электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Актуальная проблема:

Тема номера

   

Архив статей 2015 г.

 

Содержание школьного образования: традиции и новшества

№ 6 (147) август 2015г.

М.Ж. ДЖАДРИНА, д.п.н., профессор, зам. директора Центра образовательных программ ААО «Назарбаев Интеллектуальных школ», г. Астана


 Глобальные перемены, связанные с переходом к информационному обществу, свидетельствуют о новом этапе развития человечества. Это подтверждают новые производственные технологии, новые возможности передачи и использования информации, изменения в трудовой и деловой жизни, единство и многообразие культур, консолидация усилий в преодолении этнической напряженности и социальных конфликтов. Эти глобальные явления, как вызов времени, обуславливают мобильность человеческих ресурсов и тем самым предъявляют новые требования к человеку. В этом контексте именно образование, обучая и воспитывая подрастающее поколение, несет определенную ответственность за качество человеческого ресурса.

Во все времена образование как фактор прогресса общества закладывало основы человеческого капитала. На современном этапе данная миссия образования расширена тем, что человеческий капитал, в свою очередь, создает новые знания и условия для развития информационного капитала. С этих позиций инновационные изменения в сфере образования должны быть направлены на повышения качества предоставляемых образовательных услуг, способствующих формированию таких человеческих ресурсов, которые были бы готовы прямо или косвенно решить надвигающиеся глобальные проблемы человечества.

С позиции новых установок предполагается, что образование должно не только раскрывать задатки и возможности каждого человека, но и задавать вектор его развития, тем самым содействуя формированию последующего поколения соответственно новым культурным смыслам и ценностям. В связи с этим современное образование делает особый акцент на личность, на ее интеллектуальное и духовно-нравственное развитие. Следовательно, образование, как социальный институт, будет продолжать выполнять свои извечные функции – раскрывать индивидуальные способности учащихся, развивать их личностный потенциал и содействовать творческой самореализации. Однако уместными будут вопросы: «Как это сделать в условиях глобальных перемен? Что меняется в этом процессе?» Иначе говоря, образование – и как система, и как процесс – будет воспитывать, обучать подрастающее поколение, но что конкретно должно измениться, чтобы отвечать вызовам времени?

Рассмотрение образования с точки зрения его новой миссии порождает ряд вопросов, связанных именно со школьным образованием. К каким результатам должно стремиться школьное образование? Что должны приобрести учащиеся в школе? Каким должно быть содержание школьного образования? Ответы на эти и другие вопросы позволили бы понять: что важно и нужно человеку в информационном обществе?

Традиционно содержание школьного образования рассматривается как педагогическая интерпретация социального опыта. При этом проблема построения предметно-ориентированного содержания школьного образования имела три аспекта: определение состава (компонента) образования, уточнение набора учебных предметов и отбора содержания отдельных учебных предметов (1, с. 47). Все эти аспекты построения содержания школьного образования сохраняют свою актуальность и на современном этапе с учетом необходимости внесения определенных дополнений или изменений. Так, например, в «Государственном общеобязательном стандарте начального образования» (ГОСНО РК) представлена новая модель содержания образования в начальной школе, которая выстроена с учетом вышеуказанных трех аспектов формирования содержания школьного образования (2). Данный образовательный стандарт будет апробирован в 30 пилотных школах с 2015-1016 учебного года.

Традиционно процесс построения содержания школьного образования начинается с определения состава (компонентов) образования на основе принципов его структурирования, которыми являются функциональная полнота компонентов образования и двойное вхождение этих компонентов в общую систему. Эти принципы установлены Ледневым В.С. (3, с. 61). Согласно закономерностям определения набора общеобразовательных предметов, в содержании школьного образования находят отражение предметная структура научных знаний и структура опыта личности. Отражение структуры опыта личности в содержании образования осуществляется через шесть сквозных компонентов образования: умственное, нравственное, коммуникативное, трудовое, эстетическое, физическое. В условиях предметного принципа упорядочения содержания школьного образования важно обеспечить его функциональную полноту, показателем которой является наличие всех шести сквозных компонентов. При этом каждый сквозной компонент школьного образования находит отражение в содержании дважды: как самостоятельный учебный предмет и имплицитно проходит через все учебные предметы. К примеру, умственный компонент образования отражается в содержании школьного образования такими самостоятельными предметами, как химия, физика, биология. Вместе с тем данный компонент имплицитно проходит через содержание всех предметов. Следовательно, определяя доминантную направленность каждого сквозного компонента, устанавливают комплекс учебных дисциплин. Так, например, В.С. Леднев определил роль естественнонаучных и общественных дисциплин следующим образом: «комплекс учебных предметов «основ наук», образовательной доминантой которых является умственное становление учащихся, их общее умственное образование в широком смысле этого понятия; предметы социального цикла – формирование направленности личности, общее ценностно-ориентационное образование…» (3, с. 181).

Обобщение результатов исследования по проблемам теории содержания образования позволило в 1999-2000 годы обосновать состав содержания школьного образования, который определяет набор учебных предметов, используемый в школе нашей страны по настоящее время (4, с. 49). В отечествен- ной практике в состав содержания школьного образования включают познание мира и человека, познание общества и человека, познание родного языка и изучение других языков, познание математики, познание областей искусства в его различных формах, познание способов преобразования действительности и самосовершенствование личности. Затем в рамках этого состава определяются учебные предметы, которые в совокупности обеспечивают функциональную полноту содержания школьного образования.

При построении новой модели содержания школьного образования были использованы именно эти принципы структурирования, закономерности. Так, функциональная полнота содержания школьного образования обеспечена присутствием шести сквозных компонентов образования, которые в типовых учебных планах представлены как образовательные области. Сквозные компоненты содержания образования обуславливают необходимость изучения соответствующих комплексов учебных дисциплин. Следовательно, в новой модели содержания школьного образования сохраняется перечень образовательных областей и уточнен набор учебных предметов. Так, сохранены образовательные области «Язык и литература», «Математика и информатика», «Естествознание», «Человек и общество», «Искусство», «Технология», «Физическая культура», в рамках которых представлены как традиционные учебные предметы, так и новые. Например, в начальной школе впервые будет изучаться учебный предмет «Информационно-коммуникационные технологии». А такие учебные предметы, как «Естествознание» и «Познание мира» представлены в новом статусе. Традиционно в начальной школе образовательные области «Естествознание» и «Человек и общество» объединяются в интегрированный предмет «По- знание мира». Этот предмет был ориентирован на первоначальное формирование знаний о человеке, обществе и природе. В новой модели содержания школьного образования эти образовательные области представлены самостоятельными учебными предметами. Основная миссия предмета «Естествознание» связана с развитием исследовательских навыков детей, с осмыслением причин простых явлений и процессов окружающего мира на основе элементарных методов исследования, важных для всех отраслей наук. Предмет «Познание мира», в целом, обеспечивает пропедевтические знания в рамках системы «Человек – Общество». Особый акцент делается на осмысление каждым учеником своего места в семье, местном, региональном, национальном и глобальном сообществе, на понимание национальных и общечеловеческих ценностей (2, с. 41).

Третий аспект построения содержания школьного образования связан с отбором содержания отдельных учебных предметов. Традиционно содержание учебного предмета отбиралось путем адаптации структуры научных знаний отраслей наук, соответствующих учебному предмету, возрасту детей и задачам каждой ступени школы. В связи с этим действующее содержание школьного образования характеризуется системностью, академичностью, в котором теоретические знания доминируют над практическими. Таким способом отобранное содержание фиксируется в учебных программах каждого предмета в виде описания разделов, подразделов, тем в определенной логической последовательности. В новой модели школьного образования в определении содержания каждого предмета ведущей становится система целей образования, представленных в виде ожидаемых результатов обучения. Эта система целей образования включает ценности и результаты на «выходе» из школы, установленные для всех уровней среднего образования, ожидаемые результаты по образовательным областям и учебным предметам (по классам, разделам, темам).

В ГОСНО РК представлены такие ценности в образовании, как уважение, сотрудничество, открытость, Казахстанский патриотизм и гражданская ответственность, труд и творчество, образование в течение всей жизни. В качестве результатов на «выходе» из школы определены: критическое мышление; проведение исследовательских работ; использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); применение способов коммуникативного общения, включая языковые навыки; умение работать в группе и индивидуально; функциональное и творческое применение знаний. Эти ценности и результаты на «выходе» из школы разворачиваются на уровне построения системы целей обучения в каждом учебном предмете.

В учебных программах по предмету цели обучения представлены в виде описания деятельности ученика с заданными качествами, которые можно демонстрировать после их достижения. Приоритетная роль системы целей обучения в новых учебных программах не означает, что содержание образования предмета не будет представлено. Отбор содержания всех учебных предметов подчинен ценностям, результатам на «выходе из школы», системе целей, представленных в виде ожидаемых результатов по образовательным областям. Для этого устанавливаются ключевые идеи учебного предмета как основные элементы его структуры. На основе этих идей устанавливаются разделы учебной программы, сквозные для всех классов. Затем устанавливаются цели обучения по каждому разделу (и подразделам) для каждого класса в виде ожидаемых результатов, которые в совокупности создают систему целей обучения учебному предмету. Следовательно, цели обучения, как прогнозируемый ожидаемый результат, являются основанием для определения содержания образования на уровнях соответствующего раздела учебной программы, учебника, учебного процесса.

В целом новизна модели содержания начального образования связана с решением проблем, присущих сегодняшним школам. Использование нового подхода к структурированию содержания образования позволило решить проблему передачи готовой (обработанной) информации учителем ученику и ориентации ученика на простое усвоение знаний, умений и навыков по предметам. Преодоление данного недостатка сегодняшних школ, в свою очередь, позволит решить следующую проблему, связанную с взаимоотношениями субъектов образовательного процесса. Сегодня в школах доминирует субъектно-объектное отношения учителя и ученика, когда ученик принимает пассивную роль, воспринимающего учителя и учебник как источники учебной информации. Новая модель школьного образования позволяет ученику быть субъектом своего познания, занять активную позицию в «добывании знаний» самостоятельно. Именно при таком подходе решается третья проблема сегодняшних школ. Система целей обучения, представленная в ГОСНО и учебных программах, создает предпосылки для достижения учащимися таких результатов обучения, которые «больше», чем обычные знания, умения и навыки (ЗУН) по конкретным предметам. Если эти предметные ЗУНы в нынешней школе рассматриваются как результаты обучения, то в новой модели школы они становятся средством для овладения учащимися такими навыками широкого спектра (например, критическое мышление), которые выходят за рамки обычных учебных предметов.

Итак, новая модель содержания школьного образования в целом и содержание отдельных учебные предметы, в частности, ориентированы на развитие навыков широкого спектра в соответствии с возрастными возможностями. Развитие навыков широкого спектра средствами всех учебных предметов ежедневно обеспечит учащимся продуктивную деятельность. Это значит, что учащиеся испытают радость познания и приобретут уверенность в учении, так как усвоение каждого фрагмента учебного материала осуществляется через этапы «знать», «понимать», «применять», «анализировать», «создавать». Владение навыками широкого спектра позволит выпускникам школы быть мобильными в условиях меняющего мира и мотивированными к обучению в течение всей жизни.

 


Литература

1. Теоретические основы содержания общего среднего образования. \Под редакцией В.В. Краевского, И.Я. Лернера. – М.: Педагогика, 1983. – 352 с.

2. Приложение к постановлению Правительства Республики Казахстан от 25.04.2015 года № исх: 327 [Электронный ресурс] Режим доступа:http://kodeksy-kz. com/norm_akt/ source-%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0 %B2% D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C% D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE/type-%D0% 9F%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0% BD%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0 %BD%D0%B8%D0%B5/327-25. 04. 2015. htm Дата обращения 17.07.2015 г.

3. Леднев В.С. Содержание образования. – М.: «Высшая школа», 1989. – 360с.

4. Джадрина М.Ж. Дидактические аспекты дифференциации содержания школьного образования. – Монография – Алматы, РИК Казахской академии образования им. И. Алтынсарина, 2000.–120 с.

 

 

 
 

Тема номера









 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10