электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Актуальная проблема:

Тема номера

   

Архив статей 2015 г.

 

Анализ психолого-педагогических проблем обучения и воспитания детей шестилетнего возраста
По результатам опыта обучения 1960-1970 годов в СССР

№ 3 (144) март 2015г.

Р.Б. КАРИМОВА, зав. кафедрой психологии КазНПУ им. Абая, доктор психологических наук, профессор, г. Алматы


Продолжение. Начало в № 02 (143), февраль, 2015

Инклюзивное образование является сегодня наиболее актуальной проблемой в связи с государственной программой обеспечения принципа равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями. Учитывая, что детей с различными отклонениями в развитии в настоящее время становится все больше, подготовка дошкольников к инклюзивному образованию является одной из важнейших задач современного образования. Республика Казахстан в соответствие с международными требованиями создает условия равных возможностей в получении образования для детей, имеющих специальные образовательные потребности. Реализация этой важной задачи требует научно-методического обоснования основных принципов инклюзивного образования, особенно детей-шестилеток с учетом их психофизиологических особенностей.

В этой связи изучение возрастных особенностей детей шестилетнего возраста и их готовности к обучению в школе в кросскультуральном аспекте приобретает особую необходимость. Нам представляется важным проведение анализа научно-экспериментальных исследований ведущих советских школ педагогов и психологов в данном аспекте.


По данным И.Д. Зверева (АПН СССР), большую роль в формировании готовности детей шестилетнего возраста к обучению в школе играют уровни развития отношений «ребенок – ребенок» и «ребенок – взрослый», которые могут определенным образом не совпадать. В обследованиях, проводившихся с целью выявления психологической готовности детей к обучению в школе, установлено, что больше отставало в развитии именно общение ребенка со сверстником, которое генетически зависит от отношений ребенка со взрослым, уровня актуализации отношения «ребенок – взрослый». Поэтому никакие коллективы сверстников сами по себе не могут компенсировать дефицит общения со взрослым.

И.А. Юров (Магаданский педагогический институт) считает, что возрастные границы поступления в школу должны быть гибкими и вариативными. Есть дети, с пяти лет психологически и методически подготовленные к обучению в I классе. Отсрочка от школы не способствует полному умственному развитию таких детей, снижает интерес, влечение и мотивацию к обучению в целом. Но есть дети, не готовые к обучению и в более старшем возрасте, особенно при задержках общего развития ребенка. При этом главными для школы являются психологические критерии (подготовленность, обученность, установка, развитие познавательных способностей, речи, эмоций, волевых качеств). Вот почему важно предоставлять детям возможность больше говорить, рассказывать сказки, истории, читать стихи, что будет способствовать развитию фантазии, абстрактного и творческого мышления. Поэтому на занятиях, особенно в первом полугодии, учитель должен предлагать детям задания до тех пор, пока они не утомятся, т.е. примерно в течение 20–25 минут. Если дети увлечены, занятия желательно не прекращать. Целесообразно чтение чередовать с рисованием, счет с лепкой, письмо с подвижными и спортивными играми, а также широко использовать экскурсии, походы на природу, игры на свежем воздухе. При таком подходе в день можно проводить до шести занятий с перерывом на второй завтрак. Со второго полугодия можно переходить на 30–35-минутные занятия при условии, что большинство детей психологически готовы к такому переходу.

Особую важность приобретает оценочная система. Так, автор предлагает в первом классе в большей мере использовать оценочные суждения и лишь к концу года обучения наряду с оценочными суждениями – и отметки. При этом оценочные суждения должны быть развернутыми и объективными.

Исследования показали, что у шестилеток эффект обучения на не учебном материале больше, чем на учебном, что связано с несформированностью целостности восприятия, мышления, произвольного запоминания, степенью концентрации внимания. Обучение становится более продуктивным как на не учебном, так и учебном материале, с применением отвлеченной формы учебного материала. У шестилеток детского сада показатели непроизвольного запоминания выразились несколько ниже, чем произвольного, но у шестилеток подготовительного класса этот разрыв значительно больше – так же, как и показатели механического и логического запоминания.

Преимущество обучения шестилеток в подготовительном классе школы по сравнению с обучением в детском саду отмечает и И.П. Антонова, которая установила, что при относительно одинаковых показателях в начале учебного года, в конце учебного года и в конце I класса большего сдвига в развитии мыслительных процессов достигают дети подготовительного класса школы: у них увеличивается продуктивность процессов мышления на 20 %, а к концу I класса их продуктивность увеличилась более чем на 74 %.

У.В. Ульенкова (Горьковский педагогический институт им. А.М. Горького) провела исследование о дифференцированной подготовке детей к школе, что заложило научно-методическую основу будущего инклюзивного образования. Среди дошкольников выявляется довольно значительный процент детей, не овладевающих перед поступлением в школу программными требованиями дошкольного учреждения. Отставание в психическом развитии части этих детей обусловлено либо общей педагогической запущенностью, берущей начало в ясельном или младшем дошкольном возрасте, либо слабым здоровьем с раннего возраста. Около половины из них имеют медицинский диагноз задержки психического или психофизического развития.

Как известно, в дефектологии сформулировано принципиально новое положение о возможности компенсации задержки психического развития детей в адекватных их состоянию педагогических условиях.

В этой связи У.В. Ульенковой проведено исследование и теоретическое обоснование системы изучения, обучения и воспитания шестилетних детей с задержкой психического развития, направленной на коррекцию этого дефекта в контексте общей обучаемости. Экспериментально-психологическое исследование позволило выделить группу детей-дошкольников с общей психической незрелостью. Для них характерны бедный и узкий круг представлений об окружающих предметах и явлениях, их схематичность, несформированность многих перцептивных действий, незрелость мышления. Отмечается несформированность развернутой фразовой речи, значительно отстают в развитии лексическая, семантическая, а нередко и фонетическая стороны речи. Существенно запаздывает внутренняя речь, что служит огромным препятствием к формированию планирования, саморегуляции деятельности. В силу нарушенного или недостаточного общения с окружающими ребенок многого не воспринимает, не понимает и не усваивает. Ребенок ущербно развивается как личность: страдают познавательные интересы, не формируется потребность быть учеником (чаще всего он не хочет учиться в школе), не развивается самооценка – все это влечет за собой ряд негативных последствий для выработки характера, развития способностей. Такие дети на учебных занятиях практически не обучаемы: не принимают задания педагога, всячески избегают интеллектуального напряжения, не проявляют свойственной возрасту пытливости, содержание игры и способы общения бедны.

Автор предлагает основные принципы коррекционно-педагогической работы с такими детьми:

1. Общие принципы. Оценка общего соматического здоровья, социальной ситуации развития школьника. Все занятия проводится при условии положительного эмоционального отношения, развитие мелкой моторики и общей физической подготовки в игровой форме.

2. Принципы типовой модели психолого-педагогической коррекции формирования у детей общей способности к учению, то есть общей обучаемости. В структуре общей обучаемости шестилетних детей выделяются интеллектуальный компонент, выраженность положительного эмоционального отношения к учебной деятельности, способы самоконтроля и самооценки этой деятельности на основных ее этапах. При этом общий принципиальный путь коррекции негативных особенностей формирования общей обучаемости у шестилетних детей с пониженной обучаемостью – это путь помощи им в овладении собственной интеллектуальной деятельностью, основными ее структурными компонентами (мотивационно-ориентировочным, операционным, регуляторным).

3. Принципы индивидуализированной педагогической коррекции пониженной обучаемости у детей, которые включают определение варианта пониженной обучаемости и уровень сформированности обучаемости. При этом каждое диагностическое задание рассчитано в направлении от высшего к низшему. Рекомендуются «прямые» и «обходные» коррекционные пути и средства воздействия на дефектные особенности формирования общей обучаемости у каждого ребенка.

Следует отметить, что исходный уровень педагогической работы с детьми планируется на основе изучения индивидуальных актуальных и ближайших потенциальных особенностей формирования всех компонентов общей обучаемости, в то же время постоянно осуществляется коррекция всех педагогических воздействий на ребенка на основе изучения темпа его продвижения в формировании всех и каждого компонента общей обучаемости. Конечная цель индивидуальных занятий состоит в том, чтобы каждому ребенку обеспечить необходимые возможности для усвоения.

Т.А. Репина (НИИ дошкольного воспитания АПН СССР) выделяет важный аспект работы с шестилетними детьми, которому пока не уделялось должного внимания, – формирование у девочек и мальчиков основ «мужественности» и «женственности». Это определяет необходимость дифференцированного подхода к воспитанию шестилеток в зависимости от их пола, особенно в условиях феминизации этого процесса на всех этапах обучения и воспитания ребенка. Психологи отмечают отдаленные отрицательные последствия этого процесса в формировании социальной инфантильности, деформации личности по психастеническому типу, что отражается на дальнейшей социальной роли, готовности к семейной жизни.

О.Т. Шараева (Гродненский университет) рассматривает важную функцию дошкольника в подготовке к школе – развитие самоконтроля в учебной деятельности. Исследование показало, что 97 % шестилеток приходят в школу с большой заинтересованностью в учебной деятельности и готовностью выполнять все задания учителя. Но привычная свобода самовыражения в игровой деятельности, наталкиваясь на регламентирующие сложности учебной деятельности, требования, ломающие привычные стереотипы поведения, меняют интеллектуальную активность ребенка. Столкновения с «хочу», «надо» и «умею» определяют сложности развития самоконтроля в учебной деятельности. Поэтому перед учителем, работающим с шестилетками, стоит чрезвычайно сложная и социально значимая задача организации учебной деятельности в интересный развивающий процесс. Для этого необходимо уделить много времени обучению организации рабочего места, размещения учебных принадлежностей и выработке умений и навыков практических действий с их помощью. Такое предметное оперирование со школьными принадлежностями весьма импонирует детской потребности в активности и усваивается без особых трудностей. Воспитанная самоорганизация учебной деятельности, доведенная до четкости и совершенства, значительно облегчит процесс включения каждого ребенка в интеллектуальную активность.

У шестилеток нужно воспитывать самоконтроль в виде систематических заданий, развивающих потребность самостоятельно контролировать свою деятельность, видеть в ней положительное и находить недостатки. При этом развитие само- контроля надо начинать с заданий по взаимоконтролю, так как оценочные суждения шестилеток, содержащие характеристику работ сверстников, разовьют мышление и взыскательное отношение к результатам своей деятельности, воспитают привычку к самоконтролю как одной из важных социальных предпосылок для решения проблемы дисциплины исполнения.

Учитывая, что у современных дошкольников довольно часто отмечаются различные речевые нарушения, которые в последующем отражаются на школьных навыках (особенно письме), заслуживает внимания исследование Л.Ф. Ткачевой (Криворожский педагогический институт) по раз- витию фонематического анализа. Известно, что фонематический анализ является важной предпосылкой усвоения фонетики и орфографии. Для сознательного усвоения орфографии в шестилетнем возрасте у детей необходимо сформировать высокий уровень фонематического анализа, т.е. умение анализировать звуковой состав слова, обобщать и дифференцировать фонемы по их специфическим и общим признакам.

Данные психологических исследований свидетельствуют о том, что начинать работу по формированию фонематических обобщений и дифференциаций целесообразно с детьми пятилетнего возраста. Главной предпосылкой успешного усвоения фонетики, графики и орфографии являются фонематические обобщения и дифференциации на уровне отчетливой дифференциации общих и специфических элементов признаков различных фонем, что успешно развивается путем громкого проговаривания с последующим усилением кинестезии и противопоставления фонем по их общим и специфическим признакам. При этом формирование фонематических обобщений и дифференциаций успешно реализуется в игровой деятельности.

Продолжение следует.

 

 

 
 

Тема номера









 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10