электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Актуальная проблема:

Тема номера

   

Архив статей 2014 г.

 

Проблемы формирования ИКТ компетентности педагогов в системе электронного обучения

№ 8 (139) октябрь 2014г.

Р.А. МУКАНОВА, начальник отдела информационных технологий ФАО НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Акмолинской области

 

На современном этапе особое место в практике педагогов всех категорий занимает использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Это позволяет реализовывать поставленные перед преподавателем цели и задачи современного образования – такие, как личностно-ориентированное обучение, формирование и развитие исследовательских, ин- формационных и коммуникативных способностей, развитие мышления, формирование модельных представлений и т.д. В настоящее время все большее место отводится компетентностному подходу в образовании, с позиций которого профессионализм педагога можно рассматривать как синтез компетентностей, включающих в себя предметно-методическую, психолого- педагогическую и ИКТ составляющие. Под компетентностью понимается совокупность знаний, умений и опыта деятельности, причем именно наличие опыта является определяющим по отношению к выполнению учителем профессиональных функций. В ИКТ компетентности учителя-предметника можно выделить два аспекта: базовая ИКТ-компетентность и предметно- ориентированная.

Под базовой ИКТ-компетентностью понимается инвариант знаний, умений и опыта, необходимый учителю-предметнику для решения образовательных задач, прежде всего, средствами информационно-коммуникационных технологий общего назначения. Предметно-ориентированная ИКТ-компетентность предполагает освоение специализированных технологий и ресурсов, разработанных в соответствии с требованиями к содержанию того или иного учебного предмета, информирование готовности к их внедрению в образовательную деятельность.

Вместе с тем в «Государственной программе развития образования до 2020 года» электронное обучение названо одним из 8 основных направлений кардинальной модернизации образования в целях повышения потенциала человеческих ресурсов. Целью программы является кардинальная модернизация системы образования для повышения ее конкурентоспособности, развития человеческого капитала, обеспечивающего устойчивый рост экономики и благо- состояния граждан.

Данной программой предусматривается, что к 2020 году казахстанская система образования будет функционировать как часть единого мирового информационно-образовательного пространства. При этом будут обеспечены технологизация образовательного процесса, его персонификация с ориентацией на индивидуальную траекторию обучения, открытость и доступность образования. Программа определяет приоритеты по созданию единой информационной образовательной среды, которая позволит, прежде всего, «сформировать основы единой системы информационного и научно-методического обеспечения развития образования и создать отраслевую информационную систему для эффективного управления объектами и процессами образования».

Принципиально важно то, что в проекте Государственной про- граммы в качестве одной из программных целей указано обеспечение равного доступа учащихся, педагогов к лучшим образовательным ресурсам и технологиям.

Достижение этой задачи планируется измерять следующими показателями: доля организаций образования, имеющих веб-сайты с необходимыми учебными ресурсами, достигнет 90 %; доля вузов, имеющих доступ к Республиканской межвузовской электронной библиотеке, – 100 %; в 90 % организациях среднего образования используется система электронного обучения.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- создать необходимую нормативную основу;
- сформировать ИКТ-компетенции педагогов;
- создать необходимую инфраструктуру;
- внедрить автоматизацию учебного процесса.

При разработке механизма реализации про- граммы необходимо предусмотреть, какую целевую направленность имеют разрабатываемые ресурсы, какие компоненты процесса обучения они обеспечивают и т.д.

Кроме того, для реализации педагогического процесса школ в соответствии с возрастными особенностями школьников необходимы, в первую очередь, мультимедийные ресурсы, размещение и передача которых по сети даже при условии хорошей скорости затруднительна.

Необходимо искать более эффективные и доступные решения для доставки контентного обеспечения в организации образования.

В этом отношении в Казахстане, по сравнению со странами с развитой экономикой, с высоким уровнем инфокоммуникационной инфраструктуры (Сингапур, Корея и т.д.), сложились разные ситуации в школьном образовании. В этих странах нет необходимости мотивировать учащихся к использованию Интернет- ресурсов для образования и самообразования. Каждый школьник там осознает, что высокое качество полученного среднего общего образования – это залог успешности в будущем, конкурентоспособности человека при поступлении в вуз или на рынке труда; у них уже сформирована потребность и привычка учиться. В нашей же стране образование все еще осуществляется в большей степени «из-под палки», и необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы заинтересовать учащегося, чтобы предлагаемые онлайн-технологии обучения были востребованы в обычной общеобразовательной школе.

Остается острой и проблема готовности наших учителей к включению в систему обучения электронного обучения и цифрового контента. Пока они не обладают достаточной ИКТ-грамотностью и компетентностью, чтобы ориентироваться в бес- крайнем море Интернет-ресурсов. Им потребуется гораздо больше времени для подготовки к занятиям, чтобы найти, отобрать, выбрать нужный ресурс из огромного количества учебной информации. В этих условиях необходимо помочь учителю, а не нагружать его лишними функциями.

Новые возможности современного мира требуют, чтобы все школьные кабинеты были оснащены современной компьютерной техникой, компьютеры были подключены к Интернету, уроки проводились в новой информационно-образовательной среде, которую обеспечивают электронные учебники и другие цифровые образовательные ресурсы, учитель сам свободно ориентировался бы в этой среде и помогал ориентироваться школьнику, что обеспечит новую парадигму обучения.

Важно определить такие пути электронного обучения, которые бы гармонично трансформировали традиционный процесс обучения в процесс интерактивного взаимодействия субъектов образовательного процесса. Исходя из личностно- ориентированного подхода, целью и результатом образования является личность. Назревает вопрос – Какая личность? Каждая эпоха предъявляет свои требования к тем или иным качествам человека. Формирование определенных качеств, свойств личности способствуют ее адаптации в социальном мире.

Личность от латинского означает «persona», что первоначально обозначало маски, которые надевали на себя актеры, поверхностный социальный об- раз, который индивидуальность принимает, когда играет определенные жизненные роли.

Сейчас личность трактуют, как устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида, продукт общественного развития и включения индивидов в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения.

Свойство личности – это то, что сближает индивидов в силу общности исторических и конкретных социально обусловленных особенностей их жизнедеятельности. Индивид становится личностью в процессе освоения социальных функций и развития самопознания, то есть осознания своей самотождественности и неповторимости как субъекта деятельности и индивидуальности, но именно в качестве члена общества, лишь включаясь в систему существующих общественных отношений, он приобретает новое качество, становясь объектом более крупной системы – общества.

В педагогике в советский период личность рассматривалась, как предмет проектирования и направленного формирования, то есть был односторонний подход.

Ни одно из определений личности не может считаться исчерпывающим. В зависимости от решаемых задач и используемых средств будут формироваться разные понятия личности.

В информационном обществе возникает необходимость формирования у школьников нового информационного мировоззрения, которое должно быть основано на понимании определяющей роли информации и информационных процессов в природных явлениях, человеческом обществе, а также в обеспечении жизни и деятельности самого человека. Образование становится важнейшим средством и ресурсом становления креативной личности, способной и готовой к жизни в поликультурном обществе, к принятию ответственных решений в условиях свободного выбора, к диалогу как сознательно принятой форме сотрудничества и конкуренции.

Б.С. Гершунский: «Грамотность, образованность, компетентность, культура и менталитет отражают важную взаимосвязь образования и культуры в контексте «образования есть условие культуры, а культура – условие образования».

Грамотность – это, прежде всего, подготовленность к дальнейшему обогащению и развитию своего образовательного потенциала. Грамотность обеспечивает человеку определенные стартовые возможности. Социальная справедливость требует, чтобы эти возможности были равными для всех людей, независимо от их индивидуальных различий.

Образованность – это грамотность, доведенная до общественно и личностно необходимого максимума. Образованность предполагает наличие достаточно широкого кругозора по самым различным вопросам жизни человека и общества. Но вместе с тем она предполагает и достаточно определенную избирательность по глубине проникновения и понимания тех или иных вопросов.

Уровень компетентности ориентирован на определенную сферу трудовой деятельности человека, так или иначе в условиях всеобщего разделения труда перед каждым человеком стоит выбор профессии, которая реализуется в сфере специального образования.

Культура – высшее проявление человека, его образованности и профессиональной компетентности, в котором выражается человеческая индивидуальность.

Менталитет является воплощением глубины основания мировосприятия и поведения человека, предполагающий конкретные поступки людей, их отношение к различным сторонам жизни общества.

В современных условиях продуктом системы среднего общего образования должна быть личность, обладающая соответствующим менталитетом, высоким уровнем информационно- коммуникационной культуры и компетентности, грамотности.

Все характеристики личности нельзя представить параллельно осуществляемыми, они находятся в сложно переплетающихся связях, каждая из них обогащает личность, поэтому надо учитывать их единство.

Выстраивая модель информационно-коммуникационной личности школьника и учителя, можно сказать, что личность представляет собой динамическую систему, которая постоянно изменяется, самосовершенствуются, наполняясь новым содержанием.

Иерархически высшую ступень в данной модели занимает формирование менталитета, который является основой восприятия, мировоззрения и поведения человека, предопределяя содержание всех других звеньев.

Формирование информационно-коммуникативного менталитета учителей очень важно для достижения эффективных результатов электронного обучения, ведь именно от них исходят корни нового образования, на их уроках по «кирпичику» формируется личность граждан Казахстана. Они должны быть ориентированы на полноценную жизнь в информационном обществе, осознавать свою значимость в едином мировом информационно-коммуникационном пространстве.

Чтобы учитель осознал новую парадигму обучения и мог выстроить свой урок, используя новые методы и технологии, у него должна быть сформирована информационно-коммуникационная культура.

Только информационно культурный, грамотный человек способен найти, оценить, эффективно использовать полученную информацию и творчески ее переработать.

Информация становится ведущей ценностью в современном мире и расценивается как стратегический ресурс развития общества в целом. Наличие навыков дистанционного интерактивного инфокоммуникационного взаимодействия на основе информационно-коммуникационных технологий, стремление к нему в профессиональных и учебно- познавательных целях являются обязательным условием работоспособности и конкурентоспособности человека.

Инфокоммуникационная культура учителя характеризуется такими признаками:
- осознание значимости информации и коммуникации как ценности;
- осознание того, что именно способы деятельности с информацией и коммуникацией составляют основу для дальнейшего самообразования, освоения профессии и полноценной жизни в информационном обществе;
- потребность в постоянном обновлении знаний о возможностях применения ИКТ в педагоги- ческой деятельности;
- стремление к коммуникации в профессиональных целях.

Формирование информационно-коммуникационной культуры невозможно в одночасье, оно происходит постепенно с каждым уроком. Это – закономерная потребность сегодняшнего общества.

В современном обществе выделяют ключевые компетентности:
- политические и социальные компетентности, то есть способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, в функционировании и в улучшении демократических институтов;
- компетентности, касающиеся жизни в политическом, культурном обществе, которые должны способствовать пониманию различий, способности, готовности жить с людьми других культур, языков и религий;
- компетентность, касающаяся владения устным и письменным общением, которые чрезвычайно важны в работе и общественной жизни, владение несколькими языками;
- компетентности, реализующие способность учиться всю жизнь, в качестве основы непрерывной подготовки как в профессиональном плане, так и в личной и общественной жизни.

Информационно-коммуникационная технологическая компетентность современного человека означает, что он может решать в своей повседневной жизни и профессиональной деятельности общераспространенные задания, правильно используя их там, где необходимо.

Формирование информационно-коммуникационной грамотности, компетентности, культуры и менталитета учителя должно осуществляться наравне с учеником.

Из вышесказанного можно сделать выводы.

Модель информационно-коммуникационной личности субъектов образовательного процесса составляет мировоззренческую, концептуальную основу современной парадигмы.

Инфокоммуникационная парадигма может быть осуществлена на основе электронного обучения, как нового вида обучения. Именно электронное обучение, как никакое другое, способно сформировать инфокоммуникационную личность, так как электронное обучение основано на работе с информацией в информационно-образовательной среде и предполагает формирование у учащихся навыков взаимодействия на основе ИКТ.

Методы и формы обучения, способы взаимодействия учителя и ученика, как субъектов образовательного процесса в условиях электронного обучения, претерпевают кардинальные изменения. В центр обучения становится личность ученика и его активная учебно-познавательная деятельность. Анализируются интерактивные методы обучения.

Объективная необходимость новой инфокоммуникационной парадигмы обучения обусловлена потребностью информационного общества в личности с планетарным мышлением, диалогическим сознанием, готовой к инфокоммуникационному взаимодействию на основе ИКТ, что проявляется в менталитете, инфокоммуникационной культуре, инфокоммуникационной компетентности, инфокоммуникационной грамотности субъектов образовательного процесса, что позволит реализовать цели обучения, содержания, методов, способов и результата обучения на основе современных информационно-коммуникационных технологий.

Иными словами, мы сегодня должны менять парадигму образования, которая меняется за счет парадигмы обучения, которая в свою очередь меняется за счет электронного обучения и может быть осуществлена за счет контентного обеспечения информатизации образования.


Литература:

1. Государственная программа развития образования на 2011-2020 гг. – Электрон. дан. – Режим до- ступа: : http://www.enu.kz/ downloads/gos-programmaobr- 2020.pdf (дата обраще- ния: 15.09.2014). – Загл. с экрана.

2. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб.пособие для студ.высш.пед. учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

3. Бидайбеков Е.Ы., Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Создание и использование образовательных электронных изданий и ресурсов. Уч.-мет. пособие. – Алматы: КазНГТУ, 2006, с. 45

4. Полат E.С., Петров A.E. Дистанционное обучение: Каким ему быть? // Педагогика. – 1999. – № 7.

 

 

 

 

 

Тема номера









 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10