электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Актуальная проблема:

Тема номера

   

Архив статей 2013 г.

 

Кадры: спрос и предложение.
Что показало социологическое исследование

№ 7 (128) сентябрь 2013г.


Е.А. ПАНКРАТОВА, консультант-эксперт по вопросам технического и профессионального образования алматинского филиала НЭПК «Союз Атамекен»

 

Общая характеристика респондентов: В опросе приняли участие 698 человек. Из них – 598 выпускников 9-х и 11-х классов. Среди этой категории респондентов опрос проводился методом самозаполнения. В экспертном опросе, который проводился методом личного интервью, приняли участие - собственники и руководители предприятий и фирм, а также руководители отраслевых объединений предпринимателей, являющихся членами Национальной экономической палаты Казахстана «Союз Атамекен» – 50 человек; - собственники и руководители рекрутинговых агентств – 6 человек; - руководители учреждений профессионального образования – 16 человек; - директора общеобразовательных школ – 22 человека.


Выступая на 26-м Заседании Совета иностранных инвесторов 22 мая 2013 г., Президент Н.А. Назарбаев назвал индустриализацию новым этапом в развитии страны. Первым шагом в решении этой задачи должна быть настройка системы образования на обеспечение инноваций необходимыми кадрами. В этой связи нам представляется интересным социологическое исследование «Мониторинг востребованности профессий на рынке труда г. Алматы», которое было проведено весной этого года в рамках проекта «Профориентатор kz». Проект осуществляется при поддержке Акимата г. Алматы на основании государственно-частного партнерства Министерства образования и науки РК и ТОО «Нүр Бағдар». Международным партнером данного проекта выступает Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии» при МГУ им. М.В. Ломоносова.

Для обеспечения стороннего и независимого мнения экспертов, представляющих интересы работодателей города, к реализации проекта ТОО «Нұр Бағдар» привлек на правах партнера алматинский филиал Национальной экономической палаты Казахстана (НЭПК) «Союз Атамекен». Кроме того, алматинский филиал НЭПК «Союз Атамекен» обеспечивал участие в опросе работодателей, администраций колледжей, а также подготовку раздела отчета по «Социологическому исследованию рынка труда и занятости г. Алматы для профориентации школьников».

Авторами исследования являлись два независимых эксперта в области рынка труда и занятости: Мамбеева Жанар Сабуровна, кандидат философских наук, административный директор ТОО «Нұр Бағдар», руководитель проекта и Панкратова Елена Алексеевна, кандидат философских наук, консультант-эксперт по вопросам технического и профессионального образования алматинского филиала НЭПК «Союз Атамекен».

Предлагаем вашему вниманию выводы, к которым пришли исследователи. Полностью с отчетом по исследованию можно ознакомиться на сайте open-school.kz

Особенностью отечественного рынка труда является то, что на фоне сегодняшнего уровня безработицы мы все же имеем достаточно большое количество незаполненных рабочих мест. Работодатели испытывают трудности, связанные с отсутствием подготовленных специалистов для работы на различных предприятиях и в организациях. Выпускники учреждений профессионального образования, в свою очередь, тоже испытывают трудности с трудоустройством, а ученикам 9-х и 11-х классов весьма проблематично определиться с выбором профессии.

В связи с дефицитом квалифицированных кадров различных специальностей возникает вопрос, а тех ли специалистов готовит наша система образования, обладают ли выпускники учебных заведений Казахстана достаточными знаниями, соответствуют ли они требованиям, которые сегодня предъявляет им экономика?

Речь идет о существующей на сегодняшний день разобщенности между системой профессионального образования и рынком труда, для преодоления которой нужны совместные усилия работодателей, представителей системы образования, государственных органов и других структур, причастных к вопросам подготовки кадров для бизнеса. В этой связи был произведен анализ наиболее массовых проблем всех участников опроса – работодателей, рекрутинговых агентств, учреждений профессионального образования, общеобразовательных учреждений и школьников старших классов.


Предприниматели

Предприниматели являются основными «потребителями» рынка труда, поэтому их проблемы, связанные с решением кадровых вопросов, мы рассмотрели особенно подробно.

Уровень соответствия типичных выпускников учреждений профессионального образования требованиям работодателей

Примечание.

В приведенных ниже данных
- первый столбец содержит информацию о требованиях предпринимателей к профессиональным компетенциям и личностным качествам выпускников учреждений образования;
- второй столбец содержит информацию о типологических характеристиках выпускников учреждений образования.

Сразу можно отметить, что практически по всем параметрам рейтинга наблюдается несовпадение желаемого и действительного.

Общий приоритет только один. Единственное требование, которое практически в равной степени относится к специалистам всех категорий, – наличие навыков практической работы.

Самое большое несовпадение по части «навыков практической работы» у типичных выпускников высших учебных заведений.

У кадров со средним профессиональным образованием и рабочих профессий дела обстоят чуть лучше, но, тем не менее, их навыки значительно ниже ожидаемых.

Самый большой разрыв у всех категорий по параметрам «ответственность» и «высокий уровень профессиональной подготовки».

Приятно отметить, что все выпускники учебных заведений проявляют достаточно большую «способность к обучению».

Обращает на себя внимание то, что все выпускники учебных заведений не слишком разочаровывают работодателей по части коммуникабельности.

Кроме того, кадры с высшим и средним профессиональным образованием, по мнению наших респондентов, достаточно серьезно настроены на профессиональный рост.

Наименьшую ценность для предпринимателей, по оценкам наших респондентов, представляет «ориентация на карьерный рост». По мнению работодателей, все выпускники учебных заведений обладают завышенной самооценкой.

Кроме того,
- по оценкам предпринимателей прослеживается четкая зависимость уровня заработной платы от уровня и характера образования, как для специалистов, имеющих опыт работы, так и для выпускников учреждений профессионального образования. Отсутствие опыта работы является серьезным препятствием для устройства на работу и получения достойной заработной платы;
- также четко прослеживается зависимость уровня требований предпринимателей к выпускникам учебных заведений от уровня образования. Единственное требование, которое работодатели в практически равной степени предъявляют к выпускникам учреждений профессионального образования разного уровня подготовки, – наличие навыков практической работы;
- абсолютное большинство работодателей испытывают трудности при поиске кадров всех категорий, в связи с тем, что им «не хватает нужных специалистов, имеющих опыт работы», а также тем, что их «не устраивает качество подготовки выпускников учебных заведений»;
- выпускникам учебных заведений всех уровней образования для того, чтобы стать полноценными специалистами, требуется определенный срок адаптации. Текучесть кадров выпускников учреждений профессионального образования очень велика, а также варьируется в достаточно широком диапазоне. Наиболее типичный стаж работы выпускников учреждений профессионального образования – от года до трех лет;
- наиболее распространенные методы стимулирования ценных специалистов всех категорий на предприятиях – повышение заработной платы и выплата премий;
- наиболее востребованные методы поиска персонала предпринимателями: рекомендации знакомых, партнеров по бизнесу и сотрудников предприятия, отбор подходящих кандидатур во время практики или обучение на предприятии и отклик на вакансии, размещенные в СМИ;
- почти половина участников опроса не имеет никаких связей с учреждениями образования, выпускающими специалистов нужного им профиля;
- организация практики студентов на предприятиях – наиболее распространенный вид связи предпринимателей с учреждениями профессионального образования. Предприниматели считают, что для повышения эффективности практики необходимо создать систему материальных стимулов как для работодателей, так и для студентов;
- большая часть предпринимателей, принявших участие в опросе, решает проблемы подготовки нужных им кадров с высшим и средним профессиональным образованием самостоятельно, обучая их прямо на предприятии.

Рекрутинговые агентства

Оценки уровня заработной платы, выставленные представителями рекрутинговых агентств, практически полностью совпадают с оценками работодателей. Также прослеживается четкая зависимость уровня заработной платы от уровня и характера образования как для специалистов, имеющих опыт работы, так и для выпускников учреждений профессионального образования. Представители рекрутинговых агентств также считают, что отсутствие опыта работы является серьезным препятствием для устройства на работу и по- лучения достойной заработной платы. Отличие заключается в том, что среди общих приоритетов, в равной степени относящихся к специалистам всех категорий, представители рекрутинговых агентств называют два: «ответственность» и «навыки практической работы».

По поводу важнейших приоритетов, где четко прослеживается зависимость требований предпринимателей от уровня подготовки специалистов, оценки представителей рекрутинговых агентств почти со- впадают с оценками самих предпринимателей.

Но есть одно исключение. Представители кадровых агентств считают, что уровень общеобразовательной подготовки специалистов, причем всех категорий, имеет очень небольшую значимость для предпринимателей, тогда как сами работодатели оценивают значимость этого фактора достаточно высоко. В этой связи интересно, что, по мнению рекрутеров, типичные выпускники учебных заведений обладают избыточным уровнем общеобразовательной подготовки.

Представители кадровых агентств так же, как сами работодатели, считают, что профессиональные компетенции и личностные качества типичных выпускников учебных заведений не соответствуют требованиям работодателей к специалистам.

Навыками практической работы обладают лишь рабочие кадры, но их навыки все же в два раза ниже ожидаемых. И что самое главное, по мнению представителей кадровых агентств, – типичный выпускник вуза и колледжа навыков практической работы вообще не имеет.

По мнению представителей кадровых агентств, большая часть выпускников учебных заведений испытывает трудности с трудоустройством, но они из разряда «преодолимых».

Причины трудностей с трудоустройством выпускников учебных заведений
(1 – с высшим профессиональным образованием; 2 – со средним профессиональным образованием; 3 – рабочих профессий)

Представители кадровых агентств так же, как и работодатели, отмечают, что имеет место ситуация как с недостатком выпуска кадров по востребованным специальностям, так и с тем, что учреждения образования не выпускают кадры по этим специальностям.

Наиболее востребованные методы поиска персонала рекрутинговыми агентствами: рекомендации знакомых, партнеров по бизнесу и сотрудников пред- приятия, отклик на вакансии, размещенные в СМИ (интернет-ресурсах, в газетах и журналах). Службы занятости, где информация о вакансиях тоже аккумулируется, вообще не востребованы рекрутерами.

Хотя, по данным статистики, рынок труда г. Ал- маты распределяется в пропорции 80% занятых – сфера услуг и 20% занятых – сфера производства, степень уверенности представителей рекрутинговых агентств в востребованности на рынке труда, на настоящий момент, специалистов для сферы производства существенно выше, чем для сферы услуг.

Мы получили составленный представителями кадровых агентств перечень востребованных на сегодняшний день на рынке труда отраслей и специальностей для сферы производства и для сферы услуг. В отношении прогноза потребности в кадрах рынка труда на ближайшие пять лет прослеживается та же тенденция: степень уверенности представителей рекрутинговых агентств в вероятной востребованности на рынке труда специалистов для сферы производства существенно выше, чем для сферы услуг. Общим для сферы производства и для сферы услуг также является то, что четко прослеживается степень зависимости уровня востребованности специалистов от уровня образования.

Руководители учреждений профессионального образования

По итогам сравнения приоритетных требований предпринимателей к выпускникам учебных заведений с оценками тех же параметров представителями учреждений профессионального образования мы выяснили, что представления о требованиях предпринимателей к выпускникам учебных заведений не совсем соответствуют требованиям самих предпринимателей. Позиции предпринимателей и представителей учреждений профессионального образования со- впадают в том, что к выпускникам учебных за- ведений с высшим и средним профессиональным образованием, а также рабочих профессий нужно предъявлять различные требования.

В отношении общего приоритета единственного требования, которое работодатели в практически равной степени предъявляют к выпускникам учреждений профессионального образования разного уровня подготовки, – наличия навыков практической работы – разногласия достаточно существенные. Представители учреждений профессионального образования считают, что это требование относится, прежде всего, к специалистам со средним профессиональным образованием и рабочих профессий, причем они даже несколько преувеличивают ожидания самих работодателей. В отношении же выпускников высших учебных заведений обратная картина – представители системы образования серьезно недооценивают значимость этого фактора для предпринимателей.

По поводу приоритетов с учетом уровня образования оценки предпринимателей и представителей системы образования также не совпадают, требования представителей учреждений профессионального образования несколько преувеличивают ожидания самих работодателей.

Достаточно неожиданно то, что сами представители системы образования считают, как и рекрутмены, что уровень общеобразовательной подготовки выпускников, причем всех категорий, имеет очень небольшую значимость для предпринимателей, тогда как работодатели оценивают значимость этого фактора достаточно высоко.

По итогам сравнительного анализа приоритетов, заявленных представителями учреждений профессионального образования в подготовке кадров, с данными работодателями типологическими характеристиками выпускников учебных заведений, можно сделать вы- вод, что приоритеты, заявленные представителями учебных заведений, по большей части не реализуются.

Представителям системы профессионального образования, в первую очередь, надо обратить внимание на то, что работодателей не устраивают уровень профессиональной подготовки и навыки практической работы выпускников учебных заведений всех категорий.

По итогам сравнительного анализа востребованности подготовленных представителями системы образования кадров на рынке труда с данными о трудностях работодателей при поиске нужных им специалистов создается впечатление, что выпускникам учебных заведений значительно легче устроиться на работу, чем предпринимателям найти кадры нужного им профиля и квалификации.

Обращает на себя внимание то, что на вопрос, насколько сложно выпускникам учебных заведений найти работу по полученной специальности, большая часть представителей системы образования вообще предпочла не отвечать, кроме того, у них самый распространенный ответ на этот вопрос: «Не испытывают трудностей». Можно сделать предположение, что для учебных заведений востребованность подготовленных ими кадров на рынке труда не является вопросом первостепенной важности.

 

По итогам анализа форм профориентационной работы, практикуемых учебными заведениями, можно сделать вывод, что наши респонденты явно отдают предпочтение рекламе своих учебных за- ведений, а собственно профориентации уделяют несколько меньше внимания.

Абсолютное большинство руководителей учреждений профессионального образования считают, что для учащихся старших классов целесообразно ввести специальный курс по профориентации.

Представители учреждений профессионального образования достаточно активно взаимодействуют со сферой бизнеса, хотя не все направления реализуются в равной степени. На настоящий момент лучше всего обстоят дела с организацией практики студентов на предприятиях и консультированием при разработке учебных программ. По остальным направлениям взаимодействия удовлетворенность ниже желаемого уровня.

Директора средних общеобразовательных школ

По мнению директоров школ, выпускники девятого класса практически в равной степени ориентированы на поступление в колледжи и продолжение обучения в средней школе. Правда, желающих про- должать учиться в школе немного больше.

Преобладающий выбор выпускников, собирающихся поступать в колледжи после окончания 9-го класса, – получение среднего профессионального образования, только очень небольшой процент из них ориентирован на получение рабочей профессии.

По поводу влияния специализации средних школ на выбор будущей профессии выпускников мнения директоров школ расходятся. Хотя большинство респондентов считает, что специализация средних школ на выбор будущей профессии выпускников не влияет, тем не менее, достаточно большое число директоров средних школ придерживаются противоположной точки зрения.

По мнению директоров школ, мотивация выбора профессии у выпускников 9-го класса и выпускников 11-го класса отличается достаточно существенно. Самым важным личным мотивом выбора для выпускников 9-го класса является «интерес к содержанию труда выбранной профессии», но решение «кем быть?» определяется для них, как правило, родителями и их материальными возможностями. Кроме того, «мероприятия по профориентации» оказывают на выбор профессии девятиклассниками достаточно существенное влияние.

Выпускники 11-го класса гораздо самостоятельнее и практичнее в выборе профессии, для большинства из них «решение, влияние родителей» явно не является приоритетным. Главные мотивы выбора профессии у них практические: «востребованность специальности на рынке» и «перспективы развития данной профессии». Обращает на себя внимание то, что «мероприятия по профориентации» имеют меньшую значимость для одиннадцатиклассников, чем для девятиклассников.

Общим для выпускников 9-х и 11-х классов является то, что «плохая успеваемость в общеобразовательной школе» почти не влияет на выбор профессии, а также то, что «необходимость начать зарабатывать в сжатые сроки» не является для абсолютного большинства из них приоритетной.

Проведение профориентацнонной работы с педагогическими кадрами в школах не является общепринятым. Наиболее распространенные формы профориентацнонной работы с родителями, которые наши респонденты практикуют в своих школах, – «проведение индивидуальных консультаций с родителями по вопросу выбора профессий учащимися» и «чтение лекций для родителей по теме «Роль семьи в правильном профессиональном самоопределении».

Поскольку решение «кем быть?» для учеников определяется, как правило, родителями, задача школы помочь родителям сделать своим детям реалистичный выбор. В этой связи, на наш взгляд, в школах необходимо большее внимание уделять «информированию родителей о востребованности профессий в го- роде», а также «подготовке рекомендаций родителям по возникшим проблемам профориентации».

Наиболее распространенные формы профориентационной работы с учащимися имеют, как правило, разовый и преимущественно информационный характер. Конечно, эти мероприятия очень важны, но результат их необходимо закрепить такими активны- ми формами, как «организация работы кружков различного профиля по профессиональным интересам», «проведение конкурсов, конференций, интеллектуальных игр, викторин на знание специальностей». Между тем, активные формы профориентации используются значительно реже, а «организация пятой трудовой четверти» вообще никем не практикуется.

Абсолютное большинство директоров школ считают, что для учащихся старших классов целесообразно ввести специальный курс по профориентации.

Большинство школ не имеет никаких связей со сферой бизнеса. У тех, кто эти связи имеет, на сегодняшний день лучше всего обстоят дела с совместным проведением профориентационной работы меньше всего директора школ удовлетворены уровнем оказания спонсорской помощи предприятиями и «заключением договоров о трудовой занятости школьников в период каникул». Хотя некоторые школы все же заключают подобные договоры. Этот опыт, несомненно, заслуживает внимания и распространения.

Средние школы достаточно активно взаимодействуют с колледжами, хотя не все направления реализуются в равной степени. Самый высокий показатель удовлетворенности совместным проведением профориентационной работы.

Данные по взаимодействию с вузами по части совместного проведения профориентационной работы практически идентичны аналогичным данным по взаимодействию с колледжами.

Абсолютное большинство директоров сред- них школ по части профориентационной работы заинтересованы в услугах учебных заведений, готовящих специалистов со средним профессиональным образованием и рабочих профессий. По всей вероятности, им еще неизвестно, что теперь все они стали колледжами. Часть директоров средних школ заинтересована в услугах вузов. И совсем небольшой процент участников опроса заинтересован в услугах центра занятости.

Учащиеся 9-х и 11-х классов

Более половины школ, принявших участие в опро- се, являются общеобразовательными. Достаточно широко представлены школы-гимназии. Преобладающее число школьников занимаются в школах с русским и казахским языками обучения. В опросе приняли участие девочки и мальчики. Девочек немного больше.

Поскольку среди респондентов выпускников 9-х классов в три раза больше, это не позволяет проводить содержательный статистический анализ и сравнение данных. Поэтому по всем анализируемым вопросам представлена «общая» позиция выпускников 9-х и 11-х классов.

Достаточно большое число выпускников девятого класса ориентировано на поступление в колледжи. Правда, желающих продолжать учиться в школе все же больше.

69,4% опрошенных уже определились с выбором профессии.

В данной таблице представлена мотивация школьников, уже определившихся с выбором профессии на момент опроса. Обращает на себя внимание то, что верхние строки таблицы, по существу, представляют собой своеобразный проект будущего. Ядро мотивации двойное: «интерес к содержанию труда выбранной профессии» и «уровень оплаты труда». Причем «интерес к содержанию труда выбранной профессии» ценится на порядок выше, чем «уровень оплаты труда». Если сказать иными словами, то эту позицию можно сформулировать так: заниматься тем, что тебе нравится и получать за это достойную плату.

Следующие по значимости мотивы: ориентация на «престиж профессии в обществе» и «перспективы развития данной профессии». То есть выбор данной профессии даст в перспективе возможность приобрести престиж в обществе. И, наконец, «востребованность специальности на рынке» и «возможности должностного роста».

Иначе говоря, востребованность выбранной специальности на рынке позволит, сделав карьеру, реализовать амбиции.

Следующие мотивы, значимость которых на поря- док ниже, представляют собой условия, с которыми приходится считаться для реализации заявленной стратегии будущего. Это – отмеченные в равной степени факторы – «возможность бесплатного обучения», «решение, влияние родителей, «формы обучения». Конечно, такой фактор дает дополнительные возможности реализовать задуманный проект, а с родителями все-таки приходится считаться.

Интересно, что «возможности квалификационного роста» явно недооцениваются в сравнении с «возможностями должностного роста». То есть рост квалификации наши респонденты как то не очень связывают с возможностью сделать карьеру.

Далее, определенное значение для выпускников имеют и «сроки обучения», и «престиж профессии среди сверстников». Интересно отметить, что «престиж профессии среди сверстников» имеет для них значительно меньшую значимость, чем «престиж профессии в обществе».

Обращает на себя внимание то, что «доступность оплаты за обучение» и «необходимость начать зарабатывать в сжатые сроки» не являются приоритетными для абсолютного большинства наших респондентов, а также то, что «мероприятия по профориентации» почти не имеют для них значения.

Завершая, отметим очень значимый, на наш взгляд, факт: выпускники 9-х и 11-х классов практически не задумываются о том, что «плохая успеваемость в общеобразовательной школе» может повлиять на реализацию их планов. Причем того же мнения придерживаются и директора средних школ.

Этот факт, мы можем зафиксировать для того, чтобы выяснить, на чем основывается это убеждение, в этом направлении нужно проводить дополнительные исследования.

Неопределившиеся с выбором профессии – в меньшинстве. Причем, преобладающая часть «неопределившихся» с выбором профессии выпускников 9-х и 11-х классов либо не ответили на этот вопрос, либо не объяснили, с чем это связано.

Родители являются для выпускников самым надежным источником информации о профессиях.

Преобладающее число наших респондентов предполагают учиться с отрывом от производства.

В большинстве школ мероприятия по профориентации проводятся. Но, к сожалению, не во всех. Приходится констатировать, что большинство школьников не ответили на вопрос о мероприятиях, которые им запомнились или повлияли на выбор профессии. У тех, кто на этот вопрос ответил, самый большой процент «впечатлений» приходится на «тест на профориентирование».

Выпускники 9-х и 11-х классов выбрали самые разные профессии. Каких либо особо выделенных предпочтений не выявлено. Самое главное – далеко не все назвали конкретные специальности, они про- сто предпочли пропустить этот вопрос. Это позволяет сделать вывод, что большинство выпускников все же до конца не определись с выбором профессии. Кроме того, часть респондентов вместо специальности называют желаемую сферу деятельности или статус, который они хотят приобрести.

Главный вывод нашего исследования заключается в том, что знание наиболее массовых проблем работодателей, рекрутинговых агентств, учреждений профессионального образования, общеобразовательных учреждений и школьников старших классов, а также наличие рекомендаций всех заинтересованных сторон по их решению, несомненно, будет способствовать преодолению разобщенности между системой профессионального образования и рынком труда.

 

Тема номера









 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10