электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Актуальная проблема:

Тема номера

   

Архив статей 2015 г.

 

Новое время – время ориентации образовательного процесса на вечные ценности

№ 7 (148) сентябрь 2015г.

М.В. СЛЕСАРЬ, директор филиала АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» Институт повышения квалификации педагогических работников по Костанайской области», кандидат педагогических наук.


Сегодня очень актуальна мысль С.А. Назарбаевой: «На рубеже веков мы почему-то вдруг решили, что главная цель воспитания – научить ребенка нажимать кнопки компьютера и сносно болтать по-английски. И вот он уже готов, человек новой формации! А то, что это дитя не умеет отличить добро от зла, понять и разделить боль ближнего, нас, в общем-то, не волнует… Мне хочется, чтобы дети с малых лет освоили искусство быть всегда здоровыми и счастливыми, чтобы учились и росли, обретая мудрость жизни и счастье в служении человечеству».

Думаю, что большинство педагогов с этим согласны, но в ежедневной суете подготовки к тестированию, бумажной волокиты, показных уроков по внедрению новых технологий мы забываем, что безнравственные дикари опасны для будущего планеты Земля. Сегодняшняя ситуация в мире – яркое тому подтверждение. Молодежь – недавние школьники и студенты участвуют в жестоких этнических войнах, старики при живых детях предпочитают дома для престарелых, не уменьшается количество суицидов и т.д.

Мы до сих пор не в полной мере осознали, что сегодня в понятие «образование» включены не только знания, навыки и умения как результат обучения, но и умения критически мыслить, творить, оценивать с нравственных позиций все происходящее в жизни, в семье, образовательном учреждении, в социуме, стране, мире.

Важно и то, что процессы обучения, воспитания и развития взаимосвязаны и в сегодняшней ситуации забвения общечеловеческих нравственных ценностей требуют переориентации образовательного процесса на эти ценности.

Начинать нам нужно с понимания важности осознания учеником начальной школы, что сам человек – наивысшая ценность, он цель и мера всех вещей.

Современная педагогика считает, что приоритетами современного образовательного процесса являются:
- человек, воспитание в духе уважения прав человека; гуманная педагогика, педагогика мира и ненасилия;
- мир, воспитание в духе миролюбия;
- сотрудничество, воспитание в духе взаимодействия и взаимоподдержки, без которых человечество не сможет решить стоящих перед ним глобальных проблем.

В этих приоритетах заложена следующая важная ценность – жизнь. Для восприятия жизни как важной ценности необходимо понимание смысла жизни каждого человека и жизни человечества вообще. Школьник, чтобы чувствовать себя уверенно в этом мире, должен понять, зачем он живет, каков личностный и общественный смысл его существования и деятельности.

Подросток, обретая смысл жизни, понимая ее ценность, развивает свои способности и склонности, потребности в самореализации, в самоактуализации, выбирает профессию, отвечающую способностям и интересам. И в этом процессе велика роль учителя, так как открытие важности образования для успешной жизни предполагает такие действия педагога, которые позволят ученику оценить свою школьную жизнь с точки зрения ее перспектив, значимости для успешной жизнедеятельности в будущем.

Важной ценностью является общество, только благодаря ему человек становится человеком. Особое внимание следует обратить на ценностное отношение к Родине. Глубокое патриотическое чувство рождается в ходе всей жизни ребенка, очень часто существует почти не осознаваемым, но оно требует культивирования, гармонического развития. Оно строится на чувстве привязанности к месту жительства, к его людям, на изучении истории отечества, гордости за ее удачи, а главное – на желании способствовать благу Родины.

Здесь огромные возможности имеет краеведение. В нашей области много замечательных педагогов, которые осознают его роль в воспитании патриотизма подрастающего поколения. Мы понимаем свою ответственность за то, чтобы их опыт стал известен всему педагогическому сообществу, поэтому филиал вы- пустил учебно-методическое пособие «Краеведение – истоки «Мәңгілік Ел». В нем представлен уникальный опыт наших краеведов Виниченко С.Н. – учителя истории Пресногорьковской школы Узункольского района, Мурзатаева С.И. – директора Докучаевской средней школы Алтынсаринского района, Омаровой А.Ш. – заместителя директора по воспитательной работе Докучаевской СШ Наурзумского района, Елибаева А.Х. – учителя истории Успеновской школы Федоровского района, Малько Е.П. – учителя географии Тогузакской школы Карабалыкского района, Горбачевской Л.В. – учителя истории школы-гимназии г. Лисаковска и многих других. Начинается наше пособие с заметок известного краеведа нашей области Стародуба В.В.

Сегодня архиважная ценность – труд. Отношение к главным ценностям – человеку, жизни, обществу, Родине мы проявляем в активной деятельности.

В выступлении «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда. Глобальный тренд социальной модернизации» Президент страны Н.А. Назарбаев оценил ситуацию и поставил задачу: «Сегодня весь мир с особой остро- той убедился, что эта идеология потребления оказалась губительной. Она породила массовое социальное иждивенчество в развитых странах мира и является одной из главных причин глобального кризиса.

Этой ложной идее, которая никак не может быть реализована не только во всем мире, но даже в развитых странах, можно найти конструктивную альтернативу. И такой альтернативой является идея Общества Всеобще- го Труда. Здесь не изобретается никакой специфической идеологии. В конечном счете, все ценности мировой цивилизации, все экономические и культурные богатства создаются человеческим трудом, а не виртуальными финансовыми институтами».

Это должен усвоить каждый школьник в процессе целенаправленного обучения и воспитания, только в этом случае к школьнику придет осознание ценности труда для его жизни, для семьи, для своей Родины.

В этой важной работе по ориентации образовательного процесса на вечные ценности – незаменимый источник «очеловечения» знаний, совершенствования мировоззрения каждого учителя курс Самопознания, который введен на постсоветском пространстве только в нашей стране по инициативе С.А. Назарбаевой.

Приведу пример содержания курса самопознания 11 класса: «Быть человеком», «Человек и общество», «Мир и человек», «Мир человечества». Понятно, что речь идет о вечных ценностях, которыми должен руководствоваться выпускник всю жизнь. Что важно для усвоения этих ценностей?

Во-первых, понять, что Самопознание – книга жизни для каждого учителя;

Во-вторых, уяснить, что успешность освоения курса Самопознания – задача каждого учителя школы, а не одного учителя самопознания;

В-третьих, велика роль примера педагогического сообщества школы, которое должно жить этими ценностями.

Наконец, самое важное – авангардная роль администрации школы в понимании каждым педагогом необходимости сочетания изучения своего предмета с Самопознанием.

Сегодня в нашей республике подготовлены специальные тренеры, только они могут вести курсы повышения квалификации. В нашем филиале работает замечательный тренер М.Т. Туякова, которая несет идеи самопознания в жизнь педагогических коллективов.

Мы стремимся, чтобы эти задачи и идеи усвоили педагоги на курсах и были источником их в своих школах, как учитель Ирена Стульпинене, написавшая мудрую книгу «Физика языком сердца». В ней она пишет: «Если учитель не имеет мировоззренческих основ, на которых строит весь свой труд, то, конечно, изменения в системе просвещения заставляют его искать все новые и новые спасительные методики. Методики – вещь от- личная и нужная, но любая методика – лишь следствие, сопряженное с личностными способностями самовыражения того или иного учителя… Мировоззрение – это стратегия; методы и технологи – лишь тактика».

Сейчас на курсах повышения квалификации мы изучаем очень нужные технологии, однако, надеемся, что наши педагоги, одухотворенные идеями курса самопознания, напишут «сердцем» свои мудрые книги, которые помогут школьникам понять ценность жизни и счастья в служении Родине, человечеству; жить и думать категориями общечеловеческих ценностей. Мы обязательно поможем их издать и сделать настольными для каждого учителя.

 

 
 

Тема номера





 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10