электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Актуальная проблема:

Тема номера

   

Архив статей 2016 г.

 

Размышления тренера уровневых курсов об обучении учителей

№ 1 (152) январь 2016г.

Б.К. КАЙСАРОВА, тренер уровневых курсов филиала Центра педагогического мастерства, г. Алматы


Совершенно новая система повышения квалификации учителей по Программе, разработанной Центром педагогического мастерства совместно с Факультетом образования Кембриджского университета, с приглашением лучших зарубежных профессоров интересна многим педагогам, родителям, обществу. В современном мире простой грамотности уже явно недостаточно, необходимо формирование социальной ответственности и механизмов раскрытия потенциала подрастающего поколения как интеллектуального ресурса будущего. Основная роль в формировании конкуретноспособной личности, конечно, принадлежит эффективному учителю.

Гениальный учитель еврейской нравственности Р. Хаим Шмулевич (его «Беседы» формируют характеры учеников нескольких поколений) сравнивает учителя с дождевой каплей. Почему? Как дождь открывает потенциал каждого зерна, так и первейшая цель учителя – выявить уникальный потенциал каждого ученика. Из этого отрывка недвусмысленно вытекает требование индивидуализированного преподавания. «Не подходит любой метод любому ребенку… поэтому мы должны планировать наше преподавание и растить каждого из наших детей согласно его личному характеру…»

Опыт, приобретенный в ходе обучения учителей в рамках Программы, позволил мне сделать определенные выводы. Работая, я увидела особенности и глубину содержания Программы. Акцент ставится
- на работу коучей с целью распространения образцовой преподавательской практики;
- на совместное сотрудничество группы учителей для улучшения обучения учеников при проведении Исследования урока;
- на три направления действий:
образ мышления – профессиональное сообщество учителей школы;
методы работы – школьное лидерство;
инструментарий для работы – исследователь- скую практику учителей школы, вся деятельность которой направлена на изменение.

Принимая во внимание ключевую роль профессионального сообщества учителей, учебной задачей было донести суть профессионального сообщества учителей школы на доступном языке, сделать информацию понятной, сохранив при этом первоначальный смысл. Необходимо было также создать условия для эффективного освоения всех идей Программы.

Показателем преобразований, произошедших в практике преподавания учителей, стали вебинары, организованные учителем 1 уровня М.Ж. Утетлеуовой. В эти вебинары Марфуга Жукеновна вовлекла всех коллег, обучавшихся на курсах. Также на вебинар были приглашены сертифицированные учителя Алматы и Павлодара. Ведущих было трое – профессор КазНУ им. аль-Фараби Тихомирова В.Т., я, в качестве тренера группы, и староста группы – организатор вебинара. В своей книге «Обучение похвале» Валентина Тихоновна Тихомирова пишет об умении «дать описательную похвалу, при которой нужно мгновенно проанализировать деятельность ученика, выделить сильные стороны, ключевые умения. Это сделать гораздо труднее. Но польза от такой работы учителя во много раз больше, чем от оценочного его тривиального слова». Иными словами, речь идет об одном из аспектов формативного оценивания, о том, как похвала и поощрение применяются для поднятия мотивации в обучении.

Вебинар продолжительностью 1,5 часа пролетел незаметно. В интерактивной форме в он-лайн режиме вебинары дают полную свободу и возможность обучать людей, не выходя из дома, «за чашкой кофе, на любимом диване». Учителя, а вместе с ними и я, приобретали навык использования ИКТ в профессиональном сообществе. Вовлечены были абсолютно все участники вебинара. Они имели возможность задавать вопросы, которые сразу же отражались в основном окне. Польза была огромная, участники получили интересующую их информацию по обучению похвале, по подготовке портфолио учителя, активно поделились передовым опытом по прохождению практики в школе. Кто-то из учителей выразил мысль проводить родительские собрания, педсоветы и даже коучинги в таком режиме.

Приятно было наблюдать, что учителя довольно быстро освоили навык общения на вебинаре, для 98 % учителей это был первый опыт.

Какой опыт получила я, как тренер? Во-первых, появилась возможность расти, обучая других. От- крыла способности лидера, хорошего собеседника, хотя, конечно, присутствовало волнение. Главное – это четко понимать то, что хотите донести до слушателей! Необходимо было концентрироваться на цели вебинара.

Американский философ и педагог Д. Дьюи был убежден в том, что обучение должно строиться на повседневном опыте, быть тесно связано с потребностями, развивать навык самостоятельного приобретения знаний. На эти мысли ученого я опираюсь при проведении моих занятий, т.е. практика показала необходимость построения трех алгоритмов:

1. Для извлечения имеющих знаний, навыков, опыта проанализировать и систематизировать полученное по заданной теме занятия, для того чтобы учителям было легче изучать новую информацию.

2. Изучение теории и ее соотношение с имеющимся опытом.

3. Завершающий этап – синтез полученных данных. Соотносим, думаем, как это можно сделать по- другому.

Учителя осваивают новые знания и навыки по- разному, поэтому требовалось уделять особое внимание индивидуализации обучения, повышать само- оценку и чувство собственного достоинства каждого учителя. Глагол «учиться» в русском языке относится к категории «возвратных» глаголов. Учиться – в буквальном смысле означает «учить себя». Если в традиционном обучении преподаватель играл главную роль на уроке, то в рамках Программы именно обучающийся является тем, кто сам контролирует степень достижения поставленных целей. Тем не менее, ответственность за определение целей обучения все-таки несет тренер.

Важно было осуществлять своеобразное сопровождение учителя на том или ином этапе его образовательного пути, отступая на второй план, как только будет накоплен необходимый опыт и уровень компетентности. Сопровождение подкреплялось психологической поддержкой учителей в виде поощрений и подкрепления достижения учителей на основе обратной связи.

«Обучение является одним из факторов развития «культурного человека», фактором, который позволяет ему лично построить значимое живое знание, научить познавать, научить делать, научить взаимосотрудничать, научить жить в ладу с собой. Это значит, что мне, как тренеру, необходимо было учитывать индивидуальные особенности учителя, не давить собственными оценочными суждениями, а призывать учителя к размышлению через поставленные вопросы. Мотивировать на преодоление трудностей, вдохновлять.

Изменения происходили часто, мне, как тренеру, необходимо было изыскивать что-то такое, что было бы интересно учителям данной группы. Например, особо впечатлили учителей и позволили им глубоко задуматься и вести дискуссии просмотры видеоклипов по темам: «Компетентность», «Почему дети не хотят учиться», «Эксперимент с блохами», «Эмоции и дети», «Лидерство», отрывок из фильма «Писатели свободы», «Технологии 21 века» и многое другое. Наблюдения показали, что это были, действительно, результативные методы, позволяющие тщательно обдумывать ход того или иного действия, оценивать, анализировать, извлекать уроки.

Так, шаг за шагом, вначале боясь ошибиться, по- казаться некомпетентным, учителя двигались вперед, постепенно преодолевали страх перед выступлением. развивались навыки сотрудничества и взаимопомощи между учителями разного возраста и опыта работы, улучшалась культура общения. Маленькими шагами вместе с ними двигалась вперед и я.

Учитывая тот факт, что на уровневых курсах обучаются продвинутые учителя, я хорошо осознаю, что необходимо постоянно совершенствовать свои навыки, повышать профессиональное мастерство, развивать свою компетентность. Необходимо развивать умение работать с информацией, систематизировать имеющуюся в копилке информацию, ранжировать ее по темам. Создать отдельно методическую видеотеку. Учитывать высокий самоконтроль, изучать дополнительную литературу по методу «Метасообщение», материалы тренинга «Харизма». Учитывать ожидания и потребности, возможности и ограничения. Развивать у учителей навыки обучения и самообучения, учитывать профессиональные и личностные особенности. Преодолевать барьеры высокой критичности, закрытости, страха неудачи, сложности в установлении и поддержании межличностных отношений. Создавать комфортную, безопасную атмосферу, соблюдать правила подачи обратной связи, развивать коммуникативные навыки, чтобы любой поступок и факт их жизни в этом случае становился поучительным.

В будущем в своей практике тренера мне необходимо продумать применение стратегий формативного оценивания, которое позволит качественно оценивать образовательные достижения обучающихся. значимым фактором для учителя является умение самому ставить перед собой учебную задачу, найти способы решения и оценить собственные действия и достижения.

В заключение предоставляю небольшой практикум.

Практические советы еврейской школы эффективному учителю:

Многие учителя страдают от синдрома «закрытых дверей». Привыкнув работать в одиночку в классе и имея очень мало времени для взаимодействия на профессиональном уровне с другими учителями, преподаватели чувствуют себя одинокими и изолированными. Они очень редко пользуются возможностью понаблюдать, как работает другой преподаватель, и также не находят времени, чтобы завязать с коллегами серьезный разговор о работе. Такая изоляция приводит к застреванию на удобной практике – без необходимости находить ей оправдание в ученых терминах.

Работа вместе с коллегами предоставляет преподавателю возможности совместного обсуждения идей, разрешения проблем и изучения стилей преподавания. Работа вместе с другими учителями ведет к профессиональному росту новыми прекрасными путями.

Будьте терпеливы. Ставьте себе реальные цели и дайте себе пространство для роста, выучивая за один раз не более одного нового метода. Дайте себе время освоиться с одним методом, прежде чем испытывать что-то новое; знайте, если вы попытаетесь сделать слишком многое слишком быстро, это может не получиться. Изменения требуют времени, так что будьте терпеливы сами с собой. Не забывайте, что по-настоящему научиться применять новые навыки и развивать связанные с ними собственные стратегии можно только за несколько лет. Поймите, однако, что время, которое вы вложите в свой профессиональный рост, не будет потрачено даром.

Празднуйте свои успехи. Это очень важно – не пропускать мимо радость от успехов в преподавании. Замечайте свои успехи и празднуйте их: ободрите себя хорошим словом или угостите себя чем-нибудь вкусненьким. Разделите свои успехи с Вашей семьей, коллегами – и директор может порадоваться вместе с вами. Также ободряйте Ваших коллег, чтобы они делились своими успехами с Вами.

Уделите себе некоторое время. Преподавание может истощить Вас, забрать все время и энергию, если Вы это допустите. Добавьте ко всему прочему домашние обязанности, и Вы сможете обнаружить, что у Вас никогда не будет времени, чтобы расслабиться. Однако, уметь расслабляться необходимо, если Вы собираетесь успешно справляться со стрессами в своей жизни, включая и те, что исходят из классной комнаты. Иногда Вы должны отводить какое-то время только для себя; пусть это будут всего лишь несколько минут в день, но потратьте их в свое удовольствие.

Не забывайте смеяться. Запомните хорошенько, что хорошее чувство юмора – это лучшее лекарство от дня, полного разочарований. Овладеть ситуацией зачастую можно лишь поняв ее комичность. Нам никогда нельзя воспринимать себя слишком серьезно или за- бывать о том, кто мы есть на самом деле. Смейтесь не колеблясь, когда дела идут трудно; это, действительно, облегчает дело. Здесь перечислены типичные ситуации, которые учителя не в состоянии контролировать, но могут научиться над ними смеяться.

Объясним причину, по которой мы употребляем слово «учеба» вместо «изучение». Когда мы начинаем «изучать» что-либо, у нас в уме есть какая-то определенная задача, конечная цель. Когда же мы «учимся», мы прорабатываем информацию и делаем ее жизненной частью нас самих. «Учеба» – это продолжающийся процесс, в который мы вовлечены на протяжении всей нашей жизни.

 

 
 

Тема номера





 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10