электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Актуальная проблема:

Тема номера

   

Архив статей 2016 г.

 

Концепция учебного сотрудничества: условия эффективности реализации в рамках обновления содержания образования

№ 5 (156) май 2016г.

Д. С. ИЛЬЯСОВА, директор, тренер филиала Центра педагогического мастерства, г. Кокшетау


Особенностью обновленных учебных программ начальной школы является то, что они направлены на формирование навыков широкого спектра, в числе которых – навыки общения и сотрудничества [1, с. 1-2]. Именно поэтому в основе обновленных программ заложена концепция учебного сотрудничества самих детей, организованная взрослым, как альтернатива взрослоцентричной педагогике. Роль учителя заключается в построении и организации сотрудничества между детьми для совместных действий, для взаимодействия друг с другом. Коллаборативное обучение – личная философия, а не только учебный прием. В любых ситуациях, где люди объединяются в группы, такое обучение предлагает способ установления сотрудничества друг с другом, при котором учитываются и выдвигаются на пер- вый план умения и вклад отдельных членов группы. Члены группы разделяют и принимают ответственность за действия группы. Основополагающим принципом коллаборативного обучения является консенсус, формируемый посредством сотрудничества членов группы. Данное обучение имеет корни в философии социальной природы обучения Джона Дьюи и групповой динамике Курта Левина. Существует множество подходов к коллаборативному обучению, но основные представления о процессе кооперативного обучении заключаются в следующем:

1. Обучение – это активный процесс, в котором обучающиеся усваивают информацию и соотносят новые знания со структурой предыдущих знаний.

2. Обучение предусматривает вызов, дающий возможность учащемуся вступать в активное взаимодействие со сверстниками и затем обрабатывать, обобщать информацию, а не просто заучивать и бездумно повторять ее.

3. Учащиеся извлекают для себя пользу, когда сталкиваются с многообразием мнений людей, имеющих различные знания.

4. Обучение эффективно в социальной среде, где существует диалог между учащимися. В процессе такой «интеллектуальной гимнастики» ученик формирует структуру и значение дискурса [3, с. 1-2].

В условиях коллаборативного обучения перед учащимися ставятся как социальные, так и эмоциональные задачи, поскольку они слышат различные точки зрения и должны уметь формулировать и защищать свои идеи. Тем самым учащиеся начинают создавать свои собственные уникальные понятийные рамки и учатся полагаться не только на мнения экспертов или понятия, представленные в учебнике. Таким образом, при коллаборативном обучении учащиеся имеют возможность общаться со сверстниками, излагать и отстаивать свое мнение [3, с. 1-2].

Практики тренера уровневых курсов показала, что учителя начальных классов неохотно используют групповую работу как форму обучения. Учителя 1-го класса даже не пытаются организовать процесс работы в группах, считая его невозможным. Педагоги оценивают эту форму как неэффективную для данного возраста и считают детей неготовыми к сотрудничеству и взаимодействию друг с другом. Но процесс обучения по всем предметам обновленной программы предусматривает достижение целей обучения через использование коллаборативного обучения. Весь процесс обучения уже с первых дней строится на групповой работе, именно поэтому, несмотря на сложный этап адаптации ребенка к школе, учителю необходимо начать организацию групповой работы с первого школьного дня. Анализ процесса апробации обновленных программ в пилотных школах показал, что учителя стали использовать данную форму обучения, но, к сожалению, она не всегда была эффективна и рациональна в силу разных причин. Вроде групповая работа присутствует на уроке, но не способствует развитию у детей навыков общения, взаимопомощи, учебного сотрудничества. Например, учитель дает задание группе, один (наиболее активный) ученик выполняет, а другие наблюдают. Или, еще ситуация, теперь уже два наиболее активных ученика в группе решают, кто будет выполнять задание, заканчивается все слезами. Знакомая ситуация? Именно поэтому в данной статье мы решили рассмотреть условия эффективности использования работы в малых группах и выработать практические рекомендации не только по организации групповой работы, но и по развитию у учащихся навыков сотрудничества, кооперации с первых дней в школе в соответствии с возрастными особенностями детей.

1. Организацию групповой работы необходимо начать с первого школьного дня. Для того, чтобы процесс был более продуктивным, рекомендуем сначала отрабывать простейшие навыки кооперации (этикет совместной работы, определенные ритуалы) на внеучебном материале. Важно проговаривать и обсуждать с детьми, казалось бы, элементарные вещи: как необходимо сесть за партой, чтобы удобнее было общаться с товарищем, как с ним разговаривать (шепотом, доброжелательно). Было бы хорошо проигрывать ситуации, которые будут служить в качестве образца сотрудничества, в ходе обсуждения акцентировать внимание детей на положительных моментах взаимодействия.

2. Прежде чем перейти к работе в малых группах, начните с обучения детей совместной деятельности в парах. Первоклассникам интересно работать в паре со своим товарищем. Это способствует активизации их познавательной деятельности и формированию таких качеств, как взаимоконтроль и взаимопомощь. Необходимо систематически подбирать задания для выполнения в паре.

Например, при изучении состава числа «10» в 1 классе обращаемся к классу: «Ученики, сидящие слева, положите 10 палочек, разделите палочки со своим товарищем так, чтобы у каждого палочек было поров- ну. Покажите, сколько палочек у каждого? А сколько палочек у тебя и твоего товарища вместе? Как узнали? Значит, 10=5+5. А теперь разделите палочки со своим товарищем так, чтобы у одного палочек было меньше, а у другого больше. Покажите, по сколько палочек у каждого. Значит, 10=3+7; 10=1+9».

3. Внимательно наблюдайте за работой детских групп и выделяйте наиболее удачные и наиболее конфликтные способы построения взаимодействия. Попросите детей, работавших наиболее слаженно, про- демонстрировать свой стиль работы классу. Остальные дети должны рассказать, что им понравилось в работе группы. Комментарии учителя помогают детям вы- делить наиболее продуктивные особенности того или иного стиля групповой работы.

4. В ходе работы детей в малых группах учителю важно постоянно поощрять совместное обсуждение хода работы, обращение за советом друг к другу. Похвалите того ученика, который обратился за помощью к своему однокласснику, тем самым мотивируя детей к вовлечению в процесс взаимообучения. Обратите внимание детей на то, что помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику. Задавайте детям вопросы «Кто сегодня на уроке помог тебе?», «Кому бы ты подарил звездочку в группе и за что?», «Кого вы считаете помощником учителя в вашей группе и почему?», «Удалось ли тебе сегодня помочь своему однокласснику? Какие ты испытываешь чувства?»

При такой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику как со стороны учителя, так и со стороны своих товарищей.

5. Всегда необходимо установливать правила работы группы. Правила к групповому заданию должны быть понятными и точными, четко доведены до учеников. По- просите учеников повторить правила, чтобы проверить, что они их поняли. Желательно вовлекать учащихся в процесс обсуждения, выслушивать их мнение по поводу реализации данных правил. Было бы хорошо, если ученики проговаривали не только, как они понимают то или иное правило, но и выдвигали идеи, как это сделать, какие действия необходимо выполнить, чтобы это правило сработало. Например, в процессе обсуждения правила «Говорить по очереди» детям можно задать следующие вопросы:

- Как вы думаете, почему важно, чтобы все говорили по очереди?

- Что может произойти, если вы не будете придерживаться этого правила?

- По вашему мнению, что вы должны сделать, чтобы выполнить это правило?

В первом классе правил должно быть минимальое количество. Формулировки должны быть просты, лаконичны, написаны на языке, доступном детям. Например:
- в разговоре участвует каждый;
- слушать друг друга;
- говорить спокойно и ясно;
- не перебивать друг друга;
- обращаться друг к другу по имени.

Перед тем как учащиеся начнут работать в группах, необходимо акцентировать внимание детей на правилах. Вспомнить, опираясь на опыт работы в группах на предыдущих уроках, реализация каких правил вызвала затруднение и почему, хорошо было бы еще раз остановиться на действиях, которые необходимо выполнить в ходе совместной работы, согласно данному правилу.

6. Тренеры уровневых программ часто слышат от учителей начальных классов, что дети не умеют работать в группах, потому что у них отсутствуют навыки эффективной коммуникации и сотрудничества. Но при построении учебного сотрудничества необходимо учитывать, что такой формы общения в детском опыте не было. Именно поэтому детское сотрудничество следует отрабатывать с той же тщательностью и методичностью, что и любой другой навык: не игнорируя мелочей, не пытаясь перейти к сложному без отработки элементарного. Без проработки определенных «ритуалов» взаимодействия (как сесть за партой, чтобы смотреть не на учителя как обычно, а на товарища; как соглашаться, а как возражать; как помогать, а как просить о помощи), без доведения их до автоматизма непросто организовать сложные формы коллаборации.

Вводя новую форму сотрудничества, даем ее образец. Вместе с одним-двумя детьми у доски показываем на примере весь ход работы, акцентируем форму взаимодействия (например, речевые клише: «Ты согласен?», «Не возражаешь?», «Почему ты так думаешь?»). Несколько образцов разных стилей взаимодействия помогают детям подобрать свой собственный стиль.

Учителя начальных классов отмечают, что для вы- работки навыков совместной деятельности эффективно срабатывает разбор ошибок. Совместное обсуждение помогает детям наглядно увидеть типичные ошибки взаимодействия, главное – разбирать не содержательную ошибку (например, неверно построенный алгоритм), а ход совместной деятельности. Можно использовать проигрывание ситуаций с самими детьми, просмотр фрагментов мультфильмов с подходящими стилями взаимодействия (например, из серии мульфильмов «Барбоскины»).

Во-первых, стандартная ситуация – это типичный детский спор по схеме: «Нет, я прав!», «Нет, я!» (с возможным переходом к взаимным оскорблениям). Вовлекая учащихся в процесс обсуждения, учитель должен привести их к формулировке правила конструктивного группового взаимодействия, которое поможет избежать таких ситуаций.

Необходимо проиграть и следующую ситуацию, которая часто встречается на уроках. Уверенный в себе ученик, который не интересуется ничьим мнением и все делает так, как хочет. Выход из таких отношений подскажут сами дети: «Обязательно спрашивай у товарища его мнение». Лучше не говорить: «У него (у нее) неправильно». Следует сказать: «Я не согласен (не согласна), потому что…» и привести свои аргументы.

После выполнения заданий в малых группах необходимо с учащимися оценить не только содержательную работу в группе, но и организацию совместной работы, используя вопросы для групповой рефлексии. Рассмотрим пример с урока:

- Ребята, вы выполняли интересную работу в группе, а я наблюдала за вашей совместной работой. Какая группа хочет оценить свою работу?

Ученица А: Наша группа работала хорошо, дружно. Мы вместе сразу договорились, кто и что будет делать в группе, распределили обязанности. Друг друга выслушивали, не перебивали, каждый имел право сказать, что он думает. (Группа показала самый лучший результат)

- В какой группе были проблемы в организации работы?

Ученик В: Нам не удалось быстро договориться. Ученик С вообще обиделся и отказался с нами работать.

- Повлияло ли это на результат вашей работы?

Ученик В: Да, мы не успели выполнить задание. (У группы самые низкие показатели, 2 учащихся вообще не закончили работу).

Ребята при такой оценке дают комментарии, из которых становится ясно, что проблемы с организацией совместной работы напрямую влияют на результат.

В завершении работы обязательно проводим индивидуальную рефлексию, для того чтобы определить проблемы, которые возникли в ходе групповой работы у каждого ребенка.

На следующем занятии при организации групповой работой необходимо провести анализ и обсуждение совместной деятельности на предыдущем уроке, чтобы научить учащихся рефлектировать, корректировать свою работу, учитывая предшествующий опыт. Задаем детям вопросы:

Исходя из опыта прошлого урока, что бы вы изменили в работе своей группы? Как вы думаете, чему в первую очередь нужно научиться для достижения цели урока?

В ходе обсуждения дети приходят к выводу, что нужно научиться договариваться и слушать друг друга. Сразу же выводим на доске правила работы в группе и принимаем совместное решение им подчиняться.

7. В ходе наблюдений за практикой учителей по организации на уроке группового обучения было отмечено, что учителя испытывают затруднения в подборе заданий для совместной деятельности. Обычно используются задания на уровне знания и понимания, поэтому учащиеся с более высокими навыками быстро справляются с данной работой, не давая возможности другим детям реализовать себя. Задание для кооперативной групповой работы должно быть хорошо структурированным. Не настолько сложным, чтобы ученики не смогли его выполнить, и не настолько простым, чтобы они могли его выполнить, не поразмышляв. В обновленной программе предусмотрено использование различных видов дифференцированных заданий, которые помогут обеспечить вовлеченность всех учащихся в процесс обучения, тем самым достигая инклюзивности урока (Урок не для всех, а для каждого!). Учитывая возрастные особенности учащихся первого класса, задание должно быть представлено в виде логических шагов, тем самым обеспечивая успешность и эффективность обучения.

8. Огромную роль в эффективности групповой работы играет распределение по группам. Идеальный состав группы – 4 человека, однако, группа может быть поменьше – состоять из 2 и 3 и побольше – состоять из 5 учащихся. Но в 1 классе все же эффективнее группы не более 4 учеников – для вовлечения всех учащихся в процесс учебного взаимодействия. Необходимо при распределении учащихся в малые группы учитывать не только их личные склонности, но и другие критерии. Самому слабому ученику нужен партнер не столько с высоким уровнем обученности, сколько терпеливый и доброжелательный. Двух подвижных детей объединять опасно (но при тактичной поддержке именно в таком взрывоопасном соединении можно наладить с детьми доверительный контакт). Самых развитых детей не стоит надолго прикреплять к «слабеньким», им ну- жен партнер равной силы. По возможности лучше не объединять детей с плохой самоорганизацией, легко отвлекаемых, со слишком разными темпами работы. Но и в таких «группах риска» можно решить почти не решаемые воспитательные задачи: помочь детям увидеть свои недостатки и захотеть с ними справляться.

Для того, чтобы группа «сработалась», нужны минимум 3-5 занятий. Поэтому часто детей не пересаживайте. Но закреплять единый состав групп, скажем, на четверть тоже не рекомендуем: дети должны получать опыт сотрудничества с разными партнерами. Однако и здесь возможен лишь строго индивидуальный подход. Скажем, двух девочек, привязанных друг к другу и не общающихся с другими детьми, разлучать можно лишь ненадолго (с надеждой расширить круг их общения).

9. В практике учителя столкнулась с такой проблемой, когда при работе в группах ученики теряли интерес. Опираясь на факты исследования, проведенного Кэролин Уильямс [2, с. 2], практикой доказано, что отсутствие сложных заданий и скучные занятия вероятнее всего приведут к тому, что способные ученики достигнут меньших результатов в обучении. Именно поэтому необходимо использование различных видов стратегий и заданий, способных пробудить интерес и послужить стимулом для одаренных и талантливых учеников. Исследователь выявила, что одаренным и талантливым ученикам предлагают наиболее сложную совместную работу, открытые задания, включающие за- дачи более высокого порядка (подразумевающие анализ и применение информации), желательно со сверстниками с одинаковым уровнем способностей.

Именно поэтому для развития потенциала учащихся с более высоким уровнем способностей в некоторых случаях рекомендуется объединять данную категорию учеников в одну группу.

10. При оценке работы группы подчеркиваем не только реализацию предметных навыков, но и коммуникативные и личностные качества. Учитель должен поощрять навыки работы в группе, такие как командная работа, поддержка и принятие различий, рефлективное слушание, положительная обратная связь и достижение консенсуса. Оценивать можно лишь общую работу группы, ни в коем случае не давать детям, работавшим вместе, разных оценок.

Исходя из наблюдения за совместной деятельностью учащихся в 1 классе, можно рекомендовать следующее:

Нельзя занимать учащихся 1-х классов совместной деятельностью более 10-15 минут, в соответствии с возрастными особенностями детей, чтобы избежать появления утомляемости;

При распределении на группы необходимо учитывать уровень обученности учащихся. Так, например, не рекомендуется пара из двух слабых учеников: им нечем обмениваться, кроме собственной беспомощности.

Если кто-то пожелал работать в одиночку, не принуждайте его к совместной работе, не делайте никаких комментариев, оценочных суждений по поводу решения ребенка (но один на один с ребенком постарайтесь понять его мотивы).

Нельзя требовать абсолютной тишины во время совместной работы, дети должны обмениваться мнениями, высказывать свое отношение к работе товарища. Если вы видите, что шум усиливается, обратите внимание детей на правила работы в группе, связанные с поведением во время совместной деятельности. В классе полезен «шумомер» – звуковой сигнал, говорящий о превышении уровня шума.

Учитель должен выступать в роли активного наблюдателя и фасилитатора, необходимо побывать в каждой группе, чтобы гарантировать, что ученики поняли правила и следуют им, понимают задание, используют навыки общения для выполнения задания.

Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в групповой работе.

Учебные программы начальных классов по новому стандарту направлены на освоение учащимися навыков, необходимых в быстро меняющейся интеллектуальной и технологической среде 21-го века. Они способствуют самостоятельному изучению учащимися широкого круга вопросов и навыков высшего порядка, таких как критическое мышление, совместная работа, обработка информации, решение проблем и вопросов. Обучение является практико-ориентированным и концентрируется на том, что учащиеся могут делать в дополнение к тому, что они уже знают. В ходе обучения по обновленной программе у учащихся наряду с навыками учения формируются коммуникативные навыки жизни в мультикультурном обществе 21 века. Но эффективная реализация данной программы будет зависеть в первую очередь от деятельности учителя, от глубокого понимания процесса обучения первоклассников, тщательного планирования уроков в соответствии требованиями обновленной программы.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Государственный общеобязательный стандарт начального образования, 25 апреля 2015 г. [Электрон. ресурс] Источник доступа: http: //online. zakon. kz/ Document/?doc_id=33224708

2. Кэролин Уильямс. Как мы можем проявить потенциал одаренных и талантливых учеников? / Inside Information

3. Руководство по работе в малых группах: Раздаточные материалы по Программе повышения квалификации педагогических работников «Эффективное обучение» – Астана, 2016

4. В.И. Кирпичев. Чтобы обучение не вредило здоровью. [Электрон. ресурс] Источник доступа: http: //20130816. ucoz. ru/_ld/0/66_zhurova_l_e_bes. pdf

5. Журова Л.Е. Беседы с учителем: методика обучения: 1 класс общеобразовательных учреждений/ [Элек- трон. ресурс] Источник доступа: http: //20130816. ucoz. ru/_ld/0/66_zhurova_l_e_bes. pdf

6. Официальный сайт Национальной Академии Образования им. Алтынсарина [Электрон. ресурс] Источник доступа: http: //nao. kz/

7. Социальная сеть работников образования «Наша сеть». [Электрон. ресурс] Источник доступа: http: // nsportal. ru/,

8. Н. Проценко. Почему возникают трудности в учебе у первоклассников? [Электрон. ресурс] Источник доступа: http: //publication. dvorec. ru/page. php?AIM=&AIP=15&s_IS=6545

 

 
 

Тема номера









 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10