Из опыта проектирования карты стратегий
развития школьного образования Казахстана:
исторический ракурс
№ 2 (143) февраль 2015г.
А.К. МЫНБАЕВА,
зав.кафедрой общей и
этнической педагогики
Казну им. аль-Фараби,
доктор педагогических
наук, доцент
В декабре 2014 года – январе 2015 года стало известно о возможном сдвиге
внедрения 12-летнего среднего образования в Казахстане. В первую очередь это связано
с экономическим кризисом, который влияет на государственные расходы на
социальное развитие, в частности образование. Как известно, в 2015 году
необходимо было увеличить количество мест для первоклашек в 2 раза. А это
напрямую связано со строительством школ, ликвидацией трехсменного обучения в
школах, а также вопросами дидактической подготовки обновления образования для средней школы.
Переход к 12-летнему среднему образованию уже
второй раз откладывается, но в дальнейшем все же
будет осуществлен. В условиях перехода к 12-летнему
школьному образованию, на наш взгляд, необходимо
проанализировать историю развития школьного образования в Казахстане. В настоящее время выполняется
несколько научных исследований, направленных на
апробацию и внедрение 12-летнего среднего образования
в республике. Их проводили и проводят Национальная
академия образования им. Ы. Алтынсарына (г. Астана),
Казахский национальный педагогический университет
им. Абая (г. Алматы), Центр педагогического мастерства
Назарбаев Интеллектуальных школ, Назарбаев университет и другие организации.
В нашем университете в 2012-2014 годах мы выполнили научный проект МОН РК
«Исследование образовательной политики Казахстана и стран Европы: сравнительный
аспект для развития человеческого капитала и формирования интеллектуальной
нации». Цель сравнительного исследования, конечно, несколько шире. Однако в
нем мы затронули вопрос развития образовательной политики Казахстана в советский период
и в период независимости. Хотим познакомить Вас с
некоторыми результатами этого проекта.
Вопросы стратегирования развития образования
В ХХI веке одним из первостепенных стал принцип «ориентации в
будущее» для успешной деятельности. Поэтому важным инструментом
фактически любой деятельности становится построение стратегий, будь то
стратегия образования в целом, стратегия развития школы, стратегия обучения,
стратегия воспитания.
По определению Ю. Кузнецова [1], стратегирование – это совокупность
стратегического планирования, прогнозирования и управления. По определению Н.Г. Патрикеева, «стратегирование –
это процесс прогнозирования и формирования
будущего – способность многоаспектно описать
реальность, учитывая все законы изменений,
которые происходят в результате воздействия на
реальность, и способность принять во внимание
те факторы, которые появятся в результате воздействия на реальность, и реагировать не просто
на реальность, а на те факторы, которые появятся как результат воздействия на реальность».
Под стратегией развития образования мы
понимаем «концепцию и направление, которая характеризует долговременные, наиболее
принципиальные важные установки, планы и
принципы развития системы образования как
целостного социального института» [2-4].
Стратегия понимается нами, с одной стороны,
как вектор развития. «Вектор» происходит от
лат. слова «несущий». Любой вектор начинается
с точки отсчета, опоры, которая условно, образно
говоря, базируется на исторических традициях.
Математически вектор задается направлением и
величиной. Величиной можно назвать временной
период, в который планируется осуществить движение. В физике вектор является линией и силой,
показывающей направление какой-либо векторной
величины (в нашем случае – образования).
Поэтому в нашем исследовании мы попытались
выявить основные стратегии развития школьного
образования и систематизированно выстроить их
в траекторию развития образования.
Анализ движущих сил реформ образования
и стратегий развития школьного образования
Проведенный анализ развития среднего образования Казахстана в советский период и в
период независимости позволил переосмыслить
с современных позиций и систематизировать
движущие силы реформ, выявить ведущие
стратегии развития среднего образования [5].
Схематически они изображены на карте (рисунок).
Условно, вслед за учеными историками образования Казахстана И. Сембаевым, Г. Храпченковым, А. Игибаевой, мы выделили в советском периоде
следующие этапы развития системы образования: 1920-е годы до 1930 года,
1930-50-е годы, середина 50-х – 90-е годы.
Движущими силами реформ
30-х – начала
50-х годов ХХ в., способствующих поступательному развитию образования в советский период,
являлись экономические факторы: интенсивное
развитие экономики, индустриализация всей страны, коллективизация, освоение месторождений
природных ресурсов, что требовало огромного
количества рабочей силы, имеющей начальный и
профессиональный уровень знаний. К политической движущей силе отнесем формирование единой
консолидирующей коммунистической идеологии
для противостояния внешним силам, капитализму, что привело к культурной революции в СССР и
построению идеологизированной массовой системы
образования. К культурным потребностям раз-
вития общества можно отнести традиции народа,
генетический код «ценности знания» у казахов.
Такое отношение проявляется в период 20-30-х гг.,
когда для обеспечения материальной базы школ
требовались дополнительные ресурсы, и в аулах
они собирались населением самостоятельно, здания школ строили казахским методом «Асар».
Движущие силы реформ образования в сере-
дине 50-90-х гг. ХХ века были следующие:
- демографический фактор роста населения, возрастающая урбанизация;
- политический – уход сталинской эпохи и смена
руководства СССР, новый вектор развития го-
сударства и новые тенденции образовательной
политики;
- экономический – освоение целинных и залежных земель, дальнейшая индустриализация,
развитие совхозов на территории Казахстана;
плановость в экономике определяла плановый
характер развития системы образования;
- культурный фактор – мировой научно-технический прогресс и расцвет науки в Казахстане, в
том числе активное становление педагогической
науки в СССР и Казахстане.
Для Казахстана характерны следующие стратегии развития образования в советский период:
«ликвидации безграмотности» (1919), «начального
всеобуча» (1930), «семилетнего всеобуча» (1949),
«восьмилетнего всеобуча» (1958), «политехнического образования» (50-е г.), «всеобщего среднего
образования» (1972), «информатизации образования» (1984). Отметим, что в 50-60-е годы происходит массовое появление школ-интернатов (для
высвобождения родителей и их профессиональной
занятости) и специальных школ (с языковым и
физико-математическим уклоном). Кроме четко
зафиксированных в истории развития образования
стратегий, можно выделить и концептуальные
стратегии – народного образования, обязательного среднего образования, закреплена традиция
ценности знания и образования у казахстанского
народа.
Отметим важность развития дидактических
концепций содержания образования советской
школы. Приоритетным была фундаментальность
обучения, «интеллектуализм» образования. По-
пытки приближения школьного образования к
практике жизни предпринимались в 1958 году
введением «политехнического образования», в 80-х
– расширением системы учебно-производствен-
ных комплексов (УПК). Однако диссонанс между
теоретическим и практикоориентированным образованием оставался.
Подведем краткие итоги развития школьного образования в советский период. В
исторической оценке можно подчеркнуть колоссальный вклад и прорыв казахстанского
образования в советский период. Образование способствовало переходу Казахстана
за полвека от аграрной цивилизации к индустриальной; ликвидации безграмотности
населения; переходу к всеобщему среднему образованию; формированию традиций
народного образования и ценности знания; приобщению к мировой и русской
культуре; консолидации общества; становлению казахской интеллигенции и развитию
науки, промышленности, сельского хозяйства; включению женщин в активную профессиональную деятельность и прогресс общества;
разделению религиозного и светского образования
и др. Подчеркнем, что за советский период была
создана разветвленная школьная инфраструктура как социально-экономический фундамент
развития общества и государства.
С другой стороны, именно построение советской
системы образования позволило закрепить в массовом сознании коммунистическую
идеологию, способствовало вместе с коллективизацией смене традиционного
национального уклада казахов – переходу от кочевого к оседлому образу жизни,
долгое время ограничивало мировоззрение в преподавании гуманитарных наук сквозь призму
марксизма-ленинизма и формационного подхода,
недостаточно учитывались индивидуальные особенности школьников, образование ограничивало
национальную самоидентификацию личности. Дидактически слабым местом был диссонанс между
теоретическим и практикоориентированным образованием, слабый учет этнических, этнопедагогических особенностей в образовании, приоритет
репродуктивных методов преподавания.
С 1991 года начинается новый исторический
период развития образования в Казахстане. Он
характеризуется национальным самоопределением, поиском оптимальных путей развития, динамикой постоянных реформ, интеграционными
процессами и др.
Движущими силами реформ стали:
- экономический фактор – глубокий экономический кризис, разрушение экономических связей
с союзными республиками, введение рыночной
экономики, информатизации и компьютеризации всех сфер жизнедеятельности человека;
- политический фактор – поиск путей самоопределения, формирование независимой государственности;
- культурный фактор – возрождение национальной культуры, языка, развитие национальной
истории, продолжение научно-технического
прогресса.
Общие образовательные стратегии независимого
Казахстана – «образование в течение жизни» –
«live long learning – LLL», непрерывное образование, интеграция в мировое
пространство, приоритет качества образования, конкурентоспособность образования,
«триединство языков», компьютеризация, стандартизация, вариативность
обучения и др. Если проследить за документами
и реализацией стратегических направлений развития, то можно выделить стратегии построения
национальной системы образования (1992), «возрождения казахского языка», интеграции в мировое
пространство (2000), «развития качества образования» (2000-2004), «конкурентоспособности
образования», «триединства языков» (2007) и др.
Отдельно выделим направленность на переход к
12-летнему среднему образованию.
В проведенном исследовании рассмотрены вопросы изменения законодательной базы, разработки периодизации развития среднего образования,
динамика изменения сети школ, новых стандартов
образования и учебников, международной оценки
достижений учащихся и др. (см.монографию) [2].
Остановимся кратко на новых стандартах и
учебниках.
Значимым для периода независимости было
полное обновление содержания образования сред-
ней школы. Казахская академия образования
им. И. Алтынсарина занялась разработкой новых
образовательных программ школы, учебников и
стандартов. В 1996 г. была принята Концепция
содержания среднего образования и Государственный базисный учебный план общеобразовательной
школы Республики Казахстан. Работу возглавлял
президент КАО Н.Н. Нурахметов, зам.директора
М. Джадрина, Ш. Таубаева и др. Были разработаны стандарты 1998-2002 годов. До этого времени в
основном в школе использовались старые советские
учебники. Для задания более четкого вектора раз-
вития, в том числе отраженного в программах и
учебниках, в 1995-2000 г. Министерство образования принимает концепции развития образования
по различным направлениям – формирования
исторического сознания, правового обучения, этнокультурного образования и др.
Как отмечает М. Джадрина, в проектировании
школьного образования «предметный принцип с
ориентацией на знаниецентризм был начат с 30-х
гг. ХХ столетия. В развитых странах сложился
другой подход, где объектом стандартизации является не содержание школьного
образования, а результаты обучения». ГОСО 2002 г. были изменены формулировки: с
«регулирования входа» на «регулирование выхода» через внедрение концепции
«образования, ориентированного на результат» и
«компетентностного подхода» [6]. Это привело к реализации вариативности школьного образования.
В ГОСО-2002 вариативный компонент постепенно
увеличивается от 1 часа в неделю в начальной
школе, 3 – в основной ступени средней школы, до
17 – в старшей ступени. Причем в старшей ступени
проведена профилизация школы: общественно-
гуманитарного и естественно-математического
направления. Как подчеркивает Т.Н. Сайтимова
(2011) [7], «систематическое базовое изучение
всех учебных предметов заканчивается в 9 классе
основной школы (в этом заключается принципиальное отличие от прежней советской структуры
школы, где учебные предметы изучались непрерывно, вплоть до окончания средней школы)».
Таким образом, начался поворот к подлинной
гуманизации образования, постепенному учету
индивидуальных способностей учащихся. В то
же время сами школы не всегда справлялись с
предоставлением разнообразия прикладных кур-
сов (школьного/вариативного компонента) и курсов
по выбору (ученического компонента), поскольку
было ограничение в финансировании, не хватало
кадрового потенциала. Областями и предметами
основной ступени средней школы были (5-8 классы): филология (родной язык и литература, государственный/русский
язык, казахская литература, иностранный язык), математика (математика, информатика, черчение), естествознание (география,
биология, физика, химия), обществоведение (история, основы обществознания), искусство (музыка,
изобразительное искусство), технология (трудовое
обучение), физическая культура; факультативы
(курс по выбору), индивидуальные и групповые
консультации (ГОСО-2002) [8].
В это же время с 1996 по 2006 гг. шла активная
работа по созданию нового поколения учебников
c 1 по 11 класс. Финансирование осуществлялось
из госбюджета и за счет займа Азиатского Банка
развития [10] (И. Силова, 2002). До 2002 г. полностью были обновлены учебники с
1 по 5 класс казахской, русской, уйгурской школ. С 2000 по 2005 годы разработано
и издано 58 млн. школьных учебников, в том числе 832 наименования
учебников, 2397 наименований учебно-методических комплексов, 321 наименование электронных
учебников (НД, 2007) [11].
В 2010 г. была принята Госпрограмма развития образования до 2020 г., где
переход к 12-летке за- планирован в 2015-2020 гг. Ее цель – повышение
конкурентоспособности образования, развитие человеческого капитала путем
обеспечения доступности качественного образования для устойчивого
роста экономики. Цель реформ среднего образования – формирование в общеобразовательных
школах интеллектуального, физически и духовно
развитого гражданина Республики Казахстан, удовлетворение
его потребности в получении образования, обеспечивающего успех в быстро меняющемся мире, развитие конкурентоспособного
человеческого капитала для экономического благополучия страны. Переход на 12-летнюю модель
обучения [12].
Задачи программы по среднему образованию
следующие:
- осуществление перехода на 12-летнюю модель
обучения с обновлением содержания образования;
- решение проблемы малокомплектных школ;
- совершенствование системы инклюзивного образования в школе [12].
Переходным стал новый госстандарт образования ГОСО РК 2.3.4.01-2010, который
закрепил структуру программ 2002 года. В содержание образования внедрен курс
«Самопознание» с 1 класса, инициатором которого стала Первая леди Казахстана
Сара Назарбаева. Миссия курса значительна: развитие человеческого капитала,
духовно-нравственных основ личности, умения проектировать свой процесс роста и
развития учащимися. Новыми стали предметы «Технология», с
2012 г. – курс «Основы религиоведения».
Разработка ГОСО для 12-летки в рамках научных
исследований проводилось двумя альтернативными
группами ученых – Национальной академии образования
(бывшего КАО) и Казахским национальным педагогическим университетом им. Абая. Интересно, что КазНПУ
им. Абая предложил 13 профилей обучения [13-14]. В 2014
г. еще один вариант ГОС для начальной школы предложили Назарбаев Интеллектуальные школы. Их обсуждение
активно ведется в вузах, АПН Казахстана, на страницах
республиканской газеты «Литер», в журнале «Открытая
школа», других научных журналах.
Заключение
В настоящее время исторически сложившаяся политика народного образования и обязательного среднего
образования советской эпохи обогащается мировыми
традициями. Сама традиция народного образования
и всеобщего среднего образования – это завоевание
общества и народа в целом в советский период. Наша
задача – сохранить данную традицию и приумножить
ее. Поэтому планируется внедрение 12-летнего среднего
образования и профильного обучения.
Карта иллюстрирует тренд движения к расширению
обязательного среднего образования – до 12 лет обучения. Анализ карты стратегии показывает, что 12-летнее
среднее образование соответствует и советской традиции
увеличения всеобуча и лежит в русле мировых трендов.
Установлена существующая преемственность развития
школьного образования, в едущие тренды которого –
увеличение всеобуча, традиции народного образования,
ценности знаний, а также восстанавливаемая в настоящее
время плановость развития инфраструктуры образования. Также анализ развития системы среднего образования Казахстана позволяет выделить как традиционные
образовательные стратегии, так и новые стратегии ХХI
века в русле мировых тенденций.

В результате исследования разработан новый
инструмент сравнительных исследований – составление карт развития образования. Этот
метод помогает систематизировать исторические
вехи развития образования, заново взглянуть на
них, а также оценить по-новому историю развития
образования. Карты стратегий помогают в понимании и формировании новых стратегий, прогнозировании развития образования. В сравнительном
аспекте они помогают понять сильные и слабые
стороны отечественного образования по сравнению с зарубежными тенденциями и
традициями, а также сильные стороны отечественной
системы для конкурентоспособности образования в
мире. Важно, трансформируя социальный институт образования, развивая качество обучения и расширения
компетенции, внедряя новую систему оценки учебных
достижений, сохранить преимущества системы, обогатив
их новым содержанием. И подобная задача, поставленная перед государством
в целом, грамотно и активно может выполняться
каждым педагогом и менеджером образования с
участием самих учеников и родителей.
Литература
1. Кузнецов Ю.А., Шмаков М.В. Экономические
проблемы регионов и отраслевых комплексов // Проблемы современной экономики,
N 2 (42), 2012 / http://www.m-economy.ru/art.
php?nArtId=4090
2. Образовательная политика. Теории и концепции, тенденции и стратегии развития: Монография. – Алматы: Қазақ университеті, 2014. – 227
с.
3. Вишнякова С.М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины,
актуальная лексика. – М., НМЦ СПО, 1999. –
538 с.
4. Реформы образования в современном мире:
глобальные и региональные тенденции. – М.,
1995. – 568 с.
5. Mynbayeva, Aigerim, and Pogosian, Victoria.
Kazakhstani School Education Development from
the 1930s: History and Current Trends // Italian
Journal of Sociology of Education, 6(2), 144-172.
Retrieved from http://www.ijse.eu/wp-content/
uploads/2014/06/2014_2_7.pdf (2014).
6. Жадрина М. Образовательный стандарт среднего общего образования: опыт и
поиск // Мате- риалы по проблеме реформирования системы среднего общего
образования в контексте Концепции развития образования в Республике
Казахстан до 2015 г. – Алматы, 2004. – С. 9-16.
7. Сайтимова Т.Н. Система общего среднего образования в Казахстане: современное состояние
и тенденции развития: автореф. … канд. пед.
наук: 13.00.01. – Волгоград, 2011. – 28 c.
8. Государственный общеобязательный стандарт образования Республики
Казахстан. Среднее образование. Образование среднее общее. Основные положения. ГОСО PK 2.003-2002. – Астана,
2002.
9. Государственный общеобязательный стандарт
Республики Казахстан. Начальное, основное
среднее, общее среднее образование: ГОСО РК
2.3.4.01-2010. – Астана, 2010. – 45 с.
10. Право на качественное образование; создание
школ доброжелательного отношения к ребенку
в Центральной Азии / сост. И. Силова. – Алматы: ЮНИСЕФ, 2002. – 213 с.
11. Дамитов Б.К., Ермеков Н.Т., Бекенова А.Б.,
Можаева О.И., Абсаматов А.У. Национальный
доклад о состоянии и развитии образования в
Республике Казахстан (краткая версия). – Астана, 2007. – 42 с.
12. Государственная программа развития образования Казахстана на 2011-2020 гг. // сайт МОН
РК – Астана, 2010 / www.edu.gov.kz
13. Рамочные основы ГОСО 12-летнего среднего
образования. – Астана: НАО, 2013. – 26 с.
14. Айтбаева А.Б. Структурные и содержательные
особенности стандарта среднего образования,
разработанного КазНПУ им. Абая // Вестник
КазНУ. Серия «Педагогические науки». –
2013. – № 1(38). – С. 22-28. |