электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Актуальная проблема:

Тема номера

   

Архив статей 2014 г.

 

Изучение предмета «Проектная деятельность» в школе

№ 7 (138) сентябрь 2014г.

Р.К. Михалев, НАО имени Ибрая Алтынсарина, г. Астана

 

Теоретико-педагогическое обоснование организации проектной деятельности на уроках связано, прежде всего, с диалогом традиционной системы обучения «школы учебы» и инновационных, реформаторских педагогических течений «школы труда», который активно происходило от конца девятнадцатого – двадцатого веков и сохраняется до сих пор. При этом речь шла и идет о «естественном» развитии школьника в процессе приобретения собственного опыта, или о непрерывном умственном развитии в процессе активного, содержательного усвоения основ наук и их последующего практического применения [1].

Учебно-исследовательские и проектные технологии – это инновационные технологии, которые могут решить ряд задач, стоящих перед современной школой: стимулировать творческую деятельность учащихся, осуществлять связь с жизнью, способствовать деятельностному освоению действительности. Основоположники метода проектов – философ и теоретик педагогики Д. Дьюи и его последователь У. Килпатрик – видели в проектной технологии возможность реализации идей инструментализма. В Советском Союзе идеи проектной деятельности в школе воз- никли практически параллельно с разработками западных педагогов (например, Шацкий С.Т.) и начали внедряться в массовую школу, но недостаточно интенсивно и последовательно. Относительно значения этого подхода и роли учителя Шацкий С.Т. писал: «Новой школе требуется учитель, способный не только вести преподавательскую работу, но и обученный процедурам и методам исследования ребенка и окружающей среды, умеющий создать в среде благоприятную обстановку для роста и развития ученика». «Инструментализмом» Дьюи называл собственный вариант философии и педагогики прагматизма. Различные виды человеческой деятельности он рассматривал как инструменты, созданные человеком для решения индивидуальных и общественных проблем. Познание он трактовал как сложную форму поведения, в конечной счете – как средство борьбы за выживание, а критерием истины считал практическую эффективность и полезность. В силу этого, по его мнению, не существует неизменных истин. То, что для одного человека истинно, может не быть таковым для другого. То, что было для человека истинно вчера, может уже не быть таковым сегодня. Это непременное условие адаптации личности в меняющихся условиях деятельности [2].

Это подчеркивает важность и актуальность предмета «Проектная деятельность», вводимого в школах нашей страны. В современном мире работа над проектами является одним из наиболее распространенных видов деятельности в разных сферах человеческого бытия. По сути, вся сознательная жизнь человека состоит из проектов, различных по содержанию, величине и целям. В процессе их реализации человек использует все свои знания и способности. Поэтому, чем раньше и лучше он научится это делать, тем эффективнее будет он, как личность, тем ярче будет его «функциональное» соответствие постоянно изменяющимся жизненным задачам, стоящим перед ним.

В основе предмета «Проектная деятельность» лежит самостоятельное исследование различных аспектов окружающего мира и создание продукта в процессе собственной деятельности. Обучаясь предмету «Проектная деятельность», учащиеся приобретают навыки эффективного решения проблем во всех конкретных ситуациях, в условиях быстро меняющегося мира, в котором появляются и новые сферы деятельности, и новые ситуации. Предмет «Проектная деятельность» способствует воспитанию личности с активной гражданской позицией, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. В ходе проектной деятельности учащиеся учатся выбирать темы для исследования и пути поиска достижения цели, составлять планы, выдвигать гипотезы, собирать и обрабатывать различные виды данных, находить применение результатам на практике. Методы, приемы и технологии, применяемые в учебной проектной деятельности, можно сказать, ближе, чем другие, к мечте Яна Амоса Коменского, высказанной им в своей «Великой дидактике»: «Альфой и омегой школы должно быть изыскание и открытие метода, при котором ученики меньше бы учили, а больше бы учились…»

В процессе изучения предмета «Проектная деятельность» учащиеся развивают навыки:
1) критического мышления и рассуждения;
2) исследования и постановки вопросов;
3) коммуникации;
4) использования IT-технологий;
5) управления проектами.

Поддерживая и интегрируя изучение других предметов, знания, умения и навыки по предмету «Проектная деятельность» будут способствовать успешному обучению в высших и средних специальных учебных заведениях и позволят школьникам-выпускникам со- ответствовать вызовам современного мира. Содержание предмета помогает учащимся понять идею обучения на протяжении всей жизни для дальнейшей ее реализации. Изучая предмет, они осознают необходимость быть компетентными в работе с информацией, выдвигать, отстаивать собственные идеи, уважать мнения других людей, быть ответственными за свои действия и проявлять толерантность к другим взглядам. При этом они учатся решать проблемы, применяя необходимые знания и навыки из разных предметных областей, вносят свой вклад в интеллектуально-социальную среду.

Главной особенностью предмета «Проектная деятельность» является его нацеленность на подготовку учащихся к будущей жизни, в которой они будут вы- ступать в качестве активных граждан своей страны и мира, умеющих использовать навыки исследования, критического мышления, доказательства и отстаивания точек зрения. Проектная деятельность имеет ярко выраженную развивающую, практическую направленность и носит межпредметный характер. Учащиеся получают не только первоначальные знания из области проектных методов, что понадобится при дальнейшем изучении других школьных дисциплин, но и расширяют свой кругозор, повышают эрудицию, приобретают уверенность в себе. Это увеличит познавательный интерес учащихся к обучению в школе. Вся совокупность сформулированных целей и задач предмета (образовательных, развивающих и воспитательных) способствует развитию у учащихся целеустремленности, трудолюбия и силы воли, формированию стремления к познанию, исследованию, самостоятельности мышления, научного мировоззрения.

Главной методологической основой формирования и построения содержания учебного предмета являются философские предпосылки о развитии личности современного мыслящего гражданина, умеющего трудиться и имеющего активную жизненную позицию.

При формировании учебного плана был осуществлен отбор содержания видов деятельности на основе научных, общеметодологических принципов, отражающих следующие основные подходы:
- соответствие содержания учебного предмета «Проектная деятельность» во всех его элементах и на всех уровнях его конструирования уровню современной науки, производства и основным требованиям развивающегося современного демократического общества;
- учет единства содержательной и процессуальной сторон обучения при формировании и конструировании содержания учебного материала. Реализация этого подхода предполагает представленность большинства видов деятельности человека в их взаимосвязи со всеми учебными предметами школы;
- сохранение структурного единства содержания на разных уровнях его формирования, предполагающее гармонию основных его компонентов, учет личностного развития и становления школьников.

Указанные подходы являются для авторов главными ориентирами того, что следует, а что не следует включать в состав содержания учебных программ и планов.

В процессе изучения предмета учитель и учащиеся встретят понятия «проектная деятельность» и «учебно-исследовательская деятельность». Это – взаимно дополняющие части, образующие учебное поле деятельности предмета. В старших классах возрастает значение исследований. Учебно-исследовательская деятельность – это деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее не известным решением. Она предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно- познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие представлений о конечном продукте деятельности и этапах его достижения. Эти виды деятельности могут дать образовательные эффекты, если будут регулярно использоваться в практике предмета.

Ниже учебная деятельность по предмету именуется как проектная деятельность, или проектное обучение. Включение учащихся в проектную и учебно- исследовательскую деятельность есть один из путей повышения мотивации и эффективности всей учебной деятельности в средней школе и имеет следующие важные особенности:
1) цели и задачи этих видов деятельности учащихся могут определяться как их личностными мотива- ми, так и школьными, коллективными, а также социальными. Это означает, что такая деятельность должна и может быть направлена не только на повышение компетенции подростков в какой-то предметной области, не только на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других;
2) проектная и учебно-исследовательская деятельность должна быть организована таким образом, что- бы учащиеся смогли реализовать свои потребности в общении с одноклассниками, учителями, местными жителями. Формируя различного рода отношения в ходе целенаправленной, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают на- выки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;
3) организация учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной работы.

Проектная и учебно-исследовательская деятельность имеют как общие, так и специфические черты.

К общим характеристикам относятся
- практически значимые цели и задачи проектной и исследовательской деятельности;
- наличие определенных компетенций в выбранной сфере исследования, творческая активность, собранность, аккуратность, целеустремленность, достаточно высокий уровень мотивации;
- структура проектной и учебно-исследовательской деятельности, которая включает общие компоненты: анализ актуальности проводимого исследования, целеполагание, формулировку задач, которые следует решить, выбор средств и методов, адекватных поставленным целям;
- планирование, определение последовательности и сроков работ; - проведение проектных видов работы или исследования;
- оформление результатов работы в соответствии с замыслом проекта или целями исследования;
- представление результатов в соответствующем виде.

Специфические черты (различия) проектной и учебно-исследовательской деятельности:

 

Учащиеся знакомятся со многими видами проектной и учебно-исследовательской деятельности. Они охватывают многие аспекты и тем самым способствуют развитию личности учащегося и его интересов. При правильной организации учебной работы он от простого проекта неминуемо перейдет к видам деятельности, требующим исследования. Поэтому учителю важно знать основные этапы учебно-исследовательской деятельности, те ведущие умения, которые основной контингент учащихся должен освоить на уроках «Проектной деятельности» с 6-го по 11-й класс и которые эффективно способствуют развитию функциональной грамотности школьников:

Итогами учебной проектной и исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетенции в выбранной для исследования или проекта сфере. Не менее важно формирование умений и навыков сотрудничества в коллективной и самостоятельной работе, уяснение сущности творческой, исследовательской и проектной работ, которые рассматриваются как показатель успешности или неуспешности. В процессе деятельности, при выполнении разнообразных заданий достигаются промежуточные результаты.

Выходом на конечные результаты является, прежде всего, совокупность знаний, умений и навыков, которые могут быть использованы при осуществлении проектных и исследовательских работ как в процессе учебной деятельности, так и по своим темам, по собственному желанию. Признание результатов деятельности в классе, школьном сообществе, публикации в прессе, получение общественной пользы и собственное удовлетворение от выполненной работы являются главной оценкой на уроках проектной деятельности.

Педагогические подходы, используемые при обучении предмету «Проектная деятельность», направлены на освоение учащимися универсальных учебных действий, которые обеспечивают овладение межпредметными понятиями, а также ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться на протяжении всей жизни. Проектное обучение ориентируется на личность учащегося. Одним из показателей развития личности выступает овладение учащимися такими мыслительными операциями, как синтез, сравнение, обобщение, классификация, индукция, дедукция, абстрагирование и пр. Но наиболее существенным становится появление потребности, интереса, мотива к личностному росту, изменению себя, развитию эмоционально-образной сферы, приобретению опыта эмоционально-ценностных отношений.

Раскрывая функции проектной деятельности, можно определить, какие именно способности пред- мет развивает у учащихся:
1) самоопределенческие – способность к самостоятельному и обоснованному выбору, самоопределению в целях деятельности, способах и средствах, путях решения и т.д.;
2) коммуникативные – способность к общению, диалогу, конструктивной критике и поиску решения;
3) имитационного моделирования – способность решать жизненно важные проблемы;
4) проблемно-поисковые – способность решать проблемы и проблемные ситуации;
5) деятельностные – способность быть субъектом предстоящей деятельности – осознавать и определять черты конечного результата, проектировать, как и с помощью чего можно достичь цели;
6) рефлексивные – способность к анализу и само- анализу после совершенной деятельности.

В методических подходах при организации учебной деятельности по предмету особое место отводится методам и технологиям формирования языковых навыков (чтения, говорения, слушания, письма). Их формирование способствует прежде всего грамотности чтения – способности к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использованию их содержания для достижения языковых целей, развития знаний и возможностей учащихся. При этом важно понимание текста, понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного в различных ситуациях.

Это особенно важно и актуально сейчас, в условиях участия образовательных учреждений страны в международных мониторинговых исследованиях.

В процессе обучения предмету «Проектная деятельность» учитель применяет следующие педагогические подходы:

Межпредметный подход. Применение этого подхода обеспечивает формирование единой системы взглядов на материальную картину мира, целостность знаний, возможность переносить эти знания в новые ситуации и применять их на практике. В содержании предмета это проявляется – в 6-9 классах – в интеграции предметов естественно-математического направления; в 10-11 классах – в интеграции основных школьных предметов.

Деятельностный подход. Учение выступает как сотрудничество учителя и ученика в ходе овладения знаниями и решения учебных проблем, где в центре внимания находится личность, ее цели и мотивы, потребности, а функция учителя проявляется в деятельности по управлению процессом обучения.

Применение данного подхода позволяет развить у учащихся навыки учебной деятельности через осознание, целеполагание, планирование деятельности, ее организацию, оценку результатов и самоанализ (рефлексию).

Интерактивный подход. Предусматривается об- ратная связь между учителем и учащимся, между самими учащимися, открытое общение в группах по принципу «коллега-коллега-коллеги», дискуссии, наблюдение преподавателя за реакцией учащихся и оптимизация образовательной среды для повышения эффективности обучения.

Компетентностный подход ориентирован на формирование навыков широко спектра, которые проявляются в способности решать профессиональные задачи на основе использования информации, коммуникации, в том числе на иностранном языке, социальных основ поведения в обществе. Формирование компетенций при изучении предмета «Проектная деятельность» имеет деятельностный характер в сочетании с предметными умениями и знаниями в конкретных областях.

Общий алгоритм подходов при организации учеб- ной деятельности по предмету заключается в том, что в процессе работы главное внимание уделяется выработке у учащихся навыков проектной, исследовательской деятельности. Она осуществляется по разделам учебного плана, учитывающего соответствующие сквозные темы. По каждому разделу предусматриваются виды деятельности, которые реализуют поставленные цели. Задания могут быть дополнены самими учителями и учащимися.

Характеристики содержания проектной деятельности включают следующие параметры, имеющие ярко выраженную системно-деятельностную парадигму. Именно они должны получить всестороннюю педагогическую поддержку во время занятий:
1) образовательные: процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, охватывающей значительную часть урока и имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;
2) комплексные: этот подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных функций ученика, освоению им необходимых типов деятельности, в том числе и новых, ранее ему не известных;
3) универсальные: это – осознанное дальнейшее освоение и развитие базовых предметных знаний в процессе творческого и деятельностного их использования в разных ситуациях;
4) гуманистические: смысл проектного обучения состоит в личностном, всестороннем развитии внутреннего потенциала учащихся, умения использовать свои знания, способности в созидательной деятельности на пользу себе и обществу.

По отношению к групповым проектам можно добавить следующие важные правила для успешности выполняемой учебно-проектной работы на уроках и после них. Это должно быть объектом постоянного внимания со стороны педагога:
- в команде четкое распределение лидерских функций;
- команды корректны по отношению друг к другу;
- все члены команды должны проявлять коммуникативную слаженность в работе и в общении, уметь слушать друг друга при выполнении проектного задания;
- каждый учащийся должен развивать в себе чувство уверенности в собственных силах при постоянной поддержке и поощрении даже небольшого его успеха со стороны учителя;
- все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых «спящих партнеров»;
- ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.

К этому списку правил работы внутри группы при системном использовании педагогом коллективных видов и форм проектного обучения можно добавить важность принципа ротации – перемещения членов команды по разным позициям в процессе работы, для получения результатов по проектам. Например, освоение позиции докладчика во время презентации проекта, главного оформителя проектной документации, ведущего аналитика собранных материалов, основного экспериментатора, составителя портфолио – папки документов, сопровождающих проект, и другие виды деятельности могут выполнять разные учащиеся. Это обусловлено тем, что дети часто не знают собственных возможностей, не верят в свои потенциальные резервы и способности быть успешными в разнообразных видах деятельности, сопутствующих проекту. Это положение касается различных этапов реализации проекта: от формулирования замысла, основной идеи, детального плана проекта до реализации, осуществления проектной деятельности и рефлексии как полученных результатов, так и собственной деятельности. Соблюдение учителем этих правил создает обстановку комфортности для всех учащихся. Одной из ведущих педагогических целей при организации проектной деятельности является овладение новым способом деятельности. Но процесс этот требует технологической организации и моделирования, таким образом, чтобы учащиеся научились
- намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;
- искать пути их решения, выбирая оптимальный путь при наличии альтернативы;
- осуществлять и аргументировать выбор, предусматривать последствия выбора, действовать самостоятельно, без подсказки, сравнивать полученное с требуемым;
- корректировать свою деятельность с учетом промежуточных результатов;
- объективно оценивать процесс деятельности и его результаты.

Большое значение придается разнообразной практической деятельности. Проявляется это в проведении всевозможных акций, составлении анкет и анкетировании, интервьюировании школьников и местных жителей, обработке материалов, экспериментировании, организации и проведении мероприятий, презентации своих результатов и т.д. Развитие коммуникативных навыков учащихся, социализация личности (воспитание будущих граждан, способных эффективно взаимодействовать в различных сообществах) также является одной из важнейших целей обучения в данном предмете. В процессе изучения предмета «Проектная деятельность» создаются условия для формирования различных навыков, имеющих жизненное значение для личности. В процессе общения с другими людьми учащийся усваивает общечеловеческий опыт, накапливает знания, овладевает умениями и навыками, формирует свое сознание и самосознание, вырабатывает убеждения, идеалы, осознает свои качества и т.д. На занятиях проектной деятельностью получают развитие такие важные качества, как
- умение строить отношения с другими людьми – вести диалог в группе, учитывать сходство и разницу позиций, взаимодействовать с участниками команды для получения общего продукта или результата;
- ориентирование в пространстве – понимание и использование многомерности природного и социального пространства; понимание границы пространств и корректировка в связи с ними своих действий и поведения; понимание языка схем, планов и карт;
- понимание и сохранение уклада жизни малой группы, класса, школы, а в будущем – своего села и города;
- умение занимать в соответствии с собственной оценкой различные позиции и роли, понимать позиции и роли других людей.

Особо важными являются информационно- коммуникационные технологии, навыки использования которых являются ключевыми при реализации идеи образования на протяжении всей жизни. В рамках предмета «Проектная деятельность» необходимо активное содействие развитию у учащихся компетенций в использовании информационно-коммуникационных технологий, для того чтобы ориентироваться в потоке информации, работать с различными источниками ин- формации, находить и выбирать необходимый материал, классифицировать его, конструировать модели, обобщать. Развитие компетентности в использовании информационно-коммуникационных технологий является одним из ключевых факторов в современном образовании.

При изучении предмета учащиеся участвуют в учебной работе, которая охватывает самые разнообразные сферы деятельности. Это – наука, производство, культура, искусство, спорт, политика, межнациональные отношения и многое другое. Формирование уважения к разнообразию культур и мнений является очень важной частью личностных, межличностных и межкультурных компетенций. Воспитание и привитие соответствующих норм поведения даст возможность учащимся эффективно и конструктивно участвовать в социальной и трудовой жизни общества, которое становится все более поликультурным. Уважение к разнообразию и разнице во взглядах, в выражении толерантности и сочувствии являются важными, необходимыми ценностями и подходами, которые формирует предмет «Проектная деятельность». Они могут проявляться и применяться в отношениях на личном, групповом уровнях. Развитие этих ценностей и взглядов поможет учащимся конструктивно участвовать во всех аспектах жизни и развития общества.

Правильно организованная работа в группах предполагает возможность высказывать свое мнение, не бояться быть непонятым или поднятым на смех, при этом каждый участник может выбрать роль в выполнении общего дела по своим силам, действуя самостоятельно или в коллективе. Учащиеся должны научиться слушать, поощрять, выполнять роли координатора, проводить деловую беседу, говорить публично, быть корректными в дискуссиях, уметь вести переговоры и договариваться. Коммуникативные навыки могут развиваться при помощи ролевых игр, постановок, дискуссий, дебатов, семинаров, защиты презентаций, коротких бесед и написания эссе. Они имеют важное значение, так как позволяют формировать коммуникативные навыки. Именно коммуникативные навыки наиболее востребованы сегодня на рынке труда. В проектной деятельности выявляется склонность учащихся к той или иной деятельности, развиваются способности и компетенции, а также интересы, предвосхищающие выбор будущей профессии. Проектное обучение характеризуется равенством учащихся и взаимодействующих субъектов, положительным эмоциональным фоном деятельности, эффектом самореализации личности, значимостью вклада каждого из участников проекта для достижения личностного и коллективного результата деятельности и ответственностью за общий результат.

Учебная нагрузка по предмету составляет в 6 классе – 1 час в неделю и 34 академических часа в год, в 7-11 классах – по 2 часа в неделю и 68 академических часов в год. Для качественного преподавания и эффективного изучения предмета «Проектная деятельность» необходимы разнообразные виды ресурсов.

Это – современные технические средства обучения, печатные и наглядно-иллюстрационные пособия, демонстрационное оборудование, специальные приборы и оборудование. Мебель должна легко передвигаться, чтобы изменять планировку классного пространства, также должно быть достаточно места для организации эффективной работы в парах и в группах. Классные кабинеты должны позволять проведение лабораторных и практических работ и быть оснащенными столешницей и посудой, устойчивой к химическим веществам, горячей и холодной водой, устройством для утилизации отходов, вытяжным шкафом. Кроме того, должен быть стандартный набор школьно- го оборудования по предметам естественного цикла, стандартный набор реактивов для изучения свойств различных веществ, стандартный набор системы по сбору данных, инструкции по технике безопасности, по хранению веществ, по правилам работы с различными веществами, предметы для оказания первой медицинской помощи и средства обеспечения противопожарной безопасности. Необходимы средства индивидуальной защиты (очки, халаты, перчатки, фартуки). Для преподавания проектной деятельности в школе подойдет любой кабинет предметов естественного цикла, а в проектах новых школ желательно заложить отдельное помещение (кабинет).

На уроках по предмету «Проектная деятельность» при реализации проектов, исследований возможно длительное взаимодействие учителя и учащихся при проведении серии уроков, по темам на четверть, полугодие, во внеурочное время, заполняя свободное время учащихся полезными и интересными делами. Все лучшие результаты индивидуальных и коллективных проектов, исследований обязательно должны быть доступны для ознакомления, структурированы, красиво оформлены и вынесены для всеобщего обозрения.

 

 

Тема номера









 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10