электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Актуальная проблема:

Тема номера

   

Архив статей 2013 г.

 

Чтобы расти профессионально, нужно удивляться!

№ 6 (127) август 2013г.


2 апреля 2013 г. газета «Казахстанская правда» опубликовала интервью с министром образования Б.Т. Жумагуловым. Заголовок этого интервью «Качество образования для нас главней всего» говорит сам за себя. Бакытжан Турсунович рассказал о новых механизмах, нацеленных на повышение качества образования, которые запустило и запускает министерство образования. Отвечая на вопросы журналистки Ирины Игнатовой, министр отметил, что при этом роль учителя не уменьшается, а, наоборот, растет. Главной фигурой в учебном процессе остается учитель, именно от него на 90% зависит эффективность обучения.

Об условиях и возможностях профессионального роста современного учителя мы расспросили заместителя директора филиала НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Алматинской области Гульназ Усеновну САГИМБАЕВУ.

 

- Гульназ Усеновна, в чем принципиальное отличие новой системы повышения квалификации от прежней?

Самое главное отличие – введение трехмесячных курсов повышения квалификации для учителей по программе Кембриджского университета. В то же время все элементы этой системы внедряются и на 2-х-недельных курсах. То есть дело не только в продолжительности, речь идет о новых стратегиях и подходах к преподаванию и обучению. Самую первую статью по образованию, ориентированному на результат (автор – М.Ж. Жадрина), я прочитала в вашем журнале еще в 2003 г. И только теперь эта информация подается не как теоретическая, а как практикоориентированная. Учителя получают ответы и на вопрос ЧТО, и на вопрос КАК. Кроме того, учителю дается целый месяц на апробацию новых подходов. Он осмысливает новые знания, применяет их на практике. Он целый месяц между этапами «лицом к лицу» проводит исследование.

- Что вам в этой системе больше всего нравится?

Мне нравится, что за время обучения у учителей полностью меняется взгляд на образование, на свою профессию и свою роль. На курсах учителя знакомятся с 7-ю модулями. Это давно знакомые нам возрастные особенности детей, лидерство в обучении, обучение критическому мышлению, обучение талантливых и одаренных детей, информационно-коммуникационные технологии и т.д., но мы всегда рассматривали и применяли их по отдельности, а они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Использование их в системе дает совсем другой эффект.

- Какие моменты, на ваш взгляд, вызывают наибольшее затруднение у курсантов?

С наибольшим трудом курсантам даются отчеты по итогам исследования. Для этого учителя должны провести анализ своей работы, выявить собственные результаты и результаты учеников, определить свои сильные и слабые стороны, перестроить мышление. Провести рефлексию собственного процесса преподавания. Вызывает затруднение переход от роли урокодателя к роли организатора учебного процесса.

В первый год работы значительная часть наших курсантов была еще слабо мотивирована, сейчас учителя проявляют к новой системе повышения квалификации огромный интерес, иногда они обращаются к нам напрямую, минуя свою администрацию. Мы им разъясняем порядок прохождения курсов. Сегодня «спрос превышает предложение», и у нас появилась возможность отбора. Приезжают очень интересные молодые педагоги (мы обучаем учителей со второй категорией, как правило, в возрасте 30-34 лет), владеющие ИКТ, стремящиеся к карьерному росту.

К сожалению, на местах не везде их поддерживают, директора не всегда приветствуют новше ства, которые не су т наши ку р са нты. Например, не разрешают ставить парты по группам, ссылаясь на СанПИН, не пускают их в кабинеты с интерактивными досками (как правило, в сельских школах эти доски есть далеко не во всех классных комнатах) и т.п. В результате решается вопрос о том, что директора тоже должны проходить обучение.

- Каковы, на ваш взгляд, возможности карьерного роста учителя и как на них влияет новая система повышения квалификации?

Новая система открывает учителю путь к карьерному росту. Ведь что такое карьерный рост учителя? Хочу процитировать С.В. Кутняк: «Это субъективно осознанные собственные суждения работника о своем трудовом будущем, ожидаемые пути самовыражения и удовлетворения трудом» (см. С.В. Кутняк. Исследование возможностей карьерного роста современного учителя// Педагогика, №1, 2009). После окончания курсов у учителя появляются возможности для самореализации. Уже здесь, на курсах, мы их ставим в позицию тьютора. Они обязаны познакомить с ключевыми идеями Программы обучения администрацию, провести семинар и открытый урок для коллег.

Уже создано сетевое сообщество учителей, прошедших обучение. Мы опираемся на них, приглашаем на все семинары и конференции районного и областного уровней. Если они участвуют в конкурсах, то, как правило, всегда показывают лучшие результаты. Следим, чтобы они публиковали свой опыт. В каждом районе есть опорная школа, где они собираются, обмениваются опытом не только он-лайн, но и реально. На эти встречи приглашают и других учителей.

Кроме того, пройдя курсы Третьего(основного) уровня по новой программе на базе нашего института, учителя получают 30% надбавку к зарплате, что немаловажно, ведь стремление к карьерному росту напрямую связано с экономическим статусом человека.

- От чего еще зависит карьерный рост учителя?

Прежде всего, нужен внутренний толчок, потребность, желание. Если человеку скучно, работа превратилась в рутину, он должен искать то, что его удивит. А администрация должна поддержать его в этих поисках, создать условия. Бывает, мы учителя заметим, пытаемся «вытащить» на конкурс, вовлечь в интересный проект, а он и не собирается двигаться.

- С чем это связано?

У учителя нет представления о карьерном росте, его критериях. Часто движение по горизонтали он не рассматривает как рост и не стремится к нему. Не видит возможностей, а ведь их вокруг нас очень много. Только нужно быть к ним готовыми. Например, есть возможность поехать на стажировку в Израиль (нам пришло такое предложение). Желающих – масса. Но есть одно условие – знание английского языка на уровне TOEFL. И все! Это не их возможность. Изучение языка, освоение новых компьютерных программ, даже занятие йогой или фитнесом – это все развитие своих возможностей.

- Скажите, пожалуйста, а отчего возникает скука, ведь у учителя так много забот, что скучать, вроде бы, некогда?

Скука возникает, если все делается по инерции, привычными способами. Даже уроки ведутся изо дня в день одинаково, с применением форм и методов, бывших прежде новыми и интересными. Скучно, когда проходит энтузиазм и ощущение новизны. Работа перестает приносить радость.

- Почему так важна мобильность учителя, его стремление к карьерному росту?

- Если не двигаться вперед, то происходит не остановка, а отставание. Самое главное – это личностное развитие. Быть довольным собой – хорошо. Но ощущение это должно стать временным. А дальше – недовольство собой, которое становится движущей силой развития. Профессиональная карьера учителя – это рост знаний, умений, навыков, развитие его компетенций. Речь идет не только о вертикальной карьере, но и горизонтальной. И бывает, если учитель не видит перспектив роста по вертикали, он останавливается. Такой учитель губителен для детей.

- Расскажите о своем карьерном росте.

- Я начинала учителем русского языка и литературы в сельской школе. Вуз окончила с красным дипломом и, как мне тогда казалось, сделала большое одолжение школе. Но оказалось, что мне в школе все очень интересно. С моими пятиклассниками я создала драмкружок, нас не просили, но мы везде выступали со своими сказками. Мы организовывали с учениками самые разные коллективные творческие дела. Мне нравилось, что эта технология формирования коллектива так эффективно работает. Часто ездила с детьми на экскурсии, в походы. На второй год работы мне поручили провести открытый урок на областном семинаре и выдвинули на районный конкурс учителей русского языка, в котором я победила.

Самообразованием занималась постоянно. Самостоятельно изучила модульную технологию М.Жанпеисовой. Тогда еще не было Интернета. За нужным материалом могла специально приехать из своего села в Алматы, чтобы сходить в Пушкинку, библиотеку РИПК СО. Там, кстати, и познакомилась с журналом «Открытая школа». Мне показалось, что каждая статья в нем – то, что мне нужно. Я вообще считаю, что педагогическая периодика может быть катализатором карьерного роста учителя. Хотя сейчас сильно выручает Интернет, но и журналы «Открытая школа», «Творческая педагогика» остаются для меня незаменимыми источниками новых идей.

Я всегда стараюсь найти автора понравившейся статьи, познакомиться с ним. Через год работы в должности завуча меня попросили провести на августовской областной конференции секцию для директоров школ области по здоровьесберегающим технологиям. В вашем журнале была статья, в которой описывали свой опыт педагоги школы №7 им. Ушинского г. Талдыкоргана. Я встретилась с администрацией этой школы, директором Г.Байжикеновой, и мы совместно провели секцию. Эта встреча положила начало нашего дальнейшего сотрудничества.

Конечно, очень много для моего роста сделала директор школы. Она мне, молодой учительнице, давала поручения, по масштабу и сложности требующие компетенции завуча. Она верила в меня, и я справлялась с ее непростыми заданиями. Например, нам нужно было принять у себя в школе делегата I съезда учителей Казахстана. Я предложила организовать встречу в формате передачи «Я сама». Мы проделали большую подготовительную работу, снимали на видео интервью с мужем, родителями этой учительницы, ее учениками втайне от нее. Она была очень удивлена.

Я прошла всю цепочку: учитель – руководитель МО – завуч – главный специалист РОО – специалист по работе с одаренными детьми областного управления образования – зав. кабинетом содержания и методики воспитания АОИПРК – заместитель директора филиала НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Алматинской области. Мне очень везло на руководителей, с которыми я работала. Каждый из них способствовал моему личностному и профессиональному развитию.

Когда мне становится скучно и неинтересно, ищу для себя новые точки приложения сил (они же потом становятся точками роста). Например, поступила в магистратуру и в прошлом году окончила ее по специальности «педагогика и психология». Все, что получила там, сегодня мне пригодилось в моей новой работе.

Самое главное в работе – удивление и интерес. Каждый человек сам может найти то, чему можно удивиться.

P.S. Во время нашей беседы Гульназ Усеновна часто повторяла слово «удивление». Видимо оно для нее – ключевое. Я решила «присмотреться» к этому слову. Вот, что я нашла в Интернете (http://www.aphorism.ru/702.shtml)

Познание начинается с удивления. (Аристотель)

Удивить – победить. (Александр Суворов)

Удивление – революция опыта. (Setti )

Удивление – первый рубеж непонимания. (Юрий Татаркин)

Удивление – есть главный постулат, на котором зиждутся науки. (Георгий Александров)

По мнению психолога из Беларуси С.А. Гулинской, «именно удивление является главной движущей силой в процессе обучения». Но чем может удивить ребенка учитель, которому скучно, который все знает, уже ничему сам не удивляется, и у него на все вопросы есть готовые ответы? Действительно, права Гульназ Усеновна, чтобы расти профессионально, нужно уметь удивляться!

 

Тема номера









 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10