электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Актуальная проблема:

Тема номера

   

Архив статей 2016 г.

 

Моя профессия – педагог

№ 1 (152) январь 2016г.

Подборка Е.В. РЯБОВОЙ, магистра педагогики, старшего преподавателя кафедры ПМНО КазНПУ им. Абая, г. Алматы


Престиж профессии – улица с двусторонним движением. С одной стороны, он задается отношением социума к данной профессии, с другой – ее представителями, способными (или не способными) решить задачи, которые перед ними выдвигает жизнь. Само слово «престиж» происходит от франц. «prestige», и его первоначальное значение – «обаяние», «очарование». Специалист, очарованный своей профессией, скорее всего, будет успешным профессионалом, и его работа будет оценена по достоинству. Разочарованные в выбранном пути люди либо уходят из профессии, либо остаются в ней «тянуть лямку». К сожалению, это происходит довольно часто, и такие специалисты не способствуют росту престижа профессии.

Не секрет, что не все выпускники вузов идут работать по полученной специальности. Поэтому я считаю, что профориентационная работа с поступлением в вуз не заканчивается, а лишь приобретает другие формы. Важно, чтобы будущие учителя реально увидели себя в профессии. Конечно, в первую очередь, в этом помогает практика. Но в то же время очень полезно иметь внутреннее ощущение профессии. С этой целью в конце ноября кафедра педагогики и методики начального образования Казахского Национального Педагогического Университета им. Абая провела международный конкурс эссе «Моя профессия – педагог». Конкурс проходил заочно (следующий – «Презентация к уроку» планируем провести в он-лайн режиме). На конкурс принимали работы на казахском, русском и английском языках. В конкурсе приняли участие студенты специальности ПМНО из КазНПУ, Педагогического института Киевского университета им. Б. Гринченка и Казанского Федерального Университета.

Если при поступлении в вуз девочки чаще всего видят свое будущее «через розовые очки», то, проучившись 2-3 года, они могут осознанно отнестись к своей будущей профессии. Толчком к этому послужил конкурс.

Кроме того, конкурс способствовал развитию международных контактов. От казанских коллег пришло предложение о проведении круглого стола «Актуальные проблемы образования». Сейчас мы обдумываем сроки и план его проведения.

Предлагаем вашему вниманию эссе победителей конкурса.

Светлана Орлова, г. Казань

Тема изгоев была мне интересна с детства, так как мои одноклассники всегда находили объект насмешек и издевательств. Я не понимала, почему моим сверстникам не жаль этого ребенка, ведь, как правило, у него не складывалось не только в школе. Теперь, обучаясь на педагога, я изучаю вопрос того, как дети выбирают объект презрения и как с этим бороться.

Почитав статьи психологов и педагогов, я поняла, что с этой проблемой сталкивается почти каждый детский коллектив, это касается и детей младшего школьного возраста, с которыми мне и предстоит работать.

Картина подобной травли представляет собой следующее: в середине или в конце учебного года в 1 классе один-два ребенка (зачинщики) становятся инициаторами издевательств над одноклассником (жертвой), а большинство детей в классе (преследователи) осуществляют травлю, хотя бывают и защитники изгоя, и нейтральные наблюдатели. Гонители начинают высмеивать жертву. Чаще всего зачинщиками являются мальчики, а их жертвами бывают не только мальчики, но и девочки. Девочки-инициаторы обычно нападают на девочек. Как правило, подобным поведением зачинщики пытаются выделиться. Зачинщиками могут стать дети, которые претендуют на роль лидера в школьном коллективе, агрессивные дети.

Читая статьи, я пыталась найти что-то общее во всех описаниях жертвы, и я нашла. Изгоями в классе являются «не такие, как все»: необычная внешность, одежда и т.п. Но при обсуждении данной ситуации с друзьями, семьей я выявила для себя, что изгоями являются дети, проблемы которых не снаружи, а намного глубже, на психологическом уровне. Объектом травли чаще всего становится ребенок, который, действительно, ведет себя необычно по сравнению с другими детьми, а дети это быстро замечают.

Он может быть крайне рассеянным, тихим, за- крытым, но в конфликте он отчаянно защищается. Например, первым изгоем в моем классе была именно такая девочка: она отставала в учебе, была рассеянной (могла забыть портфель дома), ее постоянно ругала учительница, говорила, что эта девочка будет первой, кого она оставит во втором классе на второй год. Детям показалось это очень смешным, они начали ее задирать, тут они и увидели, как эмоционально она отвечает, и им это понравилось еще больше, участились драки с ее участием, она пускала в ход свои ногти, бросалась стульями.

Жертвой в глазах учителя стала не эта девочка, а дети, которые над ней издевались, в итоге эту девочку перевели на домашнее обучение. Мне было очень жалко эту девочку, я ее пыталась защищать, потому что я с ней близко общалась, она мне казалась более развитой, чем другие дети, более умной, несмотря на ее необычность.

Следующей жертвой одноклассники пытались сделать новенькую, которая перешла к нам в 4 классе, но, так как эта девочка не отвечала эмоционально на издевки, они это быстро прекратили.

Потом издеваться начали над девочкой, которая была с нами с первого класса, потому что она была толстой, но старалась самоутвердиться и показать, что она лучше всех. Она плакала, дралась в ответ на агрессию со стороны одноклассников, а они как будто получали удовольствие. Травля ее закончилась, когда у нее умер папа. Некоторые дети сразу от нее отстали, у некоторых еще были попытки, но из-за переживаний о кончине близкого человека девочка перестала отвечать обидчикам.

Следующим и последним изгоем в нашем классе стал мальчик, перешедший к нам из параллельного класса (там он тоже не нашел общего языка с детьми). Он сам был задирой и пытался установить свои правила в уже сложившемся без него коллективе. К тому же он был труслив и задирался к слабым, но их защищали более сильные, а против них он не рисковал идти. Вскоре он и сам стал предметом насмешек, часто дрался, у него не нашлось защитников, только в случае, если дело доходило до драки, девочки останавливали мальчиков. Его родители приняли решение перевести мальчика в другую школу, но я сомневаюсь, что там что-то изменилось, так как форма общения с другими детьми у него так и не изменилась.

Какие же выходы могут быть из ситуации травли ученика? Из истории моего класса уже можно вы- делить три: перевод на домашнее обучение (не самый лучший выход, по моему мнению), жертва не должна реагировать на насмешки (можно также встретить в статьях совет отреагировать неординарно, например согласиться с прозвищем), и вызвать у детей сострадание к ребенку.

Надеюсь, что в своей педагогической деятельности я нечасто буду встречаться с подобной проблемой, но если встречусь, смогу с ней справиться.

Екатерина Стоян, г. Киев

На свете много профессий хороших и разных. Но для меня профессия ПЕДАГОГ звучит по-особенному. Педагог – это самый важный человек для каждого из нас. Труд его очень нелегкий, но благородный, он воспитывает чело- века, шаг за шагом готовит его к жизни. Это с его помощью формируется личность каждого человека. Педагога воспели многие писатели и поэты в своих книгах, стихах и песнях, сравнивая учителя с путеводной звездой Человечества.

Первый педагог для ребенка – это воспитатель дошкольного учреждения. Он играет очень важную роль в развитии и воспитании детей. Воспитатель для них – вторая мама, ласковая и нежная, терпеливая и сдержанная. Это добрый друг и наставник, пример для подражания. Всех детей нужно знать и понимать, горевать и радоваться вместе. Будущему воспитателю нужно научиться очень многому, ведь он должен владеть коллективом, каждый день ему терпеливо предстоит отвечать на тысячи вопросов, объяснять, что хорошо, а что плохо и почему, учить малышей познавать окружающий мир.

Перед педагогом стоит огромная задача – воспитать всесторонне развитого человека. Он постоянно должен уделять внимание физическому и умственному, нравственному и трудовому воспитанию, потому что только так можно воспитать гармоничную личность. Важно правильно организовать деятельность детей, ведь процесс обучения и воспитания непрерывный. На занятиях дети учатся, а в повседневной жизни, в играх закрепляют свои знания и умения. Воспитателю нужно принимать активное участие и в играх детей, способствуя тем самым закреплению навыков, приобретенных на занятиях.

О профессиональном развитии воспитателя и высокой значимости его труда много писали наиболее выдающиеся мыслители прошлого.

Ян Амос Коменский говорил: «Воспитание в том и заключается, что более взрослое поколение передает свой опыт, свою страсть, свои убеждения младшему поколению». Большое внимание педагог должен уделять воспитанию культуры поведения и положительных взаимоотношений у детей. В группе всегда должна быть доверительная и дружелюбная атмосфера. Необходимое условие для этого – высокий уровень педагогической и психологической культуры.

Нужно научить детей оценивать свои поступки, постоянно заботиться о том, чтобы дети усваивали нравственные нормы: учились умению уступать, дружить, вовремя помочь товарищу... Ян Амос Коменский сравнивает формирование человека с природными растениями: «никто не сажает сорняки, и не ухаживает за ними. А культурные растения требуют всегда к себе внимания. Так и ребенок должен воспитываться и обучаться правильно».

Великий украинский философ и народный учитель Григорий Сковорода в своей «философии сердца» придавал большое значение искренности педагога. Он считал, что быть настоящим Учителем может только тот, кто и сам живет так, как учит других.

Мой Университет назван в честь выдающегося украинского Педагога – Бориса Гринченка. О нем говорят, что «он больше работал, чем жил». И действительно, четырехтомный «Словарь украинского языка», более 50 рассказов и исторических драм, бесчисленное количество статей для школы и о жизни школы, «Букварь» и множество сказок для детей, трудов на нравственно-этическую тематику, стихов и прозы – вот далеко не полный список литературного наследия Учителя с большой буквы. Наверное, именно таким и должен быть настоящий педагог.

Какой он, идеальный педагог дошкольного учреждения глазами детей? на практических занятиях с детьми дошкольного возраста дети ответили на этот вопрос. По их мнению, идеальная воспитательница очень добрая, никогда не кричит, всегда найдет для них время и знает много интересных игр. Она хорошо рисует, поет и танцует, всегда поможет. С ней никогда не скучно. Она красивая и много улыбается.

Студенты, будущие воспитатели, часто приводят для примера «золотое правило» воспитания А.С. Макаренко: как можно больше любви и как можно больше требовательности. Воспитателю нужно умело совмещать строгость и ласку, требовательность и снисходительность. Ему нужно постоянно совершенствоваться, творчески подходить к проблемам воспитания, быть интересным для ребят, чтобы завоевать их любовь и уважение. Важны и риторические умения: речь педагога должна быть четкой и внятной, чтобы дети могли понять и выполнить поставленное перед ними задание. Не менее важно знать и психологию развития ребенка – особенности его памяти, внимания, интеллекта, развития личности и возрастные кризисы. Воспитатель, в сотрудничестве с родителями воспитанников, предупреждает и преодолевает страхи детей, воспитывает у них трудолюбие и доброту к другим людям, человечность, любовь к своей Родине и всему миру.

«Все мы дети Великой степи», – говорят в Казахстане. Наверное, именно поэтому, несмотря на разницу во времени и пространстве, во взглядах на обучение и воспитание детей первых педагогов времен Античности, чешского философа Я.А. Коменского, великой итальянки Марии Монтессори, выдающихся украинских ученых Б. Гринченка, А.С. Макаренко, Г.С. Сковороды и многих других, в том числе и моих современников во всем мире так много общего.

Воспитатель – не просто профессия, это призвание, ведь человека вырастить намного труднее, чем построить шахту или домну. Настоящий педагог отдает свое сердце детям. Труд педагога полон человечности и света, он, как скульптор, лепит день за днем будущую душу человека.

Юлия Парфилова, г. Алматы

Учитель – это древнейшая профессия. Она существовала еще до разделения труда и прошла множество ступеней развития. Сначала эту должность занимали старшие, наиболее опытные представители племени или общины. Второй ступенью в развитии были люди, которые практиковали то или иное ремесло и передавали этот навык другим. И лишь в 18 веке преподавание стало профессией, которую мы привыкли видеть по сей день.

Профессия учителя – это огромный шар, который поделен на части. Шар – это знания, части – это области определенных знаний. И нет такой области, в которой не разбирался бы педагог. Этот шар настолько велик, что охватывает всю планету. Ум и знания педагога играют большую роль в его профессиональном становлении. Ведь как говорил М. Монтень: «Для того, чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем для того, чтобы на- учиться самому».

Для меня эта профессия стала больше открытием, чем принятым фактом. В детстве я не мечтала стать учителем, для меня были близки творческие профессии, но спустя время я приняла осознанное решение. Я искала профессию, в которой смогу каждый день искать что-то новое, обучаться чему- то, постоянно совершенствовать себя. Для меня было удивлением, что такой профессией является профессия педагога.

И вот, пройдя уже немалый путь в обучении, я все больше влюбляюсь в эту профессию. Она пере- полнена счастливыми моментами. Прежде всего, это радость за успехи своих учеников, за их достижения и победы. Особенно приятно наблюдать за тем, что весь труд, который ты вкладываешь в работу с детьми, приносит результаты, и то, что он отражается в их поступках, знаниях, отношениях друг с другом. Ведь учитель является не только кладезем знаний, но и воспитателем морально-нравственных и этических качеств.

Главной чертой учителя является любовь к детям. В памяти всплывают слова В.А. Сухомлинского: «Любить можно то, чему уже отдал частицу души». Я бесконечно рада, что во мне есть такая любовь, которая греет мою душу. И я готова отдавать эту любовь своим будущим ученикам.

Быть педагогом в наше время достаточно сложно, и очень немногие хотят посвятить себя педагогической деятельности. Очень печально осознавать, что столь древняя и важная профессия остается без внимания. Но, несмотря на это, всю важность этой профессии мы познаем через труды великих деятелей. Сложно представить, какой была бы наша жизнь, если бы в нее не внесли вклад такие великие учителя, как Коменский, Макаренко, Сухомлинский и т.д. Ведь благодаря им мы имеем базу методов, которые помогают нам воспитать со- временное поколение.

Я полностью согласна с утверждением Сенеки: «Уча других, мы учимся сами». Я счастлива, по- тому что у меня есть возможность вновь и вновь познавать мир через свою профессию. И спустя годы, размышления над различными профессиями я поняла, что сделала правильный выбор. Теперь я точно уверена, что педагог – мое призвание!

 

 
 

Тема номера









 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10