электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Актуальная проблема:

Тема номера

   

Архив статей 2017 г.

 

«Светскость и основы религиоведения» в современной школе: проблемы и пути решения

№ 1 (162) январь 2017г.

С.С. УАЛИЕВ, ст.преподаватель кафедры МПЕН(Г) АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Акмолинской области»


За последние 20-25 лет в Казахстане произошла резкая смена мировоззренческих взглядов населения. Значительная часть граждан страны стала относить себя к числу верующих. Однако, за этим самоопределением далеко не всегда стоит действительно пробудившаяся глубокая религиозная вера, чаще всего это дань этническим традициям, которые в немалой степени базируются на религиозных устоях.

Религиозный ренессанс не всегда имел положительные последствия. Крушение прежних идеалов, деформация нравственно-этических норм подтолкнули людей к поиску смысла жизни. На волне роста религиозного самосознания населения наблюдалась активизация деятельности не- традиционных религиозных движений. Сами по себе они не несут опасности для общества, если их функционирование не вступает в противоречие с законами государства.

С самого начала обретения независимости наша страна позиционировала себя светским обществом, что четко было прописано в Законе РК «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» (1992). Окончательно закрепило законодательную базу государственно-конфессиональных отношений принятие в 2011 году Закона РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях». Понятие «светское государство» иногда ошибочно понимается как «атеистическое государство». Эти два понятия не тождественны. Первое подразумевает при- мат государственного права над религиозным при разрешении вопросов публично-правовой и гражданской сфер, при этом свобода совести и вероисповедания являются частным делом граждан. Второе означает введение запрети- тельных мер для религиозной деятельности, религиозного мировоззрения. Примером могут служить бывший СССР и страны социалистического лагеря (за исключением некоторых из них). Введение в 2009 году в школах республики факультативного курса «Основы религиоведения» демонстрирует тот факт, что государство и общество уделяют большое внимание вопросам формирования мировоззрения, воспитания нравственно-этических основ у школьников. Религиоведческое просвещение населения, в частности подрастающего поколения, является актуальным в силу ряда факторов. Не претендуя на полноту, остановимся на них.

Во-первых, казахстанское общество – поликонфессионально. Наряду с традиционными религиями – исламом ханафитского мазхаба и православием – в стране десятки тысяч последователей католицизма, активную прозелитскую деятельность осуществляют различные нетрадиционные религиозные течения.

Во-вторых, уровень религиоведческой грамотности населения не всегда способствует правильному выбору в определении своей принадлежности к тому или иному религиозному культу (социальный опыт).

В-третьих, религиоведческое просвещение способствует преодолению религиозного или атеистического фанатизма (воспитание толерантности).

В-четвертых, оно обогащает ценностную систему и моральное самосознание людей категориями религиозного плана (нравственно-этическое воспитание).

За прошедшие годы были внесены дополнения в программу курса, в учебник с целью их совершенствования. Дальнейшая эволюция факультативного курса выразилась в переименовании и наполнении новым содержанием про- граммы и учебника в 2016 году. Сегодня курс называется «Светскость и основы религиоведения». В 2015-2016 учебном году программа и учебник прошли апробацию в школах четырех областей Казахстана. Светская школа не может и не должна стоять в стороне от повсеместно обострившегося интереса к религиозной теме. Вместе с тем необходимо помнить, что курс «Светскость и основы религиоведения» ориентирован на культурологическую передачу знаний ученикам, которая предполагает непредвзятый подход к освещению любого мировоззрения, на основе этого позволит воспитать у подрастающего поколения толерантное отношение к непонятным и «чужим» верованиям или взглядам на мир.

Проблема религиоведческого просвещения актуальна не только для нашей страны. В во- семнадцати из двадцати восьми стран ЕС религиозное образование является обязательным, в остальных – факультативным, имеющим в качестве альтернативы светскую этику. Курс религиоведения преподается в странах постсоветского пространства. Законодательство Казахстана по вопросам религии и образования в целом соответствует мировым стандартам в данной сфере, в первую очередь оно реализует целый ряд международных правовых конвенций, участником которых является наша страна. Среди основополагающих документов в этой сфере можно назвать Всеобщую декларацию прав человека, принятую ООН 10 декабря 1948 года, а также Декларацию о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений, принятую Генеральной Ассамблеей ООН 25 ноября 1981 г. Нормы, касающиеся взаимодействия государства, органов образования и религиозных объединений, получили свое закрепление в национальном законодательстве. Конституция провозглашает Республику Казахстан «светским, правовым и демократическим государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы» (статья 1). Право на свободу совести закреплено в статье 22 Основного закона. В статье 3 Закона Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 года в числе основных принципов государственной политики в области образования названы:
– светский, гуманистический и развивающий характер образования, приоритет гражданских ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
–– уважение прав и свобод человека.

Среди наиболее значимых духовно-нравственных качеств личности, которые могут быть сформированы с помощью религиоведения, отметим патриотизм, знание и уважение национальной культуры и наследия предков, прав и свобод личности, семейных ценностей, религиозная и мировоззренческая толерантность, владение навыками межкультурного и межконфессионального диалога, способность к осознанному мировоззренческому выбору.

Религия – удивительно богатый, мозаичный феномен культуры, а ее история уже сама по себе – познавательный и красочный пласт общей истории человечества. Проявление интереса к предмету со стороны учеников во многом зависит от личности учителя. Каким должно быть преподавание курса? Методические рекомендации к организации учебного процесса изложены в инструктивно-методическом письме «Об особенностях организации образовательного процесса в общеобразовательных школах Республики Казахстан в 2016-2017 учебном году».

Остановимся на трудностях, с которыми сталкивается учитель религиоведения. Велик соблазн увлечься описанием отдельных экзотических моментов истории религии и культа, внешне привлекательных, но в сущности малозначительных в культурологическом плане. Уважения и защиты требуют не только религиозные чувства верующих школьников, но чувства их нерелигиозных сверстников. Трудность, точнее противоречие заключается в том, что в изложении вопросов религиоведения и истории религий сам учитель должен быть свободен от диктата мировоззренческих (материалистических или религиозных) пристрастий, а тем более от возможных конфессиональных предпочтений. Содержание материала следует излагать беспристрастно, объективно и в полном объеме, а не путем отбора отдельно взятых фактов, которые можно трактовать по-разному. Важно рассказывать о реальном вкладе религий в сокровищницу общечеловеческих ценностей.

Светская школа призвана формировать у учащихся морально-психологические установки толерантности, столь необходимые в демократическом обществе, где плюрализм мировоззрений – главное условие диалога и сотрудничества свободных личностей. Мировоззренческая нейтральность педагога является примером толерантности для учащихся. Настоящий педагог отчетливо осознает и контролирует направленность собственных убеждений. Он намеренно упреждает возможные конфликты среди учащихся на религиозной почве. Каждый школьник нуждается в выработке собственного мировоззрения. Религия находится у истоков многих современных институтов, традиций, норм и ценностей. Она и поныне выступает составной частью мировой и этнической культуры. Без знаний по истории религий и об их реальном вкладе в культуру человек необразован и «недовоспитан» как гармоничная личность. Ему недоступно многое из наследия предков и реалий современности, пронизанных «религиозным фактором», сплетенных с культовой жизнью. Ему практически непонятны многие смыслы слов, огромное число произведений фольклора, литературы и искусства, связанных с религиозными идеями и сюжетами.

Без знаний о религии невозможно и осознанное мировоззренческое самоопределение. Знания о религии необходимы для поддержания взаимопонимания и гражданского сотрудничества между верующими и неверующими согражданами, для внедрения установок уважительного, толерантного отношения между приверженцами разных конфессий. Взаимопонимание, гражданское сотрудничество, толерантность – основные, на наш взгляд, показатели воспитанности индивида, независимо от того, придерживается ли он установок религиозной веры либо религиозного свободомыслия. Без возрождения на серьезном уровне религиоведческой культуры человеку трудно находить путь к реальному религиозному опыту, выходить на глубинные вопросы, связанные с поиском смысла своей жизни, смысла происходящего вокруг.

 

 

 
 

Тема номера








 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10