электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Актуальная проблема:

Тема номера

   

Архив статей 2014 г.

 

Отзыв на проект государственного общеобязательного стандарта начального образования

№ 5 (136) май 2014г.

коллектив ННПЦ КП, г. Алматы

 

В последние годы во всем мире, как и в Казахстане, отмечается увеличение популяции школьников с трудностями обучения. По сведениям зарубежных и российских исследователей, это от 20 до 40% детей, а по данным психолого-медико-педагогических консультаций Республики Казахстан, – 27% школьников. Также остро стоит проблема школьной готовности детей в возрасте 5-6 лет.

Истоки школьной неуспеваемости ребенка в большинстве случаев следует искать в самом начале школьной жизни - в первом классе.

Среди различных причин трудностей обучения в начальной школе в качестве главной считают несоответствие методов обучения и содержания учебных программ психофизиологическим особенностям и возможностям детей 7-10 лет. К сожалению, существующая в настоящее время в стране система начального обучения слабо учитывает возрастные особенности младших школьников, что сказывается на эффективности их обучения.

Необходимость учета возрастных особенностей младшеклассников обусловлена общеизвестными данными о том, что лобные доли и ассоциативные отделы коры головного мозга, обеспечивающие высокоорганизованные формы интеллектуальной деятельности, формируются у детей в основном к 12 годам. Исследованиями доказано, что стратегия оптико-пространственной деятельности, программирование самостоятельного речевого высказывания развиваются к 8-9 годам. Логическое левое полушарие формируется в 9-12 лет; специализация правого и левого полушария в обеспечении психических функций и межполушарное взаимодействие происходит до 12 лет.

Между тем, содержание казахстанских учебных программ таково, что их усвоение учащимися младших классов возможно лишь при условии сформированности вышеперечисленных психических функций. Но поскольку мозговые механизмы для обеспечения этих видов учебной деятельности у детей еще не функционируют, то формирование школьных знаний, умений и навыков в нашей школе преимущественно достигается за счет механического заучивания, натаскивания и подражания.

Такое обучение никак не может способствовать осмысленному и осознанному усвоению учебного материала, тем более формированию истинной компетентности и творческих способностей у детей; кроме того, при таком обучении дети быстро теряют интерес к учебе, справедливо считая ее скучной и утомительной.

В связи с вышеизложенным следует отметить актуальность и значимость предлагаемого проекта государственного общеобязательного стандарта начального образования (далее стандарта). Ценность и значимость данного стандарта заключаются в том, что концептуальные и методологические подходы, лежащие в его основе, наиболее полно соответствуют современной общемировой парадигме начального образования.

В Стандарте нашли отражение природосообразные и здоровьесберегающие принципы начального образования: обучение детей на основе чувственного (сенсорного) и практического опыта; формирование у них знаний, умений, навыков в различных видах практической и игровой деятельности, общении, социальном взаимодействии, концентрическая система распределения учебного материала, обеспечивающая постепенное усвоение знаний от простого к сложному, пятилетний срок начального обучения.

В ГОСО заявлена парадигма образования, ориентированного на результат через критериальное оценивание, что является инструментарием включения в образовательный процесс всех детей.

Парадигма 12-летнего образования, ориентированного на результат, создает возможность включения в образовательный процесс детей с различным темпом усвоения учебного материала, уровнем психофизического развития и социального опыта.

Однако в преамбуле не заявлено обеспечение равных возможностей получения образования всеми детьми.

Уровень учебных достижений детей «на выходе» будет разный, сообразно их возможностям, однако, ГОСО этот факт не предполагает.

В пункте 14 указано: «Ожидаемые результаты обучения по образовательным областям служат основой для определения базового содержания начального образования, построения различных вариантов учебных программ начального образования по предметам соответственно разным уровням образовательных потребностей обучающихся, в том числе и для детей с ограниченными возможностями».

По нашему мнению, ожидаемые результаты обучения по образовательным областям не могут быть основой для определения базового содержания. Базо- вое содержание образовательной области определяет возможные уровневые результаты обучения.

В проекте ГОСО начального образования имеет место уровневое целеполагание. Уровневое целеполагание предполагает выстраивание индивидуальной траектории развития учащегося (п. 16 текста проекта ГОСО). Это является положительной предпосылкой реализации идеи уровневых результатов обучения.

Однако анализ ГОСО и учебных программ свидетельствует, что каждый ученик «на выходе» обязан «поэтапно подойти к долгосрочным целям обучения», о чем свидетельствует раздел «Ожидаемые результаты» по образовательным областям. Этот раздел содержит, по сути, этапы формирования знаний, сформулированные с использованием таксономии учебных целей Блума Б. Они представлены шестью уровнями: «знает», «понимает», «применяет», «анализирует», «синтезирует», «оценивает». Таким образом, представленные уровни не есть ожидаемые результаты, а есть этапы подведения детей к единым «долгосрочным целям обучения».

В реальном образовательном процессе ученику может быть доступно достижение, например, только цели «понимание» или «применение» в рамках одного учебного предмета, а в рамках другого – «анализ» и т.п. Это и есть суть уровневых достижений, которые должны быть оценены.

В ГОСО заявлен критериальный подход к оцениванию учебных достижений в пункте 41 текста: «Оценка учебных достижений учащихся осуществляется посредством критериального оценивания.

Критериальное оценивание основано на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенны- ми, коллективно выработанными, заранее известны- ми всем участникам учебного процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования в организации образования».

Из пункта 41 непонятно: критерии оценивания будут определяться каждой школой отдельно, на свое усмотрение, или будут выработаны единые для всей страны критерии и дискрипторы?

«П. 42. Критериальное оценивание является прозрачным и объективным инструментом определения успешности учебной деятельности отдельного учащегося и успеваемости класса в целом». Будет ли оценивание объективным, если каждая школа будет вырабатывать свои критерии оценивания?

В пункте 42 указывается: «Оценивание осуществляется соответственно системе целей обучения, представленных в учебных планах по конкретному учебному предмету на основе отслеживания учебных достижений учащихся по каждому тематическому разделу. Это позволяет получать объективную картину продвижения учащихся в поэтапном достижении целей по классам. Динамика учебных достижений учащихся на протяжении всех лет обучения (тематические разделы - четверть - класс - уровень образования) позволяет оценить прогресс в достижении учащимися долгосрочных целей образования, результатов на «выходе» из организации среднего образования».

В ГОСО представлены только виды оценивания: «формативное» и «суммативное». Принципиальных подходов к оцениванию результатов учащихся на «выходе» из организации среднего образования с учетом достигнутых целей обучения не определено. К завершению обучения в школе ученик придет со своим уровнем достижений. Как будут оценены эти достижения и какой документ он получит?

Критериальное оценивание должно стать основой для внедрения итогового документа об образовании с указанием уровня учебных достижений выпускника, как это имеет место в странах западной Европы, Америки, Австралии и др.

Разноуровневый документ об окончании основной средней школы позволит определить возможности дальнейшего образования выпускников.

Критериальное оценивание и разноуровневый документ об окончании основной средней школы создают условия для реализации политики инклюзивного образования (включение в образовательный процесс детей с особыми образовательными потребностями – неуспевающих; детей оралманов; трудовых мигрантов; детей, проживающих в отдаленных районах; виктимных детей; детей с ограниченными возможностями развития).

 

Тема номера









 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10