электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Актуальная проблема:

Тема номера

   

Архив статей 2014 г.

 

Электронные издания как составной элемент документного фонда библиотеки

№ 8 (139) октябрь 2014г.

А.В. ОЛЕКСЮК, магистр библиотечно- информационных ресурсов, специалист отдела библиотечной работы филиала Акционерного общества «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» Институт повышения квалификации педагогических работников по Костанайской области»

 

Учебная сфера наиболее сильно подвергается наступлению электронного книгоиздания, причем как школьное, так и среднее и высшее образование внедряет в свою систему программы обучения, ориентированные на электронные учебники и компьютерные образовательные технологии. К учебникам и книгам, газетам и журналам, карточным каталогам и картотекам присоединяются электронные базы данных, электронные каталоги, необъятные ресурсы Интернета. Эффективность такой замены тем выше, чем больше разнообразие учебных пособий и ниже их тиражи.

Сегодня уже неудивительно, когда читатель (пользователь), приходя в библиотеку и проведя в ней определенное количество времени, не только не пользуется ее фондом, но даже и не делает попытки заказать литературу. Многие пользователи вполне довольствуются электронной информацией, полученной через Интернет, с помощью CD-ROM или иным способом. Более того, развитие электронных ресурсов приводит к тому, что многие библиотеки, не имея средств на комплектование зарубежными изданиями, находят возможность организовать доступ своим пользователям к полнотекстовым электронным ресурсам, и эти тенденции набирают силу. Кроме того, получает все большее распространение электронная доставка документов, которая позволяет пользователям библиотек, не приходя в саму библиотеку, заказать со своего рабочего места (или из дома) электронную копию той или иной статьи, брошюры, фрагмента книги и в считанные мгновения получить ее. На увеличение потребления электронных книг в библиотеках влияют несколько факторов:
• рост продаж устройств для чтения электронных книг (ежегодно количество проданных устройств растет более чем на 100%);
• рост объемов использования мобильных устройств с большими экранами и планшетных компьютеров;
• повышение компьютерной грамотности населения;
• снижение печатных тиражей и, как следствие, увеличение стоимости бумажных книг; а дефицит книг легко можно восполнить электронными аналогами;
• снижение интереса молодежи к чтению классической бумажной книги;
• возможность увеличения ассортиментного предложения электронных книг от издательств и, как следствие, увеличение предложения в самих библиотеках;
• возможность дистанционного обслуживания читателей.

Библиотеки ощущают серьезную конкуренцию в области обеспечения учащихся информацией, осо- бенно когда легкость и скорость ее получения важнее качества. Пользователи настолько привыкают к мгновенному доступу, что даже удивляются, когда книги и журналы, о которых они узнали через поисковые системы, по каким-то причинам нельзя «скачать».

Требования современных читателей вполне логичны – библиотека должна обеспечить быстрый поиск и моментальный доступ к максимально возможному количеству книг в электронном формате из любой географической точки.

Фондообразующими для библиотек являются три группы документных электронных ресурсов: сетевые удаленные документы ограниченного доступа и использования, на которые у библиотеки имеются права доступа (лицензионные документы); документы на внешних носителях (как правило, оптических компакт-дисках); сетевые локальные документы (генерируемые на библиотечных серверах). Сетевые удаленные документы открытого доступа и использования, не являясь фондообразующими, составляют часть ресурсной базы обслуживания в библиотеках всех типов.

По содержанию образовательные электронные ресурсы можно классифицировать следующим образом:
• информационно-справочные издания: энциклопедии, справочники, словари и т.д.
• учебные электронные издания и ресурсы: пособия, содержащие систематизированный материал в рамках программы учебной дисциплины.
• ресурсы общекультурного характера предназначены для расширения культурной среды: это виртуальные экскурсии по музеям мира, путешествия по городам, странам и континентам, издания, посвященные классикам мировой культуры, шедеврам архитектуры, живописи, музыки.

Исходя из приведенной выше классификации, можно назвать и сферы использования электронных ресурсов в образовании:
а) в процессе обучения (мультимедийные пособия – это пока плохо освоенные, но уже неотвратимые средства обучения: их интерактивность, наглядность, гибкость применения способны превратить любые уроки в яркий творческий процесс);
б) при углубленном обучении и самообразовании (в рамках профильного обучения, работы НОУ, проектной деятельности учащимся требуется дополнительная информация, источниками которой могут с успехом стать электронные издания);
в) во внеурочное время (с использованием мультимедиа расширятся формы воспитательной деятельности, работа кружков и клубов, проведение раз- личных мероприятий приобретет дополнительную привлекательность для детей).

Насколько востребованы электронные информационные ресурсы учителями? Какие изменения влечет внедрение новых носителей информации в образовательный процесс? Пожалуй, такое обилие вопросов нагляднее всего демонстрирует актуальность заявленной темы. Справедливости ради отметим, что в педагогической среде растет внимание к электронным изданиям и ресурсам. Но вечным камнем преткновения является методика, точнее – ее отсутствие. Необходимых для педагогов разработок по применению электронных изданий и ресурсов крайне мало, а те, что есть, – слабы.

Многие педагоги чувствуют свою некомпетентность в использовании информационных технологий. В ходе исследования (2001 г., США, штат Индиана) было выявлено, что существование личного барьера учителей к использованию Интернета в педагогических целях обусловлено недостаточными пользовательскими знаниями и существующими ограничениями в доступе. В том случае, когда личный опыт педагогов по использованию информационных технологий достаточен, более активно обращаются к ресурсам Интернета и их ученики. При этом учи- теля отмечали, что они чувствуют необходимость контролировать или консультировать детей во время их работы в Сети. Педагоги выразили свои сомнения относительно корректного использования школьниками Интернет-материалов. Они считают, что в подавляющем большинстве случаев использование таких ресурсов приводит к плагиату.

Из исследования можно заключить, что пока педагоги более всего заинтересованы сами обучаться тому, как именно можно применять технологии в образовательных целях. Молодые, начинающие учителя чувствуют себя более комфортно в работе с компьютерными технологиями, нежели их старшие коллеги, у которых наблюдается недостаток или отсутствие навыков поиска и отбора онлайновой информации. Существующие пробелы приводят к не- достаточной уверенности в оценке найденных материалов или даже непониманию качества информации.

В электронном пространстве грани между прежде различными категориями ресурсов все чаще оказываются размытыми. Хотя мы все еще говорим о книгах, журналах, полнотекстовых или библиографических базах данных, разница между ними порой неуловима.

Возникают определенные вопросы и с учетом фонда. Электронные документы, не имеющие индивидуального материального носителя, являются объектом учета при условии их постоянного нахождения в библиотеке (что выражается в их записи в память компьютера). Единицей учета для них может быть только название. При этом документ должен учитываться в том виде, в каком он существует в своей целостности (это могут быть как отдельные файлы, так и группа файлов), то есть исходя из его структуры. Вопрос о единице учета электронной копии печатного издания, сделанной самой библиотекой, решается аналогично, поскольку библиотека в этом случае является производителем электронного документа. Проблема учета базы данных в целом или отдельных входящих в нее документов может решаться по аналогии со справочными и библиографическими печатными изданиями. Поскольку в них не учитывается каждый внутренний объект, то нет оснований делать это и в электронном виде. Для CD и DVD-изданий в качестве единиц учета выступают количество дисков в комплекте и экземплярность.

Для библиотек приобрести электронные ресурсы – это значит переосмыслить весь процесс накопления фондов.

Развитие доступа к электронным документам в библиотеках требует реорганизации их структуры. Выделение специализированных обслуживающих подразделений и, как следствие, дифференциация обслуживания электронными документами существенно влияют на рост объемов услуг и их качество.

В отношении печатных журналов, например, критерии отбора достаточно просты: научный интерес, стоимость, заполненность фондов, наличие в других библиотеках, качество и уровень использования.

Все эти критерии имеют значение и для электронных изданий, но в этом случае надо помнить и о дополнительных факторах. Нужно учитывать дизайн интерфейса, наличие статистики использования, смежные материалы; но все же главные критерии – способ архивации, размер файлов и право на доступ. Важные факторы: возможность читать журнал вне стен библиотеки, введя имя пользователя и пароль, а также возможность одновременного доступа для многих пользователей. Любые ограничения вышеперечисленных возможностей создают серьезные проблемы в использовании электронной информации.

Хотя выбирать электронные журналы сложнее, чем подписываться на печатные, нет никакого со- мнения, что пользователи предпочитают именно электронную форму доступа.

Что касается электронных книг, то здесь главный критерий отбора – это их содержание. Но следу- ет задуматься и о том, как будут использоваться электронные книги.

Качественные электронные энциклопедии и справочники с круглосуточным доступом, вероятно, помогут отлучить некоторых школьников и студентов от бесплатных сетевых ресурсов. Вместе с тем ограничения на распечатывание (например, не более одной страницы за раз) и «скачивание» могут усложнить жизнь пользователям, которые предпочитают читать с листа.

В принципе существуют две базовые модели библиотечного обслуживания электронными книгами: первая (модель выгрузки) напоминает традиционное обслуживание: библиотека имеет единственную электронную копию и выдает ее единичному пользователю; вторая – модель сетевого доступа – открывает доступ ко всем электронным книгам в своей коллекции для всех желающих пользователей библиотеки на базе подписки.

Для того чтобы оценить, обладают ли электронные книги производителя необходимыми характеристика- ми, библиотекарю нужно, чтобы информация о них была представлена в структурированной форме, удобной для обработки по всем важнейшим параметрам отбора.

Разнообразие предлагаемых вариантов доступа к контенту поражает.

1. По условиям формирования коллекции. Предлагается подписка как на коллекции, сформированные самим издателем или агрегатором, так и на отобранные библиотекой. Контент-провайдеры обычно формируют коллекции по тематике, году издания и языку издания. Распространена также практика предложения коллекций так называемых «Лучших книг» определенной тематики независимо от года издания и языка. Если библиотека предпочитает вариант поштучного отбора книг, она вольна выбирать любые книги из репертуара провайдера, однако чаще всего устанавливается минимальное количество книг или минимальная стоимость покупки. Цена коллекции является, как правило, предметом переговоров, однако принципы ценообразования описаны на сайте, чтобы библиотекарь заранее мог оценить возможные варианты. Разумеется, покупка издательской коллекции обходится гораздо дешевле в пересчете на стоимость одной книги, чем собранная библиотекой из отдельных позиций. При этом, чем больше количество отобранных книг, тем дешевле они будут стоить.

2. По условиям использования. Коллекции книг предлагаются либо для единовременной покупки, либо для пользования на определенный период. Единовременная покупка может означать как получение файлов книг для загрузки на собственный сервер библиотеки, так и вечный доступ (perpetual access) на сервере производителя. Разумеется, стоимость единовременной покупки существенно выше, чем стоимость пользования на определенный период. Производители предусматривают также и возможность одноразовой покупки книг или отдельных глав книг без оформления лицензии. Этот вариант называется pay-perview; купленная единица кон- тента предоставляется в доступ для скачивания на короткий период (до трех дней). Другое важное условие при пользовании книгами на сервере производителя – возможные ограничения на количество одновременно работающих пользователей. Подписка с ограничениями обойдется библиотеке дешевле, но при этом существует опасность, что превышение заявленного количества одновременно работающих пользователей приведет к многочисленным отказам в доступе.

В целях эффективного использования коллекций электронных книг библиотека должна довести до своих пользователей информацию о том, какие книги она приобрела в доступ, то есть включила в свои электронные фонды. Традиционный способ такого информирования – включение в электронный ката- лог библиотеки библиографических записей на книги в принятом формате семейства МАRC. При покупке больших коллекций библиотека заинтересована в том, чтобы такие записи были предоставлены ей в одном пакете с книгами. И западные провайдеры это успешно делают: коллекции МАRC-записей можно выгрузить с сайта поставщика книг либо заказать у специализированной организации-партнера. Готовые записи библиотека загружает пакетом в свой каталог. После этого пользователи могут вести поиск из одной точки во всех ресурсах, печатных и электронных.

Другим сервисом, также чрезвычайно важным для библиотек в аспекте оценки эффективности использования коллекций, является сервис учета статистики обращений к электронным книгам. Современная библиотека оформляет доступ к десяткам и сотням коллекций электронных ресурсов, поэтому ей необходимо не просто иметь статистику использования от каждого производителя, но получать ее в унифицированном виде, позволяющем сравнивать и обобщать статистические данные. Статистика использования является объективной основой для принятия решений о корректировке политики подписки. В то же время, библиотека, опираясь на данные статистики, привлекает также данные анкетирования и опросов читателей, чтобы учесть все аспекты, влияющие на использование ресурса: изменения в контенте, недостатки поискового интерфейса, перебои в доступе и другие. Количество выгрузок полных текстов из электронных ресурсов является международно признанной метрикой услуг библиотеки, включенной в стандарт ISO 2789:2006 International Library Statistics. Оно позволяет также вычислить другой важный показатель эффективности использования коллекций – стоимость одного выгруженного полного текста. Показатель определяется, как стоимость пользования ресурсом за определенный период, деленная на количество выгрузок из ресурса за этот период. Он также получил широкое международное признание и предлагается к использованию постоянным комитетом ИФЛА по статистике и оценке (IFLA Standing Committee on Statistics and Evaluation).

В перспективе емкость рынка электронных книг, особенно в области издания учебной, научной и справочной литературы, безусловно, возрастет. Но далеко не сразу, так как это потребует определенного времени для создания соответствующей инфраструктуры и решения целого ряда проблем.

Пока у пользователей нет доверия к существующим электронным библиотечным системам: скудный ассортимент, разрозненность программного обеспечения, форматов электронных книг, отсутствие нормальных критериев оценки, несоблюдение авторского права, постоянно меняющееся законодательство – все это свидетельствует о неразвитости рынка.

В конечном итоге, противопоставление традиционного бумажного и электронного издания – проблема надуманная. И тот и другой вид документов долгое время будут сосуществовать, заняв каждый свою нишу в библиотечном пространстве. Действительная проблема заключается в том, что у всех категорий на- селения падает интерес к чтению как электронных, так и бумажных книг. Именно этой проблемой и должно заняться все библиотечное сообщество.


Литература:

1. Вуль, В.А. Электронные издания [Текст] : учеб. пособие / В.А. Вуль. — СПб.: БХВ-Петербург, 2003. – 560 с., ил.

2. Елисина, Е.Ю. Обеспечение доступа к электронным документам в библиотеках: теория и практика [Текст]: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – М., 2008. – 18 с.

3. Земсков, А.И. Лондонская книжная выставка [Текст]: Обзор материалов / А.И. Земсков // Научные и технические библиотеки. – 2011. – № 10.

4. Иванова Е.В. Электронные информационные ресурсы в школьной библиотеке // Библиотека в школе. – Электрон. дан. – Режим доступа: www.gpntb.ru (дата обращения: 23.07.2014). – Загл. с экрана.

5. Литвинова, Н.Н. Зарубежные электронные ресурсы как пример для российских агрегаторов [Текст] // Университетская книга: информационно-аналитический журнал. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.unkniga.ru/biblioteki/ fonds/715-zarub-elektronnie-resursy.html (дата обращения: 02.02.2013). – Загл. с экрана.

6. Майстрович, Т.В. Электронный документ в библиотеке [Текст] : научно-методическое пособие / Т. В. Майстрович. – М.: Либерия-Бибинформ, 2007. – 144 с.

7. Меллинг, М. Электронное обучение. Рекомендации руководителям библиотечных и информационных служб [Текст] : [сб. ст.] / под ред. М. Меллинг ; пер. с англ. Н.А. Багровой, К.Э. Корбут; науч. ред. пер. Я.Л. Шрайберг. – М. : Омега-Л, 2006. – 224 с. : табл., ил. – Доп. тит. л. англ.

8. Методом проб и ошибок [Текст] // Университетская книга: информационно-аналитический журнал. – Электрон. дан. – Режим доступа: http:// www.unkniga.ru/biblioteki/fonds/133-metod.html (дата обращения: 03.02.2013). – Загл. с экрана.

9. Столяров, Ю.Н. Лидер электронного библиотеко- ведения [Текст] // Научные и технические библиотеки. – 2012. – № 8.

10. Шрайберг Я.Л. Основные положения и принципы разработки автоматизированных библиотечных систем и сетей. Главные тенденции окружения, основные положения и предпосылки, базовые принципы [Текст] / Я.Л. Шрайберг. – Москва, 2000. – 130 с.

 

 

 

 

 

 

Тема номера









 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10