электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Актуальная проблема:

Тема номера

   

Архив статей 2013 г.

 

Тьюторство как динамично развивающееся педагогическое явление

№ 6 (127) август 2013г.


В.Т. ТИХОМИРОВА, доцент кафедры «Воспитание и социализация личности» Жамбылского областного Филиала АО НЦПК «ӨРЛЕУ» ИПКПР по Жамбылской области», член правления ОО «Тьюторская ассоциация», г. Алматы

 

Аннотация. В статье освещено современное научно- педагогическое понимание понятий «тьютор», «тьюторское сопровождение», «тьюторская позиция», показано состояние развития тьюторского движения в Республике Казахстан, охарактеризованы актуальные задачи системы профессионального развития педагогов страны в освоении теории и технологии тьюторского сопровождения Ключевые слова: индивидуализация, тьютор, тьюторское сопровождение, тьюторская позиция.


Актуальность задачи формирования полноценного человеческого капитала страны, претендующей не на последнее место в конкурентно-ориентированной рейтинговой системе политической картины ближайшего завтрашнего дня мира, побуждает теоретиков и практиков образования Республики Казахстан искать пути позитивного преобразования системных образовательных процессов, предлагать и апробировать инновационные подходы к организации учебно-воспитательного процесса в школах, колледжах, вузах. Одним из таких подходов, получивших уже широкое распространение, является организация тьюторского сопровождения адекватно подготовленным профессионалом – тьютором.

Тьютор – специалист, сопровождающий разработку и реализацию обучающимся индивидуальной образовательной программы (ИОП) [1, с. 236], это (англ. tutor) исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку ИОП учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуализированного образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования [2, с. 2]. Тьюторство – это особая педагогическая технология, часть рефлексивной системы управления развитием личности, процессом и результатом его образования, так как в тьюторской модели, в отличие от традиционной, процессы обучения, социальной практики и образовательной рефлексии рассматриваются как рядоположенные, с признанием ведущей функции процесса образовательной рефлексии [3], это основной ресурс реализации принципа индивидуализации в обучении на всех ступенях образования [4].

В Республике Казахстан развитие тьюторства находится на начальном этапе. Только в последние два-три года в организациях образования стали появляться специалисты, чьи профессиональные обязанности стали обозначаться термином «тьютор». Педагоги в единично выражаемом количестве прошли курсы обучения по проблематике тьюторского сопровождения у специалистов стран Западной Европы и России. На курсах повышения квалификации стали знакомить руководителей организаций образования, учителей школ и педагогов колледжей, организаций дополнительного образования с тьюторством, как педагогической технологией.

В начале 2013 года начало свою деятельность Общественное объединение «Тьюторская ассоциация» в городе Алматы. В апреле 2013 года ассоциация выступила в качестве одного из партнеров Учебного проекта «Международная тьюторская школа» НОУ ДПО «Национальный институт современного образования» (Россия) в подготовке и проведении I Международной онлайн- конференции для родителей и педагогов «Высший балл». С 1 по 8 августа 2013 года несколько членов нашей ассоциации участвовали в работе Межрегионального семинара-конференции «Черноморский университет тьюторства» (Одесса, Украина), решающего, прежде всего, задачу формирования общего ценностно-смыслового поля тьюторского сообщества, единой концептуальной и технологической платформы сети Межрегиональной тьюторской ассоциации.

В начале нового 2013-2014 учебного года Научно-инновационный центр ОО «Тьюторская ассоциация» (Республика Казахстан, г. Алматы) при научно-методической поддержке «Межрегиональной тьюторской ассоциации» планирует провести курсы повышения квалификации по теме «Теория и технология тьюторства: инструменты реализации принципа индивидуализации образовательного процесса» (72 часа) в целях содействия решению задач, поставленных перед системой образования и общественными организациями Республики Казахстан «Государственной программой развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы» и «Национальным планом действий на 2012-2016 годы по развитию функциональной грамотности школьников».

Тьюторская практика развивается в трех вариантах: тьюторская позиция педагога, тьюторская деятельность, особый уклад жизни организации образования. В республике Казахстан подготовленность по теории и технологии тьюторского сопровождения пока еще не достигла уровня, позволяющего полноценно организовать тьюторскую деятельность и переход школ к тьюторскому режиму учебно-воспитательного процесса. Основное внимание в настоящее время может и должно быть уделено формированию и развитию тьюторской позиции у педагогов и специалистов системы управления образованием.

Тьюторская позиция существенно отличается от традиционной преподавательской позиции. Тьютору интересен сам ученик как человек, а не наука, основы которой изучает ученик под руководством учителя. Предметом заботы тьютора является содержание самосознания, личной мыследеятельности учащегося, его цели, его успехи и неудачи, отношение ученика к самому себе в образовательной реальности [5, c.13]. Такая культура отношения к предмету своей деятельности, цели и смыслу своих трудов характерна очень небольшому числу учителей современной школы. И такую культуру нелегко взрастить.

Для формирования культуры тьюторской позиции и культуры тьюторского сопровождения в казахстанской педагогической среде необходимо сделать очень много. Прежде всего, нужно внедрять в систему дополнительного образования педагогических кадров не просто ознакомительные лекции, а спецкурсы, например, курс «Тьюторского сопровождения ученической деятельности» с учетом специальности учебной группы института повышения квалификации. Это предполагает, как считают методисты с опытом организации повышения квалификации по тьюторской модели [6,7], рассмотрение всех проблем профессионального деятельности педагогов сквозь призму возможностей тьюторского сопровождения, в центре внимания которого – освоение культуры работы с собственным будущим. При этом непосредственное обучение технологии тьюторского сопровождения должно проводиться посредством постоянной рефлексии курсантом собственного образовательного движения в профессиональном пространстве с опорой на два основных принципа технологии тьюторства: принцип индивидуализации и принцип открытости. Первый понимается как актуализация индивидуального, специфического только для данной личности развития, что влечет за собой изначальное проектирование разных результатов образовательного процесса. Второй связан с представлением об образовательном потенциале социальной и культурной среды, преодолении внешних рамок, контекста высшей школы (жестко очерченного программами и т.п.). Следствием такого представления становится организация специальной работы по поиску индивидуального образовательного ресурса и методов его присвоения. Курсант за время обучения в режиме работы с тьюторским сопровождением проходит через три этапа учебной деятельности: формирование образовательного запроса , проектирование индивидуального образовательного плана, реализация этого плана, завершающаяся презентацией и оценкой результатов, осознанием нового образовательного запроса.

Тьюторство – широко и динамично развивающееся педагогическое мировое явление. В нашей стране оно будет развиваться с исторически предопределенной обусловленностью. Однако качество процесса будет зависеть от усилий, которые вложит каждый специалист образования в понимание, освоение теории и технологии тьюторского сопровождения.


Список использованных источников

1. Ковалева, Т.М. Профессия «тьютор» [Текст]. / Т.М. Ковалева, Е.И. Кобыща, С.Ю. Попова (Смолик), А.А. Теров, М.Ю. Чередилина. – М.- Тверь: СФК-офис, 2012. – 246 с.

2. Карпенкова, И.В. Организация тьюторского сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации инклюзивной пра ктики в образовательных учреждениях [Текст] / И.В. Карпенкова, Е.В. Кузьмина. – М.: Московский городской психолого- педагогический университет, 2011. – 44 с.

3. Гангус, Т.А. Тьюторское сопровождение в современной школе: сущность и содержание / Н.А. Гангус, Т.А. Ратт [Текст] // Тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных программ на разных ступенях образования: материалы международной научно-практической конференции (28-30 марта 2012 г., г. Пермь) / под общ.ред. Л.А. Косолаповой; ред.кол. Т.Я. Шихова, Н.В. Юняева, Т.П. Гаврилова; Перм. гос. гуманит.- пед. ун-т. – Пермь: ПГТПУ, 2012. – С. 46-49.

4. Ковалева, Т.М. Основные тенденции развития тьюторства в России [Текст] / Т.М. Ковалева // Тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных программ на разных ступенях образования: материалы международной научно- практической конференции (28-30 марта 2012 г., г. Пермь) / под общ.ред. Л.А. Косолаповой; ред.кол. Т.Я. Шихова, Н.В. Юняева, Т.П. Гаврилова; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь: ПГТПУ, 2012. – С. 3-7.

5. Имакаев, В.Р. Тьюторское отношение [Текст] / В.Р. Имакаев // Тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных программ на разных ступенях образования: материалы международной научно-практической конференции (28-30 марта 2012 г., г. Пермь) / под общ.ред. Л.А. Косолаповой; ред.кол. Т.Я. Шихова, Н.В. Юняева,Т.П. Гаврилова; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь: ПГТПУ, 2012. – С. 13-17.

6. Верзунова, Л. В. Подготовка специалистов муниципальной методической службы к тьюторскому сопровождению развития профессионализма педагогических кадров / Л. В. Верзунова, Е. В. Посохина // Интеграция образования. – 2008. – N 3. – С. 61-64.

7. Колосова, Е.Б. Тьюторское сопровождение в системе повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров как средство профессионального самоопределения слушателей [ Текст ] / Е.Б.Колосова [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.thetutor.ru/pro/articles01.html. Дата обращения 30.07.2013.

 

Тема номера









 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10