электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Актуальная проблема:

Тема номера

   

Архив статей 2016 г.

 

Освоение компетенции через личный опыт

№ 5 (156) май 2016г.

А. ҚУАНЫШҚЫЗЫ, магистрант специальности «6M071100 Геодезия» КазНУ им. аль-Фараби, г. Алматы


Процесс рождения желания стать профессионалом, а затем процесс становления в какой-либо области деятельности настоящим специалистом, многосторонне подготовленным для работы в определенной сфере, – это длительный процесс накопления многочисленных компетенций, их ассимиляции в нечто целостное и непрерывного приращения. Тайны этого процесса все активнее раскрываются гуманитарными исследованиями. Это позволяет все большему числу людей выходить на уровень сверхосознаваемой компетентности – понимать, каким образом изменяется, развивается, трансформируется каждая компетенция и система его компетенций в целом. Но для того, чтобы такое понимание пришло, каждому конкретному специалисту и будущему специалисту необходимо систематически работать над осознаванием своего развития, нужно наблюдать и описывать процесс освоения жизненно и профессионально важных компетенций.

Такую задачу магистранты Казахского Национального Университета имени аль-Фараби учатся решать в рамках курса «Педагогика» под руководством преподавателей кафедры педагогики и образовательного менеджмента, анализируя личный опыт «взращивания» ключевых, базовых компетенций через призму имеющихся научно-методических материалов.

В.Т. Тихомирова


Компетенция – это умение использовать навыки, знания, продуктивно работать на базе практического опыта [1]. Десять базовых компетенций, которые гарантируют эффективную деятельность специалиста:
1) компетенция целеполагания
2) компетенция слушания
3) компетенция визуального воспроизведения или видения
4) компетенция говорения
5) компетенция извлечения знаний
6) компетенция ведения записей
7) компетенция чувствования или социального интеллекта
8) компетенция создания и стимулирования среды взаимодействия
9) компетенция признания
10) компетенция самоуправления [2].

Детальнее я бы хотела остановиться на компетенции «Ведение записей». Ведение записей, а также управление ими – это сопровождение, руководство разного рода документацией с момента ее создания до итогового завершения [3]. Данная компетенция у меня, например, развилась благодаря личному примеру родителей, которые по профессиональной деятельности работали врачами. Они вели ежедневные заметки, касающиеся сведений о пациентах, диагнозах и иных важных аспектах.

Мои первые записи не обладали значимостью и лишь являлись подражанием взрослым, являющимся главным примером для старшего ребенка. Со средней школы, а именно – 6 класса, я не расстаюсь с ежедневником, блокнотом, делая пометки о насущных делах. В школе фиксировалась рекомендации по решению задач, уравнений, предлагаемых учителем, чтобы не портить наглядность и читаемость дневника ученицы, а в университете – задания для выполнения лабораторных работ, выполняла расчеты, связанные со специальностью «Геодезия». Записи веду и по сей день, с классификацией по датам, предметам и ценности назначения.

Самым приемлемым методом развития компетенции ведения записей считается конспектирование. Конспектирование – это динамичный прием освоения и запоминания сведений, а также сосредоточение внимания на слушаемом и читаемом материале. Навыки создания конспекта текста непременно осуществляют воздействие на фиксацию устной речи, лекций. Главным аргументом в пользу компетенции «ведение записей» является побуждение процесса регенерации информации в памяти человека. У многих людей вывод информации из памяти облегчается благодаря ведению заметок, конспектов. Без выполнения вышеуказанных действий мы можем воспроизвести в памяти лишь малую часть нужного материала [5].

Потребность компетенции в момент чтения целостна от самого существа использования книги в научной или прикладной отрасли. Заметки могут быть целесообразными, если учтены следующие предписания к их сопровождению:

1) Следует вести записи при чтении всей книги. Это непременная составляющая работы над литературой.

2) Записи должны быть объемными, полными по содержанию.

3) Записи следует систематизировать. Лучше всего подходит карточная форма. Сопровождение записей на одной стороне листа облегчает их по- иск, упорядочение, добавление данных в текст, привлечение конспекта в работу над научной и специальной литературой [6].

Ведению записей помогает планирование, конспектирование, построение чертежей, диаграмм и так далее. Основные навыки, необходимые для ведения записей, включают в себя
- способность конкретно определять приоритеты,
- способность четко фильтровать информацию,
- способность взаимодействовать [4].

Ежедневные записи разбивают на три части.

Первая часть называется «Что следует сделать?». Раздел вводит в курс постановки цели и задач. Записи этого раздела предопределяют наше будущее. Мысли вчерашнего дня – это наша реальность сегодня.

Второй раздел называется «Предложения». В этот раздел вносят все идеи, выписки, предложения владельца блокнота. Сюда входит все самое интересное, результативное, значимое, все, что окружает пишущего.

Третий раздел называется «Подведение итогов». Этот раздел посвящен анализу и оценке результатов, помогает проследить динамику действий для достижения намеченной цели. Ежедневные записи об успехах стимулируют человека, повышая его самооценку. Производя запись о проигрышах, неудачах, подвергая их рассмотрению, разборке, пишущий ставит новые цели, обогащается идеями и продолжает движение вперед.

Разделение на логические части базируется на системе Пифагора. Пифагор давал наставления своим последователям:

1) В утренние часы: «Прежде чем встать от сладостных снов навеваемых ночью, мысли рас- кинь, какие дела тебе день приготовил».

2) В вечернее время: Перед сном ученики Пифагора задавали себе вопросы: «Что я сделал и не сделал сегодня?», «Какие действия следует реализовать?», «Какие действия подвергаются осуждению?».

Занимательный факт: древнеримские политические деятели Марк Туллий Цицерон и Юлий Цезарь, великий художник Леонардо да Винчи, полководец Наполеон Бонапарт были ознакомлены с системой Пифагора и применяли ее в реальности.

Ведущий специалист в области продаж и личностного успеха Брайан Трейси говорил: «Составьте свой перечень дел вечером накануне, в конце рабочего дня. Включите в него все, что вы не успели завершить за день текущий, а также дела, которые планируете на завтра. Составляя таким образом подобный перечень, можете быть уверенны, что он подвергнется усвоению вашим подсознанием на протяжении всего ночного сна. Следствием этого нередко бывает то, что вы просыпаетесь с грандиозными идеями, которые, как оказывается, можно с успехом применить к работе, увеличив скорость и качество выполняемых задач». Лишь один процент населения нашей планеты обладает данной компетенцией. Ведение планирования действий приводит к программированию бессознательного на их выполнение.

Предложения по развитию компетенции «Ведение записей»:

1) Остановите свой выбор на блокноте, тетради, которые удовлетворяют вашему вкусу по качеству бумаги, цвету, переплету. Дополнительно можно вести мобильный блокнот, который всегда был бы под рукой. В течение рабочего дня в него вносят все заметки, которые приходит в голову. канцелярские товары также должны вам нравиться.

2) Записи в блокноте, сделанные в течение дня, вечером следует проанализировать.

3) На протяжении дня ведите записи там, где есть возможность. Вечером – в благоприятной, спокойной обстановке.

4) Прячьте блокнот, если боитесь утечки информации!

5) Непрерывность. Производите записи каждый день. К сожалению, большинство людей к концу первой недели признавались в потере энтузиазма.

Блокнот, тетрадь – это показатель восприятия человеком мира вокруг себя. Если начать изменения с себя, то изменится и мир вокруг нас, изменятся записи [7].

Каждый человек является неотъемлемой частью общества, для поддержания своего духовного состояния он должен неустанно развиваться, овладевая разного рода знаниями, навыками. Владение компетенциями повышает наш личностный уровень. Именно благодаря им мы становимся хорошими собеседниками, слушателями и членами общества в целом.

Список литературы

1. Пермяков О.Е. Развитие систем оценки качества подготовки специалистов: [Электронный документ]. – https: //ru. wikipedia. org/wiki/ Компетенция. Проверено 09.04.2016

2. Тихомирова В.Т., Мурзахметова Г.Р., Мухатаева Д.И. Развитие базовых компетенций как основа успешности профессионального становления молодых педагогов начальных классов / Тихомирова В.Т., Мурзахметова Г.Р., Мухатаева Д.И. // Начальная школа: проблемы и перспективы, ценности и инновации: сборник научных статей. – Йошкар-Ола: Мар. гос. ун-т, 2015. – С. 216-223.

3. Пермяков О.Е. Развитие систем оценки качества подготовки специалистов: [Электронный документ]. – https: //ru. wikipedia. org/wiki/ Управление_записями. Проверено 09.04.2016

4. Петров И.И. Умение проводить переговоры: [Электронный документ]. – http: //business. damotvet. ru/negotiation/100610. htm. Проверено 09.04.2016

5. Расторгуева Г.С. Эффективный способ ведения записей как средство повышения учебных возможностей учащихся: [Электронный документ] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – 2003. – N1. http: //festival. 1september. ru/articles/104361. Проверено 09.04.2016

6. Кузнецов И.Н. Информация: сбор, защита, анализ. Учебник по информационно- аналитической работе – М.: Яуза, 2001. – 318 с.

7. Довгань В. О Дневнике роста: [Электронный документ]. – http: //www. centr-crm. ru/na-kazhdiy- den/dnevnik. html. Проверено 09.04.2016

 

 
 

Тема номера





 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10