электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Актуальная проблема:

Тема номера

   

Архив статей 2017 г.

 

Формирование политической культуры школьников в условиях обновления образования

№ 1 (162) январь 2017г.

Г.К. ТАЖМАКИНА, ст. преподаватель кафедры психолого- педагогического сопровождения педагогического процесса АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПК по Костанайской области, канд.политических наук


Принцип светского государства является одним из краеугольных правовых, философских, социальных норм и занимает особое место и в конституционно-правовой науке в виде одной из основ конституционного строя государства.


В соответствии со статьей 1 Конституции страны Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. В этом аспекте светскость в Казахстане представляет собой конституционную и правовую характеристику государства, означающую отделение власти от религии, утверждение разграничения сфер их деятельности. Казахстан – светское государство, которое будет обеспечивать гражданам свободу веры и совести, но в то же время намерено жестко противостоять попыткам навязывать обществу какие-либо нормы, идущие вразрез с нашими традициями и законодательством. Главной характеристикой государственно-конфессиональных отношений является отсутствие в Казахстане какой-либо официальной или обязательной религии. Что означает – наша страна признает и обеспечивает свободу совести и вероисповедания, граждане вправе самостоятельно и без принуждения определять свое вероисповедание либо вовсе не ассоциировать себя с той или иной религией и жить, не обращаясь к религиозным институтам.

Такой подход к организации взаимоотношения государства и религии наиболее отвечает цели гармоничного развития современного многонационального и поликонфессионального Казахстана, создающего условия для культурного и мировоззренческого многообразия и плюрализма в стране. Казахстан как государство с уважением относится ко всем мировым религиям, учитывает их общечеловеческую и гуманистическую направленность. В этом контексте светскость – это один из основополагающих принципов построения и функционирования современного правового государства в Казахстане, в котором все государственно-конфессиональные отношения строятся на букве светского закона. Конституция страны гарантирует каждому человеку свободу совести и вероисповедания, а также запрещает любые формы дискриминации по конфессиональному признаку.

Необходимо подчеркнуть, что в Казахстане государственная система образования и воспитания также носит сугубо светский характер и строго отделена от системы религиозного образования. Светскость в данном случае означает, что в системе образования запрещено формировать у молодежи то или иное отношение к религии, но право воспитывать уважительное, толерантное отношение к религии в целом, и к какой –либо одной из них в частности, остается за школой, за учителем, который будет вести новый предмет «Светскость и основы религиоведения», со- гласно приказу МОН, с 1 сентября текущего учебного года.

Введение нового предмета направлено на организацию взвешенной просветительской работы со школьниками по вопросам религии и формирование у них знаний и иммунитета к деструктивной религиозно-окрашенной идеологии, нацелено на приобретение школьниками научных познаний о существующих религиозных верованиях и принципах светскости государства, но это ни в коем случае не предполагает пропаганду или преподавание какой-либо религии. Усиление религиозного экстремизма во многих частях света и особенно в азиатской части Евразии заставляет Казахстан более внимательно отнестись к этому явлению, существует определенная опасность, что процесс конфессиональной дестабилизации в конце концов может проявиться и у нас. Возможность проявления религиозного экстремизма в Казахстане давно уже вышла из разряда мифических угроз нашей национальной и государственной безопасности как светского государства, поэтому воспитание политической культуры школьников – это и методы превентивной политики его предотвращения.

Сегодня ведется работа по совершенствованию содержания предмета в части разъяснения принципов светскости государства и традиционных ценностей казахстанского общества. Это требует подготовки более системной и полной программы курсов повышения квалификации преподавателей. Сложность и динамика современного общества требуют от школьников нестандартного мышления, умений и навыков адекватной оценки политических процессов и разнообразной, насыщенной информации. Для того чтобы молодежь могла жить и трудиться в современной социально-политической ситуации, у них должны быть развиты такие качества, как самостоятельность, коммуникативность, способность организовывать свое социально-политическое поведение, должна быть сформирована высокая гражданская и национально-государственная позиция. Политическая культура как элемент воспитания в школе отвечает этим требованиям и условиям социализации личности школьника.

Воспитание политической культуры школьников обусловлено целевыми установками государственной политики в области образования и воспитания, направленного на формирование разносторонне развитой, нравственно-зрелой, творческой личности ребенка. В качестве одной из основных составляющих воспитания рассматривается гражданское и патриотическое воспитание, направленное на формирование активной гражданской позиции, патриотизма, правовой, политической и информационной культуры школьника, что заложено в национальной программе «Мәңгілік Ел».

Политическая культура – одна из основных форм проявления общественного сознания в виде конкретных мировоззренческих ценностей, оказывающих влияние на социальный выбор личности, зависящей от степени понимания ею процессов, происходящих в обществе и государстве. Формирование политической культуры учащихся – это целенаправленный процесс обучения и воспитания, включающий в себя освоение ими политического опыта, выработанного человечеством, развитие соответствующего нормам современного демократического общества политического сознания и подготовку к адекватному политической реальности поведению. В этом и заключается высокая миссия общенациональной объединительной идеи «Мәңгілік Ел».

Роль учителя в формировании понятия «светскость» через воспитание политической культуры не знает границ. Политическая куль- тура школьника –это знание истории, культуры своего родного края и Казахстана, это умение анализировать и оценивать общественно-политическую ситуацию, формирование уважения к Законам Республики Казахстан, понимание сущности правового государства.

Современная школа – это основа якорных принципов Концепции укрепления и развития казахстанской идентичности и единства, утвержденной в декабре 2015 года Указом Президента Республики Казахстана, которые сформулированы как «Единство в многообразии», «Одна страна – одна судьба». Перед современной обновленной казахстанской школой стоит задача поддерживать стремление молодых граждан к политическому осмыслению социальных процессов, активному непосредственному участию в них.

Возможность заложить незыблемые основы межнационального единства и межрелигиозного уважения через воспитание политической культуры в школе высока: это центр формирования социально-политической зрелости юного гражданина, которая развивается через разнообразные коммуникации, участие в социально значимых делах на благо людей. Детские структуры органично вплетены в воспитательную систему в форме самодеятельных организаций, общественных клубов, координационных советов. Многообразие детских и молодежных общественных объединений выступает индикатором политической активности учащейся молодежи. Динамика идеологических процессов в обществе и государстве обусловливает необходимость формирования у школьников зрелой гражданской позиции, лидерских навыков, социально ответственного поведения. В этой связи приоритетной задачей социального развития в условиях детских и молодежных общественных объединений и организаций является формирование политической культуры личности.

Общенациональная идея «Мәңгілік Ел» по формированию нового духовно-нравственного поколения предполагает новые подходы к пониманию школьниками современной социально- политической ситуации, где решающее значение имеет способность принимать ответственные решения, разработать современные подходы к формированию потребности в созидательной деятельности на благо личности, общества, привитие трудолюбия, ответственности. Современное казахстанское общество стремительно входит в информационную цивилизацию. В этом качественно новом жизненном пространстве учитель и ученик должны уметь не только продуктивно реализовать свои таланты и способности через многообразие ресурсов, но и адекватно понимать внешний и внутренний мир людей, самого себя как части сложного, противоречивого и взаимозависимого мира. В этой связи национальная идея «Мәңгілк Ел» выступает реальным способом системной трансформации человека, общества, государства. Поэтому ожидаемо, что новый предмет «Светскость и основы религиоведения» заложит нравственные основы будущего гражданина Казахстана, толерантного к современному религиозному многообразию страны и мира, межнациональным и историческим вызовам времени. Обновленная современная школа – это атмосфера подлинной демократии, равноправия, равенства возможностей, уважение достоинства и права выбора на основе личной ответственности. Именно в этом заключаются формирование базовых ценностей школьников, остро осознающих необходимость не только жизненного успеха, но и социальной справедливости реального мира по отношению к каждому из них.

Сформировать твердые убеждения у школьников, что светскость – это стабильность межэтнических отношений, расширение зон согласия и доверия между народами при помощи Ассамблеи народа Казахстана и национально-культурных центров.

Современная идеология образовательного учреждения призвана обеспечить формирование нового поколения казахстанцев как субъектов волеизъявления и правоответственности. Предлагаемые инновационные формы работы раскрывают ценные методики политического воспитания.

Принцип светскости в образовании подразумевает соблюдение равновесия между правами на свободное религиозное самовыражение, право на образование в соответствии с семейными традициями и право на свободу совести и убеждений.

Генерация новаторских идей по воспитанию политической культуры старшеклассников осуществляется на курсах повышения квалификации педагогических работников как методологическом полигоне конструктивных идей, связанных с модернизацией учебно-воспитательного процесса на основе моделирования педагогической деятельности.

Литература

1. Конституция Республики Казахстан 30 августа 1995 г. [Электрон. ресурс] Режим доступа: http: //online. zakon. kz/Document/?doc_ id=1005029

2. Государственная программа развития образования на 2016-2019 годы. [Электрон. ресурс] Режим доступа: http: //adilet. zan. kz/rus/ docs/U1600000205

3. Концепция укрепления и развития казахстанской идентичности и единства, утвержденной в декабре 2015 года Указом Президента Республики. [Электрон. ресурс] Режим доступа: hhttp://adilet.zan.kz/rus/docs/U1500000147

 

 
 

Тема номера








 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10