электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Актуальная проблема:

Тема номера

   

Архив статей 2015 г.

 

Механизмы формирования функциональной грамотности школьников в современных учебниках

№ 6 (147) август 2015г.

Н.В. НОВОСЕЛЬЦЕВА, руководитель проекта "PISA 2018: 500 школ", г. Алматы


 До 2016 года в Республике Казахстан осуществляют «Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников». План был принят как реакция на результаты казахстанских школьников в исследованиях PISA (Programm for lnternational Student Assessment) 2009, 2012 годов. Низкие результаты казахстанских школьников в Международной программе оценки учебных достижений учащихся PISA в 2012 году всколыхнули всю педагогическую общественность. Глава государства Н. Назарбаев поставил конкретную задачу по принятию пятилетнего Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников, об этом говорилось в Послании народу Казахстана от 27 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана».

Сейчас наша страна входит в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. Мы на 50 месте, казалось бы, цель достигнута… Однако с 2015 года результаты PISA будут учитываться при подсчете ГИК (в ГИК – глобальный индекс конкурентоспособности – кроме показателей образования страны, еще входят два индекса – уровень коррупции и уровень медицинского обслуживания в стране).

Как вы думаете, на каком месте окажется Казахстан, когда одним из индикаторов ГИК станет результат страны в исследованиях PISA? Некоторые аналитики уже подсчитали, что с 50- го места мы скатимся на 80-120 место. Еще один риск связан с проведением исследования PISA в 2018 году. Дело в том, что исследование будет проходить интерактивно, ученики всего мира будут участвовать в исследовании, сидя за компьютерами, подключенными к интернету, выполнение теста на бумаге грозит стране «минусом 20 % от результата». В 2018 году формат PISA также изменится. К математике, чтению и естественно- научному блоку добавится еще один блок, так называемый «Глобал компетенц» – решение проблем в коллаборативной среде. Ученики в группе по 4 человека будут решать глобальные проблемы и затем рефлексировать, как они работали в группе, чтобы прийти к такому решению.

Мы знаем, что главными функциональными качествами личности являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все данные функциональные навыки формируются в условиях школы. Давайте обратимся к учебникам и посмотрим, заложен ли в них механизм формирования функциональных навыков.

Германия, Великобритания. В 2000 году результаты исследования PISA повергли эти страны в шок, в средствах массовой информации появилось устойчивое выражение PISA-шок. Европейцы узнали, что их 15-летние школьники не умеют читать. Еще одним открытием для англичан и немцев стало то, что в их развитых во всех отношениях странах школьные успехи зависят от социально-образовательного уровня семьи и происхождения учащегося. Оказалось, что европейская система не способна предоставить детям равные шансы образования. Проблема обсуждалась на всех уровнях, начиная от домохозяйки на кухне и до премьер-министров. Так было, например, в Великобритании после исследования PISA 2000 года. Премьер-министр Тони Блэр (первое лицо государства в то время) объявил по национальному телевидению о немедленном развертывании государственной программы поддержки чтения. С 2000 года немецкая система образования начинает реформироваться. Результаты этих реформ мы наглядно видим по месту Германии в последнем тесте PISA: 12-е – в области естественных наук, 16-е – по математике, 19-е – по чтению. Полностью пересмотрено содержание образования, которое было заложено в новые учебники и учебные пособия. Во-первых, тексты учебных статей. Практически все они не сплошные. В них обязательно есть рисунки, таблицы, диаграммы, либо они состоят из двух или нескольких текстов. Во-вторых, работа с текстом обязательно включает в себя как закрытые, так и открытые задания. Большинство заданий должны быть практико-ориентированными. Переход на УМК, включающий, кроме учебника, обязательную рабочую тетрадь, книгу для учи- теля, CD-диск с дополнительными и занимательными заданиями для ученика, позволили также расширить возможности для освоения материала.

Вот некоторые примеры из учебников Германии, Великобритании и Казахстана. Такие задания формируют функциональные навыки, и хочется, чтобы подобные задания чаще встречались в наших казахстанских учебниках.

Немецкие учебники стали отвечать всем требованиям, предъявляемым к современному учебнику. Очень популярны работы над проектами, начиная с 1 класса, учебники предлагают всевозможные проектные и компетентностные задачи.

Перед нами фрагмент детской работы. Ученики 3-4 класса могут быть экспертами по полезности пищи и даже могут предложить альтернативу. Учебник PEARSON для 5 класса «Английский язык» пестрит знаками:

- реши проблему!

Этот учебник и многие другие входит в перечень рекомендованных к использованию в РК. Учебник предлагает реальную компьютерную поддержку учителю. Если зайти на страницу http: //product. pearsonelt. com/upbeat/, можно скачать сценарии уроков, поговорить с методистом, задать вопросы авторам учебников. Такую же компьютерную поддержку могут получить педагоги, работающие по учебникам Cambridge University Press на странице http: //education. cambridge. org/eu

Компетентностные задачи все чаще мы видим в учебниках Алматыкiтап баспасы. Например, учебник математики для 4 класса.

Наша страна также испытала PISA-шок, но в отличие от Европы, которая оправилась от шока и за 15 лет (с 2000 до 2015 года) смогла вывести свои страны на 10-12 позиции в рейтинге PISA, у нас времени нет совсем. 2018 год покажет, насколько мы справились со всеми рисками, связанными с участием в международном исследовании PISA. Не стоит стоять на месте, надо выходить за рамки госстандарта, и в любой УМК должны входить задания на решение проблем, компетентностные и проектные задачи.

 

 

 
 

Тема номера









 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10