электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Актуальная проблема:

Тема номера

   

Архив статей 2014 г.

 

Не стоит спешить

№ 4 (135) апрель 2014г.

В.К. ПАВЛЕНКО, д.п.н., профессор, академик АПН Казахстана, автор учебников «Букварь», «Русский язык», «Литература»

 

Вы можете себе представить первоклассника без букваря? А это ожидает нашу школу в 2015 году, когда она перейдет на обучение по новому ГОСО-14. Вместо предмета ГРАМОТА с 1 по 5 класс вводится предмет ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. Формирование чтения и письма заменяется раз- витием речи по 8 лексическим темам.

1. Все обо мне.
2. Моя школа.
3. Моя семья.
4. Мир вокруг меня.
5. Путешествие.
6. Традиции и фольклор.
7. Еда и напитки.
8. Здоровье и тело.

Такие темы могут иметь место только в про- граммах по обучения 2-му, неродному языку, когда у ребенка нулевой или минимальный словарный запас. Для любого первоклассника не составит трудности назвать свою семью, части своего тела, одежду, еду и напитки. В чем тогда состоит обучение, если дети имеют достаточный словарный запас по названным темам?

Темы достаточно устаревшие и не содержат в своей формулировке проблемных вопросов, что стимулировало бы детей на их разрешение, ведение дискуссий по данной проблематике. Пред- ставьте: 40 часов в 1 классе посвящено каждой из тем! И каждой из этих же тем будут посвящены уроки во 2-5 классах! Как вы думаете, способен ли шестилетний ребенок каждый день на всех уроках и на всех предметах выдержать разговор, чтение, письмо на одну и ту же тему о том, что есть в школе, кто составляет его семью, 45 часов говорить о напитках, об еде и т.д.?

Где же темы по воспитанию патриотизма, нравственных ценностей ребенка? Какие же задачи можно решить, кроме названия отдельных слов, по данным темам?

Материал по обучению чтению и письму отсутствует. Видимо, составители ГОСО-14 предполагают, что в 1 класс уже поступят читающие и пишущие дети. Это – большое заблуждение.

Теперь о самом важном вопросе – об интеграции двух предметов ЯЗЫК и ЛИТЕРАТУРА. В 20-е годы система образования в СССР стала носить комплексный (интегрированный) характер: то есть на материале единого текста решались задачи и грамматики, и чтения, и письма, учебники были отменены и заменялись тонкими сброшюрованными тетрадями. Но в 30-х годах эта система была признана неэффективной, вредной, и в школу вернулась традиционная, сохранившаяся до наших дней система обучения.

Переход образования на новый ГОСО-14, действительно, революционен как по предлагаемой в нем 5-летней структуре начального обучения, так и по содержанию учебных интегрированных предметов, по системе оценивания результатов обучения.

Проблема интеграции давно привлекает внимание ученых и учителей. Успешно проводятся у нас в республике отдельные интегрированные уроки. Признавая, что интеграция дает большие возможности для развития энциклопедических знаний, я в свое время изучала эту проблему и защитила докторскую диссертацию «Интегративно- дифференцированная система обучения грамоте», основной идеей которой явилась необходимость учета, с одной стороны, интегративного подхода, а с другой – дифференциация в содержании и методах преподавания интегрированного пред- мета обучения грамоте. Эта идея и легла в основу действующей доныне системы обучения учебного предмета ГРАМОТА в школах Казахстана.

Безусловно, у предметов ЯЗЫК и ЛИТЕРАТУРА есть общее понятийное ядро, позволяющее осуществить интеграцию. Это, прежде всего, – текст, структура текста, тема, эстетическая функция текста, изобразительно-выразительные средства языка. НО почему до сих пор нет единых курсов по данным предметам на начальном этапе обучения? Ведь уже общепризнано, что именно на базе текста можно изучать язык в действии, воспитать языковую индивидуальность ребенка? Правда, оригинальная концепция была разработана для средних и старших классов Н.М. Шанским и А.И. Горшковым – «Русская словесность». Однако практическая реализация этой концепции встретила ряд трудностей и первая из них – это утрата специфики интегрируемых предметов, ибо язык – это семиотическая система, а литература – вид искусства. Особенно велика опасность интеграции для литературы как учебной дисциплины, предполагающей глубокое проникновение в содержание литературного произведения.

Осуществляются ли принципы интеграции в действующих учебниках нашей начальной школы? Да, но с разной степенью интеграции содержания или межпредметных связей.

Так, в 1 классе у нас уже осуществлена интеграция чтения, письма, элементов грамматики и развития речи в рамках одного учебного предмета – ГРАМОТА. В учебниках 2-4 класса «Русский язык» мы усилили межпредметные связи в изучении языка и литературы в соответствии с новыми требованиями программы, вышли на получение личностных и системно-деятельностных результатов обучения. В переизданных нами учебниках на материале текстов художественной литературы изучаются особенности различных частей речи, их функции в речи.

Что же предлагает ГОСО? Новый интегрированный учебный предмет «Язык и литература» (5 ч. вместо 7 ч, отводимых на изучение грамоты). Уже в названии предмета отсутствует всякий намек на интеграцию, ибо целевая учебная установка каждого из двух предметов – ЯЗЫКА и ЛИТЕРАТУРЫ – различна! Как мы уже говорили выше, предметы может объединить лишь задача РАЗВИТИЯ РЕЧИ на материале единого текста. Бесспорно, что оказывается под угрозой решение главных задач в 1 классе – формирование первоначального чтения, письма, орфографии, чистописания, формирование литературоведческого опыта чтения и осмысливания художественных произведений, потеря специфики каждого из предметов во 2-5 классах.

В заключение позвольте высказать мнение:

1. Надо изучать и знать проблему, видеть ее трудности и не спешить с введением совершенно новой системы в массовое обучение общеобразовательных школ.

2. Не разрушать в 1 классе уже сложившуюся интегративную систему обучения грамоте, а лишь обновить и усилить, где это возможно, межпредметные связи в содержании интегрируемых предметов.

3. Экспериментально проверить отобранное интегративное содержание предмета «Язык и литература» для 2-5 классов лишь в некоторых школах Республики. Отбор данного содержания таит в себе много трудностей, ибо запрячь «в одну телегу коня и трепетную лань» не всегда удастся – разбегутся они в разные стороны! И не увидим мы ни языка, ни литературы на интегрированных уроках.

4. Следует учесть, что при переходе на 12-летнее обучения возникнет много непростых проблем, связанных не только с совместным обучением таких различных по своим психо-физиологическим возрастным особенностям шестилеток и семилеток, но и проблемы новой 5-летней структуры начального обучения, проблемы с учительскими кадрами, проблемы с оцениванием успехов детей, проблемы с современным оборудованием классов и многое-многое другое.

 

Тема номера









 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10