электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Актуальная проблема:

Тема номера

   

Архив статей 2014 г.

 

Некоторые аспекты деятельности методической службы в условиях модернизации системы повышения квалификации

№ 2 (133) февраль 2014г.


Е.В КОСТОМАРОВА, заведующая методическим кабинетом, г. Рудный, Костанайская область

 

Потребности практики образования в совершенствовании методического обеспечения послужили основанием для выбора сквозной методической темы, над которой работает городской методический кабинет города Рудного: «Управление развитием профессионального мастерства учителя на основе интегрального взаимодействия теоретико-методологического знания и обобщения практики образования как способ достижения нового качества образования».

Эта тема полностью согласуется с целями Программы уровневых курсов повышения квалификации («Обеспечение учителей знаниями и практической готовностью по организации процесса обучения, способствующего формированию у учащихся навыков самостоятельного обучения, саморегуляции; становлению их активными гражданами и специалистами, компетентными в сфере информационных технологий, способными к конструктивному диалогу в различных аудиториях, успешному функционированию в современном мире») и необходимостью подготовки учителя к работе по формированию функциональной грамотности школьников.

Необходимо отметить, что обновленная система курсовой подготовки в целом рассматривается нами не только в качестве инновационного инструмента подготовки педагогов к реализации основных положений Национального плана развития функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы, но и как механизм изменения профессионального самосознания учителя. Надпредметный характер семи модулей программы курса, формат проведения занятий посредством вовлечение учи- теля в активную исследовательскую и дискуссионную деятельность совместно с коллегами и тренерами нацелены не только на предоставление педагогам необходимых навыков для обучения новым методикам в преподавании, но и на критическое осмысление профессиональной практики. Приоритет в работе учителя отдается установлению партнерских, дружелюбных отношений между учителем и учениками как субъектами образовательного процесса, а задача учителя – сконструировать обучение таким образом, чтобы каждый мог «со своей скоростью двигаться вперед», проявлять себя, чувствовать свою уникальность.

Другими словами, Программа курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан, выстроенная на теоретических основах педагогики, психологии и теории управления, является важной составляющей в системе непрерывного повышения профессионального уровня учителя, отправной точкой модернизации деятельности методической службы в посткурсовой период. Эффективность форм и методов межкурсовой методической работы на местах обеспечивает достижение оптимального уровня реализации стратегических задач по модернизации образования и сохранение стабильно положительных результатов образования, воспитания и развития школьников.

Система межкурсовой методической работы обеспечивает и эффективность участия педагогов города в обучении по уровневым Программам повышения квалификации. На сегодняшний день 38 учителей города, прошедших обучение по программе 3-го базового уровня, и 4 педагога, обучавшихся по программе 2-го уровня, получили Сертификат об успешном прохождении курсов.

На наш взгляд, такой результат не случаен. На первоначальном этапе с целью разъяснения и популяризации идей курсовой подготовки по новому формату была проведена большая работа на всех уровнях методической работы: от заседания Методического совета отдела образования для директоров и заместителей директоров до педагогических советов, заседаний методических объединений учителей-предметников на уровне школы. Выработанная стратегия на уровне отдела образования – возможность обучения на уровневых курсах как инструмент поддержки инициативных, творчески работающих педагогов была поддержана в школах. Разнарядка для школ по числу педагогов для направления на курсы также была сформирована с учетом инновационного потенциала и рейтинга школы в образовательном пространстве города. Это позволило избежать формальности в определении участников курсовой подготовки, а также поддержать престиж учителя, охватив обучением педагогов различной предметной направленности.

Успех обучения на курсах также определяется сложившейся практикой деятельности методической службы города в межкурсовой период.

По-прежнему, наиболее распространенной фор- мой методической работы являются обучающие семинары, консультации, конкурсы, выставки, издательская деятельность. Однако вектор развития системы методической поддержки учителей ориен- тирован на формирование у педагога стремления к непрерывному профессионально-педагогическому саморазвитию, на переход от эпизодического применения IТ-технологий учителями-предметниками к интеграции достижений науки и практики в области их использования. Наша принципиальная позиция заключается в том, что обучение педагогов должно проходить на основе личностно-мотивированных принципов повышения квалификации, способствовать формированию Я-концепции, повышать самооценку педагога, способствовать развитию его творческих возможностей. Отсюда ведущими методами в практике работы стали мастер-классы, индивидуальные и групповые дистанционные консультации, уроки в режиме on-line.

Эффективной формой, побуждающей к само- развитию, самосовершенствованию, осмыслению ключевых позиций, являются консультационные пункты, творческие группы учителей, которые в результате своей деятельности разрабатывают определенный методический продукт – электронное портфолио учителя-предметника, персональные сайты и сайты методических объединений, ЦОРы. Например, после прохождения уровневых курсов педагоги города организовали инновационную площадку (руководитель – Усова Т.П., учитель начальных классов гимназии №5), позволяющую им обсуждать результаты внедрения новых подходов в образовании, искать эффективные пути решения возникающих противоречий. При поддержке отдела образования, с целью распространения опыта внедрения новых подходов в обучении, в апреле 2013 г. был организован городской фестиваль открытых уроков, участие в котором приняли 80% учителей, прошедших курсовую подготовку по новому формату.

Созданные условия для профессионального общения в процессе обмена творческими идеями, разработанная система мониторинга деятельности учреждений образования (в большинстве школ – система мониторинга деятельности учителей) по- могли нам отойти от практики принудительного привлечения педагогов к методической работе в межкурсовой период. Мониторинг посткурсового периода позволяет утверждать, что все педагоги вовлечены в активную работу методических объединений учителей-предметников, являются активными участниками методической работы на местах посредством проведения мастер-классов, выступлений на педагогических советах, проведения открытых уроков, разработки портфеля методических новшеств и т.д. К показателям эффективности и правильности выбранного пути можно отнести победу сертифицированных учителей в городском, а затем и областном этапах первых Республиканских педагогических чтений по теме «Профессиональный рост педагога как условие обеспечения нового качества образования». Работа учителя начальных классов Александровой Н.А. по теме «Диалог как средство развития функциональной грамотности школьников» и учителя казахского языка и литературы Ержигитовой А.С. «Дарындылықты дамыту-ұстаз парызы» свидетельствуют не только о признании идей курсовой подготовки, но и об их творческом переосмыслении, стремлении изменить образовательный процесс и окружающую действительность в соответствии с задачами по реализации основных положений Национального плана развития функциональной грамотности школьников на 2012-2016 г. На это указывают проведенные в течение 2013 в рамках городских областных семинаров мастер-классы года, подготовленные к участию в республиканском форуме «Жарқын белес» по теме «Развитие инновационного потенциала педагогов в условиях модернизации образования», авторские материалы педагогов города по реализации модуля курсов «Учет возрастных особенностей учеников».

Возникновение профессионально-познавательного интереса у учителя, руководителя, желания развиваться, двигаться вперед – прямой результат работы методической службы школы по повышению профессионального мастерства педагогов.

Таким образом, система методической службы города в межкурсовой период постоянно стимулирует развитие творческого потенциала всех субъектов методической работы различных уровней, предоставляя возможность не только участвовать в реализации уже готовых программ, но и принимать активное участие в их планировании и разработке, в апробации экспериментов и инноваций. Результаты деятельности можно рассматривать весьма перспективными как с точки зрения создания условий для профессионального развития педагогов, так и с точки зрения формирования функциональной грамотности школьников в целом.


Литература:

1. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы, утвержденная Указом Президента Республики от 7 декабря 2010 года №1118. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://yandex.kz/clck/ jsredir?from=yandex.kz%3Byandsearch%3Bweb%3 B%3B&text=

2. Программа курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан. Третий (базовый) уровень. – Астана: АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012

3. Национальный план развития функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы, утвержденный постановлением Правительства Республики Казахстан от 25 июня 2012 года №832 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://yandex.kz/clck/jsredir?from=yandex.kz% 3Byandsearch%3Bweb%3B%3B&text=

4. Белошниченко Е.В., Межкурсовая методическая работа в школе в системе непрерывного обучения педагогов: состояние и перспективы раз- вития // Научно-педагогический журнал «Білім», №2, 2011.

5. Муканова С.Д., Методология программы курса повышения квалификации педагогов Республики Казахстан в контексте развития функциональной грамотности школьников // Информационно-методический журнал «Открытая школа», № 2 (123), 2013.

6. http://www.testent.ru/news/nacionalnyj_plan_ dejstvij_po_razvitiju_funkcionalnoj_gramotnosti_ s h k o l n i k o v_ n a _ 2 012 _ 2 016/2 012 - 0 9 -11- 9 4 5 (2.11.2012г.)

 

Тема номера









 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10