электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Актуальная проблема:

Тема номера

   

Архив статей 2014 г.

 

12-летняя школа: сделано многое, но еще больше – впереди

№ 4 (135) апрель 2014г.

С.Д. МУКАНОВА, директор филиала АО «НЦПК Өрлеу» ИПК ПР по Карагандинской области, доктор педагогических наук, профессор

 

Развитие, конкурентоспособность Казахстана, общества невозможны без постоянной модернизации образования, в основе которой – замена старых элементов системы на качественно новые, определяемые философией, логикой развития общественных отношений, отражающие достижения педагогической науки и практики, международные тенденции организации образования.

Отечественное образование стоит на пороге перехода на модель 12-летней школы. Заявленный переход в 2015 году первоклассников на программы 12-летней школы, очевидно, должен объединить на качественно новом уровне усилия профессионального педагогического сообщества страны во- круг определения основных направлений работы, чтобы переход стал эффективным, сообразным ожиданиям общества, социально-экономическим ориентирам развития Казахстана в ХХI веке, новому пониманию категории «качество образования».

Напомним: вопрос перехода на модель 12-летнего образования встал в Казахстане в 2001 году. Срок немалый… И если на первом этапе страна сфокусировалась на проблеме «Зачем еще один год пребывания в школе?», то на следующем этапе педагогическая наука и практика обратилась к вопросу «Какой должна быть 12-летняя школа?».

Ответы на эти вопросы нашли отражение в многочисленных, официально принятых в Казахстане и также официально поставленных на утрату концепциях 12-летней школы.

Перечислю их:

- Концепция среднего общего образования Республики Казахстан с 12-летним сроком обучения, 2001 год

- Концепция структуры и содержания 12-летнего среднего общего образования, 2002 год

- Концепция 12-летнего среднего общего образования в Республике Казахстан, 2005 год

- Концепция 12-летнего среднего образования Республики Казахстан, 2010 год.

Прошло десять с лишним лет, а вопрос модели 12-летней школы по-прежнему актуален, вызывает массу вопросов, вплоть до неприятия официальной позиции.

Казалось бы, в стране есть политическая воля обновления модели школьного образования, обозначенная в Государственной программе развития образования на 2011-2020 годы. В Казахстане накоплен опыт организации и внедрения стандартов среднего общего образования в условиях 11-летнего образования (с 2002 года), осуществлена институционализация развития оценки качества образования, системы подготовки и переподготовки педагогических кадров, школами накоплен опыт организации и внедрения педагогических новшеств.

К причинам, затянувшим процессы системного обновления модели школьного образования, на мой взгляд, можно отнести, во-первых, отсутствие, или, если угодно, присутствие «в недостаточном количестве», методологической культуры организации такого сложного проекта, как «построение школы будущего». Во-вторых, небрежное отношение ответственных лиц к наработанному в предыдущие годы опыту моделирования развития. И, в-третьих, бесконечный «плюрализм» мнений раз- личного рода научных школ, неконструктивность которых отвлекала внимание общественности и педагогов на детали, не давая сосредоточиться на выработке основных подходов, принципов организации новой модели школы. Стоит добавить, что все эти годы шло государственное финансирование «инициативных» фундаментальных и прикладных проектов «в духе» 12-летки, но, как оказалось, все – «в стол», ни по одному из них не получено прагматической модели 12-летней школы, все осталось на уровне идей и «описания».

В череде концептуальных работ особо стоит отметить деятельность Казахской академии образования им. Ы. Алтынсарина в период 2001-2003 годов в рамках проекта МОН РК и Фонда Сорос- Казахстан «Развитие Национального стандарта в условиях изменяющегося мира». Среднее общее образование, как базовое звено системы непрерывного образования, в ХХI веке должно обеспечить новое качество, которое измеряется не количеством предметных знаний, умений и навыков, а готовностью выпускников к здравому жизненному выбору, к самостоятельному труду, к принятию самостоятельных решений. Вывод ученых был однозначен: новый качественный уровень отечественного школьного образования может быть обеспечен на основе принципиально нового методологического подхода к организации содержательной и процессуальной сторон образования, в котором главный акцент делается на результат.

В 2013 году исследователями АОО «Назарбаев интеллектуальные школы» сформулирована продуктивная идея организации школьного образования в методологии ориентации на результат, решена методологическая и методическая задача выстраивания ценностей, целей и результатов образования. Я склонна рассматривать проведенную работу как логическое продолжение, эволюционное развитие научных подходов отечественных ученых, проведенных в начале 2000-х годов, с учетом общего и особенно организации отечественного образования. Не слепое копирование зарубежного опыта (так, оппоненты активно обращают свой взгляд на Японию), а ответственное рассмотрение принципов и подходов организации успешных мировых практик, с непременным учетом менталитета, культуры своего народа. Такой подход не позволяет отбирать содержание образования «конъектурно», а требует от разработчиков стандартов образования, учебных программ отказаться от позиции «знания про запас».

В основу организации образования положены следующие ценности: уважение, сотрудничество, открытость, казахстанский патриотизм и гражданская ответственность, обучение на протяжении всей жизни. Именно эти ценности, по мнению разработчиков новой концепции школы, должны обеспечить равнодействующую целенаправленность обновления всех уровней школьного образования, последующую выработку целей и результатов образования. Именно этот перечень, сформулированный на основе философско-методологического осмысления, сегодня можно рассматривать как личностно-образовательные ценности. Никакой идеологизации, абстрактности, надуманности, а лишь ответственность, понимание смысла жизни человека, его успешности в новом мире. Укажем выработанные разработчиками характеристики ценностей:

- творчески и критически мыслить для принятия верных решений и созидательного участия в жизни общества, проявления гибкости и готовности к изменениям;

- быть коммуникативным для работы в коллективе, в любой языковой среде с использованием информационно-коммуникационных средств;

- проявлять уважение к культурам и мнениям для объективного отражения окружающей действительности;

- быть ответственным, проявлять активную гражданскую позицию для выполнения своих обязанностей перед Родиной и внесения вклада в развитие Казахстана;

- быть дружелюбным и заботливым, чтобы от- носиться к себе и другим с уважением;

- быть готовым к обучению на протяжении всей жизни, чтобы самостоятельно регулировать процесс своего познания в любой жизненной ситуации и своего карьерного роста.

Шесть ценностей, как маяки, позволяют в дальнейшем разработчикам стандартов образования избежать умозрительно сконструированных целей наподобие «формирования гармоничной, всесторонне развитой личности». Ценности отвечают на вопрос «Для чего учиться в школе», по большому счету, и на вопрос «Для чего нужна школа в со- временном мире?».

Результатами образования определен следующий перечень:
- творческое применение знаний;
- критическое мышление;
- выполнение исследовательских работ;
- использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);
- применение способов коммуникативного общения, включая языковые навыки;
- работа в группе и индивидуально.

Эффективность достижения результатов обеспечивается разработкой стандарта образования, учебного и методического материала, организацией учебного процесса, взаимоотношений всех заинтересованных лиц, позицией педагога в классе. В этом и есть основной смысл методологии организации образования, ориентированного на результат.

АОО НИШ проделана нелегкая в содержатель- ном и организационном плане работа по синтезу целей и результатов образования начальной школы с учетом заявленных ценностей. В этом и есть научная и общественная ценность проделанной работы! Системность обновления школьного образования направлена на повышение духовно- нравственной основы образования, проявление выпускниками школы функциональной грамотности и конкурентоспособности, формирование творческого подхода к решению учебных и жизненных ситуаций.

Таким образом, результатами образования ученика в 12-летней школе рассматриваются не предметные знания, а навыки, выстроенные на основе знаний, обеспечивающие успешность социализации. При этом прохождение учебного материала предмета в новой модели является не самоцелью, а инструментом, средством подготовки ученика к деятельности за стенами школы, во взрослой жизни.

Алан Уильямс, тренер-консультант Центра педагогического мастерства АОО «Назарбаев интеллектуальные школы» (Великобритания), отмечает: «Принципиально изменились наши ценности и понимание обучения и того, какой цели оно служит…. Возможно, что перед тем, как мы осознаем, что наша практика устарела, в нашем сознании должна произойти революция. Проблема в том, что ожидания выпускников школ сегодня отличаются от тех, которые были, скажем, 50 лет назад. … От нас ожидается, что мы будем гибкими, многофункциональными людьми, которые могут усваивать новые идеи и быстро использовать их на практике. Ответственность лежит на каждом из нас в том, чтобы уметь самостоятельно решать вопросы, а не ждать, когда нам укажут, что делать. В идеале у нас есть навыки во всех видах коммуникаций и мы можем взять на себя роль лидера в случае необходимости».

Реализация методологии ориентации на результат при проектировании модели 12-летней школы позволила разработчика ГОС по-новому подойти к отбору содержания образования (только те, которые способствуют достижению заявленных образовательных результатов), перечня предметов (новые предметы, интеграция предметов), а также самого процесса обучения в классе (учет особенностей ученика), роли педагога (позиция творчества). Принцип целостности потребовал от разработчиков также подойти к иной модели оценки результатов обучения – критериальной системе оценивания учебных достижений учащихся. АОО НИШ вынес также на «массовую» площадку профессионалов систему воспитательной работы.

Что может дать ученику система образования, выстроенная в методологии ориентации на результат? Ученику содержание образования, процесс обучения позволят успешно учиться на основе предоставления условий для выбора траектории учения соответственно его познавательным способностям, что, в свою очередь, будет способствовать развитию самостоятельности, формированию творческого стиля его деятельности.

Модель 12-летней школы в методологии, за- явленной АОО НИШ, выгодна и обществу, так как будут созданы педагогические инструменты организации школы как общественного института по достижению результатов образования, характеризующих готовность выпускника к выполнению социальных ролей, при которой происходит становление социально успешной, конкурентоспособной личности.

Проделано многое, но еще больше – впереди. Заявлены изменения системны, ни один из элементов не даст эффекта без замены, развития другого. Образование – консервативная сфера, в этом есть определенный плюс, позволяющий критически оценивать проводимые изменения. Вместе с тем надо понимать: образование в большей степени ответственно за подготовку граждан к жизни в новом мире, значит, каждый год оттягивания модернизации системы влечет невосполнимые потери в развитии человеческого капитала, позиционировании казахстанцев образованными людьми. Напомним: в международном исследовании учебных достижений 15-летних учащихся PISA-2012 результаты Казахстана более чем скромные: 49, 52 и 63 места по математике, естествознанию и чтению, соответственно, из 65. Значит, не все в «нашем королевстве» благополучно! Изменения нужны.

В целом подходы и принципы изменений определены, обозначена генеральная линия развития, что уже само по себе важно, ценно. Многие элементы новой модели школы прошли апробацию в ходе эксперимента 12-летней школы, в деятельности инновационных организаций образования, Назарбаев интеллектуальных школ. Теперь от организаторов системы образования требуется недюжинный талант управлять модернизацией. Именно неуправляемость процессами развития из центра на места затянула процесс перехода системы образования на модель образования в новой парадигме на 10 с лишним лет.

Резюмируя, можно назвать условия возможности перехода в 2015 году отечественной системы школьного образования на 12-летнюю модель, выстроенную АОО НИШ:

- цели образования должны быть поняты и приняты педагогами и организаторами системы образования в качестве ориентиров отбора со- держания и процесса образования в школе;

- структура, содержание, учебно-методическое обеспечение среднего образования как системы должны быть ориентированы на реализацию новой парадигмы образования;

- фундаментальные и прикладные исследования должны быть направлены на создание много- уровневой системы ожидаемых результатов образования, на отбор содержания образования, выработку критериев учебно-методического обеспечения, разработку измерителей и системы оценивания образовательных результатов и др.;

- деятельность Национальной академии образования им. Ы. Алтынсарина, всех подведомственных МОН РК структур должна быть скоординирована вокруг реализации Плана МОН РК по переходу на модель 12-летнего образования;

- инновационная деятельность педагогических коллективов, открытость школы к внешней среде должны рассматриваться обязательными условиями развития школы;

- подготовка педагогических кадров в вузе и повышение их квалификации в системе АО «НЦПК Өрлеу» должны осуществляться с учетом динамики изменения целей и содержания школьного образования;

- общественные организации, неправительственные структуры должны быть вовлечены в процессы поддержки реализации модели 12-летнего образования;

- законодательная база должна обеспечить право- вые основы организации изменений в системе образования;

- финансирование системы должно быть выстроено с учетом необходимости создания ресурсов, направленных на проектирование и внедрение модели образования, ориентированного на результат;

- информационная и материально-техническая инфраструктуры школы должны в полной мере способствовать решению педагогических задач и др.

Времени осталось немного, но большее сделано: в профессиональной среде, в обществе сформировано понимание необходимости изменений, определена методология изменений. Нельзя сегодня оставить учителя с проблемой один на один. Сей- час требуется консолидация усилий профессионального сообщества Казахстана, формирование группы активных ответственных специалистов, способных обеспечить методическое «поле» для проведения изменений, искренне переживающих за результаты реформ в системе образования.

 

Тема номера









 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
Погодный информер
YoWindow.com yr.no