электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Актуальная проблема:

Тема номера

   

Архив статей 2014 г.

 

О подготовке педагогов к формированию функциональной грамотности и компетентности учащихся на уроках русского языка и литературы

№ 2 (133) февраль 2014г.


В.А. ХАСЕИНОВА, ст.преподаватель кафедры инновационных технологий и методики преподавания естественно-научных (гуманитарных) дисциплин филиала АО "Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» «Институт повышения квалификации педагогических работников по Акмолинской области»

 

В настоящее время в нашей стране идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Одним из показателей успешности этого процесса является выполнение образовательных международных стандартов, в которых формирование функциональной грамотности (ФГ) обозначено в качестве одной из приоритетных задач. В Национальном плане действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2011- 2020 годы формирование ФГ рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности.

Высокий уровень сформированности ФГ у учащихся предполагает способность к самоопределению, самосовершенствованию, самореализации. Следовательно, обществу необходим человек функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям.

Однако ряд исследований показывают, что у учащихся недостаточно развита устная и письменная речь, коммуникативные процессы, поэтому особую озабоченность вызывает ФГ в сфере коммуникации. В процессе обучения русскому языку и литературе актуализация ФГ в сфере коммуникации является одной из основных задач образования.

Современные исследователи (Гершунский С.Г., Лебедев О.Е. и др.) определяют ФГ как социально-экономическое явление и связывают уровень ее сформированности с уровнем благосостояния населения и государства в целом. Поэтому закономерно, что с середины XX века проблема попала в поле зрения международных организаций, 1990 год был объявлен ЮНЕСКО Международным годом грамотности, а ООН объявила 2002-2012 годы Десятилетием грамотности в широкой интерпретации этого понятия.

Уроки русского языка и литературы школьного курса обучения содействуют формированию ФГ у учащихся путем
- формирования знаний о правилах, нормах и техниках чтения, письма, общения, создания письменного или устного текста/высказывания;
- развития умения видеть орфографическую или пунктуационную задачу и решать ее при помощи правил или обращения к учебнику, справочнику или словарю;
- создания ситуаций свободного использования освоенных навыков чтения и письма для понимания и преобразования текста для целей передачи информации в новых ситуациях;
- развития универсальных способов деятельности – аналитических умений отличать причину и следствие, общее и частное, главное и второстепенное;
- создания ситуаций формирования опыта решения функциональных проблем;
- умения учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Мера развития человека, мера развития функциональной грамотности ребенка в школе становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Именно поэтому очень важно правильно спланировать работу учителей во время курсовой подготовки. На краткосрочных (двухнедельных) курсах повышения квалификации учителям русского языка и литературы для реализации данных целей предлагают лекции следующего содержания:
- «Реализация Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2011-2020 годы»,
- «Развитие функциональной грамотности школьников на уроках русского языка и литературы»,
- «Педагогическая мастерская как один из путей реализации компетентностного подхода при изучении русского языка и литературы»,
- «Кейс-стади» как один из методов формирования функциональной грамотности»,
- «Формирование функциональной грамотности учащихся в условиях обеспечения качественного образования»,
- «Диалоговое обучение и его значение в современной школе»,
- «Создание образовательной среды для обучения «обучению» в классе»,
- «Научно-педагогические основы личностно-ориентированного образования»,
- «Требования к личностно-ориентированному уроку»,
- «Проектная технология обучения как путь формирования научно-исследовательской культуры учащихся»,
- «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы»,
- «Организация обучения в формах сотрудничества. Интерактивное обучение».

Немаловажное значение имеет предлагаемая тематика проектных работ для слушателей, которые они по группам (4-5 учителей) выполняют к зачету в бумажном и электронном вариантах с обязательной презентацией.

Темы проектных работ:
1. Система работы по формированию у учащихся ФГ на уроках русского языка и литературы.
2. Методическая поддержка исследовательской деятельности учащихся по русскому языку и литературе.
3. Разработка заданий для проверки уровня сформированности функциональной грамотности учащихся.
4. Система работы по формированию у учащихся навыков проектной деятельности.
5. Развитие коммуникативной компетентности учащихся.
6. Методическое сопровождение работы с одаренными детьми учителей-словесников.
7. Использование мультимедийных интерактивных образовательных ресурсов на уроках русского языка и литературы.
8. Составление рабочей тетради для учащихся по русскому языку или русской литературе с использованием текстового материала по краеведению.

В ходе курсовых мероприятий становится очевидным, что для эффективного формирования функциональной грамотности применимы коммуникативные, творческие, игровые методы: дискуссии, дебаты, проекты, упражнения и индивидуальные задания, стихотворные тексты, алгоритмы, игровые задания при решении нестандартных, занимательных задач, а также при проблемном способе изложения новой темы, проведении мини-исследований на основе изучения материала. Слушатели, работая в группах в процессе обучения, на практике показывают эффективные фор- мы работы. Это и «Дерево предсказаний», и «ПОПС формула», и «Ромашка Блума», и «Кубик «Аспекты чтения», и «Шесть шляп мышления», «Корзина идей, понятий, имен» и многие другие.

Таким образом, учителя приходят к выводу, что специально подобранные упражнения, учебные тексты и индивидуальные домашние задания способствуют развитию речевой и письменной деятельности, умению представить себя в письменных текстах и устных выступлениях, работать с письменной информацией, формированию мотивации, рефлексии. Создание проблемных ситуаций, суть которых сводится к воспитанию и развитию творческих способностей учащихся, к обучению их системе активных умственных действий. Эта активность проявляется в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию.

При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем и т.д.) и информационных технологий (аудио-, видео- запись, электронная почта, СМИ, Интернет) формиру- ются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Формируется информационная компетенция, обеспечивающая навыки деятельности ученика по отношению к ин- формации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

При планировании информационного поиска ученик ищет необходимую информацию, привлекая дополнительные источники. Целесообразно давать такие задания, для выполнения которых необходимо при- влечь Интернет, справочники, словари, энциклопедии и т.д. Например, при изучении темы «Фразеологизмы», «Этимология слов» учащимся необходимо прибегнуть к различным источникам информации, чтобы узнать о происхождении слов и фразеологизмов.

Очень интересный аспект информационной компетентности – вторичное извлечение информации, когда она представлена несколькими источниками. При изучении темы «Образные средства языка» учащимся дают тексты стихотворений разных поэтов, а перед выполнением работы задается стимул. Например: ты – член лингвистического кружка и составляешь для своих одноклассников памятку «Образные средства языка» или тебе предстоит написать сочинение-рассуждение по представленной в исходном тексте проблеме. Задача учащихся – подобрать примеры таких тропов и стилистических фигур, как метафора, сравнение, олицетворение, анафора, эпитет и т.д. Кроме того, через их анализ увидеть позицию автора данного текста. Ученикам необходимо сориентироваться в большом объеме информации и сделать правильный выбор.

Создание различных текстов (сочинений, сообщений), публичное выступление, продуктивная групповая коммуникация, создание диалогов, работа в группах формируют коммуникативную компетенцию. Чаще всего все они совмещаются на уроке.

Приведем примеры такой работы в среднем звене. Класс делится на группы. Каждой из них дается задание: создать диалог и выступить с ним (можно в игровой форме). Погружаем учеников в реальную жизненную ситуацию: ты позвонил по телефону другу, чтобы договориться с ним о встрече. К телефону подо- шел либо друг, либо его родители, либо незнакомый человек (если ты ошибся номером). Поговори с ними, соблюдая необходимые нормы этикета. Учащиеся работают в группах, затем представляют результаты своей работы, выступая перед одноклассниками.

При изучении тем по культуре речи необходимо составить диалоги: разговор с продавцом в магазине, с врачом в больнице, с кондуктором в автобусе и т.д. Учащиеся представляют работу в виде публичного выступления.

Когда ученики при выполнении задания оказываются в реальной жизненной ситуации, это повышает их мотивацию к учению. Они с удовольствием составляют рецепты для школьной столовой (при изучении темы «Повелительное наклонение глагола»). При изучении темы «Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий» составляют меню для турпохода, для столовой, для ресторана, для ужина в семье, для приема гостей и т.д., образуя от предложенных существительных нужные причастия и прилагательные и включая их в названия блюд.

Продуктивная групповая коммуникация – частый вид работы в старших классах. При подготовке к написанию сочинения возникают определенные трудности. Одним из действенных методов подготовки к созданию собственного текста является редактирование чужого сочинения. Класс делится на группы, каждой из них дают по одному сочинению, которое они должны оценить по нескольким критериям: наличие проблемы, наличие комментария, точки зрения автора исходно- го текста, достоверность и достаточность аргументов при доказательстве своей точки зрения по проблеме. Это – трудная работа, требующая умения критически подходить к чужому тексту. Но если учащиеся видят недостатки и достоинства чужого сочинения, они потом стремятся избежать ошибок в собственном сочинении; лучше понимают, о чем им самим писать. После анализа чужого сочинения в группе (где оттачивается умение вести диалог, слушая друг друга и вырабатывая общую точку зрения) учащиеся готовят публичное выступление, в котором представляют результаты своей работы. На дом они получают задание создать письменную коммуникацию (свое сочинение) по определенному тексту.

С целью формирования компетенции личного самосовершенствования учителя применяют такой вид деятельности на уроках, как выполнение заданий с «лишними данными» (четвертый – лишний). Используются задания на развитие навыков самоконтроля. Одним из приемов выработки самоконтроля является проведение проверки выполнения каких-либо упражнений. Такая проверка требует настойчивости и определенных волевых усилий. В результате у учащихся воспитываются ценнейшие качества – самостоятельность и решительность в действиях, чувство ответственности за них. Например, иногда при проверке ответы не сходятся. Ищут ошибку. Так дети решают проблему. После этого учащиеся очень внимательно следят за мыслью и логикой учителя. Результат – внимательность и заинтересованность на уроке, развитие навыков критического отношения к результатам, проверка соответствия полученного ответа всем условиям заданий.

Уже в начальной школе необходимо вводить в уроки элементы лингвистического анализа текста, «самодиктанты» по заученным текстам, практиковать тематические речевые уроки для развития коммуникативных умений и навыков, включать ситуативные упражнения и игры по культуре речи. Замечено, что работа с текстом позволяет не только улучшить правописные умения и навыки обучаемых, но и повысить их речевую компетентность.

Формированию необходимых компетенций способствует использование современных образовательных технологий: технологии проблемного обучения, технологии интегрированного обучения, технологии разноуровневого обучения, технологии диалогового взаимодействия (КСО, групповая работа, кооперативное обучение, педагогические мастерские), а также игровых технологий, информационных технологий.

Структура уроков, выстроенных в рамках этих технологий, такова, что последовательно, через ряд этапов ребенок получает возможность осознать то, что он делает, обосновать свою деятельность, выстроить систему аргументов, доказывающих истинность сделанных выводов, разумность выбранного плана работы, правильность отбора средств исследования.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что наиболее результативными являются следующие формы и методы организации работы на уроке русского языка и литературы: комплексная работа с текстом; лингвистический анализ текста; тематические (речевые) уроки; «самодиктанты»; лексические разминки; сочинения-рассуждения; мини-изложения и мини- сочинения; редактирование текста; различные виды диктантов; интеллектуально-лингвистические упражнения; работа с текстами-миниатюрами; сравнение двух текстов; коммуникативные и игровые ситуации.

Интеллектуальную и речевую деятельность учащихся также активизируют нестандартные формы проведения учебных занятий, например: лингвистическая лаборатория, урок-практикум, урок-исследование, урок-творческая мастерская, урок-тест, урок-конкурс, урок-игра.

Все это и является основными индикаторами формирования функциональной грамотности школьников на уроках русского языка и литературы. Ведь наша цель – воспитать ученика, умеющего обучаться, знающего, как использовать информацию в нужных целях; взаимодействовать с другими людьми и обладать целым рядом компетенций XXI века, способного жить и действовать в условиях быстро меняющегося мира.


Использованная литература

1. Акатова Т.И. Языковая функциональная грамотность и языковая культура студентов: Психо- лого-педагогический аспект. Текст.:монография/ Т.И.Акатова. М.:ИТК «Дашков и К», 2006. – 237с.

2. Андреев А. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа. Текст. А.Андреев // Педагогика. 2005. -№4.-С.19.

3. Багишаев З.Я. Приоритеты современного образования и стратегия его развития. Текст. / З. Я.Багишаев // Педагогика. 2003.- №9.

4. Вершловский С.Г., Матюшкина М.Д. Функциональная грамотность выпускников школ // Социологические исследования, 2007. – №5.

5. Гершунский Б.С. Грамотность для XXI века. Текст. // Советская педагогика. 1990.- №4.

6. Гузеев В.В. Эффективные образовательные технологии: Интегральная и ТОГИС. Текст. – М.: Народное образование, 2006.

7. Орлов В.И. Метод и педагогическая технология // Педагогика, 2010, №8.

 

Тема номера









 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10