электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Актуальная проблема:

Тема номера

   

Архив статей 2013 г.

 

Изменение парадигмы образования

№ 10 (131) декабрь 2013г.


К. Н. ШАМШИДИНОВА, Председатель Правления АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы»

 

Уважаемые участники конференции!

Мы живем в быстро меняющемся мире. По некоторым данным человечество обитает на планете более 50 тысяч лет, в течение которых сменилось порядка 1600 поколений. И только одно поколение применяет персональные компьютеры и Интернет. Это же поколение вступило в активную стадию многомерного процесса глобализации. Аналогов в истории прошлых поколений найти невозможно.

Мы являемся свидетелями того, как быстро меняются требования к профессиональным навыкам в условиях динамично развивающегося рынка труда. Одни профессии становятся не востребованными, появляются другие. Работа базируется больше на проектной деятельности и сотрудничестве разных заинтересованных сторон. Трудовая деятельность становится более разнообразной, в ее основе лежат навыки сетевого взаимодействия. Кроме того, она становится все менее и менее стандартной, шаблонной, и все меньше трудовых задач смогут быть решены «по образцу». Поэтому так важно прививать широкий спектр навыков детям со школьной парты.

А это значит, что система образования должна не только раскрывать задатки и возможности каждого человека, но и задавать векторы его развития, способствуя формированию последующего поколения в соответствии с новым культурным смыслом и ценностям.

В конце ХХ века человечество начало очередной переход от одной парадигмы образования «учитель- учебник-ученик» к другой личностно-ориентированной, в которой ученик действительно является центральной фигурой учебного процесса.

При таком обучении учитываются задатки, способности, возможности ученика, используются передовые педагогические и информационные технологии, что позволяет не только дать каждому ученику определенные знания, выработать у него умения и навыки, но и, что значительно важнее, развить личность ребенка.

Следовательно, личностно-ориентированное обучение предусматривает в качестве основных принципов дифференциацию и индивидуализацию обучения, развивающих его характер. Этот переход продолжается и в настоящее время.

В истории общества доминирующие парадигмы образования сменялись несколько раз. При качественных изменениях в любой сфере общественной жизни всегда что-то новое возникает, что-то старое утрачивается.

Будущее «высокой пробы» ждет только те страны, в которых совместные усилия государства и общественных институтов приведут к формированию Нового образования. Остальные останутся в прошлом, даже если наладят выпуск хороших и умных вещей по чужим чертежам и на основе чужих открытий.

Современный американский учитель, автор ряда учебников по истории и культуре Марион Бреди пишет, что «перемены – есть природа вещей, и они неизбежны.

Если цивилизация не адаптируется к изменениям, то она разрушается, таких примеров в истории много. Если мы ценим наш образ жизни, то нужно понимать динамику перемен.

Традиционная учебная программа обучает существующим знаниям, но адаптация к неизведанному будущему требует новых знаний.

Новые знания возникают, как взаимоотношения между частями реальности, ранее не соотносимыми. Стены между школьными предметами блокируют процесс, необходимый для аккумуляции знаний. Обучают открытия и обнаружение таких связей, а не просто ментальное хранение информации».

Уважаемые участники конференции!

Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры - UNESCO (2010) выбрала постоянную методическую стратегию преподавания, ориентированную на будущее:
- Экспериментальное обучение (Еxperiential Learning),
- Сторителлинг (Storytelling),
- Обучение ценностям (Values Education),
- Исследовательское обучение (Enquiry Learning),
- Соответствующая оценка (Appropriate Assessment),
- Решение будущих проблем (Future Problem Solving),
- Внеклассные занятия (Learning Outside the Classroom),
- Решение проблем в сообществах (CommunityProblemSolving).

Данная стратегия служит ориентиром для педагогов всего мира.

Как отмечают современные исследователи, обновление содержания образования должно происходить в основном по двум причинам: первая – экономическая, то есть подготовить детей таким образом, чтобы они могли занять свое место в экономике XXI века, и вторая – культурная, как научить детей сохранять культурную самобытность и передавать свое культурное наследие, при этом не выпадая из процесса глобализации.

В настоящее время происходит замена потребности человека в образовании от «человека знающего» (т. е. вооруженного системой знаний, умений и навыков) к «человеку, подготовленному к жизнедеятельности», т.е. человеку, способному активно и творчески мыслить и действовать, саморазвиваться, интеллектуально, нравственно и физически самосовершенствоваться.

Новые тенденции в определении роли и характера развития системы образования носят глобальный, философский характер и совпадают не только на уровне отдельных стран, но и всего мирового сообщества. Основополагающим является вопрос актуальности и применимости содержания образования. Содержание должно соответствовать требованиям времени, раскрывать насущные и актуальные вопросы современности для того, чтобы подготовить учащегося к реальной жизни и его будущей деятельности.

Важным является интеграция в образовательные программы навыков, необходимых в 21-м веке, таких, как критическое мышление, решение проблем, технологическая грамотность, с ценностями – такими, как чувство принадлежности к социуму и стране, и, конечно же, готовность к обучению на протяжении всей жизни.

Поэтому содержание образования Назарбаев Интеллектуальных школ рассматривается в единстве с определением ценностей образования, выстраиванием ожидаемых результатов обучения на выходе, построением новой системы оценивания достижений учащихся.

До последней версии проекта Образовательной программы Назарбаев Интеллектуальных школ мы прошли не простой путь: от углубленного изучения предметов естественно -научного цикла к модели образования, ориентированного на результат, от получения знаний к приобретению способностей и освоению компетенций, от субъективной системы оценивания достижений учащихся на объективную.

Позвольте остановиться на основных составляющих Образовательной программы Назарбаев Интеллектуальных школ.

Первое. Предусматривается принцип целостности процессов воспитания и обучения с целью воспитания патриотизма, сохранения культурной самобытности и наследия народа.

Второе. В целях формирования ключевых коммуникативных компетенций реализуется политика трехъязычного образования. Введено уровневое изучение языков с развитием четырех компонентов речевой деятельности: чтения, аудирования, говорения и письма, которые развиваются по принципу постепенного наращивания языковых компетенций из года в год, от простого к сложному. Внедряются раннее изучение трех языков, преподавание отдельных предметов на целевом языке.

Третье. Для повышения качества учебного процесса, организации дифференцированного обучения детей, обеспечения индивидуальной траектории развития ученика, оценки эффективности учебной программы внедряется критериальная система оценивания, которая направлена не столько на получение результата оценивания, сколько на развитие ученика и повышение мотивации к обучению.

Четвертое. В целях более полного охвата в школьной программе Интеллектуальных школ современных знаний и технологий, воспитания у детей умений создавать целостную картину окружающего мира предусмотрены новые предметы – такие, как «Введение в науку», «Информационно-коммуникационные технологии», «Искусство», «Казахстан в современном мире», «Глобальные перспективы и исследование».

Пятое. В старшей школе у ученика Интеллектуальной школы есть право выбора предметов для изучения на углубленном уровне, что дает возможность лучше организовать профориентационную работу и подготовиться для поступления в вузы.

Шестое. Разработаны основные направления и пути организации воспитательной работы в Интеллектуальных школах. Созданы сообщества учащихся «Шаңырақ», проводятся краеведческие экспедиции по стране, практики «2 недели в ауле», 10 дней практики по месту работы родителей. В целом в наших школах реализуются 15 проектов, направленных на патриотическое воспитание и формирование функционально грамотного поведения учащихся.

Седьмое. Для создания благоприятной атмосферы обучения необходима трансформация традиционной школьной среды в функциональную среду будущего, что предполагает нестандартное использование школьных помещений и оборудования для академических достижений, саморазвития учащихся и внедрения современных педагогических подходов обучения.

Уважаемые коллеги!

Сегодня образование нашей страны идет по пути обновления содержания, когда ученик превыше всего. Полноценная школьная жизнь, мечты и надежды на будущее, взаимопонимание и забота, перемены и инновации являются основополагающими ценностями. Для реализации данной модели обучения нам необходим критически мыслящий, креативный педагог, владеющий навыками информационно-коммуникационных технологий.

В Казахстане реализуется широкомасштабный проект по повышению квалификации учителей, руководителей школ по современным технологиям и методикам преподавания по программам, разработанным АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы». Уже сейчас в рамках данной программы около 18 тысяч педагогов прошли обучение. Будут подготовлены еще 120 тысяч учителей в ближайшие 5 лет.

Хотелось бы отметить, что учителя, прошедшие курсы, выступают за необходимость обновления со- держания образования, нового подхода оценивания, подготовки и обучения педагогов. Об этом свидетельствуют их отзывы. Например, слушатель курсов 3 уровня пишет: «Я по-новому взглянула на отношения, которые у меня сложились с учениками моего класса, и испытала внутреннюю неловкость за свой командный голос, за то, что никогда не стремилась их услышать и меня никогда не интересовало, о чем они думают, как обучаются; никогда не задумывалась о том, правильно ли я их оцениваю, как обучаю, интересны ли мои уроки. Я уверена в том, что сегодня нужна совершенно другая школа и совершенно другие мы, учителя».

Уважаемые коллеги!

Ежегодные международные конференции по вопросам образования, инициируемые Интеллектуальными школами, являются рабочей площадкой для отечественных и международных ведущих экспертов, ученых, практиков, где обсуждаются насущные проблемы образования, идет обмен опытом, инновациями.

В течение трех дней у Вас будут шесть пленарных заседаний, 48 секций и панельных дискуссий по различным направлениям. В них примут участие и выступят 57 международных экспертов. Я приглашаю вас к активному диалогу, сотрудничеству, выработке рекомендаций для педагогической общественности.

Восточная мудрость гласит: «Вместо того, чтобы проклинать тьму, зажги свой, пусть даже маленький, свет». Вот это нам и следует делать: зажечь свой внутренний свет и поддерживать его, чтобы он мог про- являться, что бы мы ни делали и куда бы мы ни шли.

Спасибо за внимание!


Источник:
http://nis.edu.kz/ru/presscenter/perform/?id=2699

 

 
 
 

Тема номера









 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10