электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Актуальная проблема:

Тема номера

   

Архив статей 2014 г.

 

Повышение квалификации педагогов: от традиции – к инновациям

№ 7 (138) сентябрь 2014г.

Г.С. ЖУМАНОВА, кандидат педагогических наук, заместитель директора по учебно-методической работе филиала АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по ВКО, г. Усть-Каменогорск

 

Приоритеты, обозначенные в Государственной программе развития образования РК на 2011-2020 годы [2], способствовали созданию новой концептуальной основы повышения квалификации педагогических работников в соответствии с политическим курсом и поручениями Главы государства Н.А. Назарбаева. [1]

Сущность модернизации системы повышения квалификации заключается в трансформации дошкольного образования, смене парадигм: «образование=обучение»–«образование=становление», переходе на новую модель школы, модернизации технического и профессионального образования, трансляции опыта АО «Назарбаев университет», обеспечении триады «образование- наука-инновация».[3]

Для обеспечения высокого качества Министерством образования и науки РК обновляется содержание школьного образования. Предъявляются новые требования к выпускникам школ: повышение духовно-нравственной основы, проявление функциональной грамотности и конкурентоспособности, творческий подход к решению учебных и жизненных ситуаций. В условиях интеграции в мировое образовательное пространство важными целями образования становятся развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации, формирование высокого уровня правовой культуры, готовность к сотрудничеству, толерантность, терпимость к чужому мнению, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы. При этом, выдвигая эти цели как новые приоритеты, нельзя отвергать традиции. При сохранении фундаментальности образования усиливается его практическая, жизненная направленность. Реализация новых идей образования требует не только разработки новых учебных курсов, но и, прежде всего, изменения самой формы образовательного процесса при повышении квалификации.

Современный учебный процесс дополнительного профессионального образования должен отвечать следующим требованиям:
- результативность (предоставление возможности каждому слушателю на занятиях ставить и достигать собственные учебные цели);
- высокий уровень познавательной активности (стимулирование стремления слушателей разобраться в сущности изучаемого материала, активно искать пути решения практических и познавательных задач);
- высокий организационно-методический уровень (комплексное и рациональное применение педагогом различных форм, методов и средств обучения с учетом их дидактических функций и возможностей);
- развитие творчества (учение рациональным способам мышления, а также приемам творческой деятельности);
- обучение рациональному планированию и организации собственной деятельности, самоконтролю и исследовательской деятельности;
- индивидуализация процесса обучения (создание условий для соответствия требований к деятельности каждого слушателя, его способностям и возможностям). Этому способствует новый формат проведения курсов повышения квалификации, кадровый потенциал и ресурсное обеспечение деятельности институтов.

Образовательные программы, рекомендованные АО «НЦПК «Өрлеу», обеспечивают теоретическую и методическую подготовку работников образования, направленную на достижение нового качества образования. А именно:
- модернизацию системы образования (личностно-гуманистическую парадигму, системное видение педагогической деятельности, профессиональную направленность предметной подготовки);
- обновление краткосрочных курсов (развитие критического мышления и креативных качеств личности педагога, повышение рефлексивной культуры);
- международный и казахстанский опыт в области повышения квалификации (интеграция казахстанского и зарубежного опыта, образовательных инноваций в структуру подготовки профессорско-преподавательского состава);
- информационные и коммуникационные технологии в образовании;
- здоровьесберегающие образовательные модели и т.д.

Обновление содержания курсов повышения квалификации обеспечивается через
- реализацию приоритетных направлений развития системы образования, с одной стороны, и решения конкретных запросов и проблем слушателей – с другой;
- включение в систему повышения квалификации инновационного опыта педагогов области;
- формирование модели сетевого взаимодействия как новой формы образования учителей и руководителей образовательных учреждений.

Результативность курсовой подготовки достигается посредством вариативности форм и содержания обучения, введения новых курсов, общекультурной подготовки слушателей, интеграции образовательных областей и знаний. Использование модульного принципа проектирования процесса обучения дает возможность гибкого и оперативного создания моделей обучения, которые могут быть максимально приближены к запросам конкретных субъектов андрогогического процесса. Модульный принцип состоит из двух компонентов – инвариативного и вариативного. Инвариантный компонент включает целевые блоки-модули, построение которых в процессе является необходимым для его эффективности. Вариативный компонент конструируется из этих модулей в такой логике, которой требует конкретная педагогическая ситуация и которая определяется целями и мотивами конкретных категорий субъектов андрогогического процесса. Процесс обучения при этом чаще всего строится в режиме работы над проектами по интересующим слушателей вопросам с дальнейшим обсуждением.

Работа над проектом определяет следующие этапы:
- определение групп педагогов, работающих по конкретным проблемам;
- выбор лидера в группах, составление плана работы над проектом;
- работа с литературой;
- разработка основных компонентов проекта и согласование позиций разработчиков-слушателей;
- работа с экспертами-педагогами-консультантами по определению основных направлений, предложенных группой;
- защита проектов на курсах.

Особое внимание при повышении квалификации уделяется созданию образовательных программ общего, повышенного и продвинутого уровня. Основными принципами конструирования таких программ являются
1. Открытость образовательного процесса, позволяющая учителям самостоятельно формировать образовательный маршрут в соответствии с личностными пожеланиями и особенностями, учитывающими уровень и качество исходной подготовки;
2. Высокая интеллектуальная технологичность обучения на основе инновационных технологий, учитывающих индивидуальные особенности слушателей;
3. Доступность технологий обучения;
4. Модульность.

Совершенствуется дальнейшая работа по активизации форм обучения краткосрочных курсов (очного, очно-заочного, дистанционного и т.д.), по варьированию длительности и порядка освоения программы. Сегодня в филиалах отрабатывается новый подход в деятельности преподавателя-тьютора, оказывающего учебно-методическую помощь на всех этапах освое- ния учебной программы. Внедряются новые методы профессионального развития: коучинг и менторинг.

В 2014 году в рамках реализации поручений Президента страны, направленных на разработку специальной программы исторических исследований под названием «Народ в потоке истории», успешно внедряются новые курсы «Алаштану» и «Абайтану». В программе курса «Алаштану» освещена педагогическая деятельность лидеров движения «Алаш» А. Байтурсынова, Т. Аймауытова, М. Жумабаева и проведен психолого-педагогический анализ их трудов. В курсе «Абайтану» обобщен и представлен опыт работы лаборатории К. Битибаевой по изучению творчества Абая, представлено новое направление «Музейная педагогика». Изучение поэтического наследия Абая происходит в исторической атмосфере этнографического музея.

В условиях глобальных кризисов, глубокого раз- лада с природой, переориентации ценностей возрастает роль предмета «Самопознание». С каждым годом увеличивается потребность в этих курсах. Сегодня данные курсы проводятся только теми преподавателями, которые прошли специальное тренерское обучение в ННПООЦ «Бөбек».

На современном этапе большую актуальность приобретает курс по религиоведению. При проведении данных курсов филиал тесно сотрудничает с областным управлением по делам религии ВКО. В помощь педагогам по религиоведению подготовлен электронный учебно-методический комплект.

Для интеграции международного опыта филиал, находясь в структуре АО «НЦПК «Өрлеу», получил возможность целенаправленно выезжать с целью обмена опытом работы в лучшие учебные заведения ведущих стран мира – таких, как Великобритания, Франция, Сингапур, Южная Корея, Австралия и Россия. Это позволило по-новому посмотреть на содержание и формы обучения педагогов и послужило мощным механизмом пере- вода системы повышения квалификации в новый формат и новое качество.

Внедрение в практику повышения квалификации дистанционных форм обучения обеспечивает реализацию ключевого ориентира «Доступное обучение – каждому». Через дистанционное обучение ежегодно повышают квалификацию 304 педагога области.

Особенно эффективной данная форма повышения квалификации является для категории учителей малокомплектных школ.

В условиях динамично меняющегося мира и вхождения в мировое образовательное пространство филиалом реализуется проект уровневых курсов повышения квалификации. В соответствии с утвержденной квотой МОН РК ежегодно на базе филиала по программе третьего базового уровня на трехмесячных курсах повышают квалификацию более 700 человек. Новая модель повышения квалификации позволила изменить убеждения учителя, его подходы к преподаванию и обучению. Учителя на курсах получают конструктивные знания по
- планированию и организации урока;
- оцениванию достижений учащихся;
- рефлексии и обратной связи.

В области действуют творческие сообщества «Учитель новой формации», «Учитель. Творчество», являющиеся инновационной площадкой по обмену новым опытом в обновлении методик преподавания. Большую помощь в ознакомлении с инновационной методикой обучения, в процессе курсовой подготовки учителя оказывают Назарбаев Интеллектуальные школы городов Семея, Усть-Каменогорска. Мониторинг проведенных курсов повышения квалификации показывает существенное изменение самооценки учащихся, улучшение взаимоотношений в классе, формирование навыков командной работы. Педагоги констатируют, что на позитивные результаты повлияли изменения в методике преподавания, отношении к учащимся, использовании формативного оценивания деятельности учащихся на уроке. Администрация школы и родители отмечают повышение у учащихся мотивации к учебе.

Мониторинг деятельности педагогов в посткурсовой период выявляет востребованность оказания методической помощи на местах, непосредственно на практике (40% учителей), организацию дистанционного сотрудничества через вебинары и коучинги (21% учителей), участие в работе творческих мастерских (24% учителей), осуществление индивидуальных и совместных исследовательских проектов (15% учителей).

Таким образом, задача институтов повышения квалификации в условиях модернизации – оказывать непрерывную профессиональную поддержку учителю для всестороннего развития ученика, становления свободной, гуманно мыслящей личности.


Литература:

1. Послание Президента РК Н. Назарбаева народу Казахстана. 17 января 2014г. «Стратегия 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее». //Казахстанская правда, № 11 от 18 января 2014 г.

2. Государственная программа развития образования РК на 2011-2020 годы. Указ Президента РК от 7 декабря 2010 года № 1118. [электронный ресурс. Режим до- ступа: http://www. enu.kz/downloads/ go s-programmaobr- 2020.pdf]

3. Образовательные программы, учебно- тематические планы курсов повышения квалификации работников образования. – Алматы, 2013.

4. Программа курсов повышения квалификации педагогов общеобразовательных школ РК. – Астана: АО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012.

 

 

 

 

Тема номера









 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10