электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Актуальная проблема:

Тема номера

   

Архив статей 2015 г.

 

Анализ психолого-педагогических проблем обучения и воспитания детей шестилетнего возраста.
По результатам опыта обучения 1960-1970 годов в СССР.

№ 2 (143) февраль 2015г.

Р.Б. КАРИМОВА, зав. кафедрой психологии КазНПУ им. Абая, доктор психологических наук, профессор, О.Г. ЛОСКУТОВА, логопед Университетской клиники «Аксай», г. Алматы


От редакции: В апреле 1984 года журнал «Вопросы психологии» провел круглый стол, на котором обсуждались результаты исследований по обучению и воспитанию детей шестилетнего возраста. Материалы этого круглого стола журнал опубликовал в двух номерах. Общий объем публикаций составил более 60 страниц (http://www.voppsy.ru/ issues/1984/845/845049. htm). Мы обратились к специалистам с просьбой проанализировать этот богатейший материал, оценить плюсы и минусы шестилетнего образования.


Начиная с 60-х годов прошлого столетия, в СССР стал внедряться опыт обучения детей с шести лет, получили широкое распространение подготовительные классы шестилеток во всех республиках страны. Результаты многолетних исследований были проанализированы и систематизированы специалистами ведущих педагогических институтов и вузов страны, включая АПН СССР.

Нам представляется, что сегодня необходимо систематизировать прежний опыт для более успешного внедрения новой системы образования.

Прежде всего, необходимо знать, что 6-летние дети значительно отличаются тем, что у них наблюдается ряд особенностей, которых нет или которые про- являются не в такой яркой форме у семилетних школьников. Это касается большого (и количественно, и качественно) несоответствия, так называемого, паспортного и физиолого-психологического возраста ребенка. Отсюда возникает ряд проблем и трудностей и с реализацией индивидуально-дифференцированного подхода, и с проведением уроков, и с организацией второй половины дня. Среди шестилеток устойчиво выделяется группа детей с замедленным развитием (от 7 до 15-20 %). При этом не каждого из этой группы детей удается поднять до нужного уровня обучения педагогическими средствами. Требуется вмешательство врачей, изменение обстановки в семье. Поэтому необходимо до начала учебного года обеспечить своевременное медицинское обследование детей, поступающих в подготовительный класс и подготовительную группу, с обязательным участием невропатолога, логопеда и других специалистов.

Для определения психофизиологичекой зрелости, по мнению Т.Н. Дубровиной (НИИ педагогики МССР), может быть использован психофизиологический тест Керна-Ирасека, который позволяет дифференцировать индивидуально степень зрелости шестилеток. Анализ данных, полученных с помощью этого теста, показал, что среди обследованных – 17,4 % зрелых, 54,7 % среднезрелых и 27,9 % незрелых детей. К концу учебного года число зрелых детей увеличилось почти в 3 раза. Следовательно, обучение по экспериментальным программам благоприятно сказалось на созревании вышеназванных функций организма. В то же время оценка работоспособности детей в зависимости от зрелости показала, что у детей в группе зрелых показатели умственной работоспособности выше, чем у средне- зрелых и незрелых. По мере перехода детей из одной группы зрелости в другую изменения работоспособности носили разнонаправленный характер: только у 32 % обследованных преобладала хорошая работоспособность; у 47 % учащихся отмечалась неустойчивая работоспособность, у 21 % отмечалась низкая работоспособность в течение всего учебного года, что свидетельствовало об их утомлении под влиянием учебной нагрузки.

Поэтому на первом месте по важности, по мнению И.Д. Зверева (АПН СССР), стоит проблема определения психофизиологической готовности шестилетнего ребенка к обучению, определения понятия «школьная зрелость». Как известно, сформированность структур и функций мозга 6-летнего ребенка близка по ряду показателей к мозгу взрослого человека как анатомически, так психофизиологически, когда межполушарная асимметрия достигает взрослого уровня. В то же время следует иметь в виду, во-первых, отклонения от средних показателей темпа созревания мозга и всего организма – опережение или отставание – в индивидуальном развитии детей одного возраста; во-вторых, сложную перестройку мозговой активности в этот переломный период жизни человека. Таким образом, шесть лет – это определенный рубеж, когда господствует непроизвольное по- ведение, и все более нарастают элементы поведения произвольного, что непосредственно выражается в переходе от желания «я хочу», к сознательной цели «так надо».

Вот почему большую роль играет создание соответствующих условий для обучения с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Шестилеткам, как никому, необходима доброжелательная обстановка с благоприятным психологическим климатом, с четким режимом дня при тщательно нормированных умственных и эмоциональных нагрузках в соответствии с требованиям психогигиены, что обеспечивает успешную адаптацию к новым условиям. Это поможет предупредить нервно-психические срывы, особенно на начальном периоде обучения, когда у детей быстро появляется тревожность, раздражительность, плаксивость. Особенно важен в режиме шестилеток полноценный ночной и дневной сон, так как потребность в дневном сне исчезает постепенно к семи годам. Большую роль в режиме дня имеют игры, физические упражнения на свежем воздухе, они исключают вредные последствия гиподинамии. Вот почему для маленьких школьников предусмотрены физкультминутки на всех 35-минутных уроках, два-три урока физкультуры в неделю, динамические прогулки на свежем воздухе, спортивные игры.

Особая забота – не перегрузить шестилеток учебной информацией, не засушить их ум скучными и однообразными заданиями, помнить о развитии не только мышления, но и эмоций, детской непосредственности и живости реакций.

Большое значение, по мнению многих ученых, в организации учебного процесса имеют способы деятельности детей на занятиях. Здесь необходимо учитывать как практический опыт детских садов, так и научные разработки по дошкольной психологии и педагогике, так как ценный опыт в этом отношении школа и детский сад приобретают друг от друга. Наиболее важным здесь является включение в учебные занятия элементов игры, которые приобретают дидактическое значение. Не удивительно, если на уроках русского языка или математики малыши играют с куклами и мячами, становятся в круг, подходят к учителю и шепотом говорят ответ или показом картинок и предметов подтверждают решение задачи, все вместе создают картину по сюжету сказки, разместившись группами на ковре, конструируют модели, строят дома-башни, вырезают из бумаги, лепят из глины. Игра становится и способом обучения, и формой организации деятельности детей.

Исследования показали: восприимчивость к чтению у шестилеток больше, чем у семилеток. При этом отмечается более раннее формирование правильных навыков слитно-слогового чтения и чтения целыми словами. Однако следует отметить, что увлечение скоростью чтения без достаточного осмысления ребенком прочитанного может принести только вред, поэтому скорость чтения не должна превышать 25-30 слов в минуту к концу первого года обучения. Это вполне достижимо для всех нормальных в развитии детей. Владение навыками чтения – основа воспитания любви к книге, развития читательских интересов с самых первых шагов грамотности.

Данные, полученные в ходе эксперимента, свидетельствуют и о том, что не следует торопить малышей с овладением навыками письма, так как они у них формируются медленнее, чем у семилеток. Важно использовать целый ряд методических приемов, научить шестилеток держать карандаш, пользоваться тетрадью, совершать ритмические движения пальцами и кистью руки, определять направление линий и т.д. Особое внимание исследователи уделяют обучению математике. Шестилетки нормально усваивают программу по этому предмету. Здесь овладение прочными навыками счета в пределах десятка и решение простых задач сочетается с усвоением математических отношений: больше– меньше, равно–неравно, длиннее–короче. Многое дает детям манипулирование с предметами, их преобразование, конструирование.

Большую роль, по мнению Е.Е. Кравцова (НИИ дошкольного воспитания АПН СССР), играет уровень развития общения, как показатель психологической готовности к школе. В ходе исследования общения был выделен новый вид общения, впервые возникающий у детей в старшей группе детского сада и затем интенсивно развивающийся в подготовительной группе, который условно был назван произвольно-контекстным общением. Отличительная особенность этого типа общения в переходе от импульсивных ответов и непосредственных реакций и действий к произвольным, опосредствованным определенными, сознательно принятыми правилами, задающими контекст и смысл всей данной ситуации общения со взрослым. Это необходимо учитывать при организации учебных занятий шестилеткам.

Исследования мотивации учения, проведенные С.Д. Максименко, С.Л. Коробко (НИИ психологии МП УССР), показывают, что, несмотря на характерное почти для всех детей (более 90 %) общее положительное отношение к школе, в начале учебного года значительная часть учащихся подготовительных (70 %) и первых классов (53 %) отдает предпочтение дошкольным видам занятий, причем репродуктивного характера. Школьные интересы находятся в основном вне круга интересов, собственно учебного содержания (уроки родного языка и математики нравятся в начале учебного года 25 % шестилетних и 35 % семилетних детей).

Как известно, одним из главных показателей становления учебной деятельности является эмоциональное отношение ребенка к школе и учению, которое находит свое выражение в эмоциональном благополучии. Исследованиями установлено, что в конце учебного года у 27 % детей появляется тревожность по отношению к учению в школе. Главное, что порождает тревожность, – это отметки. «Отметочная психология», характерная для этих детей, нарушает естественную динамику учебных мотивов. Порождение тревожности у шестилетних детей, обучающихся по принятой экспериментальной программе, очевидно, не является неизбежным, а зависит в основном от взаимоотношений ребенка с учителем и от педагогической оценки. Большинство же детей не понимают критериев таких оценок, и только 10 % осознают их. У 85 % учащихся подготовительных классов выявлена завышенная недифференцированная самооценка. Это приводит к тому, что многие из них рассматривают оценку своей деятельности как оценку личности в целом.

Оценочные суждения и знаки с положительной и отрицательной модальностью оказывают самое непосредственное влияние на деятельность детей. Так, после получения положительной оценки у 71,5 % детей заметно увеличивается объем и интенсивность деятельности, повышается качество ее выполнения, которое характеризуется тщательностью, аккуратностью, завершенностью. Получение отрицательной оценки вызывает у 65,9 % детей состояние тревожности, при этом они отказываются про- должать деятельность, становятся пассивными, требуют помощи учителя.

Поэтому использование порицаний, замечаний при обучении детей этого возраста должно быть ограничено, иначе у них может сформироваться заниженная самооценка. Это обуславливает целесообразность применения у шестилеток только положительных суждений (поощрения, одобрения, перспективные оценки) с учетом индивидуальных особенностей детей и их отношения к учению.

Как известно, шестилетние дети недостаточно подготовлены к вхождению в школьный коллектив, испытывают значительные трудности в общении со сверстниками. Поведение их неустойчиво, часто зависит от эмоционального состояния. Взаимоотношения в классе строятся на личных симпатиях и антипатиях. Ученик может осознавать важность требований коллектива, но не всегда с ними считаться, особенно если сталкиваются равные по силе коллективистские и индивидуалистские мотивы. В связи с этим встает важная задача с помощью приемов коллективной организации учебного и внеурочного времени воспитывать у учащихся нравственно-этические качества.

Экспериментальные исследования показали, что только около 20 % детей проявляют реальную готовность к принятию учебной деятельности как способа нового от- ношения к действительности, обладают высоким уровнем интеллектуального и волевого развития. 63 % детей стремятся к организованному учебному действию, но имеют недостаточную сформированность интеллектуального и волевого уровня, и 17 % имеют крайне низкие показатели.

По данным А.Л. Венгер (НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР), при переходе к школьному возрасту появляются высокоопосредствованные формы регуляции деятельности, опирающиеся на социально-заданные нормы, социально-выработанные способы действий. Готовность к школе представляет собой, с психологической стороны, готовность к принятию этих норм и способов действий. Дошкольник направлен, прежде всего, на получение результата. Новый тип регуляции деятельности предполагает оценку потенциально возможного способа действия с точки зрения его соответствия заданным нормам. Так, решая математическую задачу, школьник должен не просто найти ответ, но получить его строго определенным путем. Оценка способа (плана) должна предшествовать его практической реализации. Она связана с существенной перестройкой всех психических процессов ребенка. Должно появиться побуждение к такой оценке (мотивационная готовность), соответствующие интеллектуальные возможности и т.п. Эти компоненты нового уровня психической регуляции образуют единую структуру, развивающуюся в процессе деятельности, общения со взрослыми и сверстниками.

Изучение влияния, оказываемого разными формами общения учителя с учащимися нулевого класса на их психическое развитие, показало, что строго регламентированное общение, основанное на четких правилах (обычное для I класса), приводит к повышению тревожности, снижению эмоционального комфорта. У семилетних детей подобные явления, как правило, отсутствуют. Это можно объяснить тем, что у шестилеток недостаточно сформирован вышеописанный механизм регуляции деятельности. В результате их активность и инициатива не могут проявиться в формах, предписываемых школьными требованиями, и затормаживаются. Это и приводит к росту внутренней напряженности, тревоги. В связи с повышением тревожности существенно искажается ход психического развития детей (ниже остановимся на этом вопросе подробнее).

Исследование интеллектуального развития шестилетних детей показало, что наибольшее значение для последующего успешного обучения в школе имеет сформированность образного мышления. Уровень развития логического мышления значительно менее прогностичен (при высоком уровне успешность практически не выше, чем при среднем). Этот результат кажется парадоксальным. Ведь именно логическое мышление обеспечивает оценку потенциально возможного способа действия с точки зрения его соответствия заданным нормам. Ее главным инструментом, как показал Л.С. Выготский, являются значения, фиксированные в понятиях. Было выделено несколько вариантов развития, характеризующихся устойчивым сочетанием определенных психических особенностей. По аналогии с медициной эти варианты были условно названы нами «психологическими синдромами». Б.И. Фоминых (НИИ школ Министерства просвещения РСФСР) предлагает следующие основные принципы экспериментального обучения шестилеток в школах РСФСР:
1) строгий учет психофизиологических особенностей шестилетних детей;
2) единые учебные программы и учебники для подготовительных классов (ПК) и подготовительных групп (ПГ);
3) ПК, ПГ – первая ступень школьной учебы, начало школьного обучения и воспитания;
4) объем учебного материала, предназначенного для усвоения в ПК и первых-третьих классах, равен объему материала, который изучается в начальной трехлетней школе;
5) распределение этого материала на 4 года функционально и структурно соотнесено с общим объемом времени, отведенного для четырехлетней начальной школы, с возрастными возможностями шестилеток и теми знаниями, умениями и навыками, которые они приобретали в ПК, т.е. год, добавленный к начальным классам, должен облегчить детям усвоение учебного материала, рассчитанного ранее на три года его изучения; можно будет больше учебных часов отвести общеразвивающим занятиям: физкультуре, труду, музыке, изобразительному искусству, экскурсиям;
6) щадящий режим учебных занятий в первой и во второй половине дня, так как экспериментальное обучение и воспитание распространяется и на группы продленного дня;
7) ряд учебных материалов и режим варьируются.

Таким образом, по мнению А.М. Матюшкина (гл. редактор журнала «Вопросы психологии), главным показателем эффективности программы обучения шестилеток является учет психофизиологических и медицинских показателей общего развития детей, преодоление учебных и эмоциональных перегрузок, создание оптимальных условий для укрепления их здоровья и развития их познавательных способностей с учетом закономерностей развития мотивационно-потребностной сферы детей.

Продолжение в следующем номере.

 

 
 

Тема номера





 
 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10