электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Актуальная проблема:

Тема номера

   

Архив статей 2013 г.

 

Улучшение кадрового потенциала – основа подготовки новой управленческой элиты в образовании

№ 6 (127) август 2013г.


С.И.БОГДАН, ст.преподаватель кафедры управления и качества образования филиала АО «НЦПК«Өрлеу» ИПК ПР по ВКО, кандидат психологических наук

 

Модернизация всех сфер казахстанского общества, определяемая стратегическими позициями Президента страны Н.А. Назарбаева, актуализирует потребность в подготовке новой управленческой элиты: «ХХI век предъявляет высокие требования к управлению современным государством, которое все больше усложняется»[1]. Процессы глобализации, усложняя условия жизни человека в современном обществе, требуют создания многомерной и достаточно динамичной системы управления. Стратегия подготовки высококвалифицированных управленцев осуществляется как в результате стажировки казахстанских специалистов за рубежом, так и в рамках инновационных механизмов отечественного образования. Как отмечает в своем интервью Министр образования и науки РК академик Б. Жумагулов: «Важны абсолютно все новые механизмы, которые мы запустили и запускаем, все они нацелены на то, чтобы решить амбициозную задачу, поставленную Главой государства, – перейти к новому качеству образования. Думаю, в числе наиболее впечатляющих – электронное обучение, подушевое финансирование, контроль над качеством на национальном уровне, совершенно новая система повышения квалификации учителей по программе Кембриджского университета, независимая сертификация выпускников колледжей и вузов» [2].

Б. Жумагулов также подчеркнул, что использование электронного обучения вносит наиболее принципиальные перемены в процесс образования на всех его уровнях – от детского сада до вуза. Внедрение данного вида обучения позволит выровнять качество образования между регионами страны, использовать учебные материалы самого высокого качества. Уникальность проекта e-learning, внедряемого в Казахстане, предусматривает управление учебным процессом и управление организациями образования. Т.е. в Казахстане выстраивается новая система повышения квалификации, опирающаяся на мировой опыт и позволяющая реализовать компетентностный подход в подготовке специалистов для всех отраслей. Подтверждением соответствия квалификационных характеристик требованиям компетенций специалиста будут заниматься центры повышения квалификации, способные гарантированно определить уровень подготовленности профессионала.

Как отмечает председатель правления АО «НЦПК «Өрлеу» Г. Ахметова, классическая модель повышения квалификации педагогических работников, имеющая такие устойчивые характеристики, как закрытость, искусственная изолированность и разобщенность; отсутствие эффективной системы оценки качества конечного результата; отсутствие возможности выбора педагогами индивидуальной траектории профессионального развития, не отвечает требованиям современной системы образования. Миссией АО «НЦПК «Өрлеу» является внедрение новой единой базы корпоративного управления, методологии, трансляции мирового и казахстанского опыта, обеспечивающего высокое качество образования. Создание национального центра сопровождается разработкой новых рычагов финансирования, направленного на обеспечение качественного образования, обеспечение кадрами, повышение статуса педагогических сотрудников, совершенствование менеджмента в образовании и подготовку высококвалифицированных научно-педагогических кадров [3]. По мнению А.А. Семченко, системная реорганизация повышения квалификации работников образования РК не только способна скорректировать слабые стороны образовательной системы. Предпринятые шаги по реформированию системы повышения квалификации позволят прогнозировать положительные результаты по совершенствованию профессионального мастерства работников образования [4].

Изменение условий жизни современного общества требует от специалистов управленческих отраслей деятельности постоянного совершенствования в профессиональном и личностном плане. Однако реальная ситуация позволяет констатировать, что образ эффективного менеджера, способного создавать условия для раскрытия личностного и профессионального потенциала каждого сотрудника, умело направляющего организацию к реализации общегосударственной цели, не отражен в портрете современного управленца, для которого присущ прежде всего автократический стиль управления, тормозящий развитие субъектной позиции подчиненных. Проводимые социологические исследования позволяют отметить, что в сознании большинства населения образ «управленческой элиты» определен некоторой кастовостью, закрытостью от людей, правом безраздельного использования всех благ общественной жизни. Данное положение идет вразрез с обозначенной Президентом Н.А.Назарбаевым стратегической позицией: «Служение Родине должно стать смыслом государственной службы и всех патриотов. Иначе все наши проекты, самые прогрессивные и безукоризненно разработанные, не приведут к результату, которого от нас ждут казахстанцы, для которых государство и существует» [1].

Подготовка высококвалифицированного управленческого звена отражена как одно из приоритетных направлений Стратегического послания 2050, в котором отмечается, что Казахстану необходима управленческая элита, монолитно сплоченная вокруг экономических, социальных и политических приоритетов, а ее совокупный интеллектуальный потенциал направлен на превращение Казахстана в передовую державу XXI века. Как отмечает в своем экспертном мнении Н. Саханов, разразившийся глобальный кризис в определенной степени свидетельствует о неадекватности международной образовательной системы, поскольку она не сумела в полной мере подготовить управленческую элиту к тем вызовам, с которыми ей пришлось столкнуться. Казахстанская система образования также далека от идеальной модели, поэтому центральным пунктом лидерских притязаний должна стать масштабная модернизация образовательной инфраструктуры. Казахстан может и должен создать мощную научно- образовательную индустрию по производству управленческой и технической элиты Центральной Евразии, способной формировать новые стандарты и принципы странового и регионального развития. По мнению другого исследователя А. Подберезкина, основные требования к управленческой элите следующие: высокое качество образования; опыт и профессионализм; нравственность; способность к стратегическому прогнозу и планированию, оценке последствий принимаемых решений [5].

В науке используется понятие «кадровое рекрутирование», подразумевающее включенность специалистов в активную государственно- управленческую систему, обеспечивающую функционирование всех сфер жизнедеятельности общества. В условиях кризисного состояния современного казахстанского общества достаточно сложно осуществлять рекрутирование элиты согласно тщательно разработанным процедурам и традициям. Следует говорить о трансформации и смене элитарных позиций, мотивируемых карьерным ростом, престижностью, привилегиями, чаще всего, материальными. Вместе с тем реалии современных условий развития казахстанского общества требуют подготовки новой управленческой элиты, моральные и деловые качества которой способны реализовать все стратегические позиции демократического, инновационного, суверенного пути развития Казахстана. Тысячелетний опыт свидетельствует о существовании закрытой и открытой моделей формирования элиты, при которой состояние узко привилегированного развития в управленческой среде заменяется естественным процессом возникновения потребности в новых управленцах, имеющих инновационный показатель проявления личностных и профессиональных качеств.

Качество образования, как отмечается многими исследователями, являясь достаточно важной составляющей подготовки управленческой элиты, требует развития таланта, способностей, социальной мобильности, нестандартности мышления и инновационности. Суть элитарного образования, в отличие от элитного, подразумевает развитие компетенций специалистов, обнаруживающих высокий уровень проявления профессиональных, личностных и интеллектуальных способностей, лидерского потенциала, креативности мышления, высокой культуры. Следовательно, для улучшения кадрового потенциала необходимо формировать следующие управленческие компетенции: полноценное использование личностных особенностей в процессах управления общественными ситуациями; проявление демократизма, профессионализма и высокой нравственной культуры; использование демократического стиля в реализации управленческих позиций; стимулирование потенциальной направленности подчиненных при развитии общественно-деловых форм отношений. В целях улучшения кадрового потенциала при подготовке новой управленческой элиты необходимо использовать механизм социальной мобильности, обеспечивающий профессиональную подготовку способных, интеллектуально активных, адаптивных, культурно развитых специалистов, способных реализовать демократический стиль управления государством. Элитарность во многом близка к самоактуализации, но она предполагает не только реализацию изначально заложенного в человеке, но и развитие новых способностей и новых смыслов. Когнитивная составляющая элитарности (представление об элитарности) предполагает
- представление об элитарности, образ элитарного идеала (субъективное представление о понимании элитарности на уровне данной группы, общества);
- знание своих элитных характеристик (элитарный образ «Я»), включающее самооценку своих элитарных характеристик и знание мнений других людей о своей элитарности;
- соотнесение себя с другими людьми (по элитным характеристикам);
- соотнесение себя со своим элитарным идеалом (рефлексия саморазвития в перспективном плане);
- соотнесение себя с собой прошлым (рефлексия в ретроспективном плане);
- соотношение уровней сознания и подсознания, интуиции в выделении элитарного идеала.

Деятельность филиала АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по ВКО в условиях модернизации системы образования Республики Казахстан направлена на развитие современной системы непрерывного профессионального образования, предоставляющей каждому человеку возможность формировать индивидуальную образовательную траекторию для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста. В новых условиях концептуального осмысления значимости казахстанского образования филиалом «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по ВКО» реализуются такие направления:
- создание условий для свободного, многовекторного, личностно-ориентированного и востребованного профессионального роста учителя;
- первоочередная направленность общего содержательного вектора повышения квалификации на основные приоритеты модернизации образования в рамках Государственной программы развития образования на 2011-2020 годы, в том числе перехода на 12-летнее образование;
- реализация интерактивности, модульности, проектности, дистантности и непрерывности как факторов, обеспечивающих творческий, индивидуальный подход к повышению квалификации.

Обновление содержания и структуры института, введение кафедральной системы позволили сотрудникам института активно осваивать новые технологии обучения через трансляцию лучшего казахстанского опыта и лучшей международной практики. Разработанный НЦПК «Өрлеу» план позволяет эффективно использовать научно-педагогический потенциал кафедр, цифровые ресурсы, расширить взаимодействие и международное сотрудничество, создать наилучшие условия для профессионального роста учителя. За 2011-2012 годы с использованием технологии обучения e-learning 1630 педагогических работников области (руководители общеобразовательных школ, заместители директоров по воспитательной работе, учителя общеобразовательных предметов) прошли курс повышения квалификации. В on-line режиме состоялся республиканский форум с участием директоров, заместителей директоров и системных администраторов городов Семей, Усть-Каменогорск и Алматы, позволивший обозначить реализацию образовательных стратегий современного управленца. В рамках реализации внедрения концептуальных основ менеджмента в управлении организациями образования сотрудниками института осуществлен выпуск методических пособий: «Педагогикалық басқарудағы тіл мәдениеті», «Мектепті жүйелі басқарудың технология лары», разработано Положение о проведении областного конкурса «Молодой менеджер», основной целью которого является выявление креативных, профессионально грамотных управленцев как резервного состава системы образования.

Проведенный нами опрос по изучению управленческих установок, в котором принимали участие управленцы образовательных учреждений показал:

1. Наибольшее ранговое значение имеют управленческие стратегии, содержащие возможность использования творческого потенциала и профессионального опыта, а также умение вносить конструктивные изменения в систему образования. Следует отметить, что достаточно высокий показатель значимости в управленческих ориентациях имеет направленность на реализацию соревновательной и выигрышной позиций как наиболее важных сторон карьеры.

2. В управленческих позициях респондентов низкий показатель значимости имеет потребность в постоянном месте работы с гарантированным окладом и социальной защищенностью, возможность осуществлять деятельность, не будучи стесненными правилами какой-либо организации. Опрос показал, что современные управленцы стремятся уравновешивать интересы семьи и карьеры.

3. Низкое ранговое значение для управленцев имеет позиция, определенная стремлением получить более высокую должность, а также работать в профессиональной сфере, обеспечивающей максимальную свободу и автономию в выборе характера занятий, времени выполнения и т.д.

Таким образом, проведенное исследование позволяет предполагать , что ведущим мотивационным показателем, определяющим содержание управленческих позиций современных помощников руководителей системы образования, является направленность на реализацию всех потенциальных возможностей, обеспечивающих конструктивные изменения в профессиональной деятельности. Соревновательная и карьерная управленческая ориентация рассматривается нами как закономерный признак, обусловленный прежде всего содержанием современных условий общества, определяемых технологизацией и модернизацией системы образования. Т.е. наличие в системе управленческих позиций данной установки позволяет руководителю своевременно включиться в инновационный процесс и мотивировать коллектив к успешной реализации поставленных задач.


Литература:

1. Послание Президента Н. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия Казахстан-2050. Новый политический курс состоявшегося государства» 14 декабря 2012 г. - Источник доступа: http://www.akorda.kz/ru/page/ page_poslanie-prezidenta-respubliki-kazakhstann- nazarbaeva-narodu-kazakhstana-14-dekabrya- 2012-g_1357813742 Президента Республики Казахстан.

2. Жумагулов Б. Перейти к новому качеству образования.//Учитель Казахстана, № 8-10 (2917), апрель 2013 года. 3. Ахметова Г.К. Престиж профессии учителя//Менеджмент в образовании, № 2 (65), 2012, с. 7-11.

4. Семченко А.А. Системная реорганизация повышения квалификации работников образования республики Казахстан//Менеджмент в образовании, № 2 (65), 2012, с. 11-13.

5. Подберезкин А и др. Приоритетные национальные проекты – идеология прорыва в будущее.- М.: Европа, 2007. - С. 107.

6. Саханова А.Н. Новая парадигма государственного управления «GOOD GOVERNANCE»: пример Японии как перспектива для стран СНГ. //Менеджмент в России и за рубежом. – 2004, №1.

 

Тема номера









 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10