электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Актуальная проблема:

Тема номера

   

Архив статей 2016 г.

 

Престиж педагога: повысить или отвоевать?

№ 1 (152) январь 2016г.

Е.Г. КОРОТКИХ, главный аналитик Департамент развития дошкольного обучения и воспитания АО «Информационно- аналитический центр», г. Астана


В руках педагога – формирование будущего поколения. Многие вели- кие люди в истории обязаны своими достижениями именно педагогам. Тем не менее, «главная профессия на Земле» нуждается в поддержке и, как выяснилось, не только в нашей стране, но и за рубежом. Данные Агентства по статистике РК говорят о том, что необходимо срочно принимать меры по повышению статуса педагога. Заработная плата педагога в Казахстане меньше в 2 раза средней заработной платы по стране (средняя заработная плата педагога дошкольного образования – 62 359 тг., основного среднего образования – 73 199 тг.). В первом квартале 2015 г. средняя заработная плата по стране составила 118 638 тг. Низкий заработок не позволяет привлечь в сферу талантливую и способную молодежь. Только 7 % среди 2116 обладателей «Алтын белгi» выбрали в 2015 г. специальности образования. Низкие пороговые баллы ЕНТ для получения государственного гранта на педагогические специальности – причина притока молодежи, не заинтересованной в профессии. Так, в 2015 г. средний пороговый балл на специальности образования составил 76 баллов. На специальности «Социальные науки, экономика и бизнес» – 92 балла. Однако, даже получив диплом, многие выпускники педагогических вузов не идут работать по профессии. В 2015 г. только 35 % выпускников педагогических специальностей были трудоустроены в первый год после окончания обучения.

Где и как ценят педагогов?

Низкий статус педагога – актуальная проблема многих стран мира. Невысокая заработная плата, недостаток уважения и морального поощрения являются одними из факторов, отражающих низкий престиж профес- сии. Так, в 2012 г. заработная плата педагога дошкольного образования стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) равнялась 80 % от заработной платы представителей других профессий с высшим образованием, начальной школы – 85 %, основного среднего образования – 88 %. Кроме этого, за 2009-2012 гг. средняя заработная плата педагогов всех уровней образования в странах ОЭСР снизилась почти на 5 %.

Снижается уважение к педагогу и его ценность в обществе. Согласно Глобальному индексу статуса педагогов (2013), только 27 % взрослых считают, что дети относятся к педагогам уважительно. При этом больше половины взрослых не стали бы поощрять выбор педагогической профессии ребенком. результаты Международного исследования педагогического корпуса TALIS в 2008 г. показали, что 60 % педагогов верили в ценность своей профессии, в 2013 г. этот показатель снизился до 33 %.

Моральное поощрение педагогов позволяет повысить удовлетворенность работой и мотивацию педагога к профессиональному развитию. Тем не менее, результаты исследований ОЭСР показывают недостаток поощрения педагогов. Так, две трети педагогов отмечают, что лучшие педагоги не получают должного признания своих успехов и уважения. 13 % педагогов никогда не были поощрены, а 75 % уверены, что улучшение качества своей работы не привлечет должного внимания.

Низкая удовлетворенность педагогов оплатой и условиями труда может привести к текучести. Согласно британскому изданию the Guardian, в Великобритании в 2011 г. 4 из 10 педагогов оставили профессию уже после первого года работы, а около 11 тыс. выпускников-педагогов не начали профессиональную деятельность вовсе. В США текучесть кадров достигает 50 % за пятилетний период. В этом случае 25 % от ежегодной заработной платы педагога приравниваются к потерям государственного бюджета. Исследование Университета Пенсильвания доказало, что в США убытки из-за текучести педагогических кадров составляют около $2 млрд. ежегодно. Если применить данную формулу, в Казахстане отток даже 1 % педагогов может обходиться до половины миллиарда тенге. На эту сумму можно построить детский сад и обеспечить детей дошкольным образованием. Однако сегодня реальные убытки посчитать сложно, поскольку в Казахстане на национальном уровне статистика текучести кадров не ведется.

Некоторым странам удалось преодолеть проблемы низкого статуса педагога и сделать профессию одной из престижных. Очень высок статус педагога в Финляндии, Сингапуре, Южной Корее. Анализ международной компании McKinsey&Company отмечает несколько факто- ров, позволивших повысить престиж профессии в данных странах. Высокая оплата и условия труда повышают привлекательность профессии для молодежи. Конкурс на педагогические профессии в этих странах достигает 10 человек на место. Вместе с тем предъявляют высокие требования к претендентам на педагогические специальности. Распространена практика оценки профессиональной пригодности абитуриентов через специальные экзамены и тестирования. При зачислении на педагогические специальности предпочтение отдается лучшим выпускникам школ. В Сингапуре только одну треть лучших выпускников школ зачисляют на педагогические профессии, в Финляндии – одну пятую. В Финляндии также предъявляют высокие требования и к уровню квалификации педагога: все педагоги должны иметь степень магистра. В Сингапуре каждые 3-5 лет педагоги, не покинувшие профессию, получают выплату в размере от $10 тыс. до 36 тыс. Кроме этого, предусмотрены денежные поощрения за успехи в работе.

Повышение статуса профессии и формирование сильного педагогического состава в вышеуказанных странах обеспечило высокую успеваемость детей в школах. Так, учащиеся Сингапура, Южной Кореи и Финляндии показали высокие результаты по математической грамотности, естествознанию и чтению в между- народном исследовании PISA 2012. Результаты PISA 2012 определили Сингапур на 2 место, Южную Корею на 5 место, Финляндию на 12. При этом анализ ОЭСР показал, что достижение уровня успеваемости учащихся, подобного Финляндии, может повысить ВВП таких стран, как Мексика, на 2 155 %, Греция – на 1 073 %, Турция – на 1 673 % до 2090 г.

Практика вышеупомянутых стран стала примером повышения ценности и престижа педагога в мире. Сегодня в 27 странах ОЭСР применяются селективные критерии отбора на педагогические специальности, в 22 – требуется степень магистра для работы в школе. Для повышения имиджа профессии особый упор в странах Европы сделан на проведении информационных кампаний о значении педагога в обществе. Например, в 2015 г. во Франции промо-ролики о педагогической профессии были показаны на 24 телевизионных каналах. В Латвии, помимо видеороликов, были предусмотрены информационные постеры в общественном транспорте. В США предлагают различные программы по профессиональной ориентации и ознакомлению выпускников школ с педагогической профессией. Высокую распространенность получают программы поддержки начинающих педагогов как в Европе, так и в США. Подобные программы обязательны для начинающих педагогов в 9 странах ОЭСР. В России в 2012 г. вышел указ о повышении заработной платы педагогов до средней заработной платы по региону.

Сегодня и сейчас

В Казахстане практикуются меры поощрения педагогов за успешную профессиональную деятельность. Например, в 2015 г. было награждено 48 учителей медалью «Үздік педагог», также они получили вознаграждение около 2 млн. тенге. В этом году местные исполнительные органы Павлодарской области вручили ключи от автомобилей четырем учителям за успехи в работе. Среди них есть и молодой педагог, чей ученик завоевал серебро на 48-й Международной Менделеевской олимпиаде школьников по химии. Огромное внимание уделяется повышению статуса педагогической профессии в сельской местности. Оклад педагога в сельской местности выше на 25 %, чем в городской. Кроме этого, с 1 января 2016 г. по поручению Президента РК Н.А. Назарбаева предусмотрено повышение за- работной платы педагогов на 43-66 %.

Сегодня в Казахстане не ведется статистка по текучести кадров на национальном уровне. Отсутствие таких данных не дает полноценной картины о текущей ситуации, проблемах и причинах ухода из профессии. Это лишает возможности определить необходимые меры для повышения статуса педагога. Отсутствуют достоверные данные о статусе педагога в обществе. На международном уровне уже существует инструментарий, позволяющий оценить статус педагогической профессии. В рамках международного исследования педагогического корпуса TALIS ОЭСР оценивает удовлетворенность педагогов работой, условиями труда, влияние практик поощрения педагогов на улучшение качества преподавания и др. Результаты исследования показывают, что 91 % педагогов в целом удовлетворены своей работой, а 78 % уверены, что выбрали бы профессию снова. Участие Казахстана в данном исследовании позволит определить ценность педагогической профессии в стране, выявить слабые стороны и определить меры, необходимые для улучшения ситуации.

 

 
 

Тема номера





 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10