электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Актуальная проблема:

Тема номера

   

Архив статей 2014 г.

 

Интеграция мирового образовательного опыта в практику системы повышения квалификации педагогов

№ 6 (137) август 2014г.

Е.Т. ИСИМБАЕВ, директор ФАО «НЦПК «Өрлеу» «Институт повышения квалификации педагогических работников по Акмолинской области»

 

В Казахстане последовательно реализуются основные направления модернизации образования в соответствии со стратегией, определенной главой государства Н.А. Назарбаевым. Особый интерес представляют глобальные преобразования, происходящие в системе повышения квалификации. Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» уверенно формирует основные направления деятельности областных филиалов, координирует их работу, проводит систематический мониторинг и разрабатывает перспективы развития всей национальной системы повышения квалификации. Пересматриваются традиционные подходы к организации курсов повышения квалификации, которые складывались на протяжении шести десятков лет. В условиях устойчивого общества они, несомненно, в положи- тельном отношении решают поставленные задачи. На новом этапе развития государства главными ценностями нового Казахстана являются интеллектуальный капитал, человек труда, инновационное мышление. Настало время придать системе повышения квалификации адаптивный характер в соответствии с запросами времени, необходимостью адекватного реагирования на современные и перспективные потребности. Эти задачи успешно реализует Правление АО НЦПК «Өрлеу» под руководством Председателя Правления, доктора педагогических наук Ахметовой Гульназ Кенжетаевны. Разработана единая концептуальная основа новой системы повышения квалификации:
новые уровневые курсы и программы, учебно-тематические планы;
новая сертификация педагогов по результатам освоения уровневых про- грамм;
активное привлечение зарубежных стратегических партнеров.

Это предусматривает реализацию главной цели – формирования у педагогов новых подходов к процессу обучения, повышения теоретической, методической и технологической культуры учителя.

Все это будет способствовать конечному результату – развитию ученика, его способностей и талантов. Повышение профессиональной компетентности учителя в конечном итоге должно отразиться на повышении качества образования в целом. Трехмесячные курсы по трем уровням на основе про- грамм, разработанных в Кембриджском университете (Великобритания), идут полным ходом. В нашем институте обучение по трехуровневым курсам прошли 1242 педагога. Учителя, прошедшие курсовую подготовку, отмечают необходимость, своевременность такой учебы. Они уже успешно применяют полученные методики в своих школах, передают свой опыт коллегам. На базе школ области, в которых обучение прошли более трех педагогов, создаются объединения учителей, внедряющих новые принципы обучения. В области создано сетевое сообщество сертифицированных учителей, работающих в тесном контакте с Центром уровневых программ института (ЦУП). ЦУП направляет деятельность педагогов, проводит выездные и онлайн семинары, конференции, тематические и индивидуальные консультации, осуществляет анализ затруднений педагогов. Тем самым реализуется принцип непрерывного повышения квалификации, так как в послекурсовой период педагоги не брошены на произвол судьбы, а держат тесный кон- такт со своими тренерами. Пожалуй, в прежней системе повышения квалификации такого тесного сотрудничества не было. Возможно, в этом главенствующую позицию занимают ИК-технологии, позволяющие осуществлять интерактивный режим обучения на основе использования электронной почты, скайпа, веб-сайта. В вузах развитых стран мира широко используется внеаудиторное сотрудничество студентов и преподавателей в виртуальном режиме. Этот опыт мы перенесли на свою почву. Активное внедрение инфокоммуникационных технологий позволило увеличить долю дистанционных курсов. Наши коллеги, побывавшие в Ко- рее, отмечают их актуальность, высокую эффективность. В институте сейчас разрабатываются подходы к проведению дистанционных курсов на основе опыта Кореи, Великобритании, Франции. Разрабатываются методические рекомендации «Организация дистанционных курсов повышения квалификации педагогов через web-сайты». В ближайшее время для сотрудников института будут проведены курсы по освоению методики проведения дистанционных курсов. Отдел информационных технологий в помощь сотрудникам института разработал методические рекомендации «Технологии проведения вебинаров». Нужно отметить, что эффективность курсов и семинаров во многом зависит от качественного состава пре- подавателей и тренеров. За последние два года 13 преподавателей, пройдя обучение на трехмесячных курсах, сдав квалификационные экзамены, получили сертификаты тренеров, еще двое про- ходят обучение. В настоящее время они проводят мастер-классы, тренинги для преподавателей ИПК, тем самым способствуют внедрению новых подходов к проведению краткосрочных курсов на базе института. Это дало возможность внести изменения в процесс проведения краткосрочных курсов. Выросли требования к отбору содержания, соответствию утвержденным Госстандартам. Уделяется внимание практикоориентированному подходу к обучению. Система мониторинга краткосрочных курсовых мероприятий отражает положительную динамику отзывов слушателей курсов. Они отмечают высокую квалификацию преподавателей, оснащенность учебного процесса, возможность широкого применения ИК- технологий в процессе курсовой подготовки, раз- работки проектных заданий. В целом о значении повышения квалификации в профессиональном совершенствовании педагогов, в свою очередь определяющем повышение качества образования, можно судить по результатам ЕНТ, мониторинга учебных достижений учащихся.

Одним из показателей являются результаты участия в международных исследованиях PISA (Programme for International Student Assessment) в области мониторинга образовательных достижений 15-летних обучающихся. В сопоставлении с результатами 2009 года PISA-2012 показывает среднее улучшение достижений казахстанских школьников по математике. Рост показателя математической грамотности составил 27 баллов (PISA-2009-405 б. PISA-2012-432 б.) Учащиеся Акмолинской области продемонстрировали показатели на 6 % выше среднереспубликанского уровня. По уровню сформированной естественнонаучной грамотности также наблюдается повышение среднего показателя (Казахстан+25), однако уровень читательской грамотности остается низким. Успеваемость казахстанских участников проекта значительно отстает от показателя среднего балла и все еще находится в нижней трети списка стран, принявших участие в Международном исследовании PISA-2012. Читательская грамотность является одним из главных инструментов, необходимых для дальнейшего самообразования и саморазвития личности. Таким образом, вопросы формирования функциональной грамотности школьников выдвигаются на первый план. Про- граммы, разработанные для уровневых курсов, несомненно, включают подготовку к реализации этого направления. Ведь они нацелены в первую очередь на формирование мотивации к обучению и организации учебной деятельности по реализации поставленных целей. Мировой опыт показывает, что в целом во многих странах система ПК действует в рамках общих функций:
- адаптационная функция заключается в направленности подготовки учителей на адаптацию к современным образовательным ситуациям, к приведению в соответствие их знаний и умений, с одной стороны, и социально-педагогических требований, с другой;
- компенсаторная функция подразумевает восполнение тех пробелов в подготовке педагога, которые возникли в ходе практической деятельности или берут свое начало в базовом педагогическом образовании;
- инновационная функция отражает необходимость адаптации психолого-педагогической подготовки учителя к результатам научно-технического прогресса, мотивирует его на творческий поиск в своей профессии.

На наш взгляд, уровневые курсы по Кембриджской программе позволяют полностью реализовать адаптационную и инновационную функции. Семь модулей, составляющих содержание этих курсов, учитывают все аспекты деятельности педагогов в этом направлении.

Слабым звеном остается предметная составляющая. На уровневых курсах состав группы формируется без учета предмета, который ведет педагог. Краткосрочные курсы, предполагающие двухнедельные занятия (72 часа), недостаточны для реализации компенсаторной функции, так как анализ показывает, что утвержденные УТП предполагают 48 часов на теорию и методику преподавания предмета. Решение этой проблемы мы видим в увеличении продолжительности занятий за счет проведения дистанционных курсов в интерактивном режиме, двух-трехэтапных занятий на сессионной основе. Учитывая зарубежный опыт, мы предполагаем здесь большой объем внеаудиторной самостоятельной работы слушателей курсов, выполнение проектных контрольных работ. Это предполагает личностно-ориентированный подход к обучению, основанный на проведении входного и выходного тестирования, подразумевающий соответствующее оснащение учебного процесса.

В новом режиме НЦПК «Өрлеу» работает со- всем не долго, но в системе повышения квалификации уже произошли качественные изменения. Она постоянно совершенствуется за счет внедрения международного опыта, который мы приобретаем, выезжая в зарубежные командировки. Поездки в Великобританию, Корею, Францию, Австралию, Германию, Сингапур, запланированные НЦПК «Өрлеу» на ближайший период, несомненно дадут новый импульс делу повышения квалификации педагогов. Ведь повышение профессиональной компетентности педагогов является главным залогом повышения качества образования в целом.

 

Тема номера









 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10