электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Актуальная проблема:

Тема номера

   

Архив статей 2015 г.

 

От электронного обучения к Smart-обучению

№ 3 (144) март 2015г.

Р.А. МУКАНОВА, начальник отдела информации института повышения квалификации педагогических работников по Акмолинской области, магистр технических наук, академик Международной академии информатизации, г. Кокшетау


Повышение эффективности современного образования с использованием информационных технологий является главной задачей педагога. Для применения новейших форм обучения педагог должен сам стать обучающимся. Наличие широкого спектра знаний в области информационных технологий является главным условием эффективного внедрения электронного обучения и планомерного перехода на Smart-обучение. В ходе приобретения знаний для овладения высоким уровнем компьютерной грамотности педагоги переходят от репродуктивной деятельности к поисковой и творческой. С внедрением информационных технологий в образовательном процессе компьютер не заменяет педагога, изменяются его профессиональные качества, возрастает его роль в управлении учебным процессом. Информационные технологии способны обеспечить новое качество обучения и представления учебного материала по сравнению с традиционными средствами в функционально- технологическом аспекте.

Проходит время простых систем электронного обучения с постепенным переходом на Smart-обучение. Новые системы-платформы для «умного» обучения включают в себя элементы, необходимые для успешной организации данного типа обучения. Smart-обучение – это объединение учебных заведений и педагогических коллективов всех уровней по направлениям, начиная с начальной школы и заканчивая вузами, для осуществления совместной образовательной деятельности в сети Интернет на базе общих стандартов, соглашений, технологий и направлений в поле деятельности. То есть речь идет о совместном создании и использовании контента, о совместном обучении.

«Умное обучение» означает
- гибкое обучение в интерактивной образовательной среде,
- быструю адаптацию каждого педагога к быстро меняющейся среде,
- предоставление свободного доступа к контенту по всему миру.

Развитие каналов коммуникации, средств передачи и обмена информацией подводит мир к новому «эволюционному витку», транс- формируя информационное общество в то, что сегодня принято обозначать термином Smart Society – Smart- общество. Идея Smart-общества более точно выражает намерения улучшить все аспекты человеческой жизни, используя ИКТ в новых отраслях. Эта политика стала эталоном для США – интернет-лидера в мире, а также для Кореи, Японии и многих других стран. Становление Smart-общества проявляется все больше как глобальная тенденция.

Smart-общество – это новое качество общества, в котором совокупность использования подготовленными людьми технических средств, сервисов и Интернета при- водит к качественным изменениям во взаимодействии субъектов, позволяющим получать новые эффекты – социальные, экономические и иные преимущества для лучшей жизни. Это следующий за «информационным обществом» этап развития, в котором мы сегодня живем.

Интернет размывает границы экономики, общества и индустрий, изменяя правила игры, открывая вероятность для риска, так же, как новые возможности. Smart – это свойство объекта, характеризующее интеграцию в данном объекте двух или более элементов, ранее не соединяемых, которая осуществляется с использованием Интернета. Например, Smart-TV, Smart-Home, Smart-Phone. Smart-технологии приведут к расширению трудовой мобильности: в образовании, в государственной службе и во многих других сферах занятости.

Главная цель Smart-обучения – создание среды, обеспечивающей высокий уровень конкурентоспособного образования за счет развития у обучающихся знаний и навыков современного общества XXI века – сотрудничества, коммуникации, социальной ответственности, способности критически мыслить, оперативно и качественно решать проблемы.

Проанализируем международный опыт, в частности Южной Кореи, по повышению квалификации педагогов для Smart-образования, где главным приоритетом является развитие профессионального потенциала педагогов. Программы обучения учителей разрабатываются с учетом повсеместного использования ИКТ, развития коммуникации через социальные сети, новых методов обучения, реализуемых в школах. Кроме того, в школах Кореи в рамках системной подготовки учителей к Smart-образованию занятия для педагогов проводятся 2 раза в месяц. В повышении квалификации широко используется принцип обучения «равный – равному», когда каждый учитель, повысивший квалификацию, передает новый опыт коллегам своей школы и других школ, активно используются ресурсы сетевого сообщества педагогов для решения профессиональных проблем.

Важнейшим вопросом становится подготовка кадров, обладающих творческим потенциалом, умеющих работать и думать в новом мире. Так, умение быстро и эффективно находить и использовать информацию становится обязательным для человека с информационной культурой. Специалист, не обладающий практическими навыками работы в социальных сетях, с электронными источниками, не умеющий составлять личные базы знаний, будет неэффективен, а, следовательно, не востребован.

Подготовить специалиста, обладающего навыками работы в Smart-обществе, – задача Smart- образования, в котором совокупность использования подготовленными людьми технологических инноваций и Интернета приводит к новому, соответствующему Smart-обществу качеству процессов и результатов образовательной, научно-исследовательской, коммерческой, социальной и иной деятельности.

Совершенно очевидно, что в Smart-образовании меняется природа учебного процесса. Smart- учебный процесс (образование) – учебный процесс с использованием технологических инноваций и Интернета, который предоставляет учащимся возможность приобретения определенных компетенций на основе системного многомерного видения и изучения дисциплин, с учетом их многоаспектности и непрерывного обновления содержания. Smart-образование – в первую очередь – поддержка потребностей обучающихся и педагогов (преподавателей).

Концепция Smart-образования – гибкость, предполагающая наличие большого количества источников, максимальное разнообразие мультимедиа (аудио, видео, графика), способность быстро и просто настраиваться на уровень и потребности слушателя. Помимо этого, Smart-образование должно быть легко управляемым, когда учебное заведение может легко обеспечивать гибкость учебного процесса, и интегрированным, то есть постоянно питающимся внешними источниками.

Smart-образование ставит новые задачи перед преподавателями. Они должны быть не только хорошо осведомлены в своей профессиональной области, но и знать большое количество информации, ресурсов, использовать различные технологии для работы с учащимися. При этом Smart-образование открывает для педагогов новые возможности: делиться опытом и идеями, больше заниматься наукой, персонифицировать курс в зависимости от его задач и компетенций слушателя, экономить время, дорабатывая уже имеющийся контент, а не создавать его с нуля.

Необходимо создание сценария всех учебных мероприятий курса, которые будут увлекать обучаемого, побуждать его к творческой и научной деятельности. Учебные курсы должны быть интегрированными, то есть включать в себя и мультимедийные фрагменты и внешние электронные ресурсы. Smart-курс должен на 80 % состоять из внешних источников, развиваться самостоятельно за счет подключений к различным каналам, позволять педагогу самостоятельно создавать контент. Современный курс – это траектория действий, среди которых чтение учебника занимает не более 20-30 % времени.

Этим же требованиям (гибкость, интеграция, индивидуальная траектория и др.) должен отвечать и Smart-учебник. Это – комплексный учебный материал, создаваемый и обновляемый на основе использования технологических инноваций и Интернет-ресурсов, содержащий систематическое изложение знаний в предметной области. Среди требований к технологиям создания smart-учебника – использование облачных технологий в процессе создания и использования smart-учебника, расширенные возможности использования мультимедийных средств, интерактивность образовательных инструментов, автоматическая фильтрация по уровню освоения материала (рейтинг знаний), под- писка на доступ и использование, групповая работа соавторов и читателей в интернет-пространстве, создание контента через личный кабинет.

Перспективы внедрения SMART-обучения в систему повышения квалификации
• Разработка перечня лекций по SMART- обучению для внедрения в краткосрочные курсы повышения квалификации;
• Проведение серии семинаров по SMART- обучению для слушателей краткосрочных курсов повышения;
• Открытие SMART-кабинета для обучения слушателей, а также съемки видеолекций;
• Разработка видеолекций уроков по модулям с учетом приоритетных направлений образования;


• В системе повышения квалификации увеличить количество дистанционных курсов обучения, предусмотреть возможность разработки образовательных контентов с учетом имеющихся возможностей;
• По приоритетному направлению «Инклюзивное образование» предусмотреть возможность внедрения элементов SMART-обучения (оснащение SMART-кабинетами, применение готовых образовательных программ с учетом индивидуальных особенностей обучаемых, готовых контентов с титрами, сурдопереводом и др.);
• Повышение уровня ИКТ-компетентности слушателей, в частности, сельских педагогов (обучение работе с планшетами), а также практическая демонстрация возможностей использования планшетов (для проведения тестирования и других видов контроля на занятиях, контроля, рефлексии, работы над ошибками при проведении лабораторных, исследовательских работ, на уроках физического воспитания при выполнении нормативов и др.). Это позволит одновременно охватить всех учащихся, что актуально для переполненных классов;
• Внедрение SMART-обучения позволит педагогам быть хорошо осведомленными не только в своей профессиональной области, но и поможет им развивать у учащихся потенциал 21-века: творчество, способность совместной работы и коммуникации, развивать критическое мышление при коллаборативном решении проблем, использовать инновационные методы обучения. Сформирует Smart-общество в Казахстане за счет развития методологической базы и переподготовки кадров, способных использовать преимущества информационного общества и экономики для повышения интеллектуального, творческого и духовного потенциала страны.

 


Литература

1. Государственная программа развития системы образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы.

2. Материалы тренинга «Scientific and methodological Support of E-Learning System Implementation». Seoul Cyber University, Nov 6 13-25, 2013.

3. Материалы международного образовательного форума «Мир на пути к Smart-обществу». – Москва, 2012.

Интернет-ресурсы:

1. http: //ru.iite.unesco.org Институт ЮНЕСКО ИИТО

2. http: //www.elearning-russia.ru/last/e_ learning_2012 Умное будущее. Реформирование образования повлечет формирование нового общества. Smart E-Learning Россия, Москва, 2012.

 

 
 

Тема номера









 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10