электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Актуальная проблема:

Тема номера

   

Архив статей 2016 г.

 

Социокультурный подход к билингвальному образованию

№ 8 (159) октябрь 2016г.

Е.Ю. ПОГОЖЕВА, старший преподаватель, магистр педагогики и психологии ФАО НЦПК «Өрлеу», г. Павлодар


В современной педагогике исследуют новый тип образования для взрослых – «информальное образование», под ним понимают «формы обучения, которые являются целенаправленными, но не институционализированными. Они менее организованные и структурированные, чем формальное образование. Информальное обучение может включать учебную деятельность в семье, на рабочем месте, по месту жительства и в повседневной жизни, и направленность его определяется самостоятельно, семьей или социумом» [1, с. 84].

Исследователи считают, что рассмотрение обучения второму языку взрослых с позиций информального обучения связано с получением информации по таким вопросам, как социокультурная среда и речевая культура; лингводидактика и речевая культура; методика обучения взрослых и речевая культура; 4) коммуникативно-информационные технологии и речевая культура [2]. Для того чтобы реальный процесс обучения мог функционировать, необходимо выполнить ряд педагогических условий билингвального образования:
1) установить основание для взаимодействия двух изучаемых языков;
2) осуществить последовательное социокультурное развитие обучающихся;
3) разработать учебно-методической комплекс по изучению иностранного языка на межпредметной основе;
4) использовать интернет-ресурсы как естественную поликультурную среду и как инструмент моделирования реальных ситуаций межкультурного общения.

Выделенные социальные факторы и педагогические условия определяют за- дачи моделирования методической системы обучения языку, направленной на социальное развитие обучающихся. Поэтому коммуникативная компетенция обучающихся должна включать социальную составляющуюся, которая, с одной стороны, формирует адекватное взаимодействие обучающихся с различными собеседниками, а с другой – способствует приобретению личностью социальнозначимых качеств и ценностей. Поэтому, наряду с имеющимися, процесс обучения, развивающий социальные качества личности, основывается на пяти принципах:
1) принцип социально-развивающей ценности содержания обучения;
2) принцип организации процесса овладения языком как процесса активного социального взаимодействия обучающихся;
3) принцип приоритета приемов, способствующих расширению опыта обучающихся в решении социально и личностно значимых проблем средствами языка;
4) принцип сочетания педагогического управления и самостоятельности обучающихся в формировании ценностных ориентаций и социально значимых качеств личности;
5) принцип вариативности условий социального взаимодействия как фактор личностного развития обучающихся [3, с. 8].

В соответствии с указанными принципами в структуре содержания обучения можно выделить следующие компоненты методической системы, ориентированные на социальное развитие обучающихся в ходе овладения языками.

1. В состав социально развивающего обучения отбираются такие социальные и культурные знания, как знания
1) стереотипов речевого и неречевого поведения;
2) различных моделей социального поведения людей в родной и изучаемой культуре;
3) факторов, способных помешать общению людей, и способов преодоления возникающих социально-коммуникативных барьеров.

2. Система социально-коммуникативных умений, опыт творческой деятельности представлен умениями коммуникативного взаимодействия, к которым относятся умение ориентироваться в ситуациях окружающей жизни, выбирать приемлемый стиль общения в соответствии с изменяющейся ситуацией, поведением партнеров, социокультурной спецификой страны, оценивать жизненные ситуации с позиций норм нравственности, проводить определенные принципы в человеческих отношениях, поддерживать эмоциональный и коммуникативный контакт с собеседником, принимать решения, предвидеть результаты и нести за них ответственность, преодолевать трудности в ситуациях общения, рефлексировать по поводу нового опыта [5].

3. Для организации общения используют не- сколько приемов развития критического мышления. Приведем их примеры.

Одному из участников группы заранее выдают текст с информацией, по которой он готовится к выступлению. Обычно это – одна часть из общей темы, которая является новой и неожиданной для других участников группы и служит основой для проведения дискуссии.

Разыгрывание ситуаций общения, где нужно проявить умение общаться в реальной ситуации. Возможными ситуациями обучения межкультурному общению являются девять типичных ситуаций общения: транспорт, посещение магазина, посещение музея, выставок, театров, библиотека, моя специальность, прием гостей, пресса.

4. Предметно-содержательной стороной общения служат сферы, темы, ситуации общения, роли. Сферы общения (термин В.Л. Скалкина) рассматриваются как социально-коммуникативные образования, некий контекст практического использования языка. В рамках социально-бытовой, учебно-трудовой, социально-культурной сфер вычленяется определенная совокупность тем, составляющих предмет обсуждения в соответствующих ситуациях социально-коммуникативного взаимодействия. Например, формат клубного объединения позволяет выбрать материал и составить программу в зависимости от реальных нужд обучающихся и создать неформальную обстановку общения.

Учебно-речевая ситуация формулируется так, что в ходе общения обучающиеся расширяют свой социальный опыт, ориентируясь на общечеловеческие нравственные нормы, сознают принадлежность к определенной социокультурной общности.

Вместе с тем, учебно-речевые ситуации в составе содержания обучения должны быть доступны обучающимся и соответствовать характеру их потребностей и мотивов, жизненному опыту и опыту действия в подобных обстоятельствах на родном языке. Поэтому роли как форма общественного поведения человека, обусловленная его положением в некоторой социальной группе и в некоторой ситуации общения, отбирают с учетом содержавшегося в них социально-развивающего потенциала в соответствии с потребностями обучаемых. Например, роли лидеров, успешных людей и др.

5. Система отношений и качеств личности приобретается через эмоционально-ценностный опыт. Такой опыт включает систему норм и отношений к миру, к действительности, к людям. Для его формирования требуется объединение потребностей, мотивов и эмоций со знаниями, умениями и творческими способностями. Особое значение имеет отношение личности к себе как субъекту учебного процесса, позитивное отношение к миру, к партнерам по общению, а также совокупность личностных качеств обучающихся. Поэтому структура урока состоит из четырех блоков:
1) блок мотивации деятельности;
2) блок активизации познавательной деятельности;
3) блок специальной подготовки;
4) коммуникативно-информационный блок.

Кроме того, в программу включена диагностика уровней развития коммуникативной компетенции в начале и конце обучения.

Цель первого блока – создание благоприятной психологической атмосферы, снижение усталости, повышение уровня внимания, установление контакта в группе. Реализация данной цели достигается в процессе выполнения четырех групп упражнений: упражнения, формирующие уважительные отношения; упражнения на сплочение, упражнения на слушание и понимание партнера: коммуникативные упражнения. Приведем примеры упражнений, которые используются нами для установления эмоционального контакта:
1. Комплимент: Посмотри на своего партнера и скажи, как он выглядит…
2. Комплимент-похвала: Скажи своему партнеру, что у него хорошо получается.
3. Поделись хорошим событием: Расскажи своему партнеру об интересном событии.
4. Интонация и настроение: На карточках нарисованы разные эмоциональные состояния, слушателям надо правильно выразить эти состояния.
5. Цепочка: Первый участник цепочки высказывает какое-то предположение, которое поочередно продолжают следующие участники.

Цель второго блока – активизировать познавательную деятельность путем чередования разных форм работы: фронтальной, групповой, работы в паре, индивидуальной самостоятельной работы. Обучающиеся быстрее сосредоточиваются на работе, если используется работа в паре или работа втроем. Для комплектования пар можно использовать различные приемы:
1. Предметные категории: Времена года: зима, весна, лето, осень. Месяцы: зимние, весенние, осенние, летние. Время суток: утро, день, вечер, ночь, сумерки. Овощи: помидор, огурец, баклажан. Фрукты: яблоко, апельсин, ананас.
2. Часть-целое: Части картины, фотографии, предложения.
3. Краски: Белое-черное, желтое-зеленое и т.п.
4. Форма: Круг, квадрат, прямоугольник, эллипс, трапеция и др.

Цель третьего блока – языковая подготовка в процессе общения, которая строится с учетом моно- логической и диалогической речи, что позволяет развивать навыки диалогической речи. В процессе объяснении языковой темы мы используем беседы- сообщения, эвристические беседы и обобщающие беседы. В процессе закрепления знаний и формирования речевых умений предлагаем задания, которые передают ситуации повседневного общения (например, продукты питания, покупки в магазине, путешествия, поездки на транспорте, свободное время, посещение выставок, экскурсии и т.п.). Например,

1) Ситуативные диалоги: Прочитайте ситуацию и составьте диалог. Речевая тема: Знакомство, приветствие, приглашение, запрещение, просьба, удивление, обращение, совет, выражение желания, радости, удовольствия, извинение, поздравление, благодарность.

2) Тематичеcкие диалоги: обмен, съем квартиры; оформление туристической поездки, семья и друзья, в магазине, моя квартира, мой день, свободное время и др.

3) Развернутое монологическое высказывание: Составить рассказ-повествование о том, как про- водят свободное время. Самостоятельно придумать окончание путешествия.

4) Рассказ по аналогии: Если повествование ведется от имени автора, то надо пересказать его от первого лица.

5) Рассказ по картинке: Описать картинку, используя предложенные схемы предложений или схему нескольких предложений.

6) Составление текста по ключевым словам и картинке: Прослушайте ключевые слова. О чем будет идти речь? Составьте предложения, а затем текст.

7) Формулы речевого этикета: выражение сомнения, недовольства, согласия, несогласия, возмущения, утверждения, своего мнения, одобрения, принятые в стране изучаемого языка.

8) Письма по ситуации: официальные–дружеские письма; запрос, анкета, заявление о визе, заявление о приеме на работу, объяснительная и др.

Особенностью нашего обучения является то, что метод обучения может быть опосредованным, например, посредством фильмов, записей, интернета. В нашем эксперименте на аудиторных занятиях используют интернет-технологии (например, сайт www.hueber.de, www.ralf-kinas. de, www.kaleidos.de/ alltag), к социальным сетям «www.facebook.com», «www.google.de» обращаемся при подготовке, при написании писем, эссе.

Таким образом, учебный материал наполняется социальными, культурными, страноведческими, историческими контекстами и параллелями, в рамках которых происходит социально-коммуникативное взаимодействие обучающихся.

Литература

1. Пересмотр Международной классификации образования – Париж, Юнеско, 2011. – С. 84

2. Гальскова Н.Д. Ценности современного мира глобализации и межкультурное образование как ценность // Иностранные языки в школе. – 2011. – № 7. – С. 3 – 10.

3. Ариян М.Ф. Принципы социально развивающего обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. – 2010. – № 1. – С. 7-13.

4. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: Изучение, обучение, оценка. – М.: МГЛУ (русская версия), 2003.

 

 

 
 

Тема номера





 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10