электронная версия
ISSN 1829-5351
Республика Казахстан

Образование не имеет точки насыщения


 Актуальная проблема:

Тема номера

   

Архив статей 2017 г.

 

Что такое «экстремизм»: определение понятия, разновидности

№ 1 (162) январь 2017г.

Ш.С. РЫСБЕКОВА, д.филос.н., проф. кафедры религиоведения и культурологии КазНУ им. аль-Фараби.
З.Н. ИСМАГАМБЕТОВА, д.филос.н., проф. кафедры религиоведения и культурологии КазНУ им. аль-Фараби, г. Алматы


Точное определение понятия «экстремизм» дает возможность выявить наиболее характерные черты данного феномена, признаки проявления и возможность выбрать наиболее эффективный путь профилактики экстремизма. «Для успешной борьбы с экстремизмом особенно важным исследователи считают концептуальное осмысление этого феномена: его разновидностей, перспектив развития, адекватности антиэкстремистских действий, различий в масштабах, содержании, мотивации проявлений; а также в необходимости давать профессиональную экспертную оценку принимаемых решений на антиэкстремистский эффект» [1].

В Толковом словаре Ожегова дана следующая формулировка экстремизма: «Экстремизм (франц. extremisme, от лат. extremus – крайний) – приверженность к крайним взглядам и мерам» [2].

«Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» от 15 июня 2001 г., подписанная Казахстаном, Россией, Кита- ем, Киргизией, Таджикистаном, Узбекистаном, в п. 3 ч. 1 ст. 1. дает такое определение: «Экстремизм – какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них, и преследуемые в уголовном порядке в соответствии с национальным законодательством Сторон» [3].

Статья 1 Закона Республики Казахстан «О противодействии экстремизму» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 07.11.2014 г.) рассматривает экстремизм – организацию и (или) совершение

– физическим и (или) юридическим лицом, объединением физических и (или) юридических лиц действий от имени организаций, признанных в установленном порядке экстремистскими;

– физическим и (или) юридическим лицом, объединением физических и (или) юридических лиц действий, преследующих следующие экстремистские цели:

– насильственное изменение конституционного строя, нарушение суверенитета Республики Казахстан, целостности, неприкосновенности и неотчуждаемости ее территории, подрыв национальной безопасности и обороноспособности государства, насильственный захват власти или насильственное удержание власти, создание, руководство и участие в незаконном военизированном формировании, организация вооруженного мятежа и участие в нем, разжигание социальной, сословной розни (политический экстремизм);

– разжигание расовой, национальной и родовой розни, в том числе связанной с насилием или призывами к насилию (национальный экстремизм);

– разжигание религиозной вражды или розни, в том числе связанной с насилием или призывами к насилию, а также применение любой религиозной практики, вызывающей угрозу безопасности жизни, здоровью, нравственности или правам и свободам граждан (религиозный экстремизм) [4].

Экстремизм акцентирует внимание в основном на методах и средствах противостояния, а радикализм обращается чаще всего к идеологии. Поэтому при оценке радикализма учитывают идейную направленность, а при экстремизме оценивают степень крайности методов реализации таких стремлений.

Существуют различные классификации экстремизма.

1. Международный (осуществление военных операций, боевых действий против другого государства и его религии).
2. Государственный (направлен на устрашение населения страны).
3. Политический (направленный на уничтожение существующего государственного строя и установление своей версии).
4. Религиозный (проявляется в нетерпимости к другим представителям конфессии или в жестоком противоборстве внутри одной конфессии).
5. Националистический (защита «своей нации», прав, интересов, культуры, языка и т.д., с отвержением подобного для других) и другие формы экстремизма [5].

Итак, употребление термина «религиозный экстремизм» не совсем корректно, так как ни одна существующая религия (буддизм, христианство, ислам) не содержит экстремистскую религиозную идеологию ни в содержании своей догматики, ни в обрядности, ни в ритуалах. В эпоху глобализации религия используется в решении многих межгосударственных проблем. «Терроризм является не производной столкновения цивилизаций, а производной сталкивания цивилизаций (и их проявлений в этническом и религиозном)». То есть идет спекуляция и игра на этническом и религиозном, на наиболее чувствительных элементах этого международного феномена [6]. Сегодня правильней отметить, что источником экстремизма и терроризма является не бедность, а богатство.

«Религиозный экстремизм» имеет сложную структуру. Данный феномен включает идеологию, чувства, поведение, организации, под религиозной окраской скрывающие свою истинную сущность. К аспектам экстремистской религиозной идеологии относят: 1) акцентуацию отношений с иноверцами и еретиками, актуализацию религиозной нетерпимости; 2) формирование образа врага истинной веры; 3) религиозную санкцию агрессии против врагов истинной веры; 4) акцентуацию социального содержания религии в форме религиозного идеала праведной жизни и праведного общества; 5) дихотомическую прямолинейную поляризацию мира [7].

Поэтому в рассуждениях о возможности религиозного экстремизма нашли свое обоснование прямо противоположные позиции:

– религиозный экстремизм как таковой принципиально невозможен в силу морально-нравственного характера религии как социального явления;

– всякая религия при определенных условиях экстремального характера порождает религиозный экстремизм [8].

Приложение 1.

Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Республике Казахстан.

I. На основании решения Верховного Суда РК от 15 октября 2004 года:
1. «Аль-Каида»
2. «Исламское движение Восточного Туркестана»
3. «Исламское движение Узбекистана» 4. «Курдский Народный конгресс»

II. Согласно решению Верховного Суда от 15 марта 2005 года:
5. «Асбат аль-Ансар»
6. «Братья мусульмане»
7. «Движение Талибан»
8. «Боз гурд»
9. «Жамаат моджахедов Центральной Азии»
10. «Лашкаре Тайба»
11. «Общество социальных реформ»

III. Решением суда г. Астаны от 28 марта 2005 года:
12. Организация «Хизбут – Тахрир»

IV. Решением суда г. Астаны от 17 ноября 2006 года:
13. «АУМ Синреке»
14. «Организация освобождения Восточного Туркестана».

V. Решением суда г. Астана от 5 марта 2008 года:
15. «Исламская партия Туркестана».

VI. Решением суда г. Атырау от 25 ноября 2011 года:
16. «Джунд-аль-Халифат»

VII. Решением специализированного межрайонного экономического суда Восточно-Казахстанской области от 7 июня 2012 года:
17. РОО «Сенім. Білім. Өмір»

VIII. Решением Сарыаркинского районного суда г. Астаны от 26 февраля 2013 года:
18. «Таблиги джамагат»

IX. Решением Сарыаркинского районного суда г. Астаны от 18 августа 2014 года.
19. «Ат-такфируаль-хиджра»

X. Решением Есильского районного суда г. Астаны от 15 октября 2015 года.
20. «Исламское государство»
21. «Фронт ан-Нусра»

Приложение 2.

Список оккультно-мистических организаций, деятельность которых запрещена на территории РК

1. Решением Специализированного межрайонного экономического суда г. Алматы от 22 декабря 2008 года и Специализированного экономического суда г. Астаны от 12 января 2009 года запрещена деятельность по распространению и пропаганде лечения людей по методу «Алля-Аят» Фархата Абдуллаева.

2. Решением Специализированного межрайонного экономического суда г. Алматы от 05 февраля 2009 года запрещена деятельность, в том числе через средства массовой информации по распространению и пропаганде деятельности, ТОО «Ата-жолы» и движения «Атажол» (Ак жол), подрывающего безопасность государства посредством нанесения вреда здоровью населения Казахстана. [9]

Список использованных источников

1. Абдулатипов Р.Г. Судьбы ислама в России: история и перспективы. – М.: Мысль, 2002.

2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М. 2000.

3. Карпец В.И. Энциклопедия: Экстремизм// интернет сайтhttp://www.varvar.ru/arhiv/slovo/ ekstremizm.html

4. Закон Республики Казахстан «О противодействии экстремизму» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 16.11.2015 г.) [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://adilet.zan.kz/rus/ docs/Z050000031_ Дата обращения 28.11.16 г.

5. Кузьмин А.В. Социально-культурная профилактика экстремизма в молодежной среде: монография / А.В. Кузьмин. – Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2011. – 350 с.

6. Этнические и религиозные корни терроризма. Экспертная встреча в рамках проекта «Терроризм в XXI веке: истоки и меры противодействия». [Электрон.ресурс]. Режим доступа: http://viperson.ru/articles/etnicheskiei- religioznye-korni

7. Магомедова Р.И. Краткий курс лекций по противодействию религиозно – политическому экстремизму: Учебное пособие для студентов вузов неисторических направлений. – Махачкала: ДГИНХ, 2013. – с.114.

8. Муминов А.И. Религиозный экстремизм как угроза современному обществу: социально- философский анализ. Тема диссертации и автореферата. Код специальности по ВАК 09.00.11 [Электрон.ресурс]. Режим доступа: http://www. dissercat.com/content/religioznyi-ekstremizmkak- ugroza-sovremennomu-obshchestvu-sotsialnofilosofskii- analiz

 

 

 
 

Тема номера





 

 
 

Журнал выходит 1 раз в месяц и распространяется по подписке в школах, лицеях и гимназиях
 
 
Копирование материалов
без ссылки на сайт
запрещено
 
 
 

 

E-mail: o.shkola@rambler.ru      

050035, г.Алматы, 8 м-н, д.4, кв.82, тел. 8(727)249-84-38, 8(727)290-92-10