электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Актуальная проблема:

Тема номера

   

Архив статей 2016 г.

 

Проблемы и перспективы школьного исторического образования в условиях обновления содержания среднего образования

№ 3 (154) март 2016г.

А.Т. ЖАНИСОВ, З.К. ШЕГЕНОВА, Филиал «Центр образовательных программ» АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», г. Астана


Анализ заданий, представленных в отечественных учебниках по истории Казахстана и всемирной истории, показывает, что абсолютное их большинство требует от учащихся «зазубривания» исторических дат, пересказа событий, биографий исторических личностей и т.д. Проблемных задач, исследовательских заданий, а также заданий, которые формировали бы у учащихся практико-ориентированные (функциональные) навыки, ценностные установки, встречается очень мало. Можно, конечно, сказать, что ничего страшного в этом нет, ведь в конечном итоге не все же становятся историками, как и не все становятся математиками, физиками, химиками и т.д.


Школьное историческое образование часто становится объектом критики со стороны широкой общественности. Большая часть критики относится не к самому процессу преподавания данной дисциплины в школе, а к заданиям по истории на Едином национальном тестировании (ЕНТ). Конечно, необходимо менять формат ЕНТ и пересмотреть задания итогового контроля, которые должны проверять не только фактологические знания (определенный минимум все же должен быть), но прежде всего уровень сформированности исторического сознания, навыков мышления высокого порядка. Вместе с тем надо помнить о том, что прежде чем менять формат заданий итогового контроля, необходимо подготовить выпускников школ к сдаче таких экзаменов. К примеру, если в одночасье изменить задания ЕНТ и со- ставить их по образцам, которые используются в международных исследованиях, то с большей вероятностью можно предположить, что основная масса выпускников школ покажут невысокие результаты. Поэтому, прежде всего, необходимо поэтапно менять содержание и подходы к организации школьного образования и только потом вносить изменения в материалы итогового контроля.

Школьное историческое образование необходимо пересмотреть как с точки зрения обновления его содержания, так и с позиции изменения подходов к построению учебного материала и преподаванию. Глава государства Н.А. Назарбаев в своей статье «Социальная модернизация Казахстана: двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда» отметил, что «такая важная составляющая учебно-воспитательного процесса, как исторические знания, абсолютно не настроена на решение задач становления личности, гражданина и патриота. Реальность такова, что учащиеся считают пред- мет истории Казахстана скучным, неинтересным, запутанным» (1).

Попробуем разобраться, почему школьники так считают.

Большинство скажут, что в первую очередь все зависит от учителя, от его умения интересно преподнести материал, организовать учебную работу на уроке. Безусловно, это во многом так, и от профессионального мастерства учителя зависит очень многое. В современной практике преподавания истории в школе все еще доминируют объяснительно-иллюстративный (устное изложение информации учителем, предъявление документальных и художественных текстов и т.д.) и репродуктивный методы (конструирование заданий на воспроизведение). В абсолютном большинстве случаев учащиеся являются пассивными слушателями, и их задача сводится к тому, чтобы запоминать факты и безоговорочно принимать утверждения, которые дает учитель, или которые приводятся в учебнике.

Обычно понимание того, что история обогащает наше мировоззрение и расширяет кругозор, приходит с возрастом, и тогда большинство людей начинают самостоятельно изучать интересующие их аспекты истории. Но есть определенные умения (навыки), которые сложно самостоятельно усвоить, даже несмотря на осознанный и целенаправленный подход к данному вопросу, – это умение анализировать и критически оценивать источники и мнения, умение проецировать исторические знания в реальную практику для осуществления взаимодействия с окружающей действительностью, умение моделировать возможный сценарий развития общества на основе знания закономерностей исторических процессов. Поэтому обязательным требованием, которое предъявляется к организации уроков истории на современном этапе, является использование методов активного и интерактивного обучения, способствующих развитию навыков анализа, исследования и критического мышления. Проблемных задач, исследовательских заданий, а также заданий, которые формировали бы у учащихся практико-ориентированные (функциональные) навыки, ценностные установки, встречается очень мало. Можно, конечно, сказать, что ничего страшного в этом нет, ведь в конечном итоге не все же становятся историками, как и не все становятся математиками, физиками, химиками и т.д. Активное обучение на уроках истории – это, прежде всего, активное вовлечение учащихся в процесс изучения материала. Именно изучения, а не заучивания. Учащийся через разнообразные виды учебной деятельности, которые предлагает учитель, самостоятельно добывает информацию, анализирует и объясняет те или иные исторические события, явления и процессы, дает собственную аргументированную оценку.

Но как добиться такой активности на уроках? Выше мы уже указывали на то, что понимание важности и необходимости исторических знаний в жизни приходит к большинству людей уже в зрелом возрасте. В школьные годы такое понимание формируется далеко не у всех. Зачастую взывание к чувству патриотизма при изучении истории Казахстана или объяснение важности и необходимости знания исторических закономерностей развития человечества на уроках всемирной истории бывает недостаточным для того, чтобы пробудить желание учащихся изучить, а тем более исследовать определенную историческую тематику. В таких случаях необходимо учитывать возрастные особенности детей и «приводить» к освоению учебного материала через их интересы. Например, учитывая повышенный интерес учащихся к интернету, можно предложить им составить биографию определенной личности по профилю «фэйсбук» или составить интернет-страницу изучаемого государства и т.д., что кроме того способствует и раз- витию у учащихся ИКТ-компетенций.

Одним из действенных методов, который практикуют учителя истории Назарбаев Интеллектуальных школ, является метод «Флоу» («поток»). Суть данного подхода заключается в том, что учащиеся вовлекаются в своеобразный исследовательский поток и последовательно находят решение той или иной проблемы. Учащийся должен получить удовлетворение не только от того, что он добился необходимого результата, но и от самого исследовательского процесса. Например, вместо чтения лекции о заслугах аль-Фараби в области науки, можно предложить учащемуся/группе учащихся написать представление на награждение ученого государственной наградой Республики Казахстан. Для того чтобы выполнить это задание, ему/им придется изучить виды государственных наград РК, выбрать из них наиболее подходящую для исторической личности, обосновать свой выбор, написать представление согласно требованиям. В итоге он самостоятельно сделает вывод о значении научного наследия аль-Фараби и, кроме того, познакомится с видами современных наград и порядком их присуждения. Таким образом, проблему «скучного» и «неинтересного» преподавания истории отчасти можно решить посредством внедрения новых методик в школьную практику преподавания.

Но все ли упирается в проблему преподавания? Анализ данного вопроса показывает, что многое зависит и от правильного определения и построения содержания предмета. Содержание той или иной дисциплины определяется учебной программой по предмету. Можно выделить следующие недостатки действующих учебных программ по истории:

1. Изобилие фактологического материала, который зачастую имеет несущественное значение для формирования у учащихся знаний и понимания истории. Например, при ознакомлении учащихся 5 класса с историей Казахстана в древности (рассказы по истории Казахстана) предусмотрено детальное изучение периодов и культур каменного века, таких как палеолит, мезолит, неолит (2). Для формирования у учащихся исторического понимания особенностей древнекаменного века (учитывая возрастные особенности 11-летних детей) достаточно было бы дать общее представление о жизни людей в этот период.

2. Большой объем информации, который необходимо усвоить за относительно короткий промежуток времени, что приводит к интенсификации процесса обучения. Например, объем учебного материала по предмету «Всемирная история», предусмотренный программой в 6-9 классах, невозможно качественно изучить в рамках выделенного количества часов (34 часа в год) (3). Таким образом, основная задача – понимание исторических событий и формирование исторического сознания – отходит на второй план.

Необходимо отметить, что традиция изучения максимально большего количества стран и регионов сохраняется со времен советской системы школьного исторического образования. Изучение же мирового опыта преподавания предмета «История» в школе показывает, что в большинстве стран основной упор делается на изучение национальной истории (Великобритания, Сингапур, Финляндия и др.). Из всемирной истории изучаются культуры/регионы, оказавшие существенное влияние на формирование общецивилизационной матрицы мира, а также ключевые мировые события. История же других государств изучается лишь в контексте взаимоотношений со своей страной (4; 5; 6).

3. Дублирование учебного материала в программах по предметам «История Казахстана» (2) и «Всемирная история» (3). Например, такие темы из учебной про- граммы 7 класса по предмету «Всемирная история», как «феодальные отношения в Центральной Азии в раннем средневековье»; «Тюркские народы в раннем средневековье»; «Тюркские государства, хозяйства»; «Древнетюркские письменные памятники» достаточно подробно раскрываются программным материалом по предмету «История Казахстана».

Проблему дублирования учебного материала можно решить посредством усиления межпредметной связи между историческими дисциплинами. Такой подход использовался при составлении учебных программ по историческим дисциплинам для Назарбаев Интеллектуальных школ. Например, та же тюркская тематика имеет место и в учебной программе по всемирной истории Интеллектуальных школ, но она рассматривается в контексте взаимоотношения средневековых государств с тюркским миром. Так, при изучении истории Византии обращают внимание на факт установления дипломатических и торговых отношений этой страны с Тюркским каганатом. Изучение темы «Каким образом Шелковый путь соединял Восток и Запад?» также предполагает обращение к материалам по истории Казахстана касательно истории тюркских народов. Такой подход не только исключает дублирование учебного материала, но и позволяет рассматривать историю Казахстана в контексте мировых исторических процессов, формируя у учащихся целостное представление о мировой истории и месте Казахстана в ней.

4. В учебных программах общеобразовательных школ по историческим дисциплинам ожидаемые результаты (знания и умения) не привязаны к изучаемым темам, что, в свою очередь, не дает возможности объективно оценить уровень их усвоения учащимися. Прежде всего, предметных умений и навыков. Такой подход обуславливает то, что требования к уровню подготовки учащихся носят формальный характер.

В учебных программах Интеллектуальных школ предметные результаты даны в виде целей обучения, которые конкретизированы в разрезе тематических разделов, подразделов и тем. Например, тема «Промышленная революция и ее влияние на изменения в мире» (8 класс) включает в себя следующие подтемы и цели обучения:

1-я подтема: «Какое значение имела Английская революция в середине XVII века?». Цели обучения к данной подтеме: «характеризовать причины буржуазных революций в Западной Европе и Северной Америке»; «объяснять понятия «капитал», «буржуазия», «рабочий класс» и использовать их для подробного объяснения исторического события», «определять роль буржуазии в системе общественных отношений».

2-я подтема: «Почему Айронбридж в Великобритании является объектом Всемирного наследия?». Цели обучения: «устанавливать связь между возникновением мануфактур и формированием класса наемных рабочих»; «знать важнейшие открытия и достижения в технике и производстве (ткацкий станок, прядильная машина, паровой двигатель, паровоз, железные дороги)»; «объяснять процесс перехода от феодального к капиталистическому хозяйству в Европе (мануфактура, фабрика), выявляя причины и следствия».

3-я подтема: «Как промышленная революция изменила мир?». Цели обучения: «устанавливать связь между возникновением мануфактур и формированием класса наемных рабочих»; «объяснять процесс перехода от феодального к капиталистическому хозяйству в Европе (мануфактура, фабрика), выявляя причины и следствия»; «понимать различия между доиндустриальным и индустриальным этапами развития общества».

Определение ожидаемых результатов (целей обучения) для тем учебной программы позволяет формировать у учащихся предметные знания и навыки на основе конкретного учебного материала. При данном подходе цели обучения становятся более операциональными, достижимыми и измеримыми. Кроме того, темы в программах по истории Интеллектуальных школ даются в виде проблемных вопросов, что позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся уже на начальном этапе урока, а также способствует развитию у учащихся критического мышления, навыков постановки проблемных вопросов и самостоятельного анализа.

5. Содержание действующих программ старшей школы по предметам «История Казахстана» и «Всемирная история» направлено на повторение сокращенного курса основной школы (7; 8). Тот факт, что подготовка к ЕНТ ведется на основе программы основной школы, приводит к снижению мотивации к обучению и, как следствие, порождает формальное отношение со стороны учащихся старших классов к данным предметам.

В старших классах Интеллектуальных школ преподают обязательный предмет «Казахстан в современном мире». Интегрированный предмет «Казахстан в со- временном мире» направлен на формирование знаний о роли и месте современного Казахстана в глобальном мире. Основной целью предмета является формирование у учащихся целостного представления об истории и культуре, географии, политических, социальных и экономических реалиях современного Казахстана в кон- тексте развития мирового сообщества и национальных интересов Казахстана, а также формирование активной гражданской позиции. Предмет позволяет расширить знания учащихся о государственных и общественных интересах, модели развития современного Казахстана, реформах и стратегиях, направленных на улучшение страны. Одна из основных задач предмета «Казахстан в современном мире» – формирование у учащихся активной гражданской позиции, желания и умения проявлять «патриотизм в действии». Содержание учеб- ной программы предполагает усвоение учащимися не только исторических и географических знаний, но и основ таких наук, как «Политология», «Социология», «Экономика», «Культурология». Особенностью настоя- щей Программы является то, что предмет ориентирован, прежде всего, на развитие у учащихся навыков творческого и критического освоения знаний (анализ, оценка, исследования и т.п.).

По окончании 12 класса учащиеся сдают Внешнее суммативное оценивание по предмету «Казахстан в современном мире». Одним из компонентов данной формы итогового контроля является подготовка и за- щита учащимися исследовательского проекта по актуальным проблемам развития современного Казахстана. Учащиеся в процессе его подготовки знакомятся с требованиями к составлению проектных работ (структура исследования, язык изложения, оформление ссылок, соблюдение принципа академической честности и т.д.). Одним из основных методов, используемых во время обучения по предмету «Казахстан в современном мире», является «форсайт» (прогнозирование), в процессе реализации которого ученики учатся не пассивно ждать неопределенного будущего, а активно моделировать его параметры и определять стратегии для достижения намеченных в будущем целей.

Таким образом, решение проблем школьного исторического образования требует комплексного подхода. Во-первых, это – подготовка и переподготовка учителей истории с учетом современных тенденций развития методологии школьного образования. Во-вторых, необходимо пересмотреть содержание исторических дисциплин с учетом устранения вышеуказанных недостатков в учебных программах.

Есть известное выражение классика грузинской средневековой литературы Шота Руставели: «Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны». На- деемся, что наши размышления, касательно проблем современного школьного исторического образования, не выглядят как кумекание стороннего наблюдателя. Наши доводы основаны на анализе существующей практики школьного преподавания в стране, а также на определенном опыте, который был накоплен во время составления учебных программ для Назарбаев Интеллектуальных школ.

Использованные источники

1. Назарбаев Н.А. Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда. – http://www.inform.kz/rus/article/2478336.

2. Типовая учебная программа по предмету «История Казахстана» для 5-9 классов уровня основного среднего образования // Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года № 115 «Об утверждении типовых учебных программ по общеобразовательным предметам, курсам по выбору и факультативам для общеобразовательных организаций» – http://adilet.zan.kz/ rus/docs/V1300008424.

3. Типовая учебная программа по предмету «Всемирная история» для 6-9 классов уровня основного среднего образования // Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года № 115 «Об утверждении типовых учебных программ по общеобразовательным предметам, курсам по выбору и факультативам для общеобразовательных организаций» – http://adilet.zan.kz/rus/docs/V1300008424.

4. The National Curriculum for England. History. Key stages 1-3, 2008. – https://www.gov.uk/government/ publications/national-curriculum-in-england-historyprogrammes- of-study.

5. 2014 Lower Secondary History Teaching Syllabuses. Academic Course. – https://www.moe.gov.sg/docs/ default-source/document/education/syllabuses/ humanities/files/history-lower-secondary-2014.pdf.

6. Finnish national board of education. Core curriculum for basic education. – http://www.oph.fi/download/47673_ core_curricula_basic_education_4.pdf.

7. Типовая учебная программа по предмету «История Казахстана» для 10-11 классов общественно- гуманитарного и естественно-математического направлений уровня общего среднего образования // Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года № 115 «Об утверждении типовых учебных программ по общеобразовательным предметам, курсам по выбору и факультативам для общеобразовательных организаций» – http://adilet.zan.kz/rus/docs/ V1300008424.

8. Типовая учебная программа по предмету «Все- мирная история» для 10-11 классов общественно- гуманитарного и естественно-математического направлений уровня общего среднего образования // Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года № 115 «Об утверждении типовых учебных программ по общеобразовательным предметам, курсам по выбору и факультативам для общеобразователь ных организаций» – http://adilet.zan.kz/rus/docs/ V1300008424.

 

 
 

Тема номера









 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10