электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Актуальная проблема:

Тема номера

   

Архив статей 2014 г.

 

Педагогическая периодика как зеркало реформы образования в Казахстане

№ 10 (141) декабрь 2014г.


20 ноября 2014 года состоялся республиканский круглый стол с международным участием на тему «Педагогическая периодика как зеркало реформ образования в Казахстане». Организаторы – факультет философии и политологии, кафедра общей и этнической педагогики. Круглый стол состоялся при поддержке республиканского журнала «Открытая школа» и факультета журналистики КазНУ. На заседании выступили декан факультета философии и политологии, доктор философских наук, профессор А.Р. Масалимова, зав. кафедрой педагогики А.К. Мынбаева, главный редактор журнала «Открытая шко- ла» Л.А. Попова, директор государственной детской библиотеки им. Бегалина С.К. Раева, доктор PhD Бургасского свободного университета И. Дерижан, главный редактор журнала «В мире образования» К.Ж. Ага- нина, зам. главного редактора журнала «Вестник АПН Казахстана» А.А. Булатбаева, директор центра этнопедагогики и этнопсихологии, почетный главный редактор журнала «Этнопедагогика» К.Ж. Кожахметова, учитель школы № 32 З.Ш. Бердигожина, зав.кафедрой печати и электронных СМИ Г.С. Султанбаева. Состоялся интересный обмен мнениями и продуктивный диалог между участниками круглого стола как в области совершенствования педагогической периодики, так и реформирования системы образования. Материалы круглого стола и рекомендации будут опубликованы отдельным сборником. Предлагаем вашему вниманию выступления некоторых участников круглого стола.

 


Вступительное слово

А.Р. МАСАЛИМОВА, доктор философских наук, профессор, декан факультета философии и политологии КазНУ им. Аль-Фараби


Уважаемые коллеги! Позвольте начать работу нашего круглого стола, посвященного одной из важных проблем современного образования.

Современная эпоха – время глобальных и стремительных перемен. на мой взгляд, ни в одну из эпох человечество не переживало столь интенсив ных и массовых экспериментов в образовательном пространстве. Реформы и различного рода трансформации следуют одни за другими. к этому мы можем относиться двояко: позитивно и негативно. Положительная сторона всех преобразований носит объективный характер, так как в силу государственных стратегических задач, требующих своей реализации, мы должны быть в тренде всех общемировых тенденций. Негативная сторона процесса связана с тем, что образовательная среда ассоциируется с консервативностью, фундаментальностью, не терпящей сиюминутных изменений. Как в свое время говорил Вудро Вильсон, будучи Президентом Принстонского университета: «Легче перенести кладбище, чем изменить программы обучения». Но, к сожалению, реформы и инновации в сфере образования следуют одна за другой. как пишут язвительно в средствах массовой информации, «каждый новый министр образования, сменяя другого, приходит со своими реформами». И это – печальная действительность в системе образования республики.

Любые нововведения решительным образом начинают внедрять без критического анализа полученных результатов предыдущих новшеств. Мы имеем относительно высокий, по сравнению даже с высокоразвитыми странами мира, процент населения с дипломом о высшем образовании, но при этом сетуем на низкий уровень образованности, грамотности и культуры в целом. Парадокс! Это – серьезный исследовательский вызов для всех нас.

Тема, которую мы сегодня обсуждаем, имеет практический характер. По обширным материалам публикаций на страницах журналов и газет можно отслеживать характер, динамику, качество преобразований в образовательной сфере, состояние и уровень самого образования, проблемы и перспективы. Рассмотрим, к примеру, архиважную тему 12-летнего образования, которая волнует не только педагогов, ученых, работников системы образования, но и рядовых граждан, каковыми являемся и мы сами, так как это затрагивает интересы наших детей. Это – дополнительная эмоциональная, психологическая, педагогическая нагрузка как для педагогических коллективов, так и для обучающихся.

Наш долг, как представителей университетской среды, которая призвана по роду своей деятельности проводить не только анализ, но и оценку, прогнозы относительно происходящих процессов в сфере образования, активно обсуждать, предлагать оптимальные рекомендации и эффективные механизмы реализации всех реформ. На основе глубокого анализа своевременно предупреждать о возможных отрицательных последствиях, которые могут иметь место в ходе всех преобразований.

Желаю Вам, присутствующим здесь представителям печатных изданий, научным редакторам журналов, библиотечной сети, учителям и педагогам, плодотворного обсуждения и выработки практических рекомендаций соответствующим структурам для корректирования и координирования всех модернизационных проектов в сфере отечественного образования.

 


Педагогическая периодика: взгляд редактора и читателя

А.К. МЫНБАЕВА, научный редактор журнала «Вестник КазНУ им. аль-Фараби, серия «Педагогические науки»


Проблема развития педагогической периодики актуальна. Вопросы образования и его реформ затрагивают почти каждого казахстанца, каждую казахстанскую семью. просмотр ведущих казахстанских газет демонстрирует хорошую публикационную активность на образовательную тематику.

Ежедневно выходят более 100 публикаций о проблемах образования в ведущих республиканских газетах и электронных СМИ. Если взглянуть на журналы, то журналов по образованию (затрагивающих проблемы образования) также более 100.

Публикации современной казахстанской периодики – это отражение проблем самого профессионального сообщества, со всеми позитивными и негативными тенденциями и т.п. На наш взгляд, публикации в СМИ, к сожалению, в основном носят информационный или проблемный характер, слабо представлена аналитика, аналитические исследования журналистов. СМИ либо информируют о каких-то событиях в министерстве, о различных мероприятиях, либо поднимают социальные проблемы образования, воспитания детей, обсуждают конкретные проблемы и ситуации, сложившиеся в конкретной школе, колледже, детских домах и интернатах. Преобладает событийный стиль: «событие – передача или статья»…

Одна из основных миссий современных профессиональных журналов и газет – реформаторская. периодика должна формировать общественное мнение и педагогическое профессиональное мнение, разъяснять и дискутировать, полемизировать по на- правлениям развития образования, продвигать вперед реформы как в целом для системы образования Казахстана, так и в конкретных частных случаях. Для этого необходимы серьезные аналитические статьи, экспертные выступления представителей образования, идеологов реформ, ученых, простых учителей, журналистов, специализирующихся в сфере образования.

Такая работа в СМИ, на наш взгляд, пока не носит системного характера, имеет ситуационный, событийный стиль. еще не сформирована целостная редакционная образовательная политика продвижения реформ в СМИ, только начало формироваться само поле образовательной дискуссионной площадки.

Как представители педагогической профессии, мы ратуем за сильную педагогическую периодику, которая должна помочь как развитию профессиональной среды, так и проведению реформ образования.

Если обратиться к теории, то «педагогическая периодика – это надежное и эффективное средство педагогической коммуникации, которое по своему содержанию охватывает практически все области фундаментального и прикладного знаний педагогической действительности, представляя собой органическое единство интеллектуального, творческого потенциала педагогического сообщества, с одной стороны, и информационно-поисковую систему – с другой». Классификация педагогической периодики помогает понять, на кого, но какие группы профессиональных сообществ направлены издания и кто формирует редакционную политику.

Главное преимущество педагогической периодики – оперативность публикации, ее многогранность, доступность и простота изложения материала. Как отмечает Н.А. Виноградова, педагогическая периодика по степени новизны знаний опережает монографии на 5-7 лет и учебные книги в среднем на 10-12 лет.

С точки зрения редактора, для развития научно-педагогического журнала мы провели небольшое сравнительное исследование. Оно преследовало две цели: улучшение качества, повышение конкурентоспособности и окупаемости журнала. Были составлены сравнительные таблицы отечественных и зарубежных научно-педагогических журналов, в частности, Вестников вузов. Такая работа помогает улучшить качество рубрик, адресность публикаций, определить современные требования к изданиям.

Рефлексия опыта редакционной работы научно- го журнала позволила выявить факторы, от которых зависит редакционная политика издания. Это
- современное развитие науки (новые рубрики, например, в Вестнике КазНУ – «инновационное развитие вузов», «электронное обучение и дистанционное образование», «психолого-педагогические исследования»…);
- подаваемые авторами статьи, которые, в свою очередь, зависят от выполняемых научных проектов, проводимых диссертационных исследований;
- требования к публикациям для защиты, присвоения званий;
- качество рецензирования статей, качество работы редколлегии;
- учет рыночных условий и ценовой политики;
- анализ спроса на издание (читателей);
- требования издательства университета (координации КазНУ и НЦ НТИ), Комитета по контролю в сфере образования и науки МОН РК.

Фактически можно предложить следующие рекомендации по развитию педагогической периодики:
-Необходимо системное отражение государственной политики в области образования, возможны отбор изданий и разработка концепции продвижения плана реформ через СМИ в общественное сознание народа;
-Повышение качества содержания изданий, стандартизация требований;
-Явное определение редакционной политики журналов;
-Продвижение журналов к читателю;
-Продвижение журнала в международное пространство;
-Повышение читательской культуры студентов и другие.

 


Педагогическая периодика – важный компонент профессиональной культуры учителя

З.Ш. БЕРДИГОЖИНА, учитель I (продвинутого) уровня, Лауреат Международного Пушкинского конкурса КГУ ОШ № 32, г. Алматы


Читающий учитель – это думающий, мыслящий учитель.

Мастерство учителя развивается до соответствующего уровня только при условии непрерывного педагогического самообразования, самосовершенствования.

Самообразование начинается тогда, когда на основе прочитанного, услышанного, увиденного учитель обогащается теми знаниями, которые пригодятся ему в педагогической деятельности.

В советское время учителя выписывали больше периодических изданий, каждый учитель выписывал свой предметный журнал. В современных условиях все больше учителей используют электронные версии журналов, нужную информацию они находят в интернете. Педагоги объясняют это тем, что хранить журналы негде, не всегда удобно обращаться к тому, что лежит на полках годами.

Анкетирование, беседы с учителями позволили определить два стимула к приобретению педагогической периодики и для публикаций в периодических изданиях: большая заинтересованность учителя в новейшей информации, обобщении опыта работы, самовыражении, рефлексии профессионального опыта и необходимость публикации для прохождения очередной аттестации. По отношению учителя к педагогической периодике можно сделать выводы о его убеждениях, уровне самообразования и профессиональной культуры.

Привожу несколько мнений о педагогической периодике.

Асима Рыскулбекова, тренер филиала Центра педагогического мастерства города Алматы: «Педагогическая периодика помогает тренерам, менеджерам ЦПМ получать новые знания, информацию о состоянии периферийных школ. В нашем филиале ЦПМ ведется мониторинг внедрения и распространения новых подходов в обучении и преподавании и публикаций об этом на страницах педагогических периодических изданий. Издания педагогической периодики размещают на своих страницах отчеты, исследования тренеров, разработки мастер-классов, коучингов, эссе педагогов. Это – журналы «Қазақстан мұғалімі», «Открытая школа», «Ана тілі», газеты «Ақиқат», «Экономика» и др. Педагогические рубрики представлены в общенациональной газете «Казахстанская правда», городской газете «Вечерний Алматы».

Орумбаева Светлана Леонидовна, учитель географии ОШ № 32, педстаж 18 лет: «Современная сильная педагогическая периодика, несомненно, нужна, т.к. в настоящее время в образовании происходят реформы, требуются квалифицированные кадры, умеющие в условиях большого потока ин- формации обмениваться знаниями, опытом, знакомиться с новыми методиками и т.д. Ведь учитель учится всю жизнь.

Важно то, что в современном обществе педагогическая периодика занимает все больше позиций, позволяет педагогам узнать много нового, постоянно совершенствоваться. Материалы периодических изданий учителю можно и нужно использовать в работе.

Сегодня выписывать периодику проблемно, поэтому часто использую электронные версии журналов и газет. В первую очередь, это – журналы «Открытая школа», «Биология, география и экология».

Киселева Светлана Анатольевна, учитель начальных классов ОШ № 32, педстаж – 20 лет: «Современная сильная педагогическая периодика нужна. Она оказывает учителям надежную информационную поддержку, помогает ориентироваться в море информации, поступающей из интернета, других источников.

Публикации по вопросам образования являются своеобразным «зеркалом» позитивных и негативных явлений в школе. Обсуждение в СМИ новых реформ образования помогает учителям сделать выбор, в каком направлении необходимо двигать- ся в своей работе, родителям – в выборе путей воспитания детей. Чаще всего я читаю журналы «Начальная школа», «Открытая школа», газеты «Учитель Казахстана», «Учитель Республики».

Однако практика показывает, что еще не все педагоги осознают роль и значение педагогической периодики.

Профессиональная культура учителя многогранна, охватывает многие стороны деятельности педагога. Это и подготовка к урокам, подготовка выступлений, докладов на педсовете, методическая работа, постоянное самообразование, работа, направленная на повышение качества обучения, воспитания, развития учащихся. Для успешного решения этих задач учителю необходимы новейшие знания в области педагогики, психологии, методики, знание инновационных подходов. Поэтому педагогическое самообразование – это чтение, чтение и еще раз чтение, изучение педагогической периодики, литературы, методических разработок и т.д.

Мир переживает период глобализации – эпоху всестороннего объединения человечества в едином пространстве информации и коммуникаций [1]. Поэтому в современных условиях возникла новая форма профессиональной деятельности учителей, направленная на развитие личности учащихся (участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах) и на самих учителей (самообразование, повышение квалификации, обмен, распространение опыта), – сетевые сообщества. Сетевые сообщества педагогов предоставляют возможность для поддержки происходящих преобразований школы. Учителя объединяются в масштабах школы, республики и зарубежья, сотрудничают с коллегами «вне границ». А ведь педагогическое периодическое издание может служить своего рода сетевым сообществом учителей.

Современным педагогам нужны неординарные публикации. Они создают, возможно, негарантированный технологически, непредсказуемый эффект озарения, когда объект исследования, его метафористический образ порождают мыслительную реакцию, готовят душу и сознание к «прыжку»[2].

Например, рубрика информационно-методического журнала «Открытая школа» – «Презентация школы» – не только знакомит педагогическое со- общество с историей, традициями разных школ, способами решения коллегами проблем, но и вызывает желание перенять профессиональный опыт других школ, помогает в поиске школ-партнеров. То есть способствует сотрудничеству учителей и созданию сетевого сообщества между школами.

Разделяем мнение доктора педагогических наук, профессора Мынбаевой А.К. о том, что «сильная педагогическая периодика поможет развитию профессиональной среды, а значит, укреплению школы и образования в целом. Будет способствовать стимулированию осмысления реформ образования педагогической общественностью и казахстанским обществом»[3].

Практика показывает, что вовлеченность учи- теля в информационный поток педагогической периодики является важным компонентом его профессиональной культуры. Чем больше учитель прочитает педагогических книг, журналов, статей, осмыслит прочитанное, применит полученные знания на практике, тем выше будут его профессиональная культура и качество обучения учащихся.

Из вышеперечисленного следуют выводы о том, что
- педагогическая периодика является важным компонентом самообразования учителя и раз- вития его профессиональной культуры;
- необходимо уделить серьезное внимание качеству содержания педагогических периодических изданий, потому что вопрос: «Какой быть научно-педагогической периодике?» по сути означает: «Каким нам видится образование будущего?» [4];
- сотрудничество учителей с педагогическими периодическими изданиями способствует распространению новых подходов в преподавании и обучении и, следовательно, повышению качества обучения учащихся.

Мы рассматриваем сотрудничество, работу педагогов с изданиями педагогической периодики как поддержку происходящих преобразований в школе и формирование профессионального сетевого сообщества. Считаем работу учителей с педагогической периодикой необходимым условием для преобразования школы и профессионального роста.


Литература:

1. Назарбаев Н.А. К экономике знаний через инновации и образование. // Лекция Президента РК Н.А. Назарбаева в Евразийском Национальном Университете им. Л.Н. Гумилева, посвященная 10-летию университета. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.enu.kz/ru/o-enu/ vystupleniya-presidenta/ Дата обращения: 3.11.14 г.

2. Лурье Л.И. Какой быть научно-педагогической периодике?// Образование и наука. № 1 (100), 2013, с. 122.

3. Мынбаева А.К. Педагогическая периодика: новости образования и новая культура. // Открытая школа. № 6 (127), 2013, с. 9.

4. Лурье Л.И. Какой быть научно-педагогической периодике? lyceum1.perm.ru/rab/2013_on_1(100).pdf

 

 
 

Тема номера









 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10