Престиж педагога: повысить или отвоевать?
№ 1 (152) январь 2016г.
Е.Г. КОРОТКИХ,
главный аналитик
Департамент
развития дошкольного
обучения и
воспитания
АО «Информационно-
аналитический центр»,
г. Астана
В руках педагога – формирование будущего
поколения. Многие вели- кие люди в истории обязаны
своими достижениями именно педагогам. Тем не менее,
«главная профессия на Земле» нуждается в поддержке
и, как выяснилось, не только в нашей стране, но и за
рубежом. Данные Агентства по статистике РК говорят о
том, что необходимо срочно принимать меры по повышению статуса педагога. Заработная плата педагога в Казахстане меньше в 2 раза средней заработной платы по стране
(средняя заработная плата педагога дошкольного образования – 62 359
тг., основного среднего образования – 73 199 тг.). В первом квартале
2015 г. средняя заработная плата по стране составила 118 638 тг. Низкий заработок не позволяет привлечь в сферу талантливую и способную
молодежь. Только 7 % среди 2116 обладателей «Алтын белгi» выбрали
в 2015 г. специальности образования. Низкие пороговые баллы ЕНТ
для получения государственного гранта на педагогические специальности – причина притока молодежи, не заинтересованной в профессии.
Так, в 2015 г. средний пороговый балл на специальности образования
составил 76 баллов. На специальности «Социальные науки, экономика и
бизнес» – 92 балла. Однако, даже получив диплом, многие выпускники
педагогических вузов не идут работать по профессии. В 2015 г. только
35 % выпускников педагогических специальностей были трудоустроены
в первый год после окончания обучения.
Где и как ценят педагогов?
Низкий статус педагога – актуальная проблема многих стран мира. Невысокая заработная плата, недостаток уважения и морального поощрения
являются одними из факторов, отражающих низкий престиж профес-
сии. Так, в 2012 г. заработная плата педагога дошкольного образования
стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)
равнялась 80 % от заработной платы представителей других профессий
с высшим образованием, начальной школы – 85 %, основного среднего
образования – 88 %. Кроме этого, за 2009-2012 гг. средняя заработная
плата педагогов всех уровней образования в странах ОЭСР снизилась
почти на 5 %.
Снижается уважение к педагогу и его ценность в обществе. Согласно
Глобальному индексу статуса педагогов (2013), только 27 % взрослых
считают, что дети относятся к педагогам уважительно. При этом больше
половины взрослых не стали бы поощрять выбор педагогической профессии ребенком. результаты Международного исследования педагогического
корпуса TALIS в 2008 г. показали, что 60 % педагогов верили в ценность
своей профессии, в 2013 г. этот показатель снизился до 33 %.
Моральное поощрение педагогов позволяет повысить удовлетворенность
работой и мотивацию педагога к профессиональному развитию. Тем не
менее, результаты исследований ОЭСР показывают недостаток поощрения
педагогов. Так, две трети педагогов отмечают, что лучшие педагоги не
получают должного признания своих успехов и уважения. 13 % педагогов никогда не были поощрены, а 75 % уверены, что улучшение качества
своей работы не привлечет должного внимания.
Низкая удовлетворенность педагогов оплатой и условиями труда может привести к текучести. Согласно британскому изданию the Guardian,
в Великобритании в 2011 г. 4 из 10 педагогов оставили профессию уже
после первого года работы, а около 11 тыс. выпускников-педагогов не
начали профессиональную деятельность вовсе. В США текучесть кадров
достигает 50 % за пятилетний период. В этом случае 25 % от ежегодной
заработной платы педагога приравниваются к потерям государственного
бюджета. Исследование Университета Пенсильвания доказало, что в США
убытки из-за текучести педагогических кадров составляют около $2 млрд.
ежегодно. Если применить данную формулу, в Казахстане отток даже 1 % педагогов может обходиться до половины
миллиарда тенге. На эту сумму можно построить
детский сад и обеспечить детей дошкольным
образованием. Однако сегодня реальные убытки посчитать сложно, поскольку в Казахстане
на национальном уровне статистика текучести
кадров не ведется.
Некоторым странам удалось преодолеть
проблемы низкого статуса педагога и сделать
профессию одной из престижных. Очень высок
статус педагога в Финляндии, Сингапуре, Южной Корее. Анализ международной компании McKinsey&Company
отмечает несколько факто- ров, позволивших повысить престиж
профессии в данных странах. Высокая оплата и условия труда повышают
привлекательность профессии для молодежи. Конкурс на педагогические
профессии в этих странах достигает 10 человек на
место. Вместе с тем предъявляют высокие требования к претендентам на педагогические специальности. Распространена практика оценки
профессиональной пригодности абитуриентов через специальные экзамены и тестирования. При
зачислении на педагогические специальности
предпочтение отдается лучшим выпускникам
школ. В Сингапуре только одну треть лучших
выпускников школ зачисляют на педагогические
профессии, в Финляндии – одну пятую. В Финляндии также предъявляют высокие
требования и к уровню квалификации педагога: все педагоги должны
иметь степень магистра. В Сингапуре каждые 3-5 лет педагоги, не
покинувшие профессию, получают выплату в размере от $10 тыс.
до 36 тыс. Кроме этого, предусмотрены денежные
поощрения за успехи в работе.
Повышение статуса профессии и формирование сильного педагогического состава в
вышеуказанных странах обеспечило высокую
успеваемость детей в школах. Так, учащиеся
Сингапура, Южной Кореи и Финляндии показали высокие результаты по математической
грамотности, естествознанию и чтению в между-
народном исследовании PISA 2012. Результаты
PISA 2012 определили Сингапур на 2 место,
Южную Корею на 5 место, Финляндию на 12.
При этом анализ ОЭСР показал, что достижение уровня успеваемости учащихся, подобного
Финляндии, может повысить ВВП таких стран,
как Мексика, на 2 155 %, Греция – на 1 073 %,
Турция – на 1 673 % до 2090 г.
Практика вышеупомянутых стран стала примером повышения ценности и престижа педагога
в мире. Сегодня в 27 странах ОЭСР применяются
селективные критерии отбора на педагогические специальности, в 22 – требуется
степень магистра для работы в школе. Для повышения имиджа профессии
особый упор в странах Европы сделан на проведении информационных
кампаний о значении педагога в обществе. Например, в 2015 г. во Франции промо-ролики о
педагогической профессии были показаны на
24 телевизионных каналах. В Латвии, помимо
видеороликов, были предусмотрены информационные постеры в общественном транспорте.
В США предлагают различные программы по
профессиональной ориентации и ознакомлению
выпускников школ с педагогической профессией. Высокую распространенность получают
программы поддержки начинающих педагогов
как в Европе, так и в США. Подобные программы обязательны для начинающих педагогов в 9
странах ОЭСР. В России в 2012 г. вышел указ
о повышении заработной платы педагогов до
средней заработной платы по региону.
Сегодня и сейчас
В Казахстане практикуются меры поощрения
педагогов за успешную профессиональную деятельность. Например, в 2015 г. было
награждено 48 учителей медалью «Үздік педагог», также они получили
вознаграждение около 2 млн. тенге. В этом году местные
исполнительные органы Павлодарской области вручили ключи от автомобилей
четырем учителям за успехи в работе. Среди них есть и молодой
педагог, чей ученик завоевал серебро на 48-й Международной Менделеевской олимпиаде школьников по химии.
Огромное внимание уделяется повышению
статуса педагогической профессии в сельской
местности. Оклад педагога в сельской местности
выше на 25 %, чем в городской. Кроме этого, с
1 января 2016 г. по поручению Президента РК
Н.А. Назарбаева предусмотрено
повышение за-
работной платы педагогов на 43-66 %.
Сегодня в Казахстане не ведется статистка
по текучести кадров на национальном уровне.
Отсутствие таких данных не дает полноценной картины о текущей ситуации, проблемах
и причинах ухода из профессии. Это лишает
возможности определить необходимые меры
для повышения статуса педагога. Отсутствуют достоверные данные о статусе педагога
в обществе. На международном уровне уже
существует инструментарий, позволяющий
оценить статус педагогической профессии. В
рамках международного исследования педагогического корпуса TALIS ОЭСР оценивает
удовлетворенность педагогов работой, условиями труда, влияние практик поощрения педагогов
на улучшение качества преподавания и др. Результаты исследования
показывают, что 91 % педагогов в целом удовлетворены своей работой,
а 78 % уверены, что выбрали бы профессию снова. Участие Казахстана в данном
исследовании позволит определить ценность
педагогической профессии в стране, выявить
слабые стороны и определить меры, необходимые для улучшения ситуации. |