электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Актуальная проблема:

Тема номера

   

Архив статей 2014 г.

 

От образовательной политики к практике и исследованию

№ 9 (140) ноябрь 2014г.

Выступление К.Н. Шамшидиновой на VI Международной научно-практической конференции «Образовательная политика, практика и исследование»

 

23-24 октября 2014 года на базе АОО НИШ состоялась VI Международная научно-практическая конференция «Образовательная политика, практика и исследование». Работа конференции охватила ключевые темы и тренды в области среднего образования – содержание образования, трехъязычное образование, оценивание, лидерство и профессиональное развитие педагогов.

В работе конференции были задействованы как отечественные, так и между- народные эксперты Великобритании, США, Канады, Японии, Южной Кореи, Австралии, Нидерландов, Италии, Новой Зеландии, Эстонии, России, Армении и др.

Кроме того, в рамках конференции состоялась презентация книги «Образовательная реформа и интернационализация: школьная реформа в Казахстане», изданная Издательством Кембриджского Университета.

Предлагаем вашему вниманию выступление Председателя Правления АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» Куляш Ногатаевны ШАМШИДИНОВОЙ.

В следующих номерах мы продолжим публикацию выступлений участников конференции.


Уважаемые участники и гости конференции!

Я рада вас приветствовать на международной научно-практической конференции Автономной организации образования «Назарбаев Интеллектуальные школы».

Данная конференция, шестая по счету, посвящается обсуждению вопросов в области образовательной политики, практики и исследований. Проведение такой конференции является ежегодной традицией и предоставляет нам платформу сотрудничества и обмена опытом с казахстанскими и зарубежными специалистами.

Тема конференции «Образовательная политика, практика и исследование» выбрана не случайно. Обсуждая вопросы образовательной политики, мы должны понимать, насколько важна практика учителя в школе. Не менее важно проводить исследования и использовать их результаты для понимания того, как будут влиять на взросление детей происходящие в мире изменения.

В своем выступлении я хочу остановиться на некоторых важнейших факторах, влияющих на образовательную политику, практику и исследование в области образования в современном мире.

Первый фактор: глобализация и интеграция, или же «мир без границ»;

Второй: сложности и разнообразия социального устройства общества;

И третий: подготовка человеческого капитала завтрашнего дня и роль международных сравнительных исследований в оценке качества образования.

Образование, как важнейший социальный институт, определяет место и роль индивида в общественной структуре. Это основной фактор накопления и развития интеллектуального и духовного потенциала любого народа. Поэтому обучение и воспитание личности является важнейшей частью государственной и образовательной политики в процессе выстраивания эффективной образовательной модели.

Сегодня данная задача становится все сложнее и сложнее в связи с тем, что процесс глобализации и интеграции имеет все более широкие масштабы в жизни каждого государства, получая свое отражение в дискуссиях поли- тиков, экономистов и социологов.

Глобальное общество становится более открытым, стимулируя свободное перемещение капитала, финансов, людей, информации и идей. В связи с технологическими и техническими возможностями доступа к информации этот процесс происходит еще быстрее.

Ученые отмечают, и мы это все с вами сами видим: в информационно-постиндустриальном обществе (или, как это по-другому сейчас называют, «экономика знаний») доступ к информации становится как преимуществом, так и пагубным фактором. Это происходит потому, что такое открытое пространство для информации, как Всемирная Паутина не отвечает за моральное и этическое содержание выложенной информации.

Поэтому 21 век – век глобализации и интеграции диктует нам необходимость развития в детях критического мышления, умения выбрать именно ту информацию, которая важна для их развития, для решения соответствующих проблем, для выполнения своих профессиональных обязательств, чтобы каждый ребенок был информационно грамотным, умел обрабатывать, критически интерпретировать и использовать полученную информацию.

Важность такого подхода к образованию очень точно выразил видный американский бизнесмен Джон Гриллос, когда сказал, что его мало беспокоит прочность приобретаемых учащимися знаний в той или иной области, поскольку эти знания подвергаются изменениям каждый год, устаревают подчас раньше, чем учащиеся сумеют их усвоить. Гораздо важнее, считает бизнесмен, чтобы в экономику приходили молодые люди, умеющие самостоятельно учиться, работать с информацией, приобретать и совершенствовать новые знания и умения в разных областях, приобретать новые профессии, потому что именно этим им придется заниматься всю их сознательную жизнь.

Данная тенденция неизбежно заставляет нас задуматься: как быстро будет меняться образовательная политика под влиянием «мира без границ»? В зависимости от этого как часто учителя должны менять свою практику? Насколько результаты долгосрочных исследований будут актуальными, если изменения будут происходить так быстро под диктовку глобального тренда?

Кроме факторов, диктуемых глобализацией, сфера образования сталкивается с такими факторами, как разнообразие культур, традиций, религий, языков, изменение состава и структуры семьи, наличие детей с особыми потребностями, способных и талантливых детей.

Как отмечает Флорина (2011), исследователь из Шотландии, Европейские страны сейчас сталкиваются с проблемами инклюзивного образования не только детей с ограниченными возможностями развития, но и с особыми лингвистическими, религиозными, традиционными, гендерными и культурными потребностями. Это становится актуальным и для нас.

Эксперты ОЭСР высказались за поддержку инклюзивного образования в широком смысле. Они отмечают, что страны способны обеспечить равное качественное образование всем детям, вне зависимости от места нахождения школы (в селе или в городе), правового статуса (частная или государственная), с учетом всех сложностей и разнообразия социального устройства общества, и будут производить конкурентоспособный «человеческий капитал».

Сингапур является примером такой системы, опирающейся на убеждение, что образование – это путь успеха учащихся всех этнических групп и различных способностей и что упорный труд и усилия являются ключевыми факторами успешности учащихся. Такая система развивает у ребенка толерантность и уважение к культуре других народов, религиям, традициям и языковым различиям, поэтому они лучше подготовлены к турбулентностям глобальных изменений, что в свою очередь влияет на развитие экономики страны.

Всему обществу необходимо понимать, что политику образования определяют не только педагоги, но и работодатели, политики, родители, общественность. Необходимо понимание того, что ответственность за успехи и неудачи образования несет наряду с системой образования все общество в целом. Потому, что у каждого есть своя роль. Возможно, причина отдельных проблем в развитии личности ребенка заключается в том, что не каждый ответственно выполняет ее?!

Мы часто слышим от политиков и экспертов о задаче образования в подготовке человека к рабочим местам будущего. Человек – это главная производительная сила.

По мнению сторонников теории «человеческого капитала», стоимость этой силы повышается вместе с повышением заработной платы и качества жизни. Следовательно, необходимы инвестиции в образование человека, подготовку кадров, отвечающих потребностям сегодняшнего общества и общества будущего.

Итак, «мир без границ», динамизм перемен в общественно-экономической и политической жизни, сложности и разнообразие социального устройства общества требуют ускоренного обновления образовательной политики.

Любые дискуссии об образовании на разных уровнях сводятся к вопросам: как развивать у учащихся навыки 21 века, как добиться того, чтобы дети овладевали комплексными навыками мышления более высокого уровня и умели применить их для решения реальных проблем?

Для этого правительства многих стран принимают комплексные меры. Главная среди них – профессиональное развитие учителя в целях изменения своей практики. Чтобы понять эффективность проводимых мер, используются международные сравнительные исследования. Казахстан, наряду с другими странами, принимает участие в исследованиях TIMSS и PISA, что имеет большое стратегическое значение для развития образования страны.

Благодаря этим инициативам, у нас появилась возможность посмотреть на отечественную систему образования извне и выявить некоторые факторы, влияющие на результаты обучения учащихся. Полученная в результате данных исследований информация позволяет судить о качестве образования в стране и ее относительном положении в мировой системе образования. Начата работа для того, чтобы международные сравнительные исследования стали частью национальной системы оценки качества образования и их результаты использовались при совершенствовании образования.

При этом нам стоит обратить внимание, что использование результатов международных исследований для реформирования образования, характерное многим странам, вызывает опасение ученых. Например, финский исследователь Паси Салберг в своей книге «Финские уроки: что может дать миру финская реформа образования» назвал этот процесс аббревиатурой «МИКРОБ», что звучит как: «Мировая Концепция Реформы Образования». Автор анализирует, насколько страны заразились идеями реформ образования на основании результатов международных сравнительных исследований в надежде получить «быструю победу». Он считает, что этот болезнетворный МИКРОБ заразил уже многие страны и называет симптомы болезни: универсальное тестирование в качестве наиболее надежного метода оценки учеников, преподавателей и школ.

Тестирование, которое является одним из важных инструментов в определении качества образования, нужно проводить. Но надо помнить, что оно не единственное условие повышения качества оказываемых образовательных услуг и должно соответствовать целям обучения, ожидаемым результатам.

Финляндия вот уже сорок лет развивает совершенно иную систему образования, основанную на повышении квалификации учителей и сведении тестовой системы к необходимому минимуму. Это – система, в которой во главу угла поставлены не подотчетность, а доверие и ответственность, и где школами и департаментами образования управляют профессионалы-педагоги. Основной целью финской системы образования является не получение учеником высокого балла по тестам, а воспитание думающей, деятельной, творческой личности. Фундамент этой системы составляет не соперничество, а сотрудничество.

Опыт Финляндии важен в понимании того, что реформирование образования носит комплексный характер. Важным является практика учителя и его исследовательская деятельность. Для этого на уровневых курсах повышения квалификации учителей мы обучаем педагогов проводить мини- исследования собственной практики. Нам важно, чтобы учителя становились профессионалами своего дела: аналитиками и исследователями, критическими друзьями, мастерами конструктивной критики, разработчиками, экспертами образовательных программ, инструментов оценки, учебно-методических материалов. Вот это мы называем навыками 21 века для учителя. Учителям предоставлена возможность использования опыта сети школ SUPER и HertsCam, факультета образования Кембриджского университета, применения технологии «lessonstudy», «actionresearch» для исследования и анализа собственной практики.

Учителя Назарбаев Интеллектуальных школ активно пользуются результатами собственных эмпирических исследований при принятии решений по проблемным вопросам обучения и воспитания детей. Для них созданы профессиональные платформы обмена опытом и сотрудничества. Они открыты к диалогу и сотрудничеству с исследователями.

Мы понимаем, что необходим системный подход в проведении исследований, основанный на научной методологии. Поэтому нами разрабатывается Стратегия проведения научных исследований, в рамках которой определены приоритетные направления, создается база для хранения и извлечения данных, разрабатывается этический кодекс проведения научных исследований, а также наращивается исследовательский потенциал наших сотрудников и учителей.

Как высказался ученый из Великобритании Дэвид Хоукер, «вовлечение учителей в процесс преобразований должно стать ценностью для управленцев на всех уровнях, включая исследователей». Эксперты убеждены, что инициаторам реформ едва ли возможно рассчитывать на успех без доверия и эмоциональной вовлеченности педагогов, так как они являются первоисточником того, как происходит внедрение любой новой образовательной политики в классе.

И сегодня актуальны идеи многих казахстанских просветителей о том, что учитель играет важную роль в образовании детей.

Учитель современной школы – это учитель- исследователь, способный анализировать собственную практику, видеть проблемы и успешно их решать через организацию образовательного процесса.

Это будет способствовать повышению эффективности деятельности самого учителя, школы, повышению качества предоставляемых образовательных услуг, влиять на образовательную политику государства.

Спасибо за внимание!

 

 

 

 

 

 

Тема номера









 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10