электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Актуальная проблема:

Тема номера

   

Архив статей 2014 г.

 

Надо ли быть успешным выпускнику школы в меняющемся мире?

№ 5 (136) май 2014г.

М.Ж. ДЖАДРИНА, зам. директра Центра образовательных программ АОО «Назарбаев интеллектуальные школы», д.п.н., профессор

 

Современная школа выполняет свои обязанности соответственно основным положениям действующих «Государственного общеобязательного стандарта среднего образования», учебных программ по предметам. В рамках этих документов учителя и ученики достойно выполняют свои функциональные обязанности. Однако достигнутый уровень качества школьного образования не удовлетворяет не только родителей и сообщество в целом, но и самих учителей. При этом каждый из участников образовательного процесса желает улучшить ситуацию и повысить качество своих результатов. Именно здесь кроется одна из причин нашего «топтания на месте». Прежде, чем начать движение к улучшению любой ситуации, необходимо понять причину имеющихся проблем. Ответ на вопрос «что изменить?» лежит в недрах вопроса «почему надо вносить изменения?». Именно с этих позиций рассмотрим проект «Государственного общеобязательного стандарта начального образования» (ГОС НО), который обсуждается в педагогическом сообществе.

Предложенный проект ГОС НО предусматривает переход к новой модели школьного образования: от информационно ориентированной (знаниецентрической) к модели образования, ориентированного на результат. Почему? На современном этапе наблюдается увеличение потока информации и постоянное ее обновления в связи с интенсивным развитием науки, ИКТ, интернета и т.д. Желание сохранить традиции и передать учащимся имеющийся социальный опыт приводит к увеличению количества предметов и учебной нагрузки детей. А это, в свою очередь, – к интенсификации учебного процесса. Учитель хочет успеть «передать» учащимся больше информации и закрепить их знания на уровнях «знает», «понимает», «применяет» (по образцу, по аналогии, частично в новых ситуациях). Учеба в школе для большинства учащихся завершается приобретением поверхностных знаний по предметным областям. Эти знания в основном остаются «мертвым капиталом» и невостребованными в реальной жизни, так как учащиеся не умеют ими пользоваться. Что надо делать?

В условиях перехода на модель школьного образования, ориентированного на результат, первым шагом в разработке учебно - нормативных документов является определение системы целей обучения в виде ожидаемых результатов на «выходе» из школы, по образовательным областям, по учебным предметам (по классам, по разделам). Эта система целей обучения основывается на таких ценностях, как уважение, сотрудничество, открытость, казахстанский патриотизм и гражданская ответственность, обучение на протяжении всей жизни. Зачем они нужны?

Ценности находят отражение в общей философии образования в школе: становятся жизненным ориентиром как для учащихся, так и для учителей, родителей учащихся. Ценности являются укрупненными составными компонентами нравственности. По своей структуре представленные ценности взаимопересекаются и создают нравственно-духовную основу школьного образования, определяют ценностный смысл образования в становлении и развитии каждого ученика. «Встроенные» в контекст целей обучения элементы ценностей определяют ценностное значение образовательной области, учебных предметов. Вся многоуровневая система ожидаемых результатов установлена для всех лет обучения в школе, подчинена достижению учащимися результатов на «выходе». Какие это результаты? Это творческое применение знаний, критическое мышление, выполнение исследовательских работ, использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), применение способов коммуникативного общения, включая языковые навыки, работа в группе и индивидуально. В чем смысл этих результатов?

Результаты на «выходе» из школы, развиваемые у учащегося средствами каждого предмета в течение всех лет обучения в школе, становятся достоянием ученика и позволяют ему быть успешным в жизни, так как превращаются в качества личности, способности

- творчески и критически мыслить для принятия верных решений и созидательного участия в жизни общества, проявления гибкости и готовности к изменениям;

- быть коммуникативным для работы в коллективе, в любой языковой среде с использованием информационно-коммуникационных средств;

- проявлять уважение к культурам и мнениям для объективного отражения окружающей действительности;

- быть ответственным, проявлять активную гражданскую позицию для выполнения своих обязанностей перед Родиной и внесения вклада в развитие Казахстана;

- быть дружелюбным и заботливым, чтобы относиться к себе и другим с уважением;

- быть готовым к обучению на протяжении всей жизни, чтобы самостоятельно регулировать процесс своего познания в любой жизненной ситуации и свой карьерный рост.

На основе всех этих общих подходов к обновлению среднего образования расширены задачи начальной школы. Традиционные задачи начального образования уточнены в новом контексте. Это такие задачи, как «научить читать, писать, обучить способам учебной деятельности», «научить логично излагать мысли, устанавливать причинно-следственные связи». Вместе с тем усилены задачи, связанные с духовно-нравственным воспитанием, – «заложить основы духовности ребенка, развить его лучшие качества». Определена новая задача – «развивать навыки поиска, анализа и интерпретации информации соответственно возрастным возможностям». Наряду с этим в начальной школе будет реализована политика трехъязычия путем использования средств каждого учебного предмета. Планируется внедрение критериальной системы оценивания учебных достижений учащихся с целью обеспечения объективной оценки прогресса учащегося и выстраивания дальнейшей индивидуальной траектории развития.

Далее остановимся на обосновании новых интегрированных предметов. «Введение в науку». Введение этого нового предмета является целесообразным с точки зрения тех подходов, которые легли в основу системного обновления начального образования. Во-первых, в связи с переходом на модель образования, ориентированного на результаты, определены результаты на «выходе» из школы, которые должны первоначально формироваться в начальной школе. Так, например, «выполнение исследовательских работ» в проекте ГОС НО заявлено как результат на «выходе» из школы. Ведущим предметом первоначального формирования данного навыка широкого спектра является предмет «Введение в науку», который направлен на развитие первоначального научного понимания явлений и процессов окружающего мира на основе исследовательской работы и практической деятельности соответственно возрастным возможностям детей начальной школы.

Во-вторых, целесообразность введения предмета «Введения в науку» подтверждается опытом зарубежных стран, которые учитывают влияние глобализации общества и постоянное обновление научных знаний. При этом считается, что изучение данного предмета имеет решающее влияние на развитие у учащихся мотивации к обучению в течение жизни и на создание новых рабочих мест высокого качества. Так, например, Ирландский Совет по Науке, Технологии и Инновациям рекомендует Правительству выделить бюджет для поддержки науки, так как считает, что «…наличие большего числа людей с научным образованием является необходимым условием для развития экономики, способной содержать своих граждан в 21-ом веке». (Ирландский Совет по Науке, Технологии и Инновациям, 1998 г., Отчет «Наука в начальной школе»).

В-третьих, «Введение в науку» является пропедевтическим курсом естественных предметов (биология, физика, химия, география), изучение которых в основной школе также изменено как по содержанию, так и по времени введения в учебный процесс (с 6 класса). Данный предмет, предваряя изучение естественных предметов, направлен на формирование первоначальных представлений взаимосвязи человека и природы, на развитие любознательности и научного представления об окружающем мире, о влиянии деятельности человека на него.

Предмет «Введение в науку» направлен на развитие умения применять полученные знания для объяснения, описания, прогнозирования при- родных объектов, процессов и явлений, наблюдаемых в повседневной жизни. Пропедевтические знания о многообразии предметов и процессов в окружающем мире, о причинах простых явлений и процессов приобретаются учащимися на основе развития исследовательских навыков.

Необходимость изучения «Введения в науку» в начальной школе обосновывается тенденция- ми развития начального образования в мировой практике. В связи с глобализацией в большинстве стран больше внимания уделяется изучению науки в начальной школе. Так, ОЭСР обращает внимание на тенденцию, наблюдаемую в мировой практике, и заявляет, что «во многих странах к принятию основной образовательной программы и национальных стандартов, преподаванию науки стало уделяться больше внимания на начальном уровне» (Наука и технология в глазах общественности, ОЭСР, 1997). Работа ЮНЕСКО (1983) по улучшению научного образования в начальной школе учитывала такие результаты исследования, которые установили, что «интерес к науке формируется в ранние годы раньше, чем интерес к другим школьным предметам» (Ormerod and Duckworth, 1975). Исследование Королевского общества (2006) показывает, что у большинства учащихся интерес и отношение к науке развиваются задолго до 14 лет, и у многих – до 11 лет (из доклада Welcome Trust «Взгляды на образование: Наука в начальной школе», 2008).

Изменения статуса предмета «Познание мира» также обосновывается этими подходами системного обновления начальной школы. В проекте ГОС НО «Познание мира» представлено как пропедевтический курс предметов гуманитарного цикла (история, география, общество). Данный предмет нацелен на формирование у учащихся первоначальных представлений о взаимосвязи человека и общества, развитие у учащихся начальной школы понимания приоритета человеческого и социального факторов в обществе не только на основе академических знаний, но и путем акцентирования их внимания на изучение социальных процессов и сообществ. В связи с этим «Познание мира» делает акцент на понимание причастности каждого человека к национальному и глобальному сообществам.

Предложенный подход к построению «Познания мира» позволяет учащимся не только сравнивать, сопоставлять, классифицировать, анализировать, обобщать изучаемый материал, но и готовит их к осознанному восприятию более сложного исторического материала в основной школе. Такие принципы, как «от простого к сложному», «от знакомого к незнакомому», единые для всех предметов начальной школы, достаточно хорошо использованы при построении предмета «Познание мира».

В связи с изменением статуса предмета «Познание мира» возникают тревоги о том, что будет дублирование с «Самопознанием». Тревоги напрасны, так как задачи этих предметов отличаются.

«Самопознание», как учебный предмет, призван выполнять ключевую роль в создании условий для становления нравственных основ личности учащихся, ее духовного совершенствования и самореализации. В этом смысле данный предмет развивает ценностное отношение к самому себе, к людям и окружающей действительности; развивает чувство собственного достоинства, уверенность в себе, способность понимать других, заботиться о них, проявлять чуткость; формирует основы нравственного поведения учащихся, социально значимых ориентаций, обуславливающих отношение человека к себе, окружающему миру, человечеству в целом.

Основная задача «Познания мира» заключается в формировании общего представления о социальной, моральной, творческой и коммуникативной стороне жизни населения Казахстана; в развитии у учащихся личностного, общественного и национального самосознания и патриотизма.

Интегрированный предмет «Искусство». Учебная программа по интегрированному пред- мету «Искусство» состоит из двух компонентов: «музыка» и «изобразительное искусство». В каждый из этих компонентов встраиваются элементы технологии соответственно контексту. При этом технология, встроенная в контекст целей обучения как музыки, так и изобразительного искусства, используется для самовыражения в творческой работе. Технология, как третий составной компонент интегрированного предмета, создает целостность видения изучаемого объекта. В этом контексте технология служит средством самовыражения в творческой работе на завершающем этапе цели обучения музыке или изобразительному искусству. В связи с этим в реальной практике изучение интегрированного предмета «Искусство» предполагает отдельное преподавание «Музыки» и «Изобразительного искусства» соответствующими специалистами.

Интегрированный предмет «Искусство» нацелен на формирование у учащихся художественного восприятие мира на основе их собственной творческой деятельности. Эта общая цель реализуется средствами музыки, ИЗО и технологии. При этом цель компонента «Изобразительное искусство» связана с развитием у учащегося умений передавать идеи, впечатления, эмоции посредством искусства, ремесла, композиции и дизайна, создавать творческую продукцию как художник и дизайнер. Целью компонента «Музыка» является развитие широкого спектра музыкальных навыков и компетенций, индивидуального и коллективного творчества, критического осмысления, понимания культуры. В контексте целей обучения каждого компонента разворачиваются элементы технологии. На уроках музыки и изобразительного искусства учащиеся используют полученные знания и умения для решения задач практического характера, которые способствуют раскрытию способностей, развитию художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и конструкторских умений.

Интегрированный предмет «Казахский язык и литература» \ «Русский язык и литература». Интеграция языка и литературы обусловлена использованием коммуникативного подхода к обучению языкам. Ныне действующие программы обучения родному языку ориентированы на грамматическую конструкцию языковых знаний, так как вся философия образования в нынешней школе подчинена вопросу «Чему учить в школе?». Практическая реализации данной философии связана с накоплением знаний по предмету, в частности, при изучении языков важнее было знать грамматические конструкции, чем правильно при- менять их в реальной жизни.

В новых программах «Казахский язык и литература» для школ с казахским языком обучения и «Русский язык и литература» для школ с русским языком обучения осуществлен переход от формирования знаний грамматики к развитию языковых навыков слушания, говорения, чтения и письма. Данный подход к обучению языку обусловлен новой философией \ идеологией образования в школе и отвечает на вопрос «Для чего учиться в школе?». Какими конкретными особенностями отличаются традиционный и новый подходы к обучению предметам образовательной области «Язык и литература»?

Во-первых, отличительная особенность связана с результатами обучения. В условиях традиционного обучения языку и литературе в начальной школе результаты обучения имеют репродуктивный характер. Иначе говоря, учащиеся слушают, говорят, читают и пишут на уровнях «знает», «понимает», «применяет». В «применении» акцент делается на использование грамматических правил по образцу, по аналогии и частично в новых связях.

В условиях использования нового подхода к обучению языку и литературе первоначальное формирование и развитие навыков слушания, говорения, чтения и письма осуществляется на уровнях «знает», «понимает», «применяет», «анализирует», «синтезирует», «оценивает». При раз- витии языковых навыков на указанных шести уровнях происходит процесс вовлечения эмоционально- личностных сфер учащихся (осознание, ценностная ориентация, отношения, убеждения), которые обеспечивают восхождение ученика в учебе от пассивной позиции до активной позиции. Развитие языковых навыков не исключает грамматику как таковую. Грамматика встроена в контекст целей обучения, которые усваиваются учащимися как инструмент грамотного слушания, говорения, чтения и письма.

Во-вторых, следующая отличительная особенность связана со статусом языка и литературы. Традиционно литература и язык имеют статус отдельных учебных предметов. Отдельное изучение литературы также обеспечивает достижение результатов обучения на репродуктивном уровне. В действующей начальной школе «Литературное чтение» как самостоятельный предмет знакомит учащихся «с произведениями мирового фольклора и мировой детской литературы» (см: Учебная программа для 2-4 классов общеобразовательных школ. Литературное чтение. Астана, 2013 г., с.4). При этом предусмотрено «формирование гражданской и нравственной позиции, личностного отношения к окружающей действительности; творческого воображения, образного мышления, служащих основой для собственного литературно- го творчества учащихся; элементарных представлений по теории литературы» (см: там же). Эти цели решаются на уровнях «знает», «понимает», «применяет».

В новой учебной программе осуществлена интеграция языка и литературы. Необходимость интеграции связана с новым подходом к определению ожидаемых результатов. При этом принимается во внимание то, что все четыре навыка (слушание, говорение, чтение, письмо) рассматриваются как инструменты интеграции языка и литературы. В связи с этим ожидаемые результаты обучения казахскому языку и литературе \ русскому языку и литературе на шести уровнях («знает», «понимает», «применяет», «анализирует», «синтезирует», «оценивает») предполагают использование текстов, в том числе литературных текстов. Особенно это важно для достижения целей обучения на уровнях «анализирует», «синтезирует», «оценивает», которые должны осуществляться на основе конкретных литературных произведений для детей, на основе национального и мирового фольклора. Так, например, в учебной программе «Русский язык и литература» заявлена цель обучения «Распознавание типов и стилей текстов», которая конкретизирована в цели обучения в среднесрочном учебном плане 1-го класса: Определить основные элементы, формирующие различные тексты (стихотворения, рассказы, статьи журналов, газет).

В-третьих, в организации образовательного процесса при изучении предметов «Казахский язык и литература» \ «Русский язык и литература» используются такие стратегии обучения, которые обеспечивают активную учебную деятельность учащихся. Например, стратегии самостоятельного поиска пути решения поставленной проблемной ситуации; практической, творческой деятельности (создание различных видов творческих работ); выполнения заданий, требующих поиска и использования дополнительных материалов; игровой и исследовательской деятельности (см. Учебная про- грамма по предмету «Русский язык и литература». Начальная школа, с.11). Особый акцент делается на исследовательский подход, который позволяет учащимся осмыслить свою деятельность с точки зрения следующих вопросов: «что я знаю, что я хочу узнать, чему я научился?».

В-четвертых, разработчики ориентировались на опыт преподавании языка и литературы раз- витых стран. Толчком для пересмотра программы обучения и интеграции языка и литературы в некоторых странах стали результаты международного исследования PISA. При этом учитывался тот факт, что решающим фактором успеха по другим предметам является грамотность чтения и письма. Так, например, в Финляндии интегрировали язык и литературу в 1997 году. Они считают, что эта интеграция является залогом достижения участниками PISA высоких результатов и свидетельством их грамотности не только по данным предметам, но и по математике и естественным наукам. (Niemi, H., Toom, A., & Kallioniemi, A. (2012). Miracle of education: The principles and practices of teaching and learning in Finnish schools. Springer.P 149-151).

В-пятых, образовательный процесс по предмету «Казахский язык и литература» осуществляется с использованием таких стратегии обучения, которые обеспечивают активную учебную деятельность учащихся: самостоятельный поиск решения поставленной проблемной ситуации; практическую, творческую деятельность (создание различных видов творческих работ); выполнение заданий, требующих поиска и использования дополнительных материалов; игровую и исследовательскую деятельность.

Несколько слов об использовании совершенно нового понятия «сквозные темы» в проекте ГОС НО и учебных программах по предметам. Сквозные темы позволяют интегрировать знания из разных предметных областей в рамках отдельного учебного предмета и тем самым добиться функциональности приобретаемых учащимися знаний. Как это происходит? Интеграция целей обучения конкретного предмета с реальной жизнью, окружающей действительностью организует учебную деятельность учащихся на самостоятельное «добывание знаний» и по данному предмету, и по определенному аспекту сквозной темы на уровнях «знает», «понимает», «применяет», «анализирует», «оценивает», «создает». Используются средства всех учебных предметов для раскрытия разных аспектов сквозной темы, которые не вошли в содержание в виде самостоятельного предмета, но очень актуальны для становления личности учащихся, для приобретения ими функциональной грамотности, для их разностороннего развития. При этом через сквозные темы расширяются содержание учебных предметов и возможности развития предметных умений и навыков широкого спектра.

Таким образом, проект «Государственного общеобязательного стандарта начального образования» подчинен общим целям и задачам, ценностям: результатам на «выходе» из школы, ожидаемым результатам по образовательным областям (по учебным предметам, по разделам). Поставленные цели и задачи начального образования направлены не только на приобретение первоначальных знаний по предметным областям, но и на формирование у учащихся учебной самостоятельности, навыков общения и сотрудничества, первоначальных навыков исследовательской деятельности.

 

Тема номера









 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10