электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Актуальная проблема:

Тема номера

   

Архив статей 2016 г.

 

Мотивирование как «катализатор» реализации потенциала учащихся – условие для успешного внедрения обновленных образовательных программ

№ 7 (158) сентябрь 2016г.

Т.А. ЕВСЮКОВА, старший преподаватель кафедры «Психолого- педагогического сопровождения профессионального развития учителей» ФАО «НЦПК «Орлеу» ИПК ПР по Павлодарской области, тренер по обновлению содержания образования


Под мотивом учебной деятельности понимают все факторы, обусловливающие проявление учебной активности: потребности, цели, установки, чувство долга. Каждый учитель хочет, чтобы его ученики учились с интересом и желанием. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но часто взрослым приходится с сожалением признавать: «ребенок не хочет учиться», «мог бы отлично заниматься, а желания нет». В таких случаях мы вынуждены констатировать, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению, отсутствует мотивация. Еще чаще ребенок готов учиться, но не ради получения знаний, а ради похвалы, награды, денег, каких-то привилегий. Такое развитие внешней мотивации провоцируют и родители и учителя. Часто можно наблюдать, что, встречая ребенка из школы, мама интересуется всем, чем угодно – что кушали, какую отметку поставили, как вели себя одноклассники, что сказал учитель? Но главный вопрос, который должен был задан, «что нового ты узнал и как тебе это пригодится в жизни?» – не задает ни один родитель. Мало того, и учитель зачастую пренебрегает на уроке стадией рефлексии или проводит ее формально, выясняя психологическое состояние ребенка. От ребенка требуют дать субъективную оценку своего настроения – «понравилось» или «не понравилось», «было легко» или «было трудно» – но не требуют проанализировать приобретенные знания и их значимость в практическом применении. Кроме того, такое поведение еще и подкрепляется вознаграждением (похвалой, смайликом, стикером) со стороны учителя и материальными стимулами, обещаниями нарушения режима, подарками со стороны родителей.

В условиях обновления содержания образования полностью меняется парадигма, которая ориентирована на воспитание успешного человека и построение модели образования, основанной на результатах. В новом стандарте начального образования ценности разворачиваются в контексте вопроса «Для чего учиться в школе?». В программах по предметам четко прописаны ожидаемые результаты по развитию навыков широкого спектра в виде целей обучения. Цели обучения описывают темы, содержание и навыки, которые дети должны изучить и получить в классе. Исходя из цели, учитель формулирует задачи урока, которые описывают ожидаемые результаты обучения в плане того, что учащиеся смогут сделать в конце урока с учетом их потребностей.

Основной педагогический вопрос заключается в умении учителя способствовать мотивации, в частности, внутренней мотивации. Педагоги в традиционной системе обучения используют внешний подход для поощрения хорошей работы, например, учитель может похвалить тех, кто выполнил работу хорошо, и, в то же время, наказать тех, кто работает не в полную меру своих возможностей. Однако исследования показали, что использование внешних мотиваторов может снижать внутреннюю мотивацию.

Опираясь на внешнее вознаграждение, учителя должны быть осторожными, поскольку могут снизить внутреннюю мотивацию. Применение новых подходов к обучению позволяет учащимся изучить интересную для них тему и принять участие в групповой работе. Это те особенности новой образовательной программы, которые помогают создать истинную мотивацию для учащихся.

Мотивация является одним из аспектов «актива- тора» обучения, который способствует реализации потенциала учащихся. Первоклассники, как правило, хотят хорошо учиться в школе, но с течением времени некоторые теряют интерес. В идеале учащиеся должны быть внутренне мотивированы, у них должно быть желание, а не необходимость учиться. Это может быть достигнуто путем активного, сложного и значимого обучения с опорой на предыдущие знания.

Учащиеся начальных классов лучше мотивированы при условии практического применения осваиваемых ими новых знаний и навыков, а также во взаимосвязи их учебной деятельности с их ежедневным практическим опытом.

Учитель поддерживает и повышает внутреннюю мотивацию учащихся путем разработки интересных уроков с применением активных и коммуникативных подходов обучения, реализацией разнообразного содержания, вовлечения учеников в экспериментирование новыми методами преподавания и учения. Все это улучшает обратную связь учеников и создает позитивную среду обучения. Большинство учащихся по завершении начальной школы будут стремиться взять на себя дополнительную ответственность за собственное обучение, обучение одноклассников и учащихся младших классов.

Эффективные подходы к становлению внутренней мотивации исключают поощрение или наказание. Учителя часто используют похвалу, чтобы мотивировать учащихся, используя такие фразы, как «хорошо», «молодец», но это не помогает учащимся в улучшении их мышления и может ввести ученика в заблуждение относительно собственных достижений. Более полную картину относительно того, что ученик достиг во время урока, отражает конструктивная обратная связь. Конструктивная обратная связь должна отвечать на три вопроса:
На каком этапе обучения я нахожусь?
Каким образом я достигну результата?
Над чем необходимо работать, чтобы восполнить пробелы?

Учителя начальных классов часто дают учащимся «стикеры-поощрения», «смайлики» в качестве способа активации обучения и оценки. К стратегиям, используемым для мотивации учащихся на основе этого подхода, следует относиться с осторожностью, так как они могут снизить внутренние потребности ребенка в обучении. Крайне осторожно на первом этапе обучения следует использовать «награды» – похвалы, картинки, предметы. В большинстве случаев использование поощрения или наказания может вызвать у учащегося чувства, что он способен в меньшей степени выполнить задачу, не стоит до конца завершать задачу, для выполнения этой задачи требуется ограниченное количество действий или усилий.

Внешнее вознаграждение может быть удачно использовано в ситуациях, где имеется низкая начальная внутренняя мотивация. В идеале необходимо установить высокие ожидания и использовать похвалу, чтобы укрепить чувство учащегося в собственной компетентности, подчеркнуть собственные внутренние мотивы.

Неудача ученика в обучении и отсутствие желания учиться часто являются результатом неудачной попытки или отказом учителя мотивировать его. Важная роль учителя заключается в понимании многих факторов, определяющих степень мотивированности учащихся. В качестве мотиваторов в обновлении содержания образования определены элементы профессиональной практики:
инновационные методы преподавания и разнообразные стратегии обучения;
увлекательные и содержательные уроки с применением активных способов обучения;
взаимосвязь текущего и предыдущего обучения;
уучебная деятельность, основанная на индивидуальном подходе и дифференцированная таким образом, чтобы все учащиеся испытывали некоторый успех;
предоставление учащимся «времени для размышления», индивидуальной поддержки;
ознакомление с целями и ожидаемыми результатами обучения.

Также в качестве элементов педагогической практики, оказывающих негативное влияние на формирование мотивации, выделяют следующие «демотиваторы»:
поучительный, наставительный тон учителя;
ппассивные способы обучения практически без участия обучаемого, обучение не связано с предыдущим обучением;
недифференцированная и неиндивидуализированная учебная деятельность, малопонятная и трудная для выполнения учениками в самостоятельном режиме и не способствующая успешному обучению;
однотипные, несодержательные и неинтересные уроки со слишком быстрым или медленным темпом;
неуверенность учащихся в целях урока и незнание того, что от них ожидают.

Формировать мотивацию – это не значит заложить готовые мотивы и цели в голову обучающегося. Необходимо поставить его в ситуации развертывания активности, где бы мотивы и цели складывались и развивались с учетом прошлого опыта, внутренних устремлений самого обучающегося.

Формирование внутренней мотивации младшего школьника — процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приемов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями. Больший интерес школьники проявляют к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. Поэтому обучение обязательно нужно связывать с практическими потребностями ученика.

Одной из главных отличительных черт учителя является стремление понимать и принимать ребенка таким, какой он есть, знать и учитывать его возрастные и индивидуальные потребности в осуществлении преподавания и учения, обучать, опираясь на сильные стороны каждого ученика.

Формирование устойчивой внутренней мотивации – это непрерывный и длительный процесс, требующий постоянных усилий всех участников образовательного процесса.

На начальном этапе урока важно создать эмоционально- психологическую атмосферу доверия и благо- приятные межличностные отношения. Учебные цели должны быть не «навязаны», а последовательно отработаны и реально достижимы.

Во время всего урока важно ставить вопросы, направленные на выявление противоречий, новизны, формирование мышления высокого порядка. Создание проблемных ситуаций, организация активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, также способствуют росту мотивации. В качестве действенных мотиваторов следует использовать дидактические и развивающие игры и упражнения, технические средства и мультимедийные технологии. Развитие качеств, лежащих в основе познавательных способностей, – быстроты реакции, всех видов памяти, мышления, внимания, воображения, должно носить постоянный и целенаправленный характер.

На этапе закрепления и проверки знаний следует выявлять даже небольшие успехи учащихся, оценивать не недостатки, а достижения. Полезно показать, что знал и умел учащийся вчера, что – сегодня. Это дает возможность ребенку увидеть свое продвижение, динамику в развитии. Очень важно исключить ситуации соревнования и приучить школьников к анализу и сравнению своих собственных достижений.

Внедряемая в рамках обновления содержания «Модель критериального оценивания» также оказывает положительное влияние на мотивацию, так как она предполагает оценивание конкретного результата по заранее известным критериям, а не сравнение результатов учебной деятельности конкретного ребенка с результатами других учащихся. Критериальное оценивание исключает переход на личность учащегося и концентрирует внимание на продвижении вперед и переживании ситуации успеха.

Задания для формативного оценивания и суммативного оценивания должны быть разработаны таким образом, чтобы предоставлять равные возможности оценивания для всех обучающихся. Критериальное оценивание нацелено на поддержку работы учителя в классе и предназначено для того, чтобы положительно влиять на его деятельность. Результаты позволят учителю проводить рефлексию своего преподавания и помогут планировать дальнейшую деятельность.

Через организацию непрерывного формативного оценивания учащиеся учатся позиционировать себя «создателями» собственного обучения. Процесс формативного оценивания начинается с определения и представления обучающимся целей обучения и критериев оценивания. На следующем этапе создается среда для обсуждения и деятельности, которая поможет выявить доказательства того, на каком уровне обучающийся понял материал. Все обучающиеся должны быть вовлечены в процесс оценивания в качестве взаимообучающего, информирующего источника, дающего конструктивную обратную связь.

Часто причиной отсутствия школьной мотивации является то, что ребенок не находит никакой связи между учебой и своими интересами и целями. Поэтому формирование мотивации продолжается и во внеурочной деятельности. Для этого необходимо
принимать своих учеников независимо от их учебных успехов;
постоянно подчеркивать, что отношения в классе определяются не только успеваемостью, но и добрыми делами;
изучать круг интересов ребят;
выяснять, чем может быть интересен каждый учащийся для одноклассников;
вовлекать учащихся и родителей в подготовку творческих работ, проектов и презентаций;
помогать ребенку находить связи между учебой в школе и его интересами.

Результата в любых начинаниях можно достичь благодаря двум факторам – вере и действию. По- этому верьте в свои силы и действуйте, и все у вас получится!

Литература:

1. «Руководство для учителя» по курсу «Образовательная программа курсов повышения квалификации педагогических кадров по предметам начальных классов в школах с русским языком обучения в рамках обновления содержания среднего образования Республики Казахстан», второе издание, Центр педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы». – Астана, 2015.

2. «Руководство по критериальному оцениванию для учителей общеобразовательных школ», Министерство образования и науки Республики Казахстан, Национальная академия образования имени Ы. Алтынсарина, АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», – Астана, 2016.

3. абинцева И.Н. Прогнозирование как фактор стимулирования творческой активности младших школьников на уроках литературного чтения // Начальная школа, 2010, № 2.

44. Бухаркина К.Л., Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: «Академия», 2001.

5. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителей. – М.: «Просвещение», 1983.

 

 

 

 

 

 
 

Тема номера









 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10