижения и «устанавливать учебные планки».

Кроме того, мониторинг внедрения элементов программы третьего (базового) уровня в программы краткосрочных курсов и семинаров позволил выявить повышение интереса учителей к новым стратегиям обучения, положительную динамику формирования навыков совместного проектирования и обсуждения уроков. Участники семинаров отмечали востребованность мастер-классов, тренингов, возможность обмена инновационным опытом обучения и эффективность работы в профессиональном сообществе учителей новой формации.

Таким образом, система повышения квалификации нового формата учитывает весь современный комплекс изменений в образовании: интенсификацию учебно-воспитательного процесса, социокультурную и ценностную переориентацию образования, усиление потенциала педагогических кадров, их опережающую готовность к 12-летнему образованию. Основная задача педагогов новой формации – способствовать созданию в каждой школе благоприятного психологического климата, атмосферы творческого педагогического коллектива, пронизанной уважением к ученической личности, высоким духом патриотизма, жаждой постигать новое, стремлением мотивировать учащихся к самореализации.

Необходимо помнить, что педагог – это профессионал, нуждающийся в постоянном образовании и самое главное – стремящийся к нему. Глава государства Н.А. Назарбаев в своем Послании народу Казахстана четко определил приоритеты в образовании: «Мы должны интенсивно внедрять инновационные методы, решения и инструменты в отечественную систему образования». Сегодня система повышения квалификации на основе лучшего отечественного и мирового опыта нацелена на непрерывное совершенствование педагогического мастерства учителей, так как от их профессионализма зависит будущее нашей страны.

 

 

Тема номера









 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10