электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Актуальная проблема:

Тема номера

   

Архив статей 2013 г.

 

Педагогическая периодика: новости образования и новая культура

№ 6 (127) август 2013г.


А.К. МЫНБАЕВА, зав.кафедрой общей и этнической педагогики КазНУ им. аль-Фараби, доктор пед.наук, доцент

 

16 мая 2013 г. в школе им. У. Джандосова состоялся круглый стол по проблемам развития казахстанской педагогической периодики и развития идей тьюторства в казахстанской педагогической практике.

Обсуждаемые вопросы развития казахстанской педагогической периодики можно разделить на группы:
- Нужна ли учителям, педагогической общественности, менеджерам образования современная сильная педагогическая периодика? Какую роль играет в современном обществе педагогическая периодика?
- Как сделать чтение казахстанской педагогической периодики важной частью обновления педагогической культуры? Что должны и могут публиковать журналы и газеты? Как заинтересовать рядового учителя чтением профессиональных журналов?
- Как заинтересовать педагогов необходимостью рефлексии своего инновационного опыта? Как заинтересовать их написанием статей для обсуждения и распространения инновационного опыта?

В данной статье постараемся частично ответить на поставленные вопросы.

В периодику входят газетные статьи по проблемам образования ведущих казахстанских изданий, специальных газет профессионального сообщества «Учитель Казахстана» и др., информационно-методические журналы по образованию, научные педагогические журналы, периодически обновляемые статьи образовательных сайтов и порталов.

Беглый просмотр ведущих казахстанских газет демонстрирует хорошую активность публикаций на образовательную тематику. Ежедневно выходит более 100 публикаций о проблемах образования в ведущих республиканских газетах и электронных СМИ. И это понятно, поскольку проблемы образования в основном касаются каждого казахстанца, каждой казахстанской семьи.

С одной стороны, публикации современной казахстанской периодики – это отражение самого профессионального сообщества, со всеми его проблемами, нуждами, позитивными и негативными тенденциями, перекосами и т.п. Фактически периодика выполняет функцию «зеркала» состояния и проблем профессионального педагогического сообщества, ее болезней и трудностей. В основном большинство публикаций в газетах, то есть обычной периодической печати, носят информативный или проблемный характер. Либо СМИ информируют о каких-то событиях в министерстве, различных мероприятиях и другое, либо поднимают социальные проблемы образования, воспитания детей, обсуждают конкретные проблемы и ситуации, сложившиеся в конкретной школе, детских домах и интернатах…

С другой стороны, основная миссия современных профессиональных журналов и газет – реформаторская, периодика должна формировать общественное мнение и педагогическое профессиональное мнение, разъяснять и дискутировать, полемизировать по направлениям развития образования, продвигать вперед реформы образования как в целом для системы образования Казахстана, так и в конкретных частных случаях. Для этого необходимы серьезные аналитические статьи, экспертные выступления представителей образования, идеологов реформ, ученых, простых учителей, журналистов, специализирующихся в сфере образования. Необходимы активные дискуссионные площадки по проблемам образования, например, на новом канале «Білім» и других СМИ. Пока такая работа в СМИ, на наш взгляд, не носит системного характера, имеет ситуационный событийный стиль «событие – передача или статья». На наш взгляд, еще не сформировано само поле образовательной дискуссионной площадки, культура массовой презентации и продвижения в общественное сознание планируемых образовательных реформ.

С 2015 года, как известно, начнется активная стадия внедрения 12-летнего среднего образования в Казахстане. Проблемы перехода к 12-летней школе очень важны, необходимо дета льное обсуждение на страницах газет и журналов всех аспектов трансформации. Вопросов очень много, механизмы определены в контурном варианте, наполнение изменений – за профессиональным педагогическим сообществом, каждым педагогом и учителем. Саму процедуру реформ необходимо сделать понятной для каждого учителя, организатора среднего образования, а значит, и каждого гражданина республики.

Смена образовательных стандартов связана с разработкой нового содержания образования. Базовый принцип нового содержания образования – создание в каждой школе гуманной образовательной среды, стимулирующей развитие нравственно- духовных качеств личности: самопознания, самоопределения и самореализации. НАО им. И. Алтынсарина разработаны рамочные основы ГОСО. В частности, в начальной ступени планируется введение интегрированных предметов: «Я и окружающий мир», «Введение в науку», «Художественный труд», «Физкультура и здоровье»; в 1-2 классе отмена отметок. Разработан проект «Концептуальные основы развития профильного обучения в Республике Казахстан». Пока в проекте оставлено 3 направления профиля: «общественно- гуманитарный», «естественно-математический», «технологический». Как заявили представители академии на семинаре в КазНПУ, «технологическое» направление все еще под вопросом. Предложены 5 моделей профильной школы: многопрофильная общеобразовательная школа, профильная школа (как самостоятельная школа 11-12 класса), однопрофильная общеобразовательная школа, профильная школа при вузах, «Ресурсный центр – Бейіндік мектеп» для детей из сельских территорий.

Разработкой ГОСО в рамках научных исследований проводилось двумя альтернативными группами ученых – Национальной академии образования им. Ы. Алтынсарина и Казахским национальным педагогическим университетом им. Абая. Интересно, что КазНПУ им. Абая предложил 13 профилей обучения [1].

Отметим, что в настоящее время согласно Национальному докладу о развитии образования 2012 г. экспериментальная работа по 12-летней модели обучения ведется в 104 школах республики, из них – 45 сельских и 59 городских ш кол. В 2011 г. открыты 26 опорных школ – ресурсных центров, на базе которых консолидируются образовательные ресурсы близлежащих МКШ для проведения краткосрочных сессионных занятий, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся [2].

Наилучшие условия реализации реформ складываются в городе. Здесь профильные школы будут созданы на базе лучших школ, количество предлагаемых направлений будет шире, чем в селе. В городе сосредоточен хороший кадровый и ресурсный потенциал. Сложнее в сельской местности, в аулах. Планируется создание ресурсных центров, профильных школ на базе региональных вузов и др. К сожалению, пока в проектах организационный вопрос слабо отражен, находится в стадии подготовки. Необходим отдельный нормативный документ по организации профильных школ и ресурсных центров для 12-летки, создания для них баз и т.п. Конечно, планируется использование технических новшеств – компьютеров, электронного и дистанционного обучения. Вопрос упирается в качество.

Все выше обозначенные проблемы требуют хороших профессиональных дискуссий не только в стенах министерства, вузов, академий педагогических наук и образования, но и на страницах газет, электронных СМИ, телевидении.

Сильная педагогическая периодика поможет развитию профессиональной среды, а значит, укреплению школы и образования в целом. Будет способствовать стимулированию осмысления реформ образования педагогической общественностью и казахстанским обществом. Активное обсуждение может привести к выработке эффективных решений.

В условиях информационного общества, непрерывного роста знаний педагогическая периодика выполняет информационную функцию обновления педагогической культуры, оперативного обмена знаниями, знакомства с новым инновационным опытом, исследованиями, методика ми. Важно активное, деятельное отношение к полученной информации, обязательное ее использование. Главное преимущество педагогической периодики – оперативность публикаций, многогранность, доступность и простота изложения материала.

Как отмечает Н.А. Виноградова, педагогическая периодика по степени новизны знаний опережает монографии на 5-7 лет и учебные книги в среднем на 10-12 лет [3].

Бондаренко Н.И. в своем исследовании выделила три уровня владения информационной культурой педагогической периодики [4]:

- Высокий уровень – педагог или работник образования проявляет активный интерес к новейшей психолого-педагогической литературе, владеет историческими основами отечественной педагогики, в совершенстве владеет методикой изучения и обобщения своего опыта работы и деятельности своих коллег, творчески использует достижения педагогической науки и практики, постоянно развивает у себя организаторские навыки и педагогические умения, необходимые для успешной работы с обучаемыми или в контексте специфики своей деятельности в образовательной системе.

- Средний уровень – потребность педагога/ работника системы образования в пополнении знаний не постоянна , он обращается к педагогической и управленческой литературе от случая к случаю, игнорирует либо инновационную, либо классическую литературу в данной сфере. Обращается к ней преимущественно при подготовке к семинарским занятиям, по совету администрации и т.д.

- Низкий уровень – педагог/работник системы образования не испытывает потребности в научно- педагогической литературе и работе с ней в своей повседневной профессиональной деятельности, ссылаясь на большой стаж работы, отсутствие свободного времени и другие объективные причины.

Как отмечает исследователь, средний уровень информационной культуры сегодня имеет большинство педагогов и работников системы отечественного образования.

С одной стороны, такое положение дел имеет объективные причины: дороговизна подписки в соотношении к заработной плате учителя, современные альтернативные доступные источники информации – всемирная сеть Интернет, качество некоторых изданий и др. С другой стороны, субъективной причиной является отсутствие культуры обновления педагогических знаний через ежемесячную покупку новых книг и подписку на периодические издания. В условиях информационного общества это должно стать нормой для любой профессии.

В образовательной практике подготовки педагогических кадров в нашем университете мы уделяем большое внимание формированию информационной культуры будущего специалиста в работе с педагогической периодикой. Студенты составляют каталоги казахстанской педагогической периодики , презентуют понравившиеся казахстанские журналы образования, с маркером и карандашом в руках изучают рубрики и статьи ведущих журналов, анализируют газетные проблемные статьи через призму новейших педагогических концепций, ищут и критически оценивают образовательные объявления, выявляют дискуссионные вопросы и «разыскивают» оппонентов в статье и др.

Другим стимулом повышения информационной культуры может стать работа по написанию статей для журналов, обобщение своего интересного опыта самими педагогами. Это развивает рефлексивную культуру педагога: от ретроспективной, ситуативной до прогностической. Она помогает размышлениям и поиску, позволяет задуматься над поиском лучшего решения любых проблем. Активное внедрение инновационных методик обучения способствует формированию новых образовательных ценностей и традиций. Чем больше опыт «открытия учащихся», на наш взгляд, тем больше потребности его проанализировать, систематизировать, поделиться лучшим с коллегами и доступно изложить материал.

Отдельного исследования заслуживает вопрос развития профессионального педагогического Интернет - пространства . К сожалению, казахстанских сайтов педагогических сообществ еще не очень много, новостная информация на них не всегда оперативно обновляется. В то же время – это хорошие площадки обсуждения и представления проблем, поиска решений.

Например, сайты:
http://pedagog.kz (Интернет- сообщество учителей Казахстана).
http://teacher-almaty.clan.su (Школа. Интернет-портал учителей Казахстана).
http://edu-club.kz/ru/ (Интернет-клуб школьных учителей Казахстана, создан в 2012 году) и др.

Развитие системы образования в Казахстане – дело каждого из нас. Как будет развиваться система образования, как будут реализовываться реформы – вопросы, требующие полемики и отражения в СМИ, позитивного принятия общественным сознанием. Выразить интересы каждого и услышать коллег можно именно активно читая, изучая педагогические периодические издания и размышляя над ними.

Историческая справка

Педагогическая и детская периодика.

Первый педагогический журнал «Жана мектеп» («Новая школа») начал издаваться в 1925 г . На его страницах в елась о живленная дискуссия по важнейшим вопросам теории и практики нац. школы. Издавались журналы «Ауыл мугалими» («Сельский учитель», 1934-1938 гг.) и «Халык мугалими» («Народный учитель», 1939-41 гг. и 1946-59 гг.). С 1960 г. журнал «Жана мектеп» выходит под названием «Казахстан мектеби» («Школа Казахстана») с приложениями: «Русский язык в казахской школе» (с 1962 г. сборник, с 1977 г. самостоятельный журнал) и «Бастауыш мектеп» («Начальная школа», в 1933-40 гг. сборник, с 1972 г. самостоятельный журнал). С 1952 г. на казахском и русском языках издается газета «Казахстан мугалими» («Учитель Казахстана»). Для детей с 1925 г. издается журнал «Пионер» (до 1939 г. назывался «Журнал пионери»; в 1941-46 гг. и в 1960-78 гг. не издавался). С 30-х гг. выходили газеты «Казахстан пионери» («Пионер Казахстана», с 1930 г.) и «Дружные ребята» (с 1933 г.). С 1958 г. издается детский журнал «Балдырган» («Росток»).

Учебную педагогическую и детскую литературу выпускает издательство «Мектеп» («Школа», с 1964 г.; основан в 1947 г. как «Казахучпедгиз»), литературу для детей и юношества – издательство «Жалын» («Пламя», с 1975 г.).


Литература

1. Айтбаева А.Б. Структурные и содержательные особенности стандарта среднего образования, разработанного КазНПУ им. Абая // Вестник КазНУ. Серия «Педагогические науки». – Алматы, 2013. – № 1(38). – С. 22-28.

2. Национальный доклад о состоянии и развитии образования – Астана, 2012.- 75 с.

3. Виноградова Н.А. Формирование профессионализма студентов педколледжа средствами педагогической периодики: автореф. … канд.наук 13.00.01. – М., 1999.

4. Бондаренко Н.И. Традиции отечественной педагогической журналистики и их роль в развитии российского образования: Автореф. … канд. пед.н., 13.00.01. – М., 2010.

 

Тема номера









 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10