электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Актуальная проблема:

Тема номера

   

Архив статей 2016 г.

 

Концепция общества всеобщего труда и развитие личности профессионала

№ 5 (156) май 2016г.

В.Т. ТИХОМИРОВА, к.п.н., доцент, и.о. профессора кафедры педагогики и образовательного менеджмента КазНУ им. аль-Фараби


Принципы модернизации с ориентацией на развитие Казахстана как Общества Всеобщего Труда:

1) принцип эволюционности. «Не должно быть никакого «забегания вперед». Все изменения социальной сферы должны соответствовать уровню раз- вития и возможностям казахстанской экономики», – пишет глава государства.

2) принцип общей ответственности. «Не только государство, все его уровни управления, но и частные структуры, все общество должны разделить ответственность за ход и результаты социальной модернизации», – говорится в статье.

3) принцип партнерского участия. Вся работа должна строиться на основе тесного взаимодействия государства, бизнеса и граждан.

4) принцип стимулирования. «Государство создает условия для того, чтобы казахстанцы могли самостоятельно улучшать свое качество жизни. Государственная социальная поддержка направляется адресатам, чтобы побуждать их к трудовой, творческой и общественной активности», – отмечает президент.

Он подчеркивает, что государство будет помогать там, где без этого не обойтись.

Выработка стимулов к честному труду, создание системы общественного поощрения трудовых достижений – один из краеугольных вопросов социальной модернизации в Казахстане.

5) принцип профессионализма. Все принимаемые решения должны быть досконально просчитаны, приниматься с учетом научно проработанной целесообразности на основе изучения мирового опыта (Источник: http: //news. nur. kz/223452. html).



Модернизация казахстанского общества в общество всеобщего труда

В программной статье Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева 2012 года «СОЦИАЛЬНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ КАЗАХСТАНА: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда», дающей конкретные ответы на вопросы: каким должно быть наше общество в условиях глобальной нестабильности, в условиях нового века, чтобы устоять перед кризисными ветрами, было отмечено:

«Сегодня весь мир с особой остротой убедился, что эта идеология потребления оказалась губительной. Она породила массовое социальное иждивенчество в развитых странах мира и является одной из главных причин глобального кризиса.

Этой ложной идее, которая никак не может быть реализована не только во всем мире, но даже в развитых странах, можно найти конструктивную альтернативу.

И такой альтернативой является идея Общества Всеобщего Труда.

Здесь не изобретается никакой специфической идеологии.

В конечном счете, все ценности мировой цивилизации, все экономические и культурные богатства создаются человеческим трудом, а не виртуальными финансовыми институтами.

Поэтому именно реальный производительный труд мы и должны поставить в основу нашей политики социальной модернизации».

Профессионал как центральная фигура общества всеобщего труда.

Профессионал – человек, сделавший определенное занятие своей профессией; человек, ставший в какой-либо области деятельности специалистом, подготовленный для работы в определенной сфере специалист, имеющий навыки, квалификацию, а при необходимости и допуск к выполнению обязанностей по своей специальности.

Базовые характеристики профессионала, сформулированные профессором Гарвардского университета Говардом Гарднером и президентом Фонда Карнеги по улучшению преподавания Ли Шульманом:
- приверженность интересам потребителей и общества в целом;
-наличие необходимых теоретических знаний;
-владение необходимыми для данной профессии навыками и приемами;
-умение формулировать целостные суждения в условиях этической неопределенности;
-системный подход к обучению;
-участие в развитии профессионального сообщества, отвечающего за качество практики и образования в конкретной профессиональной области (Джон Богл, 2013).

Уровни профессионализма. Самодвижение личности к верши- нам профессионализма включает, согласно Э.Ф. Зеер, пять стадий:
- «оптация» (лат. optatio – желание, выбор) – формирование личных намерений, осознанный выбор профессии с учетом индивидуально-психологических особенностей;
- «профессиональная подготовка» – формирование профессиональной направленности и системы профессиональных знаний, умений и навыков, приобретение опыта теоретического и практического решения профессиональных ситуаций и задач;
- «профессиональная адаптация» – вхождение в профессию, освоение новой социальной роли, профессиональное самоопределение, формирование личностных и профессиональных качеств, опыт самостоятельного выполнения профессиональной деятельности;
- «профессионализация» – формирование профессиональной позиции, интеграция личностных и профессионально важных качеств и умений в относительно устойчивые профессионально значимые образования, квалифицированное выполнение профессиональной деятельности;
- «профессиональное мастерство» – полная реализация, самоосуществление личности в профессиональной деятельности (творчески-креативный принцип, метод) на основе подвижных интегральных психологических новообразований.

А.К. Маркова выделила 5 уровней профессионализма.

1. Допрофессионализм. На этом уровне человек выполняет некоторые трудовые действия, не являясь профессионалом. Иными словами, так работает новичок, не овладевший еще трудовыми навыка- ми, не знающий норм и правил профессии. Такой уровень обычно проходят все люди в процессе своей трудовой деятельности, но некоторые (пассивные, нездоровые) могут оставаться на нем долгие годы.

2. Профессионализм. На этом уровне человек находится большую часть своей жизни, приобретает профессиональные качества. Так, он усваивает нормы и правила профессии, выполняя роль исполнителя и работая по инструкции, затем, овладев специальностью и квалификацией, осуществляет квалифицированную деятельность. Далее, по мере развития мотивационной сферы человек начинает более сознательно относиться к своему труду. Усвоив профессиональные нормы, он повышает результативность своего труда, осознает себя как профессионала, самоутверждается как специалист и стремится повысить свою квалификацию. Понятно, что столь сложная метаморфоза происходит в течение длительного времени, причем у всех людей по-разному.

3. Суперпрофессионализм. На этом уровне профессиональная деятельность достигает своего расцвета. Для него характерны наиболее высокие достижения и значительные творческие успехи. Человек становится творцом и как бы выходит «за пределы профессии», обогащая ее своим личным вкладом.

4. Непрофессионализм (псевдопрофессионализм). При этом, в отличие от допрофессионализма, когда у работника еще просто отсутствуют необходимые умения и знания, создается впечатление внешне довольно активной трудовой деятельности, однако человек либо выполняет неэффективную, не соответствующую нормам и требованиям работу, либо прикрывает своими действиями отсутствие профессионализма.

5. Послепрофессионализм. Этого уровня достигают все люди пенсионного возраста и переживают его в разной степени. Человек может либо оказаться просто «профессионалом в прошлом», либо стать желанным консультантом, советчиком, наставником, экспертом, открыть новые грани профессионализма, помочь другим людям и духовно обогатить их.

Уровни развития личности профессионала по вертикали успеха

По мнению тренеров успеха (см., например, мате- риалы тренингов Н. Латанского), личность имеет возможность по вертикали успеха пройти такие уровни:

1-й уровень: Восстановление и выздоровление. Это уровень с негативными показателями. /p>

2-й уровень: Фундамент. На этом уровне определяем, какие люди, ресурсы и стратегии нам нужны для достижения желаемого, и занимаемся их при- влечением в нашу жизнь.

3-й уровень: Резервы. Это уровень, на котором появляются изобилие, и создается притяжение, у Вас становится больше чем достаточно того, чего Вы хотите и в чем нуждаетесь. Вы делаете то, что хотите, тогда, когда хотите, и с тем, с кем хотите.

4-й уровень: Мастерство/Совершенство – Совершенная жизнь – это жизнь полностью осознанная и наполненная смыслом. На четвертом уровне каждый миг Вашей жизни наполнен силой и вдохновением.

Модель достижения компетентности – это модель процесса учения, результатом которого является компетенция и компетентность.

Что известно к настоящему времени об учении как процессе, результатом которого является компетентность? – Наглядно и понятно имеющиеся об этом знания представлены Ф. Фанчем (F. Funch, 1996): «Обучение обычно проходит через несколько уровней компетентности. Человек обычно начинает с того, что он неосознанно некомпетентен. Есть то, что он не умеет делать, и даже не знает об этом. Потом он узнает об этом. Он становится осознанно некомпетентным. Он ничуть не научился этому, но он, по крайней мере, знает, что не умеет делать этого. Когда он знает, чего он не умеет делать, он может начать работать над этим. Изучая и практикуя какие-то методы действий в осваиваемой области, он становится осознанно компетентным. То есть он может делать это, если сосредоточится. При продолжении практики в изученном оно постепенно становится автоматическим. Человек становится неосознанно компетентным. Он делает все правильно, но ему уже не нужно думать об этом. После этого есть еще один уровень. Когда человек хорошо изучил предмет, так что он может автоматически использовать его, не задумываясь об этом, он после этого может начать все время осознавать, какие неосознанные способности он использует» [7, c. 23-24].

В настоящее время модель, включающая четыре уровня, названных Ф. Фанчем (рис. 1), кочует из документа в документ, из тренинга в тренинг, с электронной страницы в электронную страницу [3; 6 и др. ]. В этой модели (обратим внимание) левая часть является теневой для сознания самого субъекта учения.

За пределами общественного внимания остался пятый уровень – уровень верхосознанной компетентности, который означает настоящее полное владение предметом деятельности.

Список использованных источников

1. Арнц У. Что мы вообще знаем? Наука, эзотерика и повседневная реальность / У. Арнц, Б. Чейс, М. Висенте; Пер. с англ. – М.: София, 2007.

2. Бек У. Общество риска: На пути к другому модерну; Пер. с нем. /Ульрих Бек. – М.: Прогресс-Традиция, 2000.

3. Лаборатория Психотехнологий Trimax. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //trimax. ru/ education-circle. html. Дата обращения 30.04.2012

4. Лимонтьев П.С. Современная теория успеха и ментальный релятивизм жизненного проекта / П.С. Лимонтьев // Человек. Сообщество. Управление. – 2008 – N. 1.

5. Согомонов А.Ю. Генеалогия успеха и неудач / А.Ю. Согомонов. – М.: Солтэкс; Невский простор, 2005.

6. Центр НЛП в образовании А. Плигина. [Электрон- ный ресурс]. Режим доступа: http: //www. nlpcenter. ru/index. php?sid=74&did=284. Дата обращения 30.04.2012 и др.

7. Фанч Ф. Пути преобразования /Флеминг Фанч; пер. с англ. – Киев, 1997.

 

 
 

Тема номера





 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10