электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Актуальная проблема:

Тема номера

   

Архив статей 2015 г.

 

Инновации и лидерство в образовании: новый взгляд на управление современной школой
(заметки для руководителя)

№ 2 (143) февраль 2015г.

И.Г. ДУБРОВИНА, начальник отдела аналитики и мониторинга ФАО «НЦПК «Өрлеу» «ИПК ПР по Акмолинской области»


Сегодня много говорится об инновациях в образовательной среде. И чаще всего их связывают с обновлением содержания образования, внедрением новых технологий и подходов в преподавании и обучении. Однако, на мой взгляд, без должного внимания до сих пор остается проблема управления человеческими и образовательными ресурсами.

В период модернизации казахстанской системы образования центральным звеном успешности становится поиск новых подходов управления школой. В настоящее время практика управления с позиции функционирования перестает быть эффективной. Сегодня процесс управления школой следует рассматривать с позиции ее развития, потому что разносторонне развитую личность можно сформировать только в условиях развивающейся школы.

Современная школа – это открытая организационная система. Как и всякая система, школа характеризуется такими свойствами, как целостность, целенаправленность, управляемость, открытость, связь с социумом, способность к саморазвитию и др. Учет этих особенностей – важнейшее условие эффективного управления, но одновременно и основная трудность практики управления школой.

У опытного руководителя сформировано свое видение организации образовательного пространства школы для его эффективного функционирования и дальнейшего развития. Руководитель педагогического коллектива должен постоянно задумываться над тем, каковы должны быть эффективные подходы к управлению, развитию школы. Его действия с самого начала работы директором должны быть направлены на формирование работоспособной сплоченной команды, которая помогала бы руководить образовательным процессом в пространстве школы. Идея распределенного лидерства способствует изменению управленческих функций администрации, заместителей директора.

Тенденции мировой практики управления развитием школы, опыт зарубежных коллег убеждают в том, что сегодня недостаточно организовать четкое функционирование всех структур школы. Современная школа, представляющая собой сообщество педагогов и учащихся, должна соответствовать вызовам общества, требованиям и ожиданиям, которые предъявляет к ней социум. Школа и ее коллектив должны постоянно развиваться, идти в ногу со временем и его требованиями, возможно, даже опережать время, участвовать в формировании современных культурных ценностей. Это ставит перед коллективом и его руководством цель – создание инновационной образовательной среды школы, где каждый учитель готов активизировать свою профессиональную позицию, исследовать свою практику преподавания, анализировать результаты работы для ее совершенствования. Все это необходимо для того, чтобы выполнить главное предназначение школы – способствовать формированию разно- сторонне развитой, культурной и образованной личности, способной к дальнейшему саморазвитию и самореализации. Это и многое другое возможно тогда, когда образовательное пространство школы организуется с позиции лидерства, когда работа в коллективе строится на доверии, когда члены коллектива готовы взять на себя ответственность не только за свою практику, но и за другие участки работы, когда активность и инициатива поощряются и культивируются. Чтобы организовать работу коллектива школы в режиме развития, руководителю необходимо обладать качествами лидера.

Лидерство в образовании понимают как управленческий комплекс, направленный на развитие профессионального потенциала учителя, активизацию его педагогической позиции, стимулирование лидерских качеств всех членов коллектива с целью развития школы. Директор является первым лидером в своем коллективе. Это накладывает на него определенные обязательства. Как лидер, он должен, в первую очередь, выработать

в себе специфические навыки, которым ему необходимо обучить команду и коллектив. Важной особенностью для руководителя является умение не только выстроить ВИДЕНИЕ, образ своей школы и перспектив ее развития, но и подчинить всю свою работу и работу педагогического коллектива, как единой команды, достижению этой цели.

Помочь в этом может применение 7 навыков и 11 стратегий эффективного лидера по Стивену Кови. Именно они могут стать ключевыми элементами в работе. Эти навыки необходимо стараться вырабатывать в процессе управления. Следование стратегиям эффективного лидера требует от руководителя умения не только четко формулировать цели и задачи, быть последовательным, контролировать и поддерживать людей, которые решают вопросы, руководствоваться изменениями и всегда искать методы улучшения. Не менее важно, что руководитель должен развить в себе внутреннее ощущение и самовосприятие с позиции лидера. Это значит, что он должен быть полон решимости и энтузиазма, иметь высокие цели, укреплять доверие в коллективе, развивать умение вести диалог, осуществлять энергичное и эффективное управление, а также продолжать развиваться профессионально и культурно, контролировать, чтобы все подчиненные имели такую возможность.

Еще одна особенность лидерства в управлении – переход от высокого уровня контроля к высокому уровню доверия, сочетание доверия и ответственности во взаимоотношениях и выполнении профессиональных обязанностей членами коллектива. Лидер должен понимать и осознавать, что люди, которым он доверяет, должны знать, что они должны делать, и отвечать за результаты своей работы. Он должен отдавать себе отчет в том, что построить отношения на доверии означает изменить культуру школы, и это потребует не только много сил и времени, но и проявления профессиональной щедрости, открытости коллектива в целом и каждого учителя в отдельности. Как лидер, руководитель понимает, что строя доверие в коллективе, он должна быть с коллективом, а не над ним.

Если хороший результат есть доказательство правильных изменений, то нужно стимулировать людей на достижение хороших результатов. Для этого лидер-руководитель должен стараться раз- говаривать с коллективом о предстоящих изменениях, убеждать людей и обучать изменениям. Майкла Фуллан, автор книги «Нравственный императив», говорил: «Чтобы повысить свой потенциал и потенциал коллектива школы, нужны несколько составляющих: навыки и знания учителей, их мотивация и возможности. Если упустить хоть одну из составляющих, не будет возможности построить потенциал коллектива и отдельного учителя». Это должно стать руководством в построении инноваций в школе. Но одному руководителю со всем этим не справиться. Как лидер, руководитель должен полагаться на других, проводя изменения.

И здесь встает вопрос о распределенном лидерстве, которое становится источником решения проблем. Лидера сравнивают с дирижером оркестра, в котором каждый выдает свою партию, но в целом звучит общая музыка. Одному лидеру не решить задачи развития школы без команды единомышленников, в первую очередь, его заместите- лей. Каждый из них должен также быть лидером – не только знать и качественно выполнять свои обязанности и функции, но и видеть границы и значение своей работы в едином образовательном пространстве школы, а также осознавать, что от результатов его работы зависит качество и целостность организации образовательного процесса и перспективы его развития. Таким образом, «работа в команде необходима» (Р. Беккард), так как «у команды гораздо больше шансов к победе» (В. Ломбарди).

Идея тренерства (коучинга) является стратегией обучения. Если раньше в повышении профессионального мастерства учителя практиковалось наставничество, то теперь стало возможно использовать именно тренерство. Его смысл в том, что тренер оставляет проблему с человеком, не решает за него, подсказывая готовый способ, а помогает самостоятельно найти способ решения проблемы, чтобы человек учился делать сам. Ведь пока человек сам не почувствовал суть проблемы, он не примет на себя всю полноту ответственности. В практике школы организация и проведение коучингов на разных уровнях очень эффективны. Тренерская работа заключается в том, чтобы до- биваться того, что учителя начинали бы действовать по-другому, вносили изменения в процесс преподавания.

Таким образом, в образовании должно быть больше тренерства, а не наставничества. Но тренерству тоже нужно учиться, и это одна из задач команды лидеров – научиться умению внимательно слушать, задавать «хорошие вопросы», общаться с уважением, оспаривать без разрушения, заменить суждения любопытством.

Правда, для введения изменений недостаточно одного распределенного лидерства. Здесь необходимо формирование так называемой инклюзивной культуры, которая означает включенность всех членов коллектива в процесс развития с помощью активной команды – учителей, родителей, учащихся. Тут уже речь идет о широком сотрудничестве в достижении общих целей.

Лидерство, как современный подход к управлению, действительно, на практике доказывает свою эффективность. Так как не только повышает потенциал педагогического и ученического коллектива, но и способствует созданию такой культуры в школе, которая направлена на развитие и совершенствование как отдельной личности, так и коллектива школы в целом, а в этом и есть идея развития.

 
 

Тема номера









 
 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10