электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Актуальная проблема:

Тема номера

   

Архив статей 2016 г.

 

Изменишься ты – изменится мир: профессиональное совершенствование и становление

№ 5 (156) май 2016г.

Н.А. УЗУКБАЕВА, учитель английского языка КГУ «Гимназия №9», г. Караганда


Американский издатель Малколм Форбс сказал: «Успех приходит к тому, кто делает то, что любит». Я занимаюсь любимым делом, и мне хочется добиться больших успехов на этом поприще. Призвание учителя – открывать мир, и в этом процессе учитель и ученик дополняют друг друга. Когда чувствуешь взаимную связь, развивается взаимопонимание. Дети сами тянутся к тебе, идут на контакт. Быть учителем английского языка для меня – это значит: свободно владеть языком, уметь общаться, быть сценаристом и актером, быть чутким психологом, чтобы не нарушить хрупкость внутреннего мира ребенка, не стать завоевателем, а быть верным проводником в жизни. Для этого необходимо постоянное не только профессиональное, но и духовно-нравственное самосовершенствование и саморазвитие.


Все течет, все меняется. Сегодня – это, пожалуй, единственный постулат, оставшийся незыблемым. Известна древняя мудрость: «Нельзя стоять на месте, жизнь – это постоянный подъем: если нет движения вперед, то неминуемо начнется откат назад». Наше динамичное время требует инновационных внедрений. Мы уже осознали, что старые, рутинные методы, формы и приемы обучения, когда ученик является лишь объектом педагогической деятельности, не могут вызвать у него интерес и повысить мотивацию к учебе. Для нас, учителей, инновации особенно важны, потому что вокруг нас – дети. Дети меняются постоянно, буквально на глазах. Успешный ученик может быть только у успешного учителя.

Сегодня востребованы педагоги, владеющие современными технологиями, методами, методиками и приемами обучения, использующие знание психологии для повышения его эффективности. Стать успешным, эффективным, творческим учителю помогают курсы повышения педагогической квалификации. важное значение в моем профессиональном развитии имело обучение на первом (продвинутом) уровне курсов повышения квалификации, которые дали мне не только новые профессиональные знания и навыки, но и научили лидерским качествам, стратегическому планированию своей деятельности.

Уже первое занятие, посвященное знакомству с целями, задачами, структурой и содержанием трехуровневых программ курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан, созданной Центром педагогического мастерства совместно с факультетом образования Кембриджского университета, вызвало у меня интерес и желание дальнейшего обучения.

В дальнейшем мы познакомились с характерны- ми признаками успешного учителя, необходимыми условиями эффективного образования, и сами разрабатывали модели качеств идеального учителя и идеального ученика. Я поняла, что учителю необходимо меняться и отходить от старых подходов в образовании, поскольку обучение может быть только в динамике, и отсутствие изменений означает остановку в профессиональном росте.

Трудно переоценить знание внешних и внутренних факторов, определяющих эффективность обучения, для формирования оптимальных педагогических условий. Известно, что успешность процесса обучения зависит не только от качества преподавания, но и от организации учебной деятельности самого обучаемого, его непосредственной работы, направленной на понимание материала, его осмысление, использование для решения прикладных задач. Одним из ведущих внутренних факторов, во многом определяющих усилия, направляемые учащимся на изучение нового материала, является мотивация. В процессе обучения мы узнали различия между понимаемыми и реально действующими мотивами, дали характеристику положительных и отрицательных видов мотивации.

Отдельное занятие было посвящено вопросам целеполагания и смарт-технологии. Мы узнали, что результативность деятельности во многом за- висит от того, насколько грамотно сформулирована цель. Освоили технологию кейс-стади, идентифицировали виды кейсов.

Мы познакомились с подходом «Action research» («Исследование в действии»), который основан на анализе реальных жизненных ситуаций и изменении этих ситуаций к лучшему. Любой педагог способен определить проблемы только в контексте собственной профессиональной практики, и только он может инициировать их. Идея подхода «Action Research» состоит в развитии мыслительных навыков, с помощью которых можно самостоятельно корректировать устоявшиеся представления о различных аспектах педагогической деятельности.

Любопытным было знакомство с новыми для меня понятиями «праксис» и «фронезис». «Праксис» – любые практические действия, которые являются благоприятными для человека и общества. Одной из форм праксиса является педагогическая деятельность. «Фронезис» – практическая мудрость или любая практическая деятельность, которую осуществляют мудрые учителя (авторитетные в моральных аспектах).

Большое внимание в процессе обучения на курсах уделялось инновационным технологиям, использование которых способствует повышению мотивации к обучению, развитию творческих способностей учащихся, приобретению более глубоких и осмысленных знаний. Одной из самых успешных современных образовательных практик является образование, ориентированное на результат (ООР). Оно отличается от традиционного обучения, основанного на ЗУНах, ориентацией структуры и содержания образования на компетентностный подход.

Современная жизнь делает ставку на человека, который способен видеть и решать проблемы лично и в группах, готов и способен самостоятельно учиться новому в жизни и на рабочем месте, самостоятельно находить и применять нужную информацию. Чтобы ребенок не потерялся в современном обществе, мы должны научить его этим качествам, то есть компетенциям. Сегодня как никогда актуально высказывание известного немецкого философа Эммануила Канта: «Не мыслям надобно учить, а учить мыслить». И в связи с этим сегодня предъявляются серьезные требования к качеству результатов обучения в школе, которое должно определяться не количеством усвоенных учащимися знаний, а способностью использовать усвоенные знания для принятия решений в заданном контексте, для организации своей деятельности в той или иной ситуации.

В наш цифровой век ни одну сферу деятельности человека невозможно представить без использования информационных технологий. Не является исключением и образование, где информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) являются активным средством, способствующим повышению качества образовательного процесса и условием профессиональной компетентности современного учителя. Эффективность использования ИКТ в сфере обучения иностранным языкам зависит от того, насколько грамотно учитель владеет ее методическими средствами и приемами.

Интересной идеей совместного планирования и проведения урока является Lesson Study. Несмотря на то, что у меня был опыт проведения Lesson Study и опыт наблюдателя при проведении урока моими коллегами, я не вполне понимала отличие открытого урока от Lesson study. В ходе обучения я поняла, что основной целью открытого урока является оценка специальных и методических умений и навыков учителя, а Lesson study направлено на анализ условий обучения учащихся и определение возможностей повышения качества обучения на основе научных и творческих педагогических подходов.

Мы определились в основных направлениях лидерской позиции учителя. Возможно лидерство в среде учащихся или коллег в качестве методиста, коуча, ментора, специалиста по разработке учебных планов, разработчика новых подходов в обучении. Можно руководить организационными мероприятиями для обеспечения условий продвижения к определенным поставленным целям. Мы узнали функции учителей- лидеров и характеристики лидерской позиции учителя, какое значение имеет в реализации лидерских позиций сотрудничество и коллегиальность. Я усвоила для себя, как школьные лидеры могут участвовать в принятии решений и, в какой-то степени, руководить развитием школы.

Я осознала, что понятия «лидерство» и «управление» принципиально различаются. Лидер не всегда является управленцем, а управленец может не быть лидером. Изучая стили лидерства, я определила, что мой стиль можно обозначить как «поддерживающий», который предполагает поддержание дружеских отношений, доступность, заботу о статусе, благополучии и потребностях подчиненных. Я стараюсь сделать работу моих учеников менее скучной, пытаюсь пробудить у них интерес к учебе, придать им уверенность в собственных силах для достижения учебных успехов.

Лидерство в преподавании предполагает также обучение коллег и не только в масштабах своей школы, но и далеко за ее пределами. Иметь свою точку зрения и уметь ее отстаивать – это хорошо, но этого мало. Нужно еще научиться прислушиваться к чужому мнению и учиться взаимодействовать. Этому в значительной степени способствуют сетевые сообщества, которые дают широкие возможности для оперативного сотрудничества с коллегами и взаимной поддержки, для обмена опытом, распространения программ, обучения, обсуждения проблем, формирования новых знаний и отработки навыков.

В процессе обучения на курсах я осознала, насколько функции преподавателя 1-го уровня шире и глубже той деятельности, которой я занималась в качестве преподавателя-предметника. Передо мной стоит необходимость проводить систематический анализ результатов своей деятельности, определять проблемы, разрабатывать и реализовывать программные планы развития школы. Я поняла назначение, необходимость и требования к разработке программы и плана развития школы, модуля, направления, параллели и т.д. На занятиях мы познакомились со структурой, содержанием, этапами разработки «Программного плана развития школы». Усвоению этой проблемы может способствовать практическая работа по разработке программного плана развития какого-либо аспекта деятельности школы.

Разработка среднесрочного программного плана развития школы вызвала затруднения в точной формулировке проблемы и определении инструментария для ее решения. От правильно поставленной цели и определения задач во многом зависит эффективность реализуемых мероприятий. Цель и задачи плана, в свою очередь, зависят от ожидаемых результатов, а правильно подобранные критерии успеха позволяют адекватно оценивать и анализировать свою деятельность.

Разработка и реализация программного плана развития школы требует определения возможностей педагогического коллектива, стимулирования заинтересованности учителей в его выполнении, понимания ими важности этой работы. Анализ результатов на завершающем этапе выполнения плана должен показать, насколько правильно он был разработан. Большое значение имеет обсуждение программных планов развития школы среди коллег, которое позволяет корректировать и совершенствовать планы.

Я предполагала, что курсы помогут мне углубить свои профессиональные знания, повысить педагогическое мастерство. Но только в процессе обучения я осознала все пробелы своей специальной и педагогической подготовки и необходимость постоянного самообразования и самосовершенствования не только в профессиональном, но и в личностно-психологическом и морально-этическом планах.

Завершение обучения на курсах не означает окончания кропотливой ежедневной работы по дальнейшему профессиональному развитию. Разработанный мною «Долгосрочный план развития гимназии» требует реализации мероприятий по проведению менторинга, коучингов, оказанию действенной по- мощи сетевому сообществу учителей через создание различных тематических блогов, участию в дистанционных форумах и курсах дистанционного обучения, созданию методической копилки и кейс-стади с конкретными критериями составления компетентностных заданий и их апробацию.

Жизнь ведет к тому, что мы и наши дети будем учиться постоянно. И это время уже настало. От концепции «хорошее образование на всю жизнь» общество перешло к пониманию необходимости «образования в течение всей жизни».

Список использованной литературы.

1. Агафонова, И.Н. Организационная культура образовательного учреждения / И.Н. Агафонова // Справочник заместителя директора школы. – 2011. – № 1. – С. 71-75.

2. Взгляд на образование 2013. Индикаторы ОЭСР. // Открытая школа. – 2014. – № 1 (132). – С. 3 – 4.

3. Выступление министра образования и науки РК Б.Т. Жумагулова на заседании правительства РК. Астана, 26 марта 2013 года. // Открытая школа. – 2013. – № 4 (125). – С. 3 – 5.

4. Джадрина М.Ж. Развитие компетенций учащихся как приоритетная задача современного образования /М.Ж. Джадрина, А.И. Чокушева// Открытая школа. – 2013. – № 4 (125). – С. 6 – 8.

5. Задания для выполнения практики. – Центр педагогического мастерства и факультет образования Кембриджского университета. – С. 20-23.

6. Итоги реализации Государственной программы развития образования в 2012 году и задачи на предстоящий год в свете послания Главы государства Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия Казахстан – 2050. Новый политический курс состоявшегося государства». – Выступление министра образования и науки РК Б.Т. Жумагулова на расширенной коллегии МОН РК. Астана, 31 января 2013 года. // Открытая школа. – 2013. – № 2 (123). – С. 3 – 6.

7. Скиба М.А. Как оценить школьное образование? / М.А. Скиба // Открытая школа. – 2013. – № 8 (129). – С. 3 – 5.

8. Хван Н.И. Синхронно-модульная система воспитания и развития учащихся гимназии. Учебно- методическое пособие /Н.И. Хван. – Караганда, 2006. – 80 с.

9. Шамшидинова К.Н. Изменение парадигмы образования /К.Н. Шамшидинова// Открытая школа. – 2013. – № 10 (131). – С. 3 – 5.

 

 
 

Тема номера









 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10