электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Актуальная проблема:

Тема номера

   

Архив статей 2013 г.

 

Как оценить школьное образование?

№ 8 (129) октябрь 2013г.


М.А. СКИБА, начальник управления стратегии развития и контроля качества КазЭУ им. Т.Рыскулова

 

Неудовлетворенность качеством образования, несоответствие результатов обучения ожиданиям потребителей являются сейчас основным мотивом публикаций и обсуждений. Качество образования – это самая обсуждаемая тема. Причем в ней себя каждый считает специалистом, ведь «каждый знает, как учить и как лечить». И это не случайно, ведь все мы имеем опыт ученика и пациента. Однако этого опыта недостаточно, чтобы учить и лечить, а значит, оценить в полной мере качество образования мы, как неквалифицированные потребители услуг, не можем. Мировая практика для оценки качества образования использует такой механизм как аккредитацию. Ее отличительной особенностью является привлечение квалифицированных специалистов, работающих в тех же условиях, и представителей заинтересованных сторон. И если в сфере высшего образования аккредитация по- лучила широкое распространение, то уровни среднего образования и ТиПО практически не используют этот механизм оценки качества.

Как же оценить школьное образование? Для этого надо оценить соответствие реального образовательного процесса требованиям и ожиданиям потребителей. Рассматривая различные аспекты современной системы образования, можно выделить пять основных видов потребителей, характеризующихся раз- личным содержанием ожиданий. Каждый, из перечисленных в таблице 1 потребителей, в качестве поставщика услуг идентифицирует среднюю школу с ее представителями. В то же время под поставщиком услуг в области образования на глобальном государственном уровне, следует понимать не отдельные организации образования, а всю систему образования в целом.

Качество образовательного процесса в школе можно определить как качество результатов этого процесса – образованность учеников, и эта оценка является основной. Кроме того, качество образовательного процесса определяется качеством условий его реализации, т.е. качеством ресурсов – преподавателей, учебной литературы, информационных технологий, материально-технической базы.

Исходными положениями обеспечения качества результатов обучения являются следующие принципиальные положения:

1) каждый ученик имеет свои личностные индивидуальные особенности, которые проявляются в поведении, деятельности (в т. ч. и образовательной), во взаимоотношениях с окружающими, и в значительной степени обуславливают его характер;

2) каждый ученик имеет свои темп, способ восприятия и усвоения учебного материала, уровень развития, обусловленные природными особенностями и склонностями;

3) каждый ученик может выбрать свой образовательный маршрут, преподавателя и индивидуальный стиль образовательной деятельности;

4) информация, необходимая для ученика, находится в открытом доступе;

5) образовательный процесс и его результаты являются прозрачными;

6) результаты образования оцениваются с помощью разнообразных инструментов.

Сложная структура потребителей образования предполагает и соответствующую структуру результатов обучения, приведенных в таблице 2.

Закономерно, что сложная структура результатов предполагает наличие широкого спектра инструментов для оценки. Естественно, что тестирование не способно объективно оценить такого качества результатов обучения, как компетентность. Поэтому ЕНТ не способен адекватно отразить реальный уровень личностных результатов обучения. В принципе он отражает в основном знания и умение их вспомнить в короткий промежуток времени. На его результатах невозможно дать достоверный прогноз об успешном обучении студента в вузе.

В современных условиях значительное влияние на конечный результат образовательного процесса, выраженный в образованности обучающихся, оказывает и внешкольная составляющая. В первую очередь это –

окружающая среда, включающая:
- информационную среду (доступ к информационным ресурсам – научной и учебной литературе, электронным учебникам и обучающим программам, бесплатным и платным образовательным ресурсам, информационно-образовательным порталам и др. ресурсам Интернета, библиотекам, базам знаний и т.д.);
- личностное окружение (общение с людьми разных возрастов – носителями знаний, обладающими высоким уровнем компетентности, раз- витым мышлением, харизмой и т.п.);
- дополнительное обучение (возможность дополнительных занятий с репетитором и/или во внешкольных организациях, освоение вебинаров и интернет-курсов, прохождение семинаров и тренингов);
- место обучения, освоения образовательной программы;

потенциальные возможности личности:
- мотивация;
- способность к обучению;
- сформированная познавательная самостоятельность;
- личностные качества и свойства и т.д.

Влияние всего перечисленного выше и потенциальных возможностей личности может, как содействовать достижению результата образовательного процесса, так и противодействовать.

При обеспечении качества образования особое внимание должно уделяться обеспечению непрерывности образования при переходе от одного образовательного уровня к другому. Ведь именно между образовательными технологиями школы и вуза сейчас наблюдается разрыв: изменилась система оценки знаний учащихся, возросла роль самостоятельной работы обучающихся, их уровень ответственности за результаты процесса обучения, изменились требования к учебной литературе. Вместо одного учебника появилось множество различных полиязычных источников информации, есть возможности выбора. Все эти факторы определяют в качестве первоочередной задачи под- готовку школьников к продолжению образования.

Личностно-ориентированные образовательные услуги, реализуемые в школе, характеризуются тем, что
- ученик становится владельцем услуги;
- хотя услуги неосязаемые, но могут влиять на чувства удовлетворения и ощущения комфорта учеников;
- возрастает степень вовлеченности учеников в образовательный процесс, и этот процесс является умственным процессом, кроме того, он может про- ходить и на расстоянии (дистанционное обучение, самостоятельная работа и т.д.);
- часть продукта может осуществляться другими людьми, не школьными учителями;
- поддается стандартизации;
- ученикам сложно объективно оценить качество образовательных услуг;
- возможна запись информации, полученной в ходе обучения для последующего транслирования или повторения;
- временной фактор имеет определяющее значение, имеется возрастной ценз, но возможен и временной сдвиг, например при дистанционном образовании;
- учителя школ пользуются большим влиянием при определении дальнейшей образовательной траектории. Однако при ее определении приоритет имеет цель повышения среднего балла ЕНТ по школе, а не потребности ученика. Потенциально «слабые» ученики не допускаются к ЕНТ;
- требования учителей к ученикам завышены, каждый считает свой предмет приоритетным, отсутствует баланс домашних самостоятельных заданий;
- механизмы итоговой оценки в форме тестирования не соответствуют компетентностным результатам обучения;
- отсутствует прозрачный механизм защиты прав и свобод учеников.

Каким же образом родителям можно определить, что конкретная школа дает качественное образование?

Школа содействует профессиональной ориентации ребенка, учитывая его способности, склонности и возможности. Ученик понимает, кем он хочет быть, какую профессию он выберет. Рекомендации учителей учитывают интересы и склонности ребенка, а не заинтересованность школы в высоком балле ЕНТ. Проводятся консультации для учеников с целью помочь определиться в выборе профессии. Ученикам не рекомендуют заниматься репетиторством со школьным учителем. Нет учебных предметов, по которым идет массовое репетиторство. Домашние задания четко определены и выполнимы. Для болеющих учеников проводят бесплатные консультации учителей, своевременно сообщают домашнее задание. В школе и классе создана доброжелательная атмосфера, отсутствует культ отличников, признаются достижения каждого ученика. Создана возможность для внеурочной деятельности. Активная совместная внеклассная деятельность: концерты, КВН, экскурсии, посещения театров. Руководство школы и учителя доступны для родителей и учеников.

В вузах при поступлении заключают договор об оказании образовательных услуг, в котором описывают права и обязанности всех участников образовательного процесса. Подобная практика была бы полезной и для родителей, и для учащихся средних школ, ведь на основе договора можно требовать оказания услуг соответствующего качества.

Качество образования – это дело каждого из нас. Ведь от нашего с Вами неравнодушного от- ношения и будет зависеть качество оказываемых образовательных услуг. Чем четче потребители, прежде всего, родители и ученики будут знать свои права и критерии оценки качества образования, тем больше вероятность получения учениками качественного образования.

 

Тема номера









 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10