электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Актуальная проблема:

Тема номера

   

Архив статей 2015 г.

 

Моделирование системы профессионального развития педагога «Өрлеу»

№ 9 (150) ноябрь 2015г.

С.Д. МУКАНОВА, директор ФАО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» Институт повышения квалификации педагогических работников по Карагандинской области, доктор педагогических наук


Согласно положениям теории системного анализа сформулируем деятельность по моделированию системы профессионального развития педагога Института «Өрлеу» в контексте следующих вопросов:
- Зачем осуществляется моделирование?
- Что моделируется?
- Какие средства используются в модели?
- Каковы условия реализации модели?


В международном сообществе в последние годы при описании социальных систем, явлений широко используются термины «человеческий капитал», «человеческий потенциал». Под человеческим капиталом понимают комплекс особых характеристик человека, в том числе – самовозрастание ресурсов компетентности, объема знаний, профессиональной деятельности, личного и общественного опыта, позитивной социальной активности, готовности к изменениям, потенциала творчества [1].

В целом, международные эксперты указывают на одно из необходимых условий конкурентоспособности государства – приоритетное обеспечение роста человеческого капитала. В условиях возникших перед республикой задач в контексте растущей глобальной конкуренции, по словам Н.А. Назарбаева, «ключевым конкурентным преимуществом Казахстана должен стать высококвалифицированный человеческий капитал, а также постоянное внедрение инноваций» [2]. Формирование качества педагога возможно через систему управления, организуемую в филиале АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Карагандинской области (далее – Институт «Өрлеу») на основе принципов динамичности, непрерывности, оптимальности. С учетом этого можно говорить об актуальности деятельности по управлению развитием человеческого потенциала Института «Өрлеу» как отдельно взятой организации.

В связи с этим становится актуальным выстраивание модели динамичного, целенаправленного, скоординированного процесса воздействия на коллектив сотрудников, в результате которого будет обеспечен высокий результат их деятельности. Моделирование является обязательным, неизбежным действием организации управления профессиональным развитием педагога, обеспечивает ее целесообразность, результативность.

Искомая модель относится по типу организации к прагматической модели, так как предусматривает целый ряд действий по приближению существующей реальности (действительности) к модели, к желаемому и возможному образу. В то время как познавательная модель, отражая действительное, направлена на приближение модели к реальности.

Актуальность работ по моделированию системы мероприятий, обеспечивающих качественный рост человеческого ресурса Института «Өрлеу», определена «приведением» профессорско-преподавательского состава кафедр, тренеров центра уровневых программ в состояние высокой мотивации инновационной работы, активного использования методического, научного, информационного ресурсов, коммуникационных технологий в своей профессиональной практике.

Таким образом, актуальность моделирования профессионального развития педагога «Өрлеу» определена следующими положениями:
- сформированная позитивная установка педагога «Өрлеу» на инновационную деятельность способствует мотивации его на дальнейший профессиональный и карьерный рост;
- происходит общекультурное и профессиональное обогащение личности педагога «Өрлеу»;
- обеспечиваются новые траектории профессионального и личностного развития педагога «Өрлеу», возможные эффективные сценарии профессионального поведения.

К руководящим идеям (принципам) организации работ по моделированию системы профессионального развития педагога «Өрлеу» относятся следующие: Принцип непрерывности позволяет рассматривать систему профессионального развития как непрекращающееся, целенаправленное освоение человеком социокультурного опыта, который детерминирует рост общего и профессионального потенциала личности в процессе профессиональной деятельности. При этом условиями реализации принципа непрерывности являются
- опора на самообразование, освоение умений и навыков учения, развитие ценностных ориентаций в духе «учения через всю жизнь», подход к обучению как процессу преобразования жизненного и профессионального опыта;
- творческий рост личности, конструктивное преодоление ситуаций социального и профессионального жизненного кризиса, самоактуализация педагогом «Өрлеу» корпоративных ценностей и творческого потенциала в профессиональной деятельности.

Принцип диверсификации обеспечивает формирование профессиональной мобильности личности и ее готовности к освоению новых и перспективных технологий. Основная сущностная характеристика диверсификации – непрерывное, прогрессивное, разностороннее и расширяющееся развитие личности.

Синергетический принцип основывается на признании субъективности человеческого знания и интересов личности, являющихся имманентным потенциалом саморазвития и самоорганизации личности. Мера способности человека к саморазвитию – важнейший признак его культуры. Синергетический принцип позволяет проектировать не конечное состояние системы, а развитие системы к этому состоянию.

Принцип коммуникативного партнерства и сотрудничества предполагает развитие отношений доверия, взаимопомощи, взаимной ответственности, с предоставлением возможности для проявления самостоятельности, инициативы и индивидуальной ответственности за результат.

Далее. Идеальным образом-целью, на достижение которого будет направлена система работ, нам видится образ SMART-педагога:

Self-directed: педагог, обеспечивающий ориентацию образования на личность.

Motivated: педагог мотивированный.

Adaptive: педагог адаптивный.

Resourcefree: педагог, имеющий свободный доступ к ресурсам.

Technologyembedded: педагог, активно использующий технологии.

Моделирование Системы профессионального раз- вития педагога «Өрлеу» (далее – СПРП) по формированию SMART-педагога осуществляется в контексте трех основных вопросов:

1. Каковы факторы, определяющие актуальность не- прерывного профессионального развития педагога «Өрлеу»?

2. Каков образ SMART-педагога «Өрлеу»?

3. Каковы основные направления деятельности Института по профессиональному развитию педагога «Өрлеу»?

Толчком к самодвижению образовательной системы Института «Өрлеу», источником развития организации являются внешние и внутренние противоречия, возникающие при реализации целей на каждом из предыдущих «жизненных» этапов. В соответствии с законами развития систем каждый последующий этап «бытия» явления, объекта или процесса характеризуется восхождением от низшего к высшему уровню организации, от простого к сложному состоянию. В процессе такого движения система, «отказываясь» от несущественного, неактуального для нее, сохраняет самое существенное и самое значимое из предшествующих состояний [3].

Таким образом, объективные законы развития общественной мысли, ценностей общества, тенденций развития системы образования востребуют от сотрудников Института «Өрлеу» позиции принятия необходимости процессов постоянного раз- вития, обновления ими элементов системы, в том числе – профессионального потенциала. Требуется развитость профессионального чутья на все новое, прогрессивное, качественно влияющее на результаты деятельности организации.

Профессиональное развитие педагогов, сотрудников Института «Өрлеу», на наш взгляд, определит следующие характеристики развития организации:
- процесс качественных изменений в ценностных ориентациях, целях, условиях, содержании, средствах и методах, формах организации научно-методического, учебного, организационного, управленческого и других процессов;
- процесс взаимосвязанных количественных и качественных преобразований;
- процесс возникновения нового качественного состояния объекта;
- процесс, в котором происходят изменения состава или структуры объекта;
- процесс возникновения новых элементов и связей;
- возможность Институту «Өрлеу» приобрести способность достижения более высоких, чем прежде, результатов деятельности.

Указанные характеристики развития Института «Өрлеу», в свою очередь, оказывают влияние на отобранные принципы моделирования системы профессионального развития педагога «Өрлеу», в числе которых:

1. Принцип актуальности. Перечень компонентов профиля SMART-педагога отбирается с учетом их актуальности в контексте решения профессиональных задач, определяемых внешними и внутренними факторами.

2. Принцип эволюционности развития системы. Все элементы Системы профессионального развития педагога «Өрлеу» спроектированы с учетом ныне актуальных факторов. По мере изменения внутренних и внешних факторов состав элементов может быть изменен.

3. Принцип эффективности системы. Система профессионального развития педагога «Өрлеу» проектируется с учетом необходимости получения по мере ее внедрения научного, социального и экономического эффекта от деятельности Карагандинского института повышения квалификации.

4. Принцип адаптивности системы. Принципы, подходы, основные направления Системы профессионального развития педагога «Өрлеу» спроектированы с учетом возможности их адаптации в деятельность других филиалов АО «НЦПК «Өрлеу».

В проведенном нами исследовании повышение профессионального уровня педагогов Института «Өрлеу рассматривается в контексте возможности организации продуктивной практики с учетом внешних и внутренних факторов, определяющих целевые установки, ценности, содержание преобразований. Опишем их (таблица 1).

Первая группа факторов – внутренних факторов – отражает состояние целостности, при котором Институт «Өрлеу», являясь филиалом АО «НЦПК «Өрлеу», направляет свою деятельность на реализацию основных приоритетов Стратегии развития АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» на 2012-2020 годы, реализацию государственной политики в области образования.

Вторая группа факторов – внешних факторов – отражает состояние вовлеченности, при котором Институт «Өрлеу» открыт процессам, происходящим на региональном образовательном пространстве, вовлечен в решение задач развития образования Карагандинской области.

Очевидно, что эффективная деятельность Института «Өрлеу» с учетом наличия вышеперечисленных внутренних и внешних факторов возможна при организации инновационной составляющей работы. А это, в свою очередь, требует наличия у профессорско-преподавательского состава определенных профессиональных качеств, навыков.

Педагогическое проектирование образа SMART- педагога является источником инновационных изменений образовательного пространства Института и может рассматриваться как путь создания необходимого для эффективной организации основной деятельности ресурса – педагога.

Образ SMART-педагога «Өрлеу» в контексте 10 вышеперечисленных внутренних и внешних факторов и с учетом базовых компетенций предстает в системе трех профилей профессионального развития педагога Института «Өрлеу»:
▪ Я – лидер в команде.
▪ Я – исследователь.
▪ Я – методист.

В результате экспертной оценки, проведенной профессорско-педагогическим составом Института в ходе серии методологических семинаров «Образование, ориентированное на результат» в период сентября 2014 г. – февраля 2015 г., определены 12 компонентов профиля SMART-педагога «Өрлеу».

Каждому компоненту профиля дается характеристика с учетом целей деятельности педагога, системы базовых компетенций, обеспечивающих его профессиональную и личную успешность (таблица 2).

Для того чтобы система отвечала основному назначению – обеспечивала профессиональное развитие педагога «Өрлеу», необходимы условия, обеспечивающие ее функционирование. В противном случае произойдет переход в состояние нераскрытости потенциальных возможностей модели СПРП. Речь идет о согласовании модели СПРП с культурной средой, в которой ей предстоит функционировать и которая стала бы естественной частью этой культурной среды. Это свойство мы назвали ингерентностью (от англ. слова inherent – внутренний), при которой наблюдается связь, констатируется неотъемлемая часть деятельности Института «Өрлеу». Важным аспектом такой согласованности (ингерентности) является обеспеченность функционирования модели ресурсами. Таким образом, в среде должны существовать подсистемы, поддерживающие и обеспечивающие функционирование модели, использующие результаты ее функционирования, управляющие в дальнейшем (при необходимости) ходом процесса уточнения элементов модели.

Основным ресурсом жизнедеятельности модели, ее обеспечивающими подсистемами рассматриваются следующие:

1. Нормативное обеспечение – регламентация деятельности через разработку Программ, Концепций, Положений, Порядков, инструкций, стратегических и тактических планов работ.

2. Мотивационное обеспечение – создание Банка кадровых ресурсов, включение в состав творческих, экспертных групп, рекомендации для профессиональных стажировок, реализация мер по материальному и моральному поощрению, социальной поддержке.

3. Информационное обеспечение – деятельность сайта, библиотеки, доступ к Интернет-ресурсам, выпуск республиканского научно-методического информационного журнала «Өрлеу. Үздіксіз білім жаршысы – Өрлеу. Вести непрерывного образования», организация стендов.

4. Маркетинговое обеспечение – изучение запросов и удовлетворение потребностей заказчика, имиджевая политика.

5. Материально-техническое обеспечение – наличие в достаточном количестве аудиторий, транспорта, услуги сервиса, обеспечение компьютерной и оргтехникой, мебелью, расходными материалами и др.

Фонд форм и методов развития педагога Института систематизирован в соответствии с характеристиками компонентов заявленных трех профилей SMART-педагога «Өрлеу» (таблица 3).

Деятельность Института «Өрлеу» по становлению SMART-педагога отражена в Модели управления не- прерывным профессиональным развитием педагога «Өрлеу» (рисунок 2).

Содержание, функции и методы управления определяются внутренними возможностями Института «Өрлеу», а также реакцией его на изменения внешней среды.

Укажем: инновационный тип развития Института «Өрлеу» означает снижение детерминированности и усложнение системы управления в ней.

В связи с этим логика развития образовательного учреждения приводит к переносу центра тяжести с оперативного тактического управления на стратегический уровень.

С целью управления инновационными процессами в Институте «Өрлеу», ориентированными на результат, организована система фасетов нормативов (регламентов).

Метод фасетов позволил разделить объекты классификации (нормативы/регламенты) управления на независимые классификационные группы, характеризующие определенные признаки объектов классификации [4].

При определении списка фасетов документов по организации работы Института «Өрлеу» учтены направления и содержание деятельности Института, основания для ее осуществления. Система фасетов нормативов (регламентов) отражает взаимозависимость, логическую последовательность организации кадровой и производственной (учебная, исследовательская, научная, информационная) деятельности Института.

Таким образом, определены 9 фасетов нормативов (регламентов) организации деятельности ИПК ПР, в которые сгруппированы и систематизированы 65 документов:
1) Документы АО «НЦПК «Өрлеу» по планированию работы ИПК ПР.
2) Документы, определяющие стратегические ориентиры развития ИПК ПР.
3) Документы по планированию работы ИПК ПР.
4) Документы по организации курсов повышения квалификации ИПК ПР.
5) Документы, регламентирующие деятельность коллегиальных, научных, методических органов ИПК ПР.
6) Документы по планированию деятельности коллегиальных, научных, методических органов ИПК ПР.
7) Документы по организации развития человеческого ресурса ИПК ПР.
8) Документы по организации работы ИПК ПР, согласованные с партнерами.
9) Документы по планированию работы подразделений ИПК ПР.

Обобщая, подчеркнем: системное повышение профессионального уровня педагога, формирование образа SMART-педагога «Өрлеу» становится возможным в условиях инновационной практики Института «Өрлеу», деятельности в режиме развития организации. Получено подтверждение тезиса, что опыт организации складывается из опыта каждого из сотрудников [5]. Очевидно: потенциал организации выстраивается на основе человеческого потенциала, качества кадрового ресурса.

Добавим в заключение следующее. Эффективное управление непрерывным профессиональным ростом человеческого капитала Института «Өрлеу» продуктивно в условиях выстраивания на основе объединяющего (создание гармонии и построение эмоциональных отношений), демократического (приведение к взаимному согласию через участие), опережающего (установление высоких стандартов для исполнения работы), методического (развитие людей ради будущего) стилей управления [6].

Педагог Института «Өрлеу», подготовленный в модели СПРП, способен реализовать профессиональные задачи на высоком уровне, тем самым – обеспечить профессиональный и карьерный рост педагогам Карагандинского региона.

По мере развития системы повышения квалификации, расширения производственных задач, актуализации проблем в контексте реализации государственных приоритетов в области образования, тем самым – изменений внутренних и внешних факторов – в Систему профессионального развития педагога Института «Өрлеу», могут вноситься дополнения и уточнения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и методическое пособие / Под ред. М.М. Поташника. – М.: Педагогическое сообщество России, 2000. – 448 с.

2. Назарбаев Н.А. Идея, воплощенная в реальность. Лекция для профессорско-преподавательского состава ЕНУ им. Л. Гумилева, 27 мая 2006 г. / Вести Сары-Арки, № 19(87) от 30 мая 2006 г.

3. Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Введение в системный анализ: Учеб. пособие для вузов. – М.: Высш. шк., 1989. – 367 с.

4. Муканова С.Д. Управление инновационными процессами в условиях развития образования: Монография. – Караганда, 2014. – 294 с.

5. Дэвид Парментер. Ключевые показатели эффективности / М.: ЗАО «Олимп – Бизнес», 2009. – 288 с.

6. Фуллан М. Новое понимание реформ в образовании / Майкл Фуллан; (пер. Е.Л. Фруминой); Моск. высш.шк.социал.и экон.наук. – М.: Просвещение, 2006. – 272 с. – (Образование: мировой бестселлер)

 

 

 
 

Тема номера







 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
Погодный информер
YoWindow.com yr.no