электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Актуальная проблема:

Тема номера

   

Архив статей 2016 г.

 

Инновационные процессы в школьном образовании Казахстана как основание для повышения его качества

№ 2 (153) февраль 2016г.

М.Ж. ДЖАДРИНА, д.п.н., профессор, зам. директора Центра образовательных программ АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», г. Астана


Глобальные перемены во всех сферах общественной жизни, как предпосылка становления и развития информационного общества, обуславливают смену парадигмы образования. Как известно, в ХХI веке приоритетной становится парадигма «образование в течение всей жизни», которая ориентирует школьное образование на качественную подготовку детей к новым требованиям жизни, так как в информационном обществе на первое место выходит «человеческий фактор». В условиях быстро меняющегося мира становятся актуальными такие способности человека, как работа в команде, генерирование новых идей, выдвижение конструктивных предложений, самостоятельное принятие решений.

Школьное образование призвано создавать условия для становления и развития личности учащихся, которые в обозримом будущем будут работать с новыми производственными технологиями, реализовывать наукоемкие идеи, вносить вклад в преодоление этнической напряженности и социальных конфликтов, прилагать усилия к сохранению единства и многообразия культур. Способна ли сегодняшняя школа к подготовке учащихся к жизнедеятельности в условиях глобальных перемен?

Актуальность данного вопроса подтверждается результатами обзора национальной образовательной политики по среднему образования в Казахстане, сделанной ОЭСР в 2014 году. В этом документе отмечено, что учебные программы среднего образования не эффективны. «Правительству Казахстана необходимо провести полный анализ и пересмотр текущей учебной программы среднего образования, которая не доказала свою эффективность. Она не обеспечила высокие учебные показатели, не дала возможность всем ученикам достичь минимального уровня функциональной и математической грамотности, не способствовала развитию навыков мышления высокого уровня» (1).

Необходимость инновационных изменений в школе стала ключевым вопросом дискуссии всего педагогического сообщества, начиная с 2000-го года. Более десяти лет осмысливая суть этого вопроса, профессиональное сообщество не только постепенно формировало свое позитивное отношение, но и задумывалось о самом процессе внедрения инноваций, связанных с 12-летней школой. В качестве доказательств можно привести результаты анкетирования, проведенного мною в рамках проекта АОО «Назарбаев интеллектуальные школы» совместно с Факультетом образования Университета Кембридж в 2013 году. (Educational reform and Intenationalisation: the cast of school reform in Kazakhstan. Астана – Кембридж). Опрос проводился в Карагандинской области с участием 213 работников системы образования. Один из 7 вопросов анкеты непосредственно касается процесса внедрения 12-летней школы. Он сформулирован так: «Что нужно изменить в первую очередь, чтобы улучшить качество образования в 12-летней школе? Выберите три наиболее важных, на Ваш взгляд, ответа». Были предложены 8 готовых ответов на выбор и место для другого мнения. Итак, тремя наиболее важными изменениями, улучшающими качество образования в 12-летней школе, по мнению участников опроса, являются: методы обучении (59,9 %), учебные программы (38,0 %), учебно-методические комплекты (36,6 %). Это средние показатели. Однако разные категории работников системы образования по- разному расставили приоритеты:

- работники системы повышения квалификации: содержание (67,8 %), система оценивания (53,5 %), методы обучения (53,5 %);

- учителя: методы обучения (58,4 %), учебники и учебно-методические комплекты (36,6 %), цели обучения (33,1 %);

- воспитатели дошкольных организаций: учебные программы (41,9 %), учебники и учебно-методические комплекты (41,9 %), система оценивания (38,7 %).

Такие ответы из представленного перечня, как «взаимоотношения учащихся и учителей» и «результаты образования», заняли последние места по количеству ответов. А именно эти два компонента школьного образовательного процесса являются также ключевыми инновациями. Следовательно, опрошенные работники образования, в целом поддерживая необходимость внедрения 12-летней школы, в достаточной степени не понимают смысл внедряемых новшеств. Это в свою очередь рождает новые вопросы: Каким образом школа должна готовить учащихся к новым требованиям времени? Что именно должно измениться в школьной жизни?

Следствием реагирования системы образования нашей страны на происходящие перемены является проведение комплекса мер по улучшению качества образования в целом, школьного образования в частности. Проводимые инновации направлены на усиление роли образования в созидании человека как части мира, умеющего улучшать качество своей жизни и окружающей среды. С точки зрения школьного образования, новая грань предъявляемых требований к выпускнику школы заключается в том, что он должен не только знать и использовать усвоенные знания, умения и навыки в жизни, но и быть мотивированным к применению их в благих целях, для добрых дел. Следовательно, школа должна готовить учащихся к созидательной деятельности, утверждающей в жизнь мир и согласие. Основная идеология организации образования в общеобразовательных школах должна разворачиваться в контексте вопроса «Для чего учиться в школе?». Данный вопрос становится отправной точкой для поиска ответа на следующий вопрос «Чему учить в школе?». При такой постановке во- проса главными в организации образовательного процесса становятся ценности в образовании и результаты образования на «выходе» из школы.

В существующей системе среднего общего образования понятие «ценности в образовании» и представление о результатах на «выходе» из школы в явном виде не «прописаны», но их значимость в целом подразумевается. Однако понятие «образовательный результат» рассматривается как совокупность знаний, умений и навыков (ЗУН) учащихся, приобретаемых ими в процессе изучения учебных дисциплин. Современное понимание образовательных результатов выходит за рамки обычного перечня ЗУН-ов по учебным предметам. Это – важные навыки широкого спектра, нужные учащимся повседневно, а также после окончания школы для успешных достижений в жизни. К таким результатам относятся, например, работа в команде, критическое мышление, коммуникабельность. Они свидетельствуют о значительных качественных изменениях в личности ученика и проявляются в его поведении, в образе жизни. Поскольку эти навыки широкого спектра развиваются на основе ценностей, то владение ими свидетельствует о состоянии умственных способностей, эмоционально-ценностных отношениях и творческих возможностях учащихся, т.е. о том, что они действуют достойно в заданном контексте.

Существующая система школьного образования не имеет достаточных возможностей для воплощения ее новой созидательной роли. Активное обсуждение в профессиональной среде возможности внедрения 12-летнего обучения в школе с 2004 года является хорошей предпосылкой для осмысления системных проблем среднего образования нашей страны и выработки приемлемых способов повышения его качества (3, 4). Все эти годы педагогическое сообщество находилось перед дилеммой: сохранить традиционный академический уровень образования или идти по пути нового этапа развития, отвечающего на вызовы времени. Поворотным моментом в решении этой дилеммы стало обсуждение проекта «Государственного общеобязательного стандарта начального образования Республики Казахстан» в 2014 году во всех регионах Казахстана. В результате жарких дискуссий были высказаны не только сомнения и тревоги, но и дельные предложения, детальное изучение которых позволило принять согласованное решение (5, 6, 7).

На данном этапе назрела необходимость выбора принципиально нового подхода к организации образовательного процесса в школе. Как? Каким образом? Именно в ключе этих вопросов разработан «Государственный общеобязательный стандарт начального образования Республики Казахстан» (далее ГОСО), который утвержден Постановлением Правительства РК от 25.04.2015 года (8). Государственный общеобязательный стандарт основной школы и общей средней школы будут представ- лены для обсуждения в профессиональной среде.

Отличительная особенность новых стандартов для каждого уровня среднего образования заключается в том, что он выполняет не только нормирующую, но и регулирующую функцию и является рамочным документом для организации образовательного процесса. Государственный общеобязательный стандарт всех уровней среднего образования будет регулировать деятельность всех участников образовательного процесса (учащихся, учителей, родителей, представителей общественности). Для выполнения этих функций при разработке ГОСО использованы принципиально новые подходы: ценностно-ориентированный подход к организации образования, деятельностный подход к построению целей образования и содержания образования, к организации образовательного процесса и оцениванию учебных достижений учащихся. Использование этих подходов обуславливает особенности и новизну ГОСО.

Во-первых, впервые четко прописаны ценности в образовании, которые усиливают ценностную значимость школьного образования в становлении и развитии каждого ребенка. Образование не только определяет систему знаний и умений, но и включает в содержание своей деятельности жизненные ценности и идеалы. В связи с этим в ходе образовательного процесса в школе у учащихся формируются ценностные ориентации (или личностные ценности). С точки зрения этого положения при разработке ГОСО использованы следующие модели ценностных ориентаций: ценности-идеалы (духовные, познавательные, эстетические, гуманистические и социальные), ценности- свойства (закрепляются в жизнедеятельности и проявляются как свойства личности), ценности- способы поведения (наиболее характерные средства реализации и закрепления ценностей-свойств).

Ценности-идеалы представлены в целях и задачах каждого уровня школьного образования, в миссии школы по реализации общенациональной идеи, консолидирующей народы Казахстана, – «Мәнгілік ел».

Ценности-свойства в ГОСО представлены в виде перечня ценностей как ориентиров: уважение, сотрудничество, открытость, Казахстанский патриотизм и гражданская ответственность, образование в течение всей жизни.

Ценностная ориентация учащихся, как способа поведения, должна проявляться в способностях учащихся:

- быть ответственными, проявлять активную гражданскую позицию для выполнения своих обязанностей перед Родиной и вклада в развитие Казахстана;

- творчески и критически мыслить для принятия верных решений и созидательного участия в жизни общества, проявления гибкости и готовности к изменениям;

- быть коммуникативными для работы в коллективе в любой языковой среде с использованием информационно-коммуникационных средств;

- проявлять уважение к культурам и мнениям для объективного отражения окружающей действительности;

- быть дружелюбными и заботливыми для того, чтобы относиться к себе и другим с уважением;

- быть готовыми к обучению на протяжении всей жизни для того, чтобы самостоятельно регулировать процесс своего познания в любой жизненной ситуации и своего карьерного роста.

Во-вторых, впервые установлены результаты на «выходе» из школы в виде перечня навыков широкого спектра:

1) функционального и творческого применения знаний;
2) критического мышления;
3) проведения исследовательских работ;
4) использования информационно-коммуникационных технологий;
5) применения различных способов коммуникации, в том числе языковых навыков;
6) умения работать в группе и индивидуально.

Формирование этих навыков с первых дней обучения в школе является целенаправленной подготовкой учащихся к вызовам времени постоянно меняющегося мира. Для этого выстроена многоуровневая система целей обучения для всех этапов среднего образования в виде ожидаемых результатов по образовательным областям, учебным предметам, разделам и темам. Шаг за шагом достигая этих целей обучения, учащиеся по завершении школы приобретут все навыки широкого спектра, совокупность которых позволит им быть функционально грамотными и конкурентоспособными. При этом, завершая начальную школу, учащиеся приобретают учебную самостоятельность, навыки общения и сотрудничества, первоначальные знания по предметным областям, первоначальные навыки исследовательской деятельности.

В-третьих, создана надежная система оценивания качества образования на основе отслеживания учебных достижений учащихся по определенным критериям (знать, понимать, применять, анализировать, создавать). Новая система оценивания учебных достижений учащихся обеспечит объективную оценку прогресса учащегося и создаст возможность для выстраивания каждым учеником своей индивидуальной траектории развития.

В-четвертых, созданы предпосылки для проектирования благоприятной, доброжелательной и безопасной среды обучения на основе новой философии школьной жизни. Это – интеграция воспитания и обучения, обновление содержания, введение «субъектно-субъектного» отношения субъектов образования, инновационный подход в организации образовательного процесса, политика трехъязычного образования, сотрудничество с ро-ителями и местным сообществом, инициирование проектов и исследовательских работ воспитательного характера.

В-пятых, содержание школьного образования является функционально полным, так как сохраняются все его традиционные компоненты (умственное, нравственное, коммуникативное, трудовое, эстетическое, физическое образования). Эти компоненты образования находят отражение в образовательных областях и учебных предметах, элективных курсах. На основе установленных ценностей, системы целей образования в виде ожидаемых результатов осуществлено обновление содержания обучения и воспитания на всех уровнях среднего образования. Так, в частности, новизна обновленного содержания начального образования заключается в том, что оно ориентировано на развитие навыков широкого спектра в соответствии с возрастными возможностями учащихся. В связи с этим введены новые предметы, осуществлена интеграция ряда предметов, а содержание существующих предметов обновлено соответственно системе целей обучения и новым подходам к обучению. Например, в начальной школе впервые будет изучаться учебный предмет «Информационно-коммуникационные технологии». А такие учебные предметы, как «Естествознание» и «Познание мира» представлены в новом статусе. Традиционно в начальной школе образовательные области «Естествознание» и «Человек и общество» объединяются в интегрированный предмет «Познание мира». Этот предмет был ориентирован на первоначальное формирование знаний о человеке, обществе и природе. В новой модели содержания школьного образования эти образовательные области представлены самостоятельными учебными предметами. Основная миссия предмета «Естествознание» связана с развитием исследовательских навыков детей, с осмыслением причин простых явлений и процессов окружающего мира на основе элементарных методов исследования, важных для всех отраслей наук. Предмет «Познание мира» в целом обеспечивает пропедевтические знания в рамках системы «Человек – Общество». Особый акцент делается на осмысление каждым учеником своего места в семье, местном, региональном, национальном и глобальном сообществе, на понимание национальных и общечеловеческих ценностей (6, с. 41).

ГОСО каждого уровня среднего образования является рамочным документом, на основе которого разрабатываются учебные программы по предметам. Разработка учебных программ также отличается от традиционного подхода к этому вопросу. Принципиальное отличие заключается в том, что вся процедура разработки учебной программы основана на определении системы целей обучения каждого предмета. В учебной программе главным становится не количество знаний учащихся по отдельным предметам, а реальные результаты обучения, т.е. способности выпускников применять их в жизни.

В целом учебная программа каждого предмета разрабатывается соответственно следующему алгоритму:

1) определяется важность данного предмета в становлении и развитии учащихся;
2) определяются цели учебной программы данного предмета по реализации тех или иных приоритетов (трехъязычной политики, формирования уважения к разнообразию культур и мнений, развития коммуникативных навыков и навыков использования ИКТ);
3) уточняются организационные требования по данному предмету – количество часов по классам на неделю, на год; виды оборудования и условия организации учебного процесса;
4) определяется подход к использованию различных стратегий преподавания и обучения;
5) определяется подход к оцениванию по данному предмету;
6) выявляются ключевые идеи предмета (например, химии), которые образуют разделы предметного содержания, единого для всех классов;
7) определяются подразделы в каждом разделе, которые едины для всех классов;
8) определяются цели обучения в каждом классе по каждому подразделу, которые сформулированы в ключе деятельности (через глагол) и свидетельствуют о том, что учащийся знает, понимает, умеет.

При этом установленные цели обучения определяют рамки содержания образования данного учебного предмета. В подтексте установленной системы целей обучения задается объем того со- держания, которое должно быть изучено.

Таким образом, многоуровневая система целей образования, представленная в Государственном общеобязательном стандарте, задаст новые параметры функционирования общеобразовательных школ, направленные на реализацию идей приоритета личности. На основе этой системы целей образования учащиеся будут обучаться фундаментальным знаниям, принципам, ценностям, социально значимым способностям, формам деятельности, способам общения, норм поведения. Следовательно, образовательный стандарт становится главным рычагом развития образования, как открытой системы, и непрерывного повышения его качества.

Литература

1. Обзор национальной образовательной политики. Среднее образование в Казахстане. 2014, ОЭСР. АО «Информационно-аналитический центр», версия на русском языке. – Астана, 2014

2. Educational reform and Intenationalisation: the cast of school reform in Kazakhstan. – Кембридж, 2014.

3. Концепция развития образования Республики Казахстан до 2015 года. МОН РК. – Астана, 2004.

4. Аналитический отчет. Качество образования: Казахстан в международной перспективе. Центр анализа образовательной политики (Общественный фонд Билим – Центральная Азия). – Ал- маты, 2007.

5. Обсуждаем ГОСО-2014. Журнал «Открытая школа». – № 4 (135), 2014. – С. 3-10.

6. Джадрина М.Ж. Надо ли быть успешным выпускнику школы в меняющемся мире? – Журнал «Открытая школа». – № 5 (136), 2014. – С. 3-7.

7. Наш взгляд на ГОС НО. Журнал «Открытая школа». – № 5 (136), 2014. – С. 7-11.

8. Приложение к постановлению Правительства Республики Казахстан от 25.04.2015 года № исх: 327 [Электрон. ресурс] Режим доступа: http:// online.zakon.kz/Document/?doc_id=33224708

 

 
 

Тема номера





 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10