электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Актуальная проблема:

Тема номера

   

Архив статей 2016 г.

 

TIMSS и обновление содержания естественно-математического образовании

№ 10 (161) декабрь 2016г.

Б.А. КАРТПАЕВ, главный аналитик Департамента международных сопоставительных исследований АО «Информационно- аналитический центр» МОН РК, г. Астана


В этом учебном году в школах Казахстана получило старт обновленное содержание образования. В немалой степени этому способствовал опыт участия нашей страны в международных исследованиях образовательных достижений школьников TIMSS,PISA, PIRLS.

Признанная международным педагогическим сообществом программа Trendsin International Mathematics and Science Study (TIMSS) оценивает уровень математической и естественно-научной подготовки учащихся 4-х и 8-х классов. Казахстан принял участие в трех циклах TIMSS.

Итоги участия в TIMSS-2007 и 2011 показали, что результаты казахстанской школы рассматривались не с позиций государственных стандартов, по которым работают наши школы, а в соответствии с международными приоритетами в образовании. В международные тесты TIMSS включаются в основном те вопросы, которые являются общими для большинства стран-участниц, что свидетельствует об общепринятой важности их изучения. Также в них содержатся вопросы, которые изучаются не в каждой стране в исследуемых классах, но владение которыми актуально для современного общества. К примеру, в TIMSS-2011 из предложенных 175 заданий 33% (58) по математике и 23% (40) из 172 естественно-научных тестов для учащихся 4-х классов не соответствовали учебной программе начальной школы Казахстана. Именно эти тесты и вызвали затруднения при решении у наших четвероклассников.

По мнению международных экспертов, действующая программа средней школы Казахстана является чрезмерно обширной. Она имеет академический и преимущественно теоретический характер, не способствует развитию навыков мышления высокого уровня. В своих рекомендациях Министерству образования и науки Республики Казахстан они предлагали в большей мере предусмотреть развитие практического применения знаний.

С учетом этого приоритетным направлением обновленного содержания является формирование готовности учащихся к практическому применению имеющихся знаний. Обновлены учебные программы и планы по предметам начальной школы, разработаны рекомендации по оцениванию учебных достижений учащихся.

Сегодня каждого педагога интересуют такие вопросы, как:
– в чем разница обновленного содержания образования от предыдущего?
– изменятся ли подходы к организации образовательного процесса в школе?
– в каком направлении и как должен готовиться учитель к обновленному содержанию образования?

Меня интересовало, насколько обновления коснутся начального уровня образования. А именно: будут ли иметь место в учебных программах младших школьников те темы, которые включает международное исследование TIMSS в содержание тестов для четвероклассников?

Сопоставление действующей и обновленной учебных программ начальной школы показало, что в новом содержании нашли отражение темы TIMSS, особенно в естественно-научной части. Стоит отметить, что одной из целей государственного общеобязательного стандарта образования является интеграция предметов и проектно-исследовательская деятельность. Так, изменено содержание предмета «Познание мира» – вводного курса общественно-гуманитарных наук; введен новый предмет «Естествознание» (1-4 кл.). Учебная программа «Естествознание» для младших школьников призвана заложить основы для изучения таких предметов, как «Физика», «Биология», «Химия», «География» в основной школе. А тесты международного экзамена TIMSS как раз и включают темы из разделов данных предметов.

Содержание нового предмета организовано по 5 раз- делам обучения. Эти разделы разбиты на подразделы, которые содержат в себе цели обучения по классам в виде ожидаемых результатов: навыки или умения, знания или понимания.

 

К примеру, раздел 5 «Физика природы» включает в себя такие темы, с которыми по действующей программе школьники знакомились лишь в 7 классе при изучении физики. К тому же цели обучения данного раздела заслуживают особого внимания учителя начальных классов. Так, уже в первом классе ученики должны исследовать различные траектории движения тел и показывать их в виде рисунка, или различать естественные и искусственные источники света и звука. А в 3-4 классах должны представлять простые электрические цепи в виде схем с указанием их элементов, наблюдать и прогнозировать силу Архимеда, действующую на различные предметы в воде, исследовать теплопроводность различных материалов и объяснять такие свойства света, как отражение и поглощение. В целом, и в других разделах естествознания также нашли отражение темы TIMSS.

Ряд преобразований проведен и в учебной программе математики начальной школы. Содержание предмета приведено в следующей таблице:

Изучая тему «Элементы геометрии», уже в первом классе школьники должны различать плоские фигуры (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник) и пространственные фигуры (куб, шар, цилиндр, конус, пирамида) и соотносить их с предметами окружающего мира. В четвертом классе – дополнять построение плоских фигур относительно оси симметрии; находить величину угла, изготавливать развертку пространственной геометрической фигуры (пирамида, цилиндр, конус) и собирать ее модель.

Подтверждением этому является сравнение заданий нового и прежнего учебников математики 1 класса. Нынешние первоклассники в отличие от предыдущих не только узнают о кубе, цилиндре, конусе и других пространственных фигурах, но и научатся решать задания следующего типа:

В TIMSS-2011 казахстанские четвероклассники показали невысокие результаты при выполнении подобных заданий. Так, процент выполнения следующей геометрической задачи составил 40 %, японскими – 80 %, корейскими – 75 %.

Низкие результаты выполнения таких заданий способствовали включению данных тем в учебные программы начальной школы Казахстана.

Таким образом, получение доступа к международному инструментарию TIMSS послужило одним из факторов обновления содержания математического и енно-научного образования начальной школы. Изучение и освоение новых тем и разделов, несомненно, окажет влияние на эффективность качества казахстанского образования.

По завеПо завершении начальной школы у школьников будут сформированы как первоначальные знания по предметным областям, так и навыки исследовательской деятельности. Кроме того, организация обучения в контексте «сквозных» тем позволяет интегрировать знания из разных предметных областей. Новое содержание способствует умению работать с информацией и выражать свою точку зрения, развитию наблюдательности и любознательности. Таким образом, уже в начальной школе закладываются основы формирования функциональной грамотности

 

 

 

 
 

Тема номера









 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10