электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Актуальная проблема:

Тема номера

   

Архив статей 2015 г.

 

О трансляции опыта Назарбаев Интеллектуальных школ в рамках обновления содержания общего среднего образования

№ 1 (142) январь 2015г.

О.И. МОЖАЕВА, кандидат биологических наук, управляющий директор АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы»


9 декабря в студии портала BNews. kz состоялась онлайн- конференция с участием управляющего директора, члена Правления Автономной организации образования «Назарбаев Интеллектуальные школы» Ольги Ивановны Можаевой на тему «О трансляции опыта Назарбаев Интеллектуальных школ в рамках обновления содержания общего среднего образования».

По просьбе редакции Ольга Ивановна подготовила публикацию по итогам конференции.


1. Чем обоснована необходимость обновления содержания образования?

Одна из характерных особенностей современного периода развития цивилизации заключается в том, что масштабы изменений, происходящих во всех сферах жизнедеятельности общества, значительны, а их последствия радикальны.

Современный человек должен быть готов адаптироваться к новым производственным технологиям, новым возможностям передачи и использования информации, функциональным изменениям в трудовой и деловой жизни, единству и многообразию культур, консолидации усилий в преодолении межэтнической напряженности и социальных конфликтов.

Данные перемены обнажили ряд проблем, связанных в первую очередь с недостаточной подготовленностью общества к вызовам современности. Это, прежде всего:
- недостаточность стандартных умений (шаблонных действий) по узким специальностям для трудоустройства на современном этапе;
- дефицит у взрослого населения тех навыков, которые востребованы на современном рынке труда.

В этих условиях школа современной формации должна готовить не столь- ко «человека знающего», то есть вооруженного системой знаний, умений и навыков, сколько «человека, подготовленного к жизнедеятельности», т.е. способного активно и творчески мыслить и действовать, саморазвиваться интеллектуально, нравственно и физически. Это означает, что структура новой модели школьного образования должна разворачиваться в контексте вопроса «Для чего учиться в школе?», вместо традиционного «Чему учить в школе?».

Новые реалии и вызовы времени обуславливают необходимость системного обновления содержания среднего образования, которое планируется осуществить в рамках перехода на 12-летнюю модель школьного образования.

2. Какими недостатками характеризуется существующая система образования?

Основные недостатки существующей системы среднего образования можно сгруппировать в три блока:
1. По содержанию образования: передача готовой (обработанной) информации учителем ученику; ориентация ученика на простое усвоение знаний по предметам;
2. Взаимоотношения в учебном процессе: доминирование субъектно- объектного отношения учителя и ученика, пассивная роль ученика, воспринимающего учителя и учебник как единственные источники учебной информации;
3. Результаты обучения: репродуктивный уровень деятельности ученика, оценивание количества приобретенных предметных знаний и умений учащихся.

Обзор национальной образовательной политики в сфере среднего об- разования Республики Казахстан, проведенный в 2014 году Организацией экономического сотрудничества и развития (далее – ОЭСР), показал, что программа средней школы является чрезмерно обширной, имеет академический и преимущественно теоретический характер, не способствует развитию навыков мышления высокого уровня. Об этом свидетельствуют результаты учащихся Казахстана в двух международных исследованиях – PISA (2012 г.) и TІMSS (2011 г.). Эксперты ОЭСР рекомендовали Правительству Казахстана провести полный анализ и пересмотр текущей учебной программы среднего образования, уменьшить чрезмерный упор на теорию и предусмотреть развитие практического применения знаний.

3. Что понимают под обновлением содержания образования?

Обновление содержания образования – это, прежде всего, пересмотр самой модели среднего образования, его структуры, содержания, подходов и методов обучения и воспитания, внедрение принципиально новой системы оценивания достижения учащихся. Весь комплекс мероприятий в рамках обновления содержания образования направлен на создание образовательного пространства, благоприятного для гармоничного становления и развития личности.

Результатами обновления содержания образования должно стать то, что учебные достижения будут иметь продуктивный характер, ареальный учебный процесс будет характеризоваться актив- ной деятельностью самих учащихся по «добыванию» знаний на каждом уроке. В этих условиях ученик – субъект своего познания. Учитель – организатор познавательной деятельности учащихся.

4. Анализ каких существующих практик и исследований проведен Вами в процессе разработки нового содержания образования?

Для выработки концептуальных подходов к определению нового содержания образования были подробно изучены
-ключевые идеи этнопедагогики и педагогической науки (Аймаутова, Байтурсынова, Алтынсарина, Выготского, Дюи, Блума, Маслоу и др.);
-положительный опыт отечественной системы образования, результаты эксперимента по внедрению 12-летнего образования;
-международные тенденции развития в системе школьного образования, образовательный опыт стран, которые добиваются хороших результатов в международных исследованиях PISA, TIMSS, PIRLS;
-образовательные программы и содержание международных экзаменов (SAT, SET и др.), результаты которых признаются ведущими вузами мира.

Результаты независимых от страны международных экзаменов TIMSS и PISA являются объективными показателями эффективности реализации государственной образовательной политики. Поэтому при определении содержания образования были изучены образовательные программы стран, традиционно занимающих лидирующие позиции в данных исследованиях, а именно: Финляндия, Сингапур, Южная Корея, Япония, Китай, Эстония, Нидерланды и др. Учебные программы этих стран направлены не только на простое заучивание и запоминание фактов, но и на развитие у учащихся навыков практического применения знаний и решения проблем. Школы осуществляют переход от простого транслирования знаний к интерактивному и направленному на учащегося обучению, которое вырабатывает навыки мышления и по- знания, функционального применения знаний.

5. Стандарт разработан для Интеллектуальных школ. Насколько возможно его внедрение в общеобразовательных школах страны?

В 2008 году Президент Республики Казахстан, Лидер нации Нурсултан Назарбаев инициировал уникальный проект по созданию сети Интеллектуальных школ во всех регионах Республики Казахстан. Цель данного проекта – создание и апробация инновационной образовательной модели, интегрирующей лучший казахстанский и международный опыт и практику, с последующей ее трансляцией в систему среднего образования республики. Поэтому уже на стадии определения образовательной модели Интеллектуальных школ ставилась задача разработки такой образовательной программы (Стандарта), которую можно было бы в последующем адаптировать для общеобразовательных школ Республики Казахстан. Безусловно, обновление содержания среднего образования требует проведения определенных мероприятий по подготовке системы школьного образования республики к работе в условиях планируемых преобразований. Прежде всего, это необходимость переподготовки педагогических кадров, пересмотр существующих стандартов колледжей и вузов по подготовке педагогических кадров. При этом необходимо отметить, что реализация нового содержания образования не требует создания каких-либо специальных условий в школах страны. Имеющаяся материально-техническая база общеобразовательных школ вполне позволяет эффективно организовать образовательный процесс в соответствии с требованиями нового Стандарта. Вопрос лишь в подготовленности педагогических кадров к работе по новым подходам и методикам обучения.

К настоящему моменту разработаны проект Государственного общеобязательного стандарта начального образования, учебные программы и планы по предметам начальной школы (12-летняя модель), учебные программы и планы в рамках частичного обновления (11-летняя модель), рекомендации по оцениванию. В работе по подготовке Стандарта, а также по адаптации учебных программ и планов для общеобразовательных школ страны приняли участие специалисты НАО имени Ы.Алтынсарина, учителя Интеллектуальных школ, имеющие опыт разработки учебных программ и планов, а также учителя общеобразовательных школ.

6. Какими особенностями характеризуется новый стандарт?

Следует отметить ряд особенностей.
1. Ценности, приравненные к целям обучения. Образование не только определяет систему знаний и умений, но и включает в содержание своей деятельности жизненные ценности и идеалы.

Ценностями среднего образования определены
-Казахстанский патриотизм и гражданская ответственность;
-Уважение;
-Сотрудничество;
-Открытость;
-Труд и творчество;
-Обучение на протяжении всей жизни.

Они формируют поведение, образ жизни, деятельность, личность в целом. Образование на- целено на привитие учащимся национальных и общечеловеческих ценностей, которые станут устойчивыми жизненными ориентирами.

2. Ожидаемые результаты обучения и воспитания сформулированы в виде навыков широкого спектра: умение применять знания, способность творчески и критически мыслить, всегда учиться, коммуникативность в любом сообществе, исследовательские и ИКТ навыки, умение работать индивидуально и дружелюбно в сотрудничестве с другими, ответственно решать задачи и проблемы.

3. В стандарте обеспечено целостное восприятие учащимися окружающего мира путем интеграции знаний через проектно-исследовательскую деятельность, учебные предметы и воспитательную работу. Предусмотрено введение новых предметов: «Введение в науку», «Искусство», «Казахстан в современном мире», «Глобальные перспективы и проектная работа».

4. Еще одна особенность – это трехъязычное обучение и воспитание.

5. Новый стандарт обеспечивает вовлеченность учащихся в обучение и ответственность за свое будущее уже в школе путем выбора предметов в старшей школе для самоопределения и пред- вузовской подготовки. Это позволит значительно сократить количество предметов.

6. Система критериального оценивания, направленная на обеспечение прогресса учащегося в обучении от поступления до выхода из школы.

Каковы ожидаемые результаты от внедрения нового стандарта?

Ожидаемыми результатами от внедрения нового Стандарта начального образования, кроме формирования у учащихся пропедевтических знаний о человеке, природе и обществе, овладения основными навыкам чтения, письма и выполнения математических операций, являются также развитие у них навыков поиска, анализа и интерпретации информации, логичного изложения своих мыслей, установления причинно-следственных связей в соответствии с возрастными возможностями.

Уже в начальной школе закладываются основы следующих навыков широкого спектра:
1) функционального и творческого применения знаний;
2) критического мышления;
3) проведения исследовательских работ;
4) использования информационно-коммуникационных технологий;
5) применения различных способов коммуникации, в том числе языковых навыков;
6) умения работать в группе и индивидуально.

Как результат – по завершению начальной школы у учащихся будут сформированы
-учебная самостоятельность;
-навыки общения и сотрудничества;
-первоначальные знания по предметным областям;
-первоначальные навыки исследовательской деятельности.

Эти навыки, развиваясь в основной и старшей школе, способствуют формированию у учащихся способностей
-проявлять ответственность, активную граждан- скую позицию;
-относиться добросовестно к своей работе и стремиться к достижению более высоких результатов;
-уважать разнообразие культур и мнений;
-мыслить творчески и критически;
-быть коммуникативными и дружелюбными;
-быть социально-ответственными и заботливыми;
-использовать эффективно информационно-коммуникационные средства и технологии;
-быть готовыми к обучению на протяжении всей жизни и самосовершенствованию.

Кроме того, результатом преобразований в сфере среднего образования республики должно стать соответствие уровня образования выпуск- ника общеобразовательной школы 4-му уровню Европейской рамки квалификации (4 – EQF). Результаты школьного образования 4-го уровня Европейской рамки квалификаций соответствуют требованиям вступительных экзаменов в университеты страны и мира.

7. Как предполагается реализовать трехъязычное образование?

Базовое содержание начального образования реализуется в рамках политики трехъязычного образования. Цель трехъязычного образования заключается в формировании полиязычной личности – гражданина Казахстана, который владеет не менее чем тремя языками, умеет вести диалог в различных сферах деятельности, ценит культуру своего народа, понимает и уважает культуру других народов.

Трехъязычное образование практически реализуется путем
1) обеспечения уровневого усвоения казахского, русского и английского языков соответственно международным стандартам;
2) организации внеурочной деятельности на казахском, русском и английском языках.

Школы, имеющие соответствующие ресурсы, могут организовать преподавание отдельных предметов на казахском, русском, английском языках.

8. Какая система оценивания будет использоваться, возможно ли использование смайликов для оценивания результатов детей?

При апробации и внедрении нового стандарта будет использоваться система оценивания учебных достижений учащихся, основанная на критериях. Критерии заранее известны учащимся, родителям, педагогам. По ним дети сами смогут оценивать себя, понимать, в чем у них затруднения, каких знаний и навыков им не хватает для достижения учебных целей по предмету. И для этого шкала оценивания не играет первостепенного значения. Хотя многие заинтересованные стороны в образовании обсуждают, какой должна быть шкала – 5, 12 или 100-балльной. Шкала необходима для пере- вода результатов обучения в некие количественные показатели. Потому что существует заинтересованность родителей, органов управления образованием различных уровней, общества в определенных показателях учащихся и деятельности системы образования в целом. Поэтому мы разработали шкалу перевода достижений учеников в 5-балльную систему для удобства использования. Но внутри учебного процесса предусмотрены различные формы предоставления обратной связи учащимся о том, как успешно они обучаются. Это могут быть цветные флажки, шарики и смайлики в том числе. Многое зависит от творческого отношения учителя.

9. Когда начинается и как будет осуществляться процесс внедрения нового стандарта?

Апробация нового Стандарта планируется в 30 пилотных школах республики с сентября 2015 года, во всех школах страны – с сентября 2016 года.

10. Насколько будут готовы учителя к работе по новому стандарту?

Мероприятия по подготовке учителей к работе по новому стандарту осуществляются с 2012 года. Так, по уровневым программам повышения квалификации (3, 2, 1 уровень) обучены около 40 тысяч педагогов страны. На курсах по программам для руководителей общеобразовательных школ обучены 1 250 человек. Около 10 тысяч учителей прошли краткосрочную подготовку по развитию функциональной грамотности в рамках подготовки к исследованию PISA.

Дальнейшее повышение профессионального уровня педагогических кадров планируется осуществлять в двух направлениях:
1. Поддержка учителей путем подготовки их к работе в условиях системного обновления среднего образования через краткосрочные курсы.
2. Совершенствование работы педагогических вузов с целью подготовки нового поколения педагогических кадров.

Министерством образования и науки РК разработан подробный план (дорожная карта) организации курсовой подготовки учителей для работы по обновленному содержанию образования. В настоящее время начато обучение учителей 30 пилотных школ, которое осуществляется сотрудниками филиала «Центр образовательных программ» АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы». Переподготовка остальных учителей начальной школы республики будет осуществляться на базе АО НЦПК «Өрлеу» и Центра педагогического мастерства, имеющих филиальную сеть по всей стране. На данный момент разрабатываются программы курсов переподготовки, планируется подготовка тренеров, которые будут обучать учителей республики.

 

 
 

Тема номера








 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10